Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (L évolution cré­atrice, 1907) — работа Бергсона.




"ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ" ("L évolution cré­atrice", 1907) — работа Бергсона. Книга состоит из Введе­ния и четырех глав. По мысли Бергсона, мысль о длитель­ности порождает идею эволюции, мысль о рассудке — идею жизни. Противопоставляя собственные рассужде­ния известной максиме Декарта ("Я мыслю, следова­тельно, существую"), Бергсон трактует разум как про­дукт жизни. Отрицая радикальный механицизм и финальность предшествующей философской традиции, Бергсон постулирует: "Теория жизни, которая не сопро­вождается критикой познания, вынуждена принимать та­кими, какие они есть, концепции, предоставляемые рас­судком в ее распоряжение: она может лишь свободно или силой заключать факты в заданные рамки, которые она рассматривает как окончательные. Таким образом, тео­рия жизни достигает удобного или даже необходимого для позитивной науки символизма, но отнюдь не прямо­го видения самого объекта. С другой стороны, теория по­знания, которая не включает разум в общую эволюцию жизни, не научит нас ни тому, как рамки познания обра­зованы, ни тому, как мы можем их расширить или выйти за их пределы". Бергсон полагал эти две задачи нераз­рывно связанными. Изложение первой главы, посвящен­ной "эволюции жизни, механицизму и финальности", Бергсон начинает с "примерки" на эволюционное движе­ние "двух готовых платьев", которыми располагает наше понимание — "механицизм и финальность". По Бергсо­ну, оба они не подходят, но "одно из двух можно пере­кроить, перешить, и в этом новом виде оно может подой­ти лучше, чем другое". Согласно Бергсону, "длитель­ность — это постоянное развитие прошлого, которое разъедает будущее и набухает, двигаясь вперед. А раз прошлое непрерывно увеличивается, оно также и беско­нечно сохраняется..." По схеме Бергсона, "...прошлое со­храняется само по себе, автоматически. В каждый дан­ный момент оно следует за нами все целиком: все, что мы чувствовали, думали, хотели с самого раннего детст­ва, находится здесь, спроецировано на настоящее и, со­единяясь с ним, давит на дверь сознания, которое всяче­ски восстает против этого". Человек, с точки зрения Бергсона, мыслит лишь незначительным фрагментом прошлого, но — напротив — желаем, действуем всем прошлым в целом. Эволюция сознания обусловлена именно динамизмом прошлого: "существование заклю-

1062

чается в изменении, изменение — в созревании, созрева­ние — в бесконечном созидании самого себя". "Длитель­ность" Бергсон усматривает и в "неорганизованных" те­лах. Он пишет: "Вселенная длится. Чем больше мы бу­дем углубляться в природу времени, тем больше будем понимать, что длительность обозначает изобретение, со­здание форм, постоянную разработку абсолютно нового. Системы в рамках науки длятся лишь потому, что они не­разрывно связаны с остальной вселенной. Они тоже раз­виваются". Затем Бергсон рассматривает "организован­ные" тела, которые прежде всего характеризуются "ин­дивидуальностью". Индивидуальность, по Бергсону, предполагает бесконечность степеней. Нигде, даже у че­ловека, она не реализуется полностью. Но это характери­стика жизни. Жизнь никогда не является реализованной, она всегда на пути к реализации. Она стремится органи­зовать закрытые от природы системы, даже если воспро­изводство идет путем уничтожения части индивидуума, чтобы придать ей новую индивидуальность. Но живое существо характеризуется также и старением: "На всем протяжении лестницы живых существ сверху донизу, ес­ли я перехожу от более дифференцированных к менее дифференцированным, от многоклеточного организма человека к одноклеточному организму, я обнаруживаю: в этой же самой клетке — тот же процесс старения". Вез­де, где что-то живет, существует "лента", куда записыва­ется время. На уровне личности старение вызывает де­градацию, потерю (клеток), но одновременно и аккуму­ляцию (истории). Бергсон переходит к вопросу транс­формизма и способов его толкования. Он допускает, что в определенный момент, в определенных точках прост­ранства родился наглядно видимый поток: "Этот поток жизни, проходя через тела, которые он организовал, пе­реходя от поколения к поколению, разделился между особями и рассеялся между личностями, ничего не поте­ряв от своей силы, а скорее, набирая интенсивность по мере движения вперед". Рассматривая радикальный ме­ханицизм — биологию и физикохимию — Бергсон пока­зывает, что в его рамках принято предоставить более вы­годное место "структуре" и полностью недооценивать "время". По этой теории, "время лишено эффективнос­ти, и как только оно перестает что-либо делать, оно ни­что". Но в радикальной финальности биология и фило­софия рассматриваются достаточно спорным образом. У Лейбница, например, эволюция выполняет заранее наме­ченную программу. Для Бергсона этот тип финальности является лишь "механицизмом наоборот". Все уже дано. Однако в жизни есть и непредвиденное: "Таким образом, механицизм и финальность здесь являются лишь взгля­дами извне на наше поведение. Они извлекают из него интеллектуальность. Но наше поведение проскальзывает между ними и простирается гораздо дальше". Бергсон

ищет критерий оценки, рассматривает различные трансформистские теории на конкретном примере, анализиру­ет идею "незаметной вариации" у Дарвина, "резкую ва­риацию" у Де Фриза, ортогенез Эймера и "наследствен­ность приобретенного" у неоламаркистов. Результат рас­смотрения у Бергсона следующий: эволюция зиждется на первоначальном порыве, "жизненном порыве", кото­рый реализуется путем разъединения и раздвоения. Жизнь можно увидеть при помощи многих решений, но ясно, что они являются ответами на поставленную про­блему: живой должен видеть, чтобы мобилизовать свои способности к действию на действие: "в основе нашего удивления всегда лежит мысль, что только часть этого порядка могла бы быть реализована, что его полная реа­лизация является своего рода благодатью". И далее у Бергсона: "Жизнь — это стремление воздействовать на сырую материю". Смысл этого воздействия, конечно же, не предопределен: отсюда "непредвиденное разнообра­зие форм, которые жизнь, развиваясь (эволюционируя), сеет на своем пути. Но это воздействие всегда имеет... случайный характер". Во второй главе "Расходящиеся направления эволюции жизни, бесчувствие, разум, ин­стинкт" Бергсон отмечает: то, что направления эволю­ции расходятся, не может быть объяснено одной адапта­цией. По Бергсону, "правда то, что адаптация объясняет извилистость эволюционного движения, но не общие на­правления движения, а еще в меньшей степени само дви­жение". То же относится к идее развития некоего изна­чально существующего плана: "План — это своего рода предел, он закрывает будущее, форму которого опреде­ляет. Перед эволюцией жизни, напротив, двери будуще­го остаются широко открытыми". Только жизненный по­рыв и энергия позволяют понять, почему жизнь делится на животную и растительную. По своей природе они не различны. "Разница — в пропорциях. Но этой пропорцио­нальной разницы достаточно для определения группы, где она встречается... Одним словом, группа будет опре­деляться не наличием определенных признаков, а своей тенденцией их усиливать". Например, нервная система животного и растительный фотосинтез являются двумя различными ответами на одну и ту же проблему аккуму­ляции и воспроизводства энергии. Бергсон стремится определить схему животной жизни. Это, согласно его те­ории, высший организм, который состоит из сенсорно-моторной системы, установленной на устройствах для пищеварения, дыхания, кровообращения, секреции и т.д., роль которых — обслуживать ее и передавать потен­циальную энергию, чтобы преобразовывать ее в движе­ние перемещения: "Когда нервная деятельность выныр­нула из протоплазменной массы, в которую была погру­жена, она неминуемо должна была привлечь к себе все­возможные виды деятельности, на которые можно было

1063

бы опереться: те же могли развиваться лишь на других видах деятельности, которые, в свою очередь, привлека­ли другие ее виды, и так до бесконечности". Это были устройства для пищеварения, дыхания, кровообращения, секреции и т.д. Структура жизни — это диалектика меж­ду жизнью вообще и конкретными формами, которые она принимает, между созидательным порывом жизни и инерцией материальности, в которой она дается в фикси­рованных формах. Растительное бесчувствие, инстинкт и разум сожительствуют в эволюции. Они не расставле­ны по порядку. Существуют возвраты назад. Со времен Аристотеля философы природы ошибались в том, что "видели в растительной, инстинктивной и разумной жиз­ни три последовательных степени одной и той же тен­денции, которая развивается, тогда как это три расходя­щихся направления деятельности, которая разделяется по мере своего роста". Инстинкт, мгновенный и надеж­ный, не способен решать новые проблемы, которые ра­зум может решать с удивительной способностью к адап­тации: "Законченный инстинкт — это способность ис­пользовать и даже создавать организованные инструмен­ты; законченный разум — это способность производить и использовать неорганизованные инструменты". Созна­ние живого существа связано со способностью дистанци­роваться от мгновенного действия: "Оно измеряет разрыв между представлением и действием". Так, философия жизни становится у Бергсона теорией познания. Разум по своей природе бессилен понять жизнь. Инстинкт — это симпатия: "Если рассматривать в инстинкте и в разуме то, что они включают в себя от врожденного знания, можно увидеть, что это врожденное знание относится в первом случае к вещам, а во втором — к связям". После этого Бергсон пытается определить разум. Согласно его теории, основной объект разума — неорганизованное твердое тело. Разум оперирует только прерывистым. Он может расчленять по любому закону и снова соединять в виде любой системы: "Инстинктивный знак — это за­стывший знак, разумный знак — мобильный знак". То, что связано с инстинктом, направлено на инертную мате­рию. Интуиция — это та полоса инстинкта, что пребыва­ет в разуме. Она противоестественна, как скручивание воли вокруг нее самой, благодаря чему разум может сов­падать с реальным, сознание жизни — с жизнью: "Имен­но вглубь жизни ведет нас интуиция, то есть инстинкт, ставший незаинтересованным, осознающим самого се­бя, способным размышлять над своим предметом и без­гранично расширять его". В третьей главе — "О смысле жизни, порядке природы и форме разума" — Бергсон пытается установить связь проблемы жизни с проблемой познания. Он формулирует вопрос о философском мето­де — см. "Бергсонизм" (Делез). Возможности науки по­казывают, что в вещах есть порядок. Этот порядок мож-

но объяснить, переходя априори на категории интеллек­та (Кант, Фихте, Спенсер). Но в этом случае, согласно Бергсону, "мы совсем не описываем генезис". Бергсон отказывается от этого способа. Он различает геометри­ческий порядок, присущий материи, и жизненный поря­док. Бергсон показывает, как реальное живое существо может переключаться в режим автоматического механиз­ма, потому что это "то же самое преобразование того же движения, которое одновременно создает интеллекту­альность ума и материальность вещей". И снова интуи­ция позволяет установить связь между инстинктивным познанием и разумом: "Нет такой устойчивой системы, которая не оживлялась бы, по крайней мере в некоторых своих частях, интуицией". Диалектика позволяет подвер­гать интуицию испытанию и распространять ее на дру­гих людей. Но одновременно интуитивная попытка и по­пытка оформления мысли противопоставляются с раз­ных направлений: "То же самое усилие, которым мы свя­зываем мысли одну с другой, заставляет исчезнуть инту­ицию, которую мысли взялись накапливать. Философ вынужден отказываться от интуиции, как только она да­ла ему толчок, и доверяться самому себе с тем, чтобы продолжать движение, выдвигая концепции одну за дру­гой". Но тогда, по убеждению Бергсона, мыслитель теря­ет почву под ногами. Диалектика — это то, что подкреп­ляет мысль ею самой. Ничто не является данным раз и навсегда. Живое существо является творением, оно — подъем, но материя — это творческий акт, который сла­беет. Даже живое существо стремится к смерти. Однако Бергсон остается оптимистом. "Жизненная деятель­ность, — пишет он, — это самосозидание одной реаль­ности на фоне саморазрушения другой". И далее Берг­сон поясняет, что жизненный порыв — это потребность в созидании: "Он не может созидать безусловно, ибо встречает перед собой материю, то есть движение, про­тивоположное своему. Но он захватывает эту материю, которая является самой необходимостью, и пытается ввести в нее как можно больше неопределенности и сво­боды". Сознание — это синоним изобретательности и свободы. Это определение указывает на радикальное различие между самым умным животным и человеком. Сознание соответствует мощной способности выбора, которой располагает живое существо. Так, если у живот­ного изобретательность — это всегда лишь вариация на тему навыка, то у человека изобретательность шире. Че­ловеку удается овладеть своими автоматизмами, пре­взойти их. Этим он обязан языку и общественной жизни, которые являются сконцентрированными резервами со­знания, мысли. Так, человек может предстать как "пре­дел", "цель" эволюции, даже если он — лишь одно из очень многих направлений творческой эволюции: "Все живущие держатся друг за друга и уступают чудовищно-

1064

му натиску... Все человечество в пространстве и во вре­мени — это огромное войско, которое мчится рядом с каждым из нас спереди и позади в порыве атаки, способ­ной сломить любые сопротивления и преодолеть массу препятствий, даже, возможно, смерть". В четвертой гла­ве, анализируя "кинематографический механизм мыс­ли", разводя "историю систем", "реальное становление" и "ложный эволюционизм", Бергсон выступает против иллюзии, посредством которой мы идем от пустоты к полноте, от беспорядка к порядку, от небытия к бытию. Нужно перевернуть восприятие, идет ли речь о пустоте материи или о пустоте сознания, ибо "представление пу­стоты есть всегда полное представление, которое делит­ся при анализе на два положительных элемента: идею за­мены — четкую или расплывчатую; чувство, испытан­ное или воображаемое, желания или сожаления". Идея небытия как упразднения всего является абсурдной, как была бы абсурдной идея прямоугольного круга. Идея — это всегда "нечто". Бергсон утверждает, что есть плюс, а не минус в идее предмета, мыслимого как несуществую­щий, так как идея "несуществующего" предмета — это непременно идея предмета существующего, более того, с "представлением исключения этого предмета фактичес­кой реальностью, взятой в ее целом". Отрицание отлича­ется от утверждения тем, что оно является утверждени­ем второй степени: "Оно утверждает что-то из утвержде­ния, которое, в свою очередь, утверждает что-то из пред­мета". Если я говорю, что стол не белый, то тем самым я ссылаюсь на утверждение, которое оспариваю, а именно "стол белый". Всякое отрицание строится на утвержде­нии. Следовательно, пустоты нет. Следовательно, надо привыкнуть думать о Бытии напрямую, не делая зигзага в сторону Небытия. Абсолют "обнаруживается очень близко от нас... в нас". Если принять принцип постоянно­го изменения, который был сформулирован Бергсоном в первой главе, то получится, что если что и реально, так это — постоянное изменение формы. В этом случае "форма — это лишь моментальный фотоснимок, сделан­ный в момент перехода". Наше восприятие закрепляет в прерывистых изображениях поток изменения. Мы стро­им усредненные изображения, которые позволяют нам следовать за расширением или сужением реальности, ко­торую хотим постичь. Таким образом, познание больше тяготеет к стабильным формам (состоянию), нежели к самому изменению. Механизм нашего познания похож на кино (чередование кадров, создающее впечатление движения). Отталкиваясь от этого, Бергсон вновь анали­зирует всю историю философии, от элеатов до Спенсера, чтобы проследить, как время было обесценено филосо­фами. Он показывает, как физическое механистическое познание смогло выступить в роли иллюзорной модели познания: "Античная наука считает, что достаточно зна-

ет свой предмет после того, как выделила основные свойственные ему моменты". Современная наука, умно­жая наблюдения, например при помощи фото, подошла к вопросу движения вещей. Наука древних статична. Гали­лей и Кеплер ввели время в анализ движения планет. Они интересуются связями между вещами. Но, добавля­ет Бергсон, "если современная физика отличается от прежней тем, что рассматривает любой момент времени, то она целиком основывается на замене времени-продол­жительности на время-изобретение". Бергсон видит не­обходимость в другом отношении ко времени, которое создается. Это другое отношение позволило бы "ужать" бытие, чего не удалось сделать Спенсеру, т.к. он воссоз­дал, по мысли Бергсона, "эволюцию из фрагментов раз­витого". Согласно Бергсону, философ призван идти даль­ше ученого. Он должен работать над обнаружением ре­альной длительности в области жизни и сознания. Берг­сон настаивает на том, что "сознание, которое мы имеем от нашей собственной личности, в ходе своего непре­рывного течения вводит нас в глубь реальности, по моде­ли которой мы должны представлять себе других". Я — это часть Всего. Если я анализирую свое "я", то получаю ограниченное познание Всего, но это познание, хотя и ограничено, является по сути контактом со Всем. Через анализ себя я качественно вхожу во Все. Мое познание не относительно, а абсолютно, хотя у меня есть доступ только к части Всего. Достичь Абсолют где-то — это зна­чит достичь его везде, потому что Абсолют не делится. Он "един" везде, во всем, что существует. Мое существо­вание — это "дление"; "длиться" — это иметь сознание. Размышлять о собственной длительности — это быть способным дойти до осознания длительности вселен­ной.

A.A. Грицанов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 199 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.