Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


РАЗЛИЧИЕ И ПОВТОРЕНИЕ (Différence et Repetition, 1969) — книга Делеза.




"РАЗЛИЧИЕ И ПОВТОРЕНИЕ" ("Différence et Repetition", 1969) — книга Делеза. По мысли автора, "обсуждаемый здесь сюжет явно присутствует в возду­хе нашего времени. Можно выделить знаки этого явле­ния: все более и более подчеркнутая ориентация Хай-

деггера на философию онтологического Различия; при­менение структурализма, основанное на распределе­нии различительных признаков в пространстве сосуще­ствования; искусство современного романа, вращаю­щееся вокруг различия и повторения не только в наибо­лее отвлеченных размышлениях, но и в результативных техниках; открытия в разнообразных областях прису­щей повторению силы, свойственной также бессозна­тельному, языку, искусству. Все эти признаки могут быть отнесены на счет обобщенного антигегельянства: различие и повторение заняли место тождественного и отрицательного, тождества и противоречия. Происхо­дит это потому, что различие не включает отрицание, позволяя довести себя до противоречия лишь в той ме­ре, в которой его продолжают подчинять тождествен­ному. Главенство тождества... предопределяет собой мир представлений". Современный же мир, по Делезу, есть мир симулякров. Все тождества только симулиро­ваны, возникая как оптический "эффект" более глубо­кой игры — игры различия и повторения. У истоков "Р.иП.", согласно Делезу, два направления исследова­ний: 1) понятие различия без отрицания, ибо именно различие, не подчиненное тождественному, не дойдет до оппозиции и противоречия; 2) понятие повторения, когда физические, механические или голые повторения (повторение Одинакового) обнаруживают свою причи­ну в более глубоких структурах скрытого повторения, где маскируется и смещается "дифференциальное". Цель "Р.иП." — "выявить приближение к связности, не более присущей нам, людям, — чем Богу или миру". Согласно концепции "Р.иП.", различие само по себе ис­ключает всякую связь различного с различным, делав­шую его мыслимым. Различие становится мыслимым, подчиняясь четырехстепенному принуждению пред­ставления: тождественности понятия, оппозиции пре­диката, аналогии в суждении, подобию в восприятии. В основании "классического мира репрезентации", как отметил Фуко, лежат "четыре корня принципа разума": тождественность понятия, отражающаяся в разуме (смысле) познания; оппозиция предиката, развивающа­яся в разуме (смысле) того, что происходит; аналогия в суждении, распределенная в разуме (смысле) сущест­вования; подобное в восприятии, определяющее разум (смысл) действия. Переставая быть мыслимым, разли­чие исчезает в небытии. Наибольшее усилие традици­онной философии, согласно Делезу, было придать "представлению бесконечности", распространить представление на слишком большое и слишком малое в различии. По мысли Делеза, гегелевское противоречие как бы доводит различие до конца; но это тупиковый путь, сводящий его к тождеству, придающий тождеству

858

достаточность, позволяющую ему быть и быть мысли­мым. Противоречие является наибольшим различием лишь по отношению к тождественному, в зависимости от тождественного. К различию же, акцентирует Делез, "весьма плохо применима альтернатива конечного и бесконечного в целом, как составляющая лишь антино­мию представления". Различение образца и копии — первое строгое различение, установленное Платоном. Второе — еще более глубокое — различение самоей копии и фантазма. Копии у Платона основаны на связи с образцом, симулякры же дисквалифицируются как не выдержавшие испытания копией и требованием образ­ца. Платоновское желание изгнать симулякр влечет за собой подчинение различия: образец может быть опре­делен лишь посредством позиции тождества как сущ­ности. Так как подобие внутреннее, нужно, чтобы сам образец обладал внутренней связью с бытием и исти­ной, в свою очередь, аналогичной образцу. Копию мож­но отличить от симулякра, лишь подчиняя различие ин­станциям Одинакового, Подобного, Аналогичного и Противоположного. По Делезу, воспроизведение суть место трансцендентальной иллюзии: кульминацией в этом контексте выступает "позиция тождественности мыслящего субъекта как принципа тождественности понятия вообще". Восстановить различие в мышлении — значит развязать первый узел, состоящий в пред­ставлении о различии как тождестве понятия и мысля­щего субъекта. По мнению Делеза, подчинение разли­чия подобию, трактовка негативного как подчиненного различию в виде ограничения или оппозиции суть ил­люзии, которые необходимо преодолеть. Суть дела в том, что бытие одновременно полная позитивность и чистое утверждение, но "есть и (не)бытие — бытие проблематичного, бытие задач и вопросов, а вовсе не бытие негативного". Подчинение же различия анало­гии в суждении, по Делезу, также бесперспективно: тождественность понятия предстает лишь тождествен­ностью неопределенного понятия, Бытия либо "Я су­ществую". Указанные иллюзии классической филосо­фии, по мысли Делеза, точно так же деформируют и "повторение". Повторение традиционно представлено как полное подобие или высшее равенство; повторение представлено вне понятия как непонятийное различие, всегда предполагающее тождественное понятие. Итак, резюмирует Делез, тождественность понятия в представлении единым движением включает в себя различие и доходит до повторения. Повторение в итоге может тогда "получить лишь негативное объяснение". Делез приводит пример: " Нечто (бессознательное) повторяет, потому что нечто (Я) вытесняет, потому что нечто (Оно) лишено припоминания, узнавания и само-

сознания..." Но ведь повторение не довольствуется ум­ножением образцов, оно выводит концепт из себя, за­ставляя его существовать во множестве образцов. По Делезу, "состояние концепта вне себя, или бесконечно повторяющейся части осуществляется в материи. Вот почему модель повторения отождествляется с чистой материей как дроблением тождественного..." Как отме­чает Делез, обоснование как компонент процедуры ре­презентации не просто кладет ей начало и делает ее возможной, но и придает ей бесконечность. Ведь обос­новывать, значит "определять неопределенное". Репре­зентация у Делеза "соединила индивидуацию с формой Я и материей мыслящего субъекта... Я для нее — не только высшая форма индивидуации, но и принцип уз­навания и идентификации любого индивидуального суждения, направленного на вещи... репрезентация требует, чтобы каждая индивидуальность была личной (Я), а каждая особенностьиндивидуальной (Мысля­щий субъект)". История репрезентации, история икон — история длительного заблуждения философии. Как отметил Делез в "Предисловии", "как можно писать иначе, как не о том, чего не знаешь или плохо знаешь? Воображают, что именно об этом и есть, что сказать. Берутся писать лишь в той точке знания, его высшей точке, которая разделяет наше знание и наше невежест­во и переводит одно в другое. Только так и решаются писать. Восполнить незнание значит лишь отложить письмо на завтра или, вернее, сделать его невозмож­ным".

A.A. Грицанов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 178 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2369 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.