Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия жизни — направление в запад­но-европейской философской мысли, сложившееся в последней трети 19 В. В германии




ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — направление в запад­но-европейской философской мысли, сложившееся в последней трети 19 в. в Германии и получившее изве­стность, главным образом, в первой трети 20 в. Ф.Ж. утрачивает самостоятельное значение после Второй мировой войны в связи с утверждением философии эк­зистенциализма, которая дополнила основные принци­пы Ф.Ж. феноменологическим методом и акцентирова­ла внимание на ряде новых острых проблем современ­ной эпохи. Ф.Ж. возникла в эпоху, когда европейский капитализм начинает проявлять первые симптомы сво­его кризиса, выразившиеся в нарастании иррациональ­ности общественной жизни, учащении конфликтов между личностью и обществом и во все большем по­глощении тотальностью социума человеческой инди­видуальности. Осознание такого рода "экзистенциаль­ного будущего" оказалось чревато серьезной внутри-философской переориентацией. Наступает полоса сильных в своем пафосе умонастроений, когда ирраци­ональность общества пытались эксплицировать через аналогичные свойства самой человеческой природы, как имеющей глубинные и вечные, "как сама жизнь" корни. Отсюда и столь резкий протест против панлогического усечения мироздания, гипертрофировавшего рассудочность и абстрактный рационализм, оказав­шихся во многом несостоятельными перед запросами времени. Была выдвинута идея о том, что в своей по­пытке построить целостное мировоззрение, философия не может и не должна опираться исключительно на ес­тественные науки. Более того, она не должна абстраги­роваться и от конкретного человека с его реальными жизненными проблемами. В имманентно-философском плане в Ф.Ж. сформировался резкий отказ от традици­онного гармонизирующего системосозидания и его главной движущей силы — науки; акцент был сделан на преодолении рационализма предшествующей фило­софской классики, оцененного как преходящее истори­ческое явление. Ф.Ж. может быть рассмотрена, таким образом, как реакция (хотя и гипертрофированная) против издержек рассудочного века Просвещения; ре­акция, главным пафосом которой стало противопостав­ление разуму сил самой жизни с ее иррациональнос­тью, непосредственностью и принципиальной недо­ступностью, для всякого рационального осмысления. Целостная реализация данного умонастроения и при­вела в конечном счете к такого рода философскому движению, как Ф.Ж., представленному именами Ниц­ше, Дильтея, Зиммеля, Шпенглера и Бергсона. Среди философских предшественников этого направления — молодой Гёте периода "Бури и натиска", призывавший дополнить "единодержавие рассудка красотой непо­средственного воззрения и стихией жизненного чувст-

1146

ва"; немецкие романтики; Шопенгауэр и, как это ни па­радоксально, представители немецкой трансценден­тально-критической философии (особенно Гегель с его феноменологизмом и Шеллинг как автор учения о сле­пой бессознательной воле). Однако в отличие от своих предшественников, взгляды которых находились еще в пределах классического типа философствования, т.к. по существу ставили задачу примирить хотя и различ­ные, но в сущности родственные элементы познания, Ф.Ж. с самого начала была ориентирована на принци­пиальный разрыв этой гармонии, отводя разуму по пре­имуществу утилитарно-прикладное, вспомогательное место в познавательной активности. Ф.Ж. возникла также и как реакция на тот кризис, который в послед­ней трети 19 в. переживало механистическое по своей сути естествознание. Под влиянием успехов в биоло­гии, вплотную приблизившейся к исследованию про­блемы живого, наметились попытки объяснить законы неорганической материи, опираясь на так называемый новый "витализм" и "органицизм". Сложилась устой­чивая тенденция "жизненного объяснения" всего и вся, которая постепенно выходит за рамки естественных наук, охватывая психологию, культурологию, историю, этику, религию и т.д. Позднее ее концентрированным выражением станет герменевтический метод в филосо­фии и науке, а пока интерпретацией такого рода интен­ций занялась Ф.Ж., ставящая перед собой задачу пост­роения целостного миропонимания, опираясь исклю­чительно на понятие "жизни" — этой первичной реаль­ности, целостного органического процесса, предшест­вующего разделению мира на идеальное и материаль­ное. При этом жизнь понималась не только как сущ­ность мира (онтологический аспект); она же провозгла­шается и единственным органом его познания (гносео­логический аспект). Иначе говоря, сама жизнь должна философствовать из себя самой. Так, особенности предмета постижения диктуют специфику самих форм его познания, трансформируя всеобъемлющую онтоло­гическую реальность-жизнь в плоскость психического по сути процесса — непосредственного переживания, которое расшифровывалось здесь как расширение че­ловеческого Я — до "космического" посредством "вживания" в то, что должно быть познано. В этом смысле "жизнь" становится непосредственно пережи­ваемой сущностью мира. С помощью понятия "жизнь" создавалось представление о мире как целом, о спосо­бе его постижения, о смысле человеческой жизни и тех ценностях, которые придают "жизни" этот смысл. При этом возникла чисто виталистская теория ценностей, дедуцируемая из тех же основополагающих принципов Ф.Ж.: если мир в его глубочайших основах есть жизнь, то в человеческой жизни важна только сама эта жизнь,

которая и наполняет смыслом существование. Так, жизнь становится универсальным принципом мирозда­ния, охватывая одновременно и проблемы бытия, и проблемы познания и ценностей. Спектр взглядов ос­новных представителей Ф.Ж. оказывается чрезвычай­но многообразен, т.к. само понятие "жизни" в силу его расплывчатости и многозначности дало возможности для самых различных его интерпретаций, как биологи­ческих, психологических, так и культурно-историчес­ких. Ф.Ж. оказала, без преувеличений, колоссальное воздействие на европейскую культуру и самосознание 20 в. Особенно велико это влияние оказалось для гума­нитарной сферы знания, представители которой до се­годняшнего дня эффективно реализуют многие из ме­тодологических установок Ф.Ж. (дескриптивно-дест­руктивный феноменологизм и филологизм Ницше, гер­меневтику Дильтея, антиисторицизм и антицентризм Шпенглера с его циклической моделью уникально-ав­тономных культурных организмов, идеи о "закрытом обществе" Бергсона и многое другое). Задав мощную, инородную философской классике антисциентистскую традицию, Ф.Ж. явилась, по сути, первым историчес­ким выражением нового типа философствования, став­шего господствующим в европейской ментальности, начиная с 1930—1940-х со свойственными ему отказом как от претензий на завершающее системоосмысление мира, так и от поддержания мифа о единстве этого ми­ра и разума.

Т.Г. Румянцева





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 170 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2381 - | 2132 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.