Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — работа Риккерта (1904).




"ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ" — работа Риккерта (1904). По мысли Риккерта, исследователю истории не­обходимо учитывать ту особенность понятийных структур, согласно которой в любом понятии обяза­тельно отражается специфическая телеология. Так, формальные особенности целей, которые преследует познающий субъект, выстраивают два вида образова­ния понятий. Первому виду принадлежит генерализи­рующее образование, отвечающее духу естествозна­ния. Возникает оно из интереса разума фиксировать повторяющиеся явления и процессы, т.е. общие фено-

мены, хотя ничто на самом деле в точности не повторя­ется. В данном случае объекты превращаются в эк­земпляры общего родового понятия, причем в такие, которые взаимозаменяемы без ущерба в отошении со­держания этого общего понятия, несмотря на то, что объекты сами по себе никогда не могут быть равными. Интерес к окружающему миру проявляет себя и в слу­чае иного понимания действительности, когда в пред­мете выделяется нечто особенное, его отличительное качество. Данный вид образования понятий называется Риккертом индивидуализирующим, и он является сущ­ностью исторического познания. Не следует смешивать индивидуальность некоей вещи как предмета научной телеологии с индивидуальностью вещи самой по себе, поскольку данная индивидуальность (в той же мере, что и общее родовое понятие) есть не что иное, как продукт нашего понимания действительности. Цели, которые преследует историческая наука, требуют осо­бую форму научной обработки действительности. Та­ким образом, материал, данный в чувственности, мо­жет преобразовываться посредством двух различных способов его абстрагирования и логико-теоретической обработки. В свою очередь, две разновидности логиче­ской формы знания детерминируют появление двух альтернативных логик науки: логики естествознания и логики истории. Предмет генерализирующей логики соответствует предмету общей логики (в кантовском смысле), тогда как предмет индивидуализирующей — предмету логики трансцендентальной, вместе с тем ге­нерализирующая и индивидуализирующая логики но­сят сугубо описательный характер — отличаются не логическими законами (они признаются общими), а принципами соотнесения понятий. Отличие двух видов соотнесения понятий, как результат двух специфичес­ких рядов их образования, определяется, по мысли Риккерта, следующим логическим свойством. Истори­ческая наука дает не просто изображения индивидуаль­ного содержания своих предметов, а конструирует сис­тему скоординированных понятий с индивидуальным содержанием, где на любом уровне общности будет иметь место все та же единичность, но уже с большим единством ("общая" историческая связь и есть не что иное, как само историческое целое, а отнюдь не систе­ма общих понятий"). Структура исторического знания обусловлена стремлением понимать исторический предмет "как единое целое, в его единственности (Einmaligkeit)", т.е. и как единое, и как единичное. Еди­ничность целого обнаруживается потому, что в истори­ческом процессе причина, как и действие, индивиду­альна — в историческом развитии всегда появляется нечто новое. Именно поэтому, обобщая единичные со­бытия, мы получаем все же единичные понятия различ-

1151

ного уровня общности. В сравнении с содержанием своих частей понятие целого оказывается богаче содер­жанием. Но если в индивидуализируемых понятиях объем и содержание являются прямо пропорциональ­ными, то в генерализируемых понятиях, как мы по­мним из логики, они обратно пропорциональны друг другу. В логике естествознания общие понятия всегда беднее содержанием, чем подчиненные им экземпляры, поскольку в них устранена связь между содержанием объекта и нашим интересом к нему. При генерализиру­ющем понимании, чем более общее по объему понятие, тем слабее его связь с ценностью. В исторических же понятиях на всех уровнях сложности привлекается точ­ка зрения той или иной ценности. Однозначная привяз­ка к некоторой ценности и высвечивает, с точки зрения Риккерта, индивидуальность, неповторимость объекта в его понятийном отображении. Такая связь, делая объ­ект специфическим, полагает его в исторический гори­зонт. Через соотнесение с ценностями выявляются су­щественные и несущественные элементы чувственного мира, что протекает в соответствии с общим принци­пом расчленения действительности на объекты, обла­дающие ценностью или лишенные таковой. Так, части целого, которые не имеют особого значения для инди­видуальности данного целого, попросту игнорируются историком. Исторический материал, по Риккерту, рас­сматривается историком всегда выборочно. Любые ценности следует считать априорными, т.к. они заранее предполагаются в индивидуализировании объекта, т.е. именно они делают его исторический горизонт априор­но обусловленным. Посредством ценностей раскрыва­ется смысл истории. Идея "Ф.И." Риккерта об образо­вании понятий эксплицирует наиболее существенный аспект понимания понятийных структур.

А.Н. Шуман





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 175 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.