Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ИСПОВЕДЬ — центральное произведение Ав­густина Блаженного (датируется 400). 2 страница




"ИСТИНА И МЕТОД. Основные черты философской герменевтики" — произведение Гадамера (1960),

"ИСТИНА И МЕТОД. Основные черты философской герменевтики" — произведение Гадамера (1960), находившееся в центре бурных дискуссий на протяжении нескольких десятилетий и повлиявшее на становление современного немецкого литературоведе­ния, психоанализа и неомарксизма, а также на теоретизации в области практической философии. Более то­го, даже рецепция современной немецкой философией англосаксонской аналитической традиции и теории науки, как и восприятие французского структурализ­ма, постструктурализма и постмодернизма, стимули­рованы философской герменевтикой и находятся в по­ле ее воздействия. В книге "И.иМ..." Гадамер рассма­тривает вопросы эстетики, историзма, онтологии язы­ка и теории герменевтического опыта как в историче­ском, так и в систематическом измерении. Работа "И.иМ..." является попыткой разработать всеобщие трансцендентальные условия возможности взаимопо­нимания и понимания текстов. Название работы со­стоит из двух ключевых понятий: истина и метод. Как отмечает один из исследователей истории философии

20 в. П.Любке, в заголовке упор делается на понятии истины, так как Гадамер стремится обратить внимание в первую очередь на событие истины, в котором наше понимание участвует с трансцендентальной необходи­мостью. Второе слово из названия книги — метод — считается скорее ироничным, так как Гадамер — и на это обстоятельство он неоднократно указывал — не стремится разработать учение о методе, с помощью ко­торого мы можем предпринять "более истинную" ин­терпретацию или истолкование, но указывает на транс­цендентальные элементы, которые предполагаются в каждой интерпретации. Название книги можно было бы прочитать как "Истина или метод". Однако нужно учитывать и то, что Гадамер не выступает против мето­да как такового, но говорит о существовании таких форм опыта, которые не поддаются научной верифика­ции. А именно — об опыте искусства, опыте истории и опыте философии. Все они являются способами опыта, которые превышают все то, что предлагают нам "экспе­риментальные науки". Опыт искусства не может быть заменен эстетикой, наукой об искусстве; живой опыт истории — историографией, наукой об истории; разум­ное обращение друг с другом — наукой о коммуника­ции. Но, согласно Гадамеру, понимание, полученное в этом ненаучном опыте, также занято истиной, а именно истиной, которая себя показывает, себя проясняет, ко­торая впечатляет и, вместе с тем, выдвигает требова­ния. Следовательно, это понимание истины четко отли­чается от традиционно принятого ее понимания, т.е. ис­тины как соответствия разума и вещи (veritas est adaequatio rei et intellectus y Фомы Аквинского). Сообразно с этим истина существенным образом соответствует высказыванию (logos apophansis y Аристотеля). В про­тивоположность такому пониманию истины, Гадамер истину, которая показывает себя (aletheia) в ненаучном опыте, приписывает произведениям искусства, исто­рии, человеческому общению и рассматривает истин­ное логическое высказывание как производную форму истины. Гадамеровское понимание истины ориентиру­ется на истину несокрытости, раскрытости, самообна­ружения вещи. Истина при этом не обязана собой чело­веческому усилию. Истина становится историческим процессом раскрытия, который происходит, случается (actus exercitus в противоположность actus signatus y Августина) и который определяет нас или уже давно определил, прежде чем мы вообще это осознали. Исти­на, к которой мы в этом смысле обращаемся, — и в опыте искусства нам встречается такая претензия, — не является соизмеримой с "самой вещью". Вещь пока­зывает себя, и вместе с тем осуществляется истина, ми­нуя которую нельзя вернуться к более высокой или бо­лее глубокой истине. Здесь не возможно различение ис-

413

тинного и ложного. Можно, следовательно, говорить об истине самообнаружения не в духе истины высказыва­ния. Такое понимание истины должно служить тому, чтобы прояснить, что понимание действительности не является самодостаточным достижением освобожден­ного от действительности субъекта, но событием, в ко­торое понимающий уже заранее включен. Второе клю­чевое понятие — метод — является более контексту­альным, имеет больше коннотаций, чем первое. Про­блема метода в европейской философии была впервые поставлена Дж.Дзабарелло в работе "О методе" (1558). Дискуссия о методе была подготовлена теоретически­ми достижениями Ренессанса в области гуманитарных и естественных наук. Сциентистское мышление 17 в. развивает далее эту дискуссию. Наиболее важным ста­новится теперь обеспечение достоверности познания. В связи с этим разрабатывается идея математизации ес­тествознания, и в то же время усиливается внимание к надежности критериев познания. Возникает дилемма: откуда происходит познание, из мышления или из опы­та? Вариант ответа на этот вопрос служит критерием различения двух значимых мыслительных парадигм 17 в. Рационализм исходит из того, что всякая достовер­ность обусловлена всеобщими принципами, и таким образом, чистым разумом, эмпиризм — из того, что до­стоверность знания основана на чувственных ощуще­ниях и наблюдениях. Традиция рационализма оказала влияние на формирование идеологии Просвещения, эмпиризм же обусловил развитие конкретных наук. Од­новременно с этим, в противовес естественно-научной методологии, начинает развиваться проект современ­ной гуманитарной науки. Основания такого подхода можно найти в работах Вико. Само деление наук на ес­тественные и гуманитарные осуществляется в 19 в. благодаря теоретическим достижениям Дильтея. Он за­дает противопоставление гуманитарной и естествен­но-научной методологии, которое начинает связывать­ся с противостоянием двух методологических страте­гий: "объяснения" как парадигматической процедуры наук экспериментального типа и "понимания" в каче­стве основной процедуры наук, ориентированных на человека. Как показал Дильтей, науки о духе, т.е. гума­нитарные науки, возникают в результате дистанциро­вания от философии и религии и пытаются либо заим­ствовать методологию естествознания, либо вырабо­тать собственную методологию, но по образцу естест­венных наук. Но, как известно, новоевропейская наука построена на отвлечении от наглядности повседневно­го опыта и введении умозрительных конструкций. В этом отношении "И.иМ..." представляет собой попыт­ку освободить гуманитарные науки от их ориентации на естествознание и обосновать их в первоначальном

опыте мира, который предшествует различению есте­ственных и гуманитарных наук, теории и практики. Та­ким образом, Гадамер присоединяется к хайдеггеровской рецепции Дильтея — амбивалентность современ­ного мира может быть представлена как противопо­ложность научного и гуманитарного методов. Ориен­тация гуманитарных наук на естественно-научные стандарты, как оказалось, отрывает их от собственной традиции, так называемой "humaniora". Для наук о ду­хе важны не просто процедуры верификации или фаль­сификации. Гораздо более важным является цель этих усилий: благодаря гуманитарным исследованиям чело­век должен сформироваться, т.е. образовать сам себя и стать "человечным". Другими словами, восхождение субъективного духа к объективному, понятое как "об­разование" в гегелевском смысле, можно интерпрети­ровать как обретение человеком собственной идентич­ности. Но при этом сам процесс образования оказыва­ется научно нелегитимированным. Современные гума­нитарные науки разрываются между наукой и стремле­нием к образованию. Следовательно, сами "гуманитар­ные науки" в дильтеевском смысле являются историче­ским явлением. Конечно, возможна и противополож­ная точка зрения, согласно которой, напротив, гумани­тарные науки являются компенсацией за принципиаль­ную неисторичность современной жизни. Гадамер свя­зывает гуманитарные науки с древней традицией обра­зования и, следовательно, понимает их практически. Он не может не подчеркивать идеи непрерывности, связности всего исторического мира, для которого со­временность является всего лишь одним из его момен­тов. Пытаясь одновременно удержать научное дистан­цирование и абстрагирование, с одной стороны, и жи­вую традицию — с другой, Гадамер избегает альтерна­тивы, которая уже в 19 в. определяла характер дискус­сии о роли гуманитарных наук. Согласно Гадамеру, они являются науками, будучи особыми элементами и носителями исторического образования, т.е. не наука­ми в новоевропейском смысле слова. Эта авторская по­зиция не облегчает, а, скорее, затрудняет для читателя понимание "И.иМ...". Все возражения, которые в прин­ципе могут быть выдвинуты научно ориентированной герменевтикой, Гадамер легко опровергает, допуская их принципиальную правомерность. Он пытается про­следить, что происходит с сознанием гуманитария в процессе гуманитарных исследований. Речь идет о том, что, собственно говоря, представляют собой гума­нитарные науки. И в этом смысле его сочинение "И.иМ..." является своеобразной онтологией, ответом на вопрос, что лежит, в конечном счете, в основании всех научных достижений, исторического сознания и просто методического усилия. Критика науки ведется

414

Гадамером с позиций гуманитарного познания. Для на­ук о духе всегда было важно постичь положение дел в их конкретной особенности. Следовательно, гумани­тарное познание должно быть направлено на однократ­ность и неповторимость, уникальность исторического события. Все гуманитарные науки в этом смысле явля­ются историческими и имеют дело с сингулярностью. Их стратегию в этом отношении можно было бы на­звать "экземплификацией", в то время как естествен­ные науки стремятся подчинить всякое событие обще­му правилу, т.е. основной стратегией для них является "подведение". Согласно Гадамеру, существует опыт мира, который принципиально не подчиняется научно­му методическому сознанию. Таким образом, очевид­но, что цель книги выходит далеко за пределы дискус­сии о методе, специфичном для гуманитарных наук. Скорее, речь идет о демонстрации того, что гуманитар­ные усилия исторически и предметно основаны в обла­сти, которая не может быть открыта научным процеду­рам. В этом отношении "И.иМ..." находится в русле оп­ределенной традиции, тесно связанной с именами Ниц­ше, для которого научная история становится врагом "жизни", и Хайдеггера, подвергшего критике метафи­зическую традицию и противопоставленность субъекта объекту. Гадамер рассматривает свою работу не просто как анализ проблематики гуманитарной методологии в узком смысле этого слова. "И.иМ..." является во мно­гом продолжением хайдеггеровского замысла описать понимание как модус бытия (Dasein). Философия Хай­деггера трактуется в настоящее время как отказ от на­учного оптимизма 19 в., отказ от притязаний науки на открытие подлинного подхода к реальности. Противо­положная точка зрения присуща сциентистски-ориентированным философским проектам, например марк­сизму или, в еще большей степени, логическому пози­тивизму, с точки зрения которого осмысленными явля­ются только те высказывания, которые, в конечном сче­те, можно перепроверить с помощью научной методи­ки и верифицировать либо фальсифицировать. Следо­вательно, высказывания традиционной метафизики о Боге, свободе и бессмертии являются лишенными смысла. Но для гуманитарных наук большее значение имеет то, что все эстетические и этические высказыва­ния, т.е. предложения, которые содержат оценки произ­ведений искусства и человеческих действий, должны также рассматриваться как предложения, лишенные смысла. Ведь для такого рода оценок не существует эмпирических верификаций. Другими словами, все то, что особенно значимо для человеческой жизни, оказы­вается лишенным смысла. Подход Хайдеггера являет­ся чрезвычайно важным для Гадамера. Сам термин "герменевтическое" Гадамером интерпретируется к

духе раннего Хайдеггера. С ориентацией на Хайдегге­ра задается направленность гуманитарных наук в их осмыслении антропологической проблематики, исхо­дящая из первоначального контекста человеческого мира. Это означает, что подлинный смысл гуманитар­ных наук лежит не в их приближении к методическо­му идеалу естествознания. Следовательно, не в сциентизации, а в "гуманизации". И именно этот тезис поз­воляет адекватно прочитать текст "И.иМ...". В проек­те философской герменевтики Гадамер следует "гер­меневтике фактичности" раннего Хайдеггера, который развивал, опираясь на Дильтея, свой вариант герме­невтики (по различным причинам этот подход не на­шел отражения в его работе "Бытие и время"). Хайдеггеровское влияние ощутимо в признании предструктуры понимания и его историчности, при обсуждении проблем герменевтического круга, предрассудка и ис­тории воздействий. В еще большей мере Гадамер сле­дует за поздним Хайдеггером, напоминающим своим философствованием о судьбе бытия и языке как "доме бытия", особенно в том, что касается тематизации он­тологии языка. Тематизация роли искусства также на­ходит свои параллели в поздних трудах Хайдеггера. При этом, с точки зрения Гадамера, позднее творчест­во Хайдеггера является возвращением к тематике "герменевтики фактичности", несмотря на то, что сам Хайдеггер почти ничего не говорит о какой бы то ни было герменевтике. Равным образом, Гадамер разви­вает и другие идеи Хайдеггера, подвергая его, однако, критике по некоторым позициям. "И.иМ..." является своего рода продолжением и развитием идей Хайдег­гера, которые были высказаны последним в период, предшествующий публикации "Бытия и времени". На­пример, идея "заброшенности" человека в мир разви­вается и углубляется Гадамером в виде тезиса о "дей­ственно-историческом сознании". Но, прежде всего, это тематизация таких феноменов, как произведение искусства; вещь (Ding), существующая в жизненном контексте; и, наконец, безграничная область языка. Следует назвать и других авторов, на которых опирает­ся Гадамер и взгляды которых им анализируются. Это, прежде всего, Дильтей с его вечными колебаниями между требованиями научной методики и объективно­стью, с одной стороны, и требованием связи науки и жизни — с другой. Это Гуссерль, критиковавший идею о том, что только в объективной данности науч­ных предметов представлена вся область нашего воз­можного опыта. Это граф Йорк (фон Вартенбургский), заново обосновавший связь жизни и самосознания. В целом же "И.иМ..." написана в русле грандиозной фи­лософской традиции, которая начинается в Древней Греции и длится до наших дней. С этой точки зрения

415

данный текст представляет собой результат впечатляю­щей истории рецепции европейской философской тра­диции. Здесь важен факт, на который обращал внима­ние сам Гадамер: эта книга — результат собственных сорокалетних педагогических усилий и осмысления не только значимых вопросов истории философии, но и решений современной философской систематики. Дан­ный факт тематизирует еще одну проблему названной книги — отношение традиции и современности. Иначе говоря, Гадамер предлагает свое решение вопроса, по­ставленного Гуссерлем и Хайдеггером, согласно кото­рым развитие западно-европейской метафизики приво­дит к современному господству европейской науки и техники. Отсюда и вытекает основная проблема произ­ведения: в самом ли деле только наука и техника обес­печивают человеку действительный опыт мира или все же есть и другие способы постижения реальности, кро­ме методически организованного опыта науки? И если такие формы существуют, можно ли их считать обосно­ванными? Не подлежит сомнению, что такая постанов­ка проблемы укоренена в самой реальности современ­ного мира. Рост сциентизации приводит к росту отчуж­дения, что, в свою очередь, вызывает уменьшение сфе­ры собственно человеческого опыта. Проблему, кото­рую Гадамер разрабатывает в "И.иМ...", можно, следо­вательно, охарактеризовать и как попытку вновь тематизировать отношение "внутреннего и внешнего мира", микро- и макрокосмоса. Другими словами, Гадамером ставится задача описать существование человека в ус­ловиях "трагической культуры", культуры, которая, с одной стороны, формирует человека, с другой стороны, подавляет его, будучи отчужденной. В этом отношении Гадамер, вслед за Хайдеггером, ставит онтологическую проблему: как возможно бытие человека как конечного и временного существа в историческом процессе. От­сюда вытекает проблема эпистемологического характе­ра: как конечный человек может постичь мир в его це­лостности ввиду своей собственной и его, мира, исто­ричности, а также ввиду многочисленных культурных разрывов и разломов, случившихся в несколько послед­них веков, и все убыстряющегося процесса культурной эволюции. Одно из решений, значимых для Гадамера, было предложено Гегелем: реальность постигается как движение абсолютного духа через многообразие к единству, завершающееся примирением противопо­ложностей. Но Гегель при построении своей философ­ской системы отвлекся от ограниченности, зависимос­ти и конечности человеческого разума. Именно поэто­му для Гадамера парадигматическим является решение Хайдеггера, обратившего внимание на историчность, временность и конечность человеческого существова­ния. Итак, название и пафос книги Гадамера заданы

проблемой, восходящей к методологическому спору 19 в.: противоположности естественных и гуманитарных на­ук как по предмету, так и по методу исследования. Он определен критикой естественно-научного мышления и попыткой противопоставить методологическому мы­шлению науки другие возможности человеческого опыта. Эти возможности являются трансцендентными по отношению к методически организованному науч­ному сознанию, которое берет свое начало в картезиан­ской философии. Гадамер тематизирует возможности опыта истины в области искусства, истории и языка. Таким образом, речь идет об опыте эстетического, ис­торического и лингвистического сознания. Последова­тельный анализ этих феноменов и образует три соот­ветствующие части его программной книги. Отсюда становится понятной структура "И.иМ...". Первая часть посвящена эстетической проблематике, т.е. ос­новной проблеме 18 в. Вторая — общим методологиче­ским вопросам гуманитарных наук на примере самой главной науки 19 в. — истории, и главной проблемы этого века — историзма. Эта часть обладает системати­ческим значением в герменевтике Гадамера. Третья часть книги задает герменевтике ее философский ста­тус, она посвящена онтологическому основанию чело­веческого опыта. Таким основанием является язык, или, как говорит Гадамер, языковость. Третья часть по­священа, таким образом, анализу самой важной фило­софской темы 20 в. — языку. В свою очередь, каждая часть состоит из двух смысловых разделов, но смысло­вое и формальное деление совпадает только во второй части, имеющей систематическое значение для фило­софской герменевтики. В первой и третьей частях такое деление является имплицитным. Первый раздел всегда носит характер "деструкции" (Abbau), второй по свое­му характеру конструктивен (Aufbau), что, несомненно, предает гадамеровским рассуждениям еще больший вес. Каждый первый раздел носит характер историко-философского исследования и имеет самостоятельное научное значение. Таким образом, в книге присутству­ет историческое измерение: сжато изложены историче­ские аспекты соответственно эстетической, историчес­кой и лингвофилософской рефлексии. Гадамеровское рассуждение начинается с проблемы метода. Так, Гада­мер подключается к методологической дискуссии и оп­ределяет в ней свое место. Книга завершается утверж­дением универсального аспекта герменевтики, т.е. ут­верждением универсальных притязаний герменевтики. Цель первой части книги — преодолеть сужение, в ко­тором оказалась эстетика в процессе современного раз­вития. Она стала критерием того, что может считаться искусством. Но изолированного эстетического созна­ния, которому непосредственно показывают себя пре-

416

красное и искусство, не существует. Опыт искусства в широком смысле скорее означает, что произведение ис­кусства и зритель объединяются в едином процессе. Следовательно, Гадамер критикует иррациональную субъективность художественного переживания и про­ясняет, что она не согласуется с лежащим в произведе­нии искусства притязанием редуцировать опыт искус­ства к частному переживанию. Конкретное положение гуманитарных наук и состояние дискуссии о методе яв­ляется исходным пунктом рассуждений. Гадамер ука­зывает, что современные гуманитарные науки, как они складываются после Дильтея, понимают себя именно как науки. Такое самопонимание для Гадамера являет­ся ложным. Нормативное значение для него приобрета­ет не Дильтей, а естествоиспытатель Г.Гельмгольц, противопоставивший логической индукции естествен­ных наук "художественную индукцию" гуманитарных. Такая индукция основана на чувстве такта, на богатой памяти и признании авторитетов, т.е. на включении ис­следователя в процесс исследования. Следовательно, научность гуманитарных наук укоренена в традиции образования, а не в идее современной науки. Важным поэтому становится анализ ведущих гуманистических понятий, которому посвящено его следующее рассуж­дение. Корни гуманитарных наук Гадамер видит в чув­стве языка, в чувстве его истории, которые являются не иррациональным даром, а, скорее, продуктом гумани­тарного образования. Для Гадамера обращение к об­суждению "ведущих гуманистических понятий" не случайно, им используется специальный историко-фи­лософский метод так называемого "историко-понятийного анализа", который является для него значимой формой аргументации и который он противопоставля­ет "историко-проблемному анализу". Исторический анализ четырех понятий — образование, здравый смысл, способность суждения, вкус — призван пока­зать, что почвой гуманитарных наук, дифференциро­ванных в 19 в. от философии, религии и естественных наук, по-прежнему является гуманистически понятое образование (Bildung, paideia), а не абстрактная мето­дика естествознания. Этими историко-понятийными исследованиями Гадамер пытается трансцендировать проблему метода гуманитарных наук. Экстраполяция естественно-научных образцов в область гуманиора не может снять необходимости для наук об исторической и социальной действительности заниматься своим предметом не абстрактно, но конкретно: образование, здравый смысл, способность суждения и вкус в широ­ком смысле являются признаками единства ученого-гу­манитария с собственным предметом. Но историко-понятийный анализ показывает также, что гуманистичес­кие понятия, и прежде всего, способность суждения и

вкус, исторически изменчивы. Под влиянием методи­ческих притязаний естественно-научного мышления они утратили свои познавательные функции, поскольку не соответствуют стандартам научной методики и вос­принимаются теперь в качестве "эстетических" и "субъективных" суждений. Эта трансформация была осуществлена, по мнению Гадамера, под влиянием Канта. Для усиления своей аргументации Гадамер не различает позицию самого Канта и историю ее воздей­ствия. Гадамер показывает, что Кант в своей эстетике сужает понятие вкуса до "прекрасного" и, одновремен­но, снимает лежащий в понятии вкуса познавательный смысл. Таким образом, вместо общности зрителя и произведения искусства на первый план выдвигаются понятия гения и переживания, понятия, которые прин­ципиально исключают континуальность и общность, поскольку гениального творца невозможно исчислить и классифицировать, ведь он неповторим в своей ориги­нальности. Но и в переживании существенным являет­ся особый и неповторимый момент, следовательно, и здесь происходит исключение интерсубъективной общ­ности. Опора на гениальность как на критерий оценки произведения искусства полностью осуществляется только после Канта. Но одновременно развивается представление о соответствии гениальности творчест­ва гениальности понимания. Поэтому Гадамер после прояснения понятия гения переходит к феномену пере­живания. Гениальные творения "переживаются", они суть предметы "переживания", в которых произведение искусства в своей однократности и своем величии вос­принимается в жизни как необычное. "Гений" и "пере­живание" являются романтическими понятиями, они обращены против рационализма Просвещения. Этот "высокий романтизм" является определяющим для по­нимания искусства 19 — начала 20 в. Творчество и опыт искусства субъективируются столь радикально, что как раз и появляется так называемое искусство пе­реживания. Чтобы показать, что понятия гения и пере­живания не являются единственными критериями опы­та искусства, Гадамер обращается к истории искусства. Практически для всех неевропейских культур, а в са­мой европейской культуре — от античности до барок­ко, художник воспринимается в качестве ремесленни­ка. Само же произведение искусства включается в бо­лее широкий религиозно-культовый, политический или социальный контекст. На примере понятий "символ" и "аллегория" Гадамер проясняет, что ориентация на пе­реживание также не может быть оправданной для фе­номена искусства. Следующее рассуждение посвящено критике "эстетического образования" и "эстетического сознания". Элементы своей критики Гадамер вновь по­лучает посредством историко-понятийного исследова-

417

ния. Гадамер опирается, прежде всего, на шиллеровские "Письма об эстетическом воспитании" (1795) и подчеркивает разработанную в них идею "образован­ного общества". Эстетическое образование существует по причине того, что Гадамер называет "эстетическим различением". Образован тот, кто может постигать предмет своего рассмотрения в его эстетическом каче­стве, которое выводится из контекста всех неэстетиче­ских определений, идет ли при этом речь о возникнове­нии условий, цели, задачах или о содержательном зна­чении предмета. Рассматривать предмет как эстетичес­кий — значит, рассматривать его в его прекрасной ви­димости — в отрыве от его мира и его притязаний — как предмет "прекрасной души"; причем "прекрасную душу" следует понимать, в свою очередь, не как часть исторической и социальной действительности, но именно как принадлежность абстрактного образован­ного общества. Следствия эстетического образования и эстетического различения очевидны. Произведение ис­кусства и художник теряют свое историческое и соци­альное место, так как оно не имеет никакого значения для эстетического подхода. Так, в 19 в. возникают му­зеи и другие "учреждения" искусства. Утрата своего места в контексте жизни характерна не только для про­изведения искусства, оно касается также и художника. Он становится свободным, как это положено гению, но одновременно исключается из всех социальных связей, возникает представление о богеме. Художник приобре­тает двойственные демонические черты, и все больше превращается — по причине секуляризации и отчужде­ния от религиозных традиций — в сакральную фигуру. Эта претензия определяет с тех пор трагедию художни­ка в мире. Проблематичность развития эстетического образования Гадамер видит в том, что образовательный эффект как раз не достигается. Эстетическое образова­ние ведет только к абстрактному всеобщему, которого реально не существует. Прояснив недостатки "эстетики гениальности", Гадамер выстраивает позитивную про­грамму опыта искусства. В самом произведении искус­ства Гадамер находит основание для собственной фор­мы опыта искусства, которое называется пониманием. Онтология произведения искусства, т.е. разработка его собственного способа бытия, служит, таким образом, преамбулой к проблемам гуманитарных наук. При ин­терпретации произведения искусства Гадамер ориенти­руется не на художественное самопонимание, но выби­рает "игру" как руководство для исследования. Момент игры важен потому, что с помощью этой метафоры Га­дамер избавляется от противопоставления субъекта и объекта эстетического переживания. Игра является "чистым самопредставлением". Следующий важный момент — то, что искусство всегда является представ-

лением для кого-то. Игрок всегда включен в игру, и зритель (читатель, слушатель) включен в бытие произ­ведения искусства. Эти рассуждения ведут Гадамера к утверждению, что способ бытия искусства есть "пре­вращение в образ". В этом тезисе проговаривается цен­тральная для гадамеровского понимания истины идея. Истина есть показывающее себя присутствие. Следова­тельно, не существует произведения в себе, которое за­тем, как бы на втором шаге, приходило бы к изображе­нию или опосредованию. Искусство является представ­лением или опосредованием, которое включают в себя реципиента. Если способ бытия искусства заключен в образе, то нет различия между вневременным самим по себе и его временными изображениями. Эту метафору Гадамер проясняет, обращаясь к феномену праздника. В празднике все всегда то же самое, но вновь повторя­ющееся. Способ бытия праздника есть празднование. Праздник, подобно искусству, есть временное явление. Таким образом, между праздником и искусством суще­ствует аналогия. И праздник, и произведение искусства всегда одни и те же, хотя всякий раз являются другими. Кроме того, эта аналогия вновь устанавливает особые отношения произведения искусства и зрителя. Зритель и празднующий включены в действие. Таким образом, вместо гениального творца и гениального интерпрета­тора произведения искусства на первый план выступа­ет процесс, в противоположность которому отдельные субъекты играют только подчиненную роль. Анализ опыта искусства имеет следствия как для эстетики, так и для герменевтики. Гадамер отмечает, что искусство принципиальным образом является "представлением". Поэтому он уделяет большое внимание проблеме обра­за. Отметив единство в картине изображения и прооб­раза, Гадамер характеризует эту связь понятием "ре­презентация". Отношение картины к миру и действи­тельности описывается Гадамером понятием "окказио­нальность". Дальнейшей критике абстракции эстетиче­ского сознания служит обращение к феномену архитек­туры и литературы. Гадамер использует феномен лите­ратуры для того, чтобы подготовить переход от искус­ства к гуманитарным наукам. Как искусство в изобра­жении — т.е. в театральной постановке, в явлении кар­тины, в произведении литературы, — имеет свое бы­тие, так и гуманитарные науки могли бы, в противопо­ложность обычному самопониманию, иметь собствен­ный "способ изложения". Обсуждению этой проблемы посвящен последний пункт второго раздела первой ча­сти "И.иМ...". Гадамер противопоставляет здесь стра­тегию классической и современной герменевтики. Под­вергнув критике "реконструктивную герменевтику", Гадамер показывает, опираясь на Гегеля, что, подобно опыту искусства, в котором зритель необходимо при-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 136 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2537 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.