Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


становление теории нелинейных динамик в современной культуре. Срав­нительный анализ синергетической и постмодер­нистской парадигм — монография М. А. Можейко




"СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ НЕЛИНЕЙНЫХ ДИНАМИК В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. Срав­нительный анализ синергетической и постмодер­нистской парадигм" — монография М.А.Можейко (Минск, БГЭУ, 1999), посвященная выявлению культур­ного статуса феномена постмодернизма в современной культуре. Центральной гипотезой, выдвинутой в данной работе, является гипотеза о том, что процесс формиро­вания концепции нелинейных динамик, являющейся пе­редовым рубежом развития современной методологии, объективно осуществляется в современной культуре во встречном усилии двух векторов — естественно-науч­ного (представленного, в первую очередь, синергети­кой) и гуманитарного (репрезентированного философи­ей постмодернизма). В рамках обоснования данной ги­потезы Можейко впервые осуществлен сравнительный анализ постмодернистской и синергетической исследо­вательских матриц и показана конгруэнтность их мето­дологических оснований. Так, применительно к пост­модернизму, в "С.Т.Н.Д.вС.К." показано, что теоретиче­ские построения, предлагаемые философией постмо­дернизма, могут быть рассмотрены как концептуальные абстрактные модели нелинейных динамик, ибо демон­стрируют (по всей глубине сопоставления) конгруэнт­ность (по парадигмально-методологическому крите­рию) с синергетической исследовательской матрицей: 1) на материале анализа исчерпывающего многообразия постмодернистских философских построений доказы­вается, что феномен самоорганизации нестабильной среды выступает в качестве предмета изучения практи­чески во всех постмодернистских аналитиках, а исход­ной презумпцией постмодернистских моделей любой процессуальности выступает презумпция креативного

1036

потенциала неравновесной хаотической среды (см. Ризома, Номадология); 2) обосновывается бифуркацион­ная природа процедур самоорганизации, моделируемых в постмодернистских аналитиках (см. Событийность); 3) на основании анализа игровой модели универсума в постмодернизме в "С.Т.Н.Д.вС.К. " показано, что пост­модернистская философия фундирована признанием фундаментального статуса случайной флуктуации в ди­намических процессах (см. Дискурс, Неодетерми­низм); 4) выявлена конгруэнтность интерпретации фе­номенов внешнего и внутреннего в синергетике и пост­модернизме, — в частности, показано, что как в тексто­логических (концепция интертекстуальности), так и в нетекстологических (концепция складки) версиях пост­модернизма внутреннее трактуется в качестве продукта интериоризации внешнего, что парадигмально совпада­ет с синергетической трактовкой роли внешней среды в самоорганизационных процессах (см. Интертексту­альность, Складка, Складывание); 5) в теоретичес­ких построениях постмодернистской философии обна­ружены модельные аналоги диссипативных структур (идея "плато"); 6) выявлен изоморфизм методологичес­ких установок синергетики и постмодернизма в трак­товке макротрансформаций в качестве продукта коопе­ративных взаимодействий составляющих их элементов на микроуровне; 7) обнаружены модели аттрактивных зависимостей в постмодернистских построениях и др. Таким образом, в книге показано, что парадигмальные матрицы нелинейного описания хронологически парал­лельно, но содержательно независимо друг от друга вы­рабатываются и в рамках синергетической, и в рамках постмодернистской традиций. На основании этого по­следние интерпретированы в монографии в качестве предметно специфицированных версий вызревающей в современной культуре интегральной системной методо­логии исследования нелинейных процессов. Проведен­ный в работе анализ постмодернистского типа фило­софствования позволил обосновать значимый статус постмодернистской философии в современной культу­ре, вписанность ее проблематики в наиболее актуальное проблемное поле современных концептуальных изыска­ний, выявить методологический потенциал постмодер­низма. Можейко показано, что постмодернизм выполня­ет в современной культуре исконно присущую филосо­фии функцию: а именно — функцию выработки и кон­цептуальной апробации понятийных средств описания и анализа тех форм и уровней организации, которые еще только осваиваются современной (по отношению к со­ответствующей философии) культурой. Так, в философ­ском постмодернизме шлифуются понятийные средст­ва, необходимые для адекватного описания неравновес-

ных самоорганизующихся систем (как в свое время шлифовались в философском языке понятийно-логиче­ские средства, необходимые для описания систем дина­мических, а потом — развивающихся). В книге показа­но также, что философия постмодернизма (несмотря на многообразие представленных в ее концептуальном пространстве проектов) обладает несомненным парадигмальным статусом, поскольку, во-первых, формиру­ет специфическую модель видения реальности (своего рода картину мира), основанную на презумпциях креа­тивной хаотичности и семиотической артикулированности бытия (см. Постмодернистская чувствитель­ность, Хаос), и, во-вторых, вырабатывает специфичес­кие идеалы и нормы описания и объяснения мира, ре­флексивно осмысленные в постмодернистской нарратологии и заключающиеся в принципиальном и про­граммном плюрализме (см. Нарратив), и идеалы и нор­мы организации знания, находящие свое выражение в программном когнитивном релятивизме (поворот от стратегии alterity к стратегии mutuality), основанном на концепции "заката метанарраций" (см. Закат метанарраций). Сравнение синергетической и постмодернист­ской моделей нелинейных динамик обнаруживают так­же близость тех парадигмальных сдвигов, которые по­рождены ими соответственно в естественно-научном и гуманитарном познании. К числу наиболее значимых таких сдвигов, в книге отнесены следующие: 1) как си­нергетика в естествознании, так и философия постмо­дернизма в гуманитаристике инспирируют переосмыс­ление детерминизма в плане нелинейной его интерпре­тации. Новая трактовка детерминизма предполагает ра­дикальный отказ от презумпции принудительной кау­зальности, т.е. идеи наличия внешней по отношению к исследуемому процессу причины (см. Неодетерми­низм); 2) синергетическая и постмодернистская модели нелинейных динамик отказываются от классической номотетики и задают парадигмальную ориентацию на плюральную множественность описаний, посредством которой только и может быть зафиксирован нестабиль­ный самоорганизующийся объект. Идиографический метод не просто выдвигается в современной культуре (как в естественно-научной, так и в гуманитарной ее традициях) на передний план, но и претендует на статус универсальной методологии, наряду с сохраняющим в частных случаях значение номотетизмом (см. Идиографизм); 3) становление синергетической и постмодер­нистской моделей нелинейных динамик позволяют со­держательно ввести в поле концептуальной аналитики феномен темпоральности, что знаменует собой парадигмальный поворот современной науки "от существующе­го к возникающему". Проведенный в работе анализ кон-

1037

кретных постмодернистских аналитик (концепция исто­рии, текстология и др.) позволяет констатировать, что постмодернистская интерпретация темпоральности от­вечает сформулированной синергетикой задаче синтеза концепций бытия и становления; 4) эволюция синергетической и постмодернистской исследовательских про­грамм инспирирует отказ естественно-научной и гума­нитарной традиций от презумпции бинаризма, и в част­ности — от парадигмальной субъект-объектной оппози­ции, выступавшей в культуре западного типа основной семантической осью классического и неклассического стилей мышления (см. Бинаризм). Распад субъект-объ­ектной оппозиции влечет за собой и снятие раскола культурной среды на "две культуры" (традиционный ду­ализм "наук о природе" и "наук о духе"), что открывает широкие возможности для взаимно плодотворного диа­лога естественно-научного и гуманитарного познания. Кроме того, отказ от идеи внеположенности объекта субъекту, презумпция его имманентной для субъекта значимости инспирируют в современной культуре пово­рот от праксеологически ориентированного активизма к ценностям диалогического типа отношений, находящих свое выражение в идеале глобальной цивилизации как основанной на антропоприродной гармонии и этнокуль­турном полицентризме.

В.И. Овчаренко





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 154 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2551 - | 2214 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.