Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иоанн Дунс Скот (duns scotus) (1265/1266— 1308) — шотландский средневековый философ и тео­лог, представитель неортодоксальной ветви схоласти­ки




ИОАНН ДУНС СКОТ (Duns Scotus) (1265/1266— 1308) — шотландский средневековый философ и тео­лог, представитель неортодоксальной ветви схоласти­ки. В 16 лет вступил во францисканский монашеский орден. Судьба И.Д.С. тесно связана с обоими центрами развития средневековой схоластики — Оксфордским и Парижским университетами: окончил Оксфорд и пре­подавал там всю жизнь, по неоднократному приглаше­нию Парижского (1302—1305) и Кельнского (1308) университетов преподавал во Франции и Германии. Те­оретическими источниками авторского учения И.Д.С. могут считаться: августинианское направление теоло­гии (нормативное для францисканского ордена тради­ционного толка); аристотелизм (абсолютно не харак­терный для традиционного францисканства, противо­стоящего доминиканскому ордену как цитадели пери­патетизма, но вызывавший большой интерес у И.Д.С., знакомого не только с перипатетической теологией, но и непосредственно с переводами Аристотеля); теологи­ческая традиция Парижской школы, ориентированной на вербализм умозрения с сильным акцентом на фор­мальном его аспекте; установки математически ориен­тированного естествознания, складывающегося в рам­ках Оксфордской школы Р. Гроссетеста. На базе взаи­модействия этих достаточно разнородных, но дополня­ющих друг друга методологических парадигм склады­вается глубоко оригинальная философская концепция И.Д.С., который выступает основоположником тради­ции так называемого "нового францисканства" как ра­финированно интеллектуального рационализма с ин­тенцией на позитивное знание и логицизм — в проти­воположность "старой" францисканской традиции, фундированной апофатической теологией, августинианской парадигмой мистического богопознания и гене­тически восходящей к программному иррационализму исходного францисканства. Именно начиная с И.Д.С. новое францисканство конституируется в истории тео­логии как классическое и фиксируется в качестве тако-

402

вого культурной традицией (достаточно вспомнить олицетворяющего францисканство Вильгельма Баскервильского у такого тонкого медиевиста, как Эко). Ос­новные сочинения: "Оксфордское сочинение" (изложе­ние авторской концепции И.Д.С., оформленной как комментарий к текстам Петра Ломбардского), "О пер­вом начале всех вещей", "Вопросы метафизики", а так­же глубоко оригинальные комментарии к логическим произведениям Аристотеля. Все произведения И.Д.С. написаны на латыни и отличаются богатейшим языком, предельной логической строгостью и глубоко ориги­нальным стилем. Титул "Тонкого Доктора" (кстати, на­ряду с титулом Алана Лилльского как "Универсального Доктора" наименее оценочный и наиболее семантичный в титулярной системе схоластики — ср. с титула­ми Фомы Аквинского и Бонавентуры: соответственно "Ангельский" и "Серафический Доктор") блестяще точно фиксирует ту особенность стиля И.Д.С., которая может быть обозначена как постоянное стремление к экспликации содержания любого используемого терми­на. И.Д.С., бесспорно, — философ понятий, виртуоз се­мантической нюансировки, скрупулезного выявления тончайших различий и едва уловимых смысловых от­тенков. И если при непосредственном восприятии его работ это стремление к предельной ясности, провоци­рующее введение в текст колоссального числа уточне­ний и дистинкций, делает их, на первый взгляд, гро­моздкими, а исходную (всегда детально продуманную и безукоризненно стройную) структуру рассуждения — неочевидной, то в свете развития категориального аппарата философии эта интенция на экспликацию содер­жания понятийных средств, чье значение, казалось бы, уже дисциплинарно установлено и прозрачно, должно быть заслуженно расценено как блистательное осуще­ствление рефлексивной установки философского мыш­ления (далеко не так часто реализуемой в рамках схола­стики) — неоценимый интеллектуальный импульс, приводящий как к дифференциации и развитию логи­ко-гносеологической терминологии, так и к обогаще­нию философского языка в целом. Кроме того, задаю­щийся этой установкой вектор движения философского мышления в сфере абстракции, теоретического моде­лирования понятийных систем позволяет И.Д.С. выска­зать многие прогностические идеи, значительно опере­жающие его время. Фундаментальным методом прояс­нения содержания понятий выступает у И.Д.С. метод дистинкций (лат. distinctio — различение), основанный на логической операции выявления различий между сравниваемыми предметами. Эта поэтапная компара­тивная процедура предполагает последовательное вы­явление абстрактных различий разнородных предметов (типа материи и формы), затем выявление различных

суждений об одном и том же предмете ("дистинкции разума") и, наконец, различение дифференцированных элементов и разнородных свойств "самой вещи". И.Д.С. вводит демаркацию дистинкций на "реальные", т.е. отнесенные к "телесным вещам" и имеющие под собой онтологическое основание в виде реальных раз­личий вещей между собой, и "формальные", т.е. отне­сенные к "бестелесным субстанциям", которые сегодня были бы названы идеальными конструктами: Бог, душа и т.п. (например, различение ипостасей Божьих внутри Троицы). Однако любой дефинируемый объект получа­ет свою определенность, только будучи пропущен че­рез все этапы указанной процедуры, в результате чего возможна фиксация haecceitas ("этовости") объекта (ка­тегориальный аналог встречается в восточной филосо­фии: "жань" как свойство предмета быть им, а не иным, "самость" вещи). В результате применения этого мето­да И.Д.С. впервые в историко-философской традиции эксплицитно фиксируются содержательные различия между абстрактным и конкретным понятием, актуаль­ной и потенциальной бесконечностью, внутренней и внешней формой, объектной и субъектной (т.е. привне­сенной и имманентной) потенциями (видами активнос­ти) и мн.др. На базе этих дистинкций И.Д.С. вводятся в философский оборот многие ставшие ныне фундамен­тальными понятия. Например, такие, как "абстрактное (и, соответственно, конкретное) понятие", "актуальная (и потенциальная) бесконечность", "суппозиция", "интенциональность сознания" и др., вошедшие в катего­риальный аппарат не только классической, но и совре­менной философии и науки. Еще в большей степени оз­наченное обогащение семантики понятий в ходе проце­дуры дистинкций относится к таким традиционным ка­тегориям, как "материя" и "форма", в соотношении ко­торых, казалось бы, не было тайны, ибо канон его по­нимания, оформленный уже в античности, не вызывал в теологии принципиальных дискуссий, за исключени­ем чисто классификационных. Doctor Subtilis, однако, подвергает дистинкционной процедуре и элементы ка­нона, задавая нетривиальные вопросы и усматривая оригинальную проблему там, где до сих пор было об­щее место: "У материи и формы совершенно разные основания бытия, и они изначально различны между собой. Как же в таком случае два разных и изначально различных начала могут составить нечто безусловно единое? Я говорю, что, чем более какие-то вещи быва­ют разными и несходными по своей форме, тем более они расположены к образованию самого по себе едино­го, ибо при таком составлении требуется не подобие по природе, а соответствующее соотношение, которое мо­жет быть между изначально различными вещами". Та­кой подход позволяет И.Д.С. переосмыслить традици-

403

онную парадигму оформления пассивной материи со стороны активной формы (идеи, эйдоса) с позиций сво­его рода интеракционизма: "если бы форма имела то же основание, что и материя, она не стремилась бы к тому, чтобы давать себе бытие. И если бы материя имела то же основание, что и форма, она не стремилась бы к то­му, чтобы получить для себя бытие". В рамках такого подхода И.Д.С. формулируются многие значимые для философской традиции и глубоко прогностичные идеи: о неизоморфном соотношении определенного объекта и соответствующей формы: "формализм" (formalitas) объекта вариативен и одна и та же вещь может пребы­вать в разных формах (ср. с канонической доктриной субстанциальных форм Фомы Аквинского или концеп­цией "конечного числа форм" Бонавентуры); о нетож­дественности материальности и телесности: согласно И.Д.С., все сущее (за исключением Бога) материально, но далеко не все телесно (ср. с актуализацией данной проблемы в связи с открытиями естествознания рубежа 19—20 вв. и — в этой связи — знаменитый "кризис фи­зики"); о предвосхищающей спинозовский принцип causa sui самопричинности субстанции как "предела творения": материя "есть само по себе единое начало природы", "сама по себе причина"; о внутренней ак­тивности (потенциале актуализации) материи: "тот, кто усматривает материю только в объектной, а не в субъ­ектной потенции, отвергает все учение... о материи"; о двойственном характере объективации материи, выте­кающем из классификации материи на "перво-первую" (primo prima), т.е. неоформленную субстанцию, "второ-первую" (secundo prima), т.е. оформленную в предметы природы, изучаемые натурфилософией, и "третье-первую" (tetrio prima), т.е. объективированную в создан­ных человеком и не возникающих спонтанно вне его усилия вещей как предмета изучения механики, — что предвосхищает введение в философский оборот идеи предметного мира цивилизации как материального, но зависящего в своем возникновении от человеческого сознания (в рамках философии техники). Однако про­блема соотношения материи и формы далеко не исчер­пывает собою концепцию бытия И.Д.С. Столь же глу­бокие идеи были высказаны им относительно актуаль­ного и потенциального бытия, что существенно про­двинуло философскую традицию в осмыслении таких феноменов, как часть и целое, возможность и действи­тельность, сущность и существование. Так, холизм И.Д.С. выходит за рамки простой констатации примата целого над частями, но вводит понятие целостности, весьма близкое по своему содержанию идее системно­сти объекта: "белая доска есть истинно целое лишь в некотором отношении, так же как куча камней не есть собственно целое, но множество частей или камней.

Доска же есть нечто само по себе целое и возникает как целое сама по себе, будучи сама по себе единой, сколь­ко бы форм не содержалось в таком самом по себе еди­ном". Целостность, таким образом, есть "некое целое, обладающее реально отдельными частями, которые по­истине образуют само по себе единое". Фундаменталь­ному для схоластики тезису о несовпадении примени­тельно к любому природному объекту сущности и су­ществования И.Д.С. противопоставляет мысль об их полном совпадении, ибо сформулированный примени­тельно к Богу тезис о совпадении сущности и сущест­вования правомерен для любого объекта, поскольку су­ществование потенциально содержится в сущности (как актуализация в субстанции) и потому не требует осуществления своего существования как особого акта. Проблема возможности и действительности фундиро­вана у И.Д.С. оригинальной волюнтаристской концеп­цией свободы воли Бога: если согласно перипатетичес­кому направлению теологии (томизм и авверроизм), де­яния Божьи совершаются на основе Божественного ра­зума, то классическая традиция августинизма полагает их совершающимися на основе его свободной воли. Ориентируясь как францисканец на августинизм, И.Д.С. дает ему, тем не менее, глубоко оригинальную и неожиданную трактовку: актуальная бесконечность Бо­жественной природы требует потенциальной бесконеч­ности своей воли, а потому свобода воли Бога подчиня­ет себе Божественный разум и Бог творит мир не в со­ответствии с неким исходным каноном разумности, а в акте абсолютно свободного волеизъявления. Этот во­люнтаризм и индетерминизм означают, что он может создать иной мир с принципиально иными законами (в частности, И.Д.С. рассматривает гипотетическую мо­дель мира, в которой Богом не была бы заложена "спо­собность материи мыслить" и "разумная душа, которая есть предел творения"). Таким образом, действитель­ность мира — лишь одна (реализовавшаяся) из много­численных возможностей Божественного творения, и наш мир — не более, чем игра случая в проявлениях Божественной воли. В философии И.Д.С. в ригористи­ческом контексте схоластики актуализируется сформу­лированный античной философией в демократичных условиях интеллектуального плюрализма принцип исономии: "не более так, чем иначе". В этой связи в кон­цепции И.Д.С. значительное внимание отводится фено­мену случайности; И.Д.С. сравнивает бытие с древом, корнями которого является материя primo prima, ветвя­щимся стволом — оформленные объекты в процессе их изменения, а листва кроны — "многообразные случай­ности". Интересные результаты дает проекция этого подхода на сферу морали, в рамках которой свобода Бо­жественной воли оборачивается нравственным декре-

404

тализмом: Бог задает те или иные моральные ценности не в соответствии с известным ему абсолютным доб­ром, напротив — человек должен считать добром то, что вытекает из нравственных ценностей, сотворенных Богом в ничем не детерминированном и ничем не фун­дированном акте волеизъявления (адекватная примени­тельно к любому другому субъекту волеизъявления формулировка "как Бог на душу положит" в данном случае выглядит как предел жесткого детерминизма). Будучи апплицированной на человека, такая позиция акцентирования воли означает презумпцию ее автоно­мии не только по отношению к ригористическим нор­мативам, но и по отношению к разуму как таковому: свобода, составляющая глубинную сущность человека, только тогда свобода, когда реализуется в ничем не де­терминированном волеизъявлении. Волюнтаризм в ин­терпретации человека дополняется у И.Д.С. остро ар­тикулированным индивидуализмом, фундированным вытекающей из дистинктивной парадигмы презумпци­ей возможности обнаружения у любых двух объектов разъединяющего (или индивидуализирующего) их при­знака. Исходя из характерной для средневекового реа­лизма установки на выявление в онтологической сфере прямых изоморфных коррелятов субъект-предикатной структуре высказывания, И.Д.С. делает акцент не на предикатах (универсалиях), а на субъектах (индиви­дах). Важнейшим основоположением философии, по И.Д.С., должно быть признание того, что в сфере бытия наличное существование может принадлежать только индивидуальному бытию. Реальны, таким образом, только индивиды, а общие понятия (в отличие от поня­тий-предикатов) не имеют онтологического статуса и суть не более, как имена. (В данном контексте очевид­но, что глубоко оригинальная концепция И.Д.С. нео­быкновенно сложно интерпретируется с точки зрения стандартных схоластических дихотомий типа "реа­лизм — номинализм", выходя далеко за рамки фунди­рующих их оппозиций.) В свете сказанного индивид рассматривается И.Д.С. в качестве носителя набора свойств: как родовых (общих), так и видовых (единич­ных), однако сам по себе индивид существует лишь как неповторимая их комбинация, образующая формально неразрывное и содержательно уникальное единство — haecceitas ("этовость"). Индивид, таким образом, ни всеобщ, ни единичен, но единственно реален как сово­купность всеобщих и единичных свойств; "возникает не белизна, а белая доска... как целое само по себе" (ср. с гегелевским тезисом о реальности отдельного как но­сителя единичных, особенных и всеобщих свойств). Вместе с тем haecceitas как единство "по числу" любо­го индивидуального существования дополняется его quidditas ("чтойностью"), т.е. единством "по природе",

роднящим его с другими элементами того или иного множества. И если haecceitas — одна, то quiddditas мо­жет быть сколь угодно много в зависимости от системы отсчета (родового признака множества). Заданный кон­текст инспирирует нетривиальную постановку гносео­логических вопросов в учении И.Д.С. Рационалист­ский дедуктивизм И.Д.С. (по его формулировке, позна­ние должно двигаться от причин к следствиям, а не на­оборот), тем не менее, покоится на исходном фунда­менте специфического нулевого (или снятого) сенсуа­лизма: интеллект не может непосредственно прозре­вать истину (и в этом отношении откровение для И.Д.С. вообще — не когнитивный акт), но должен быть приведен в действие соприкосновением с реальными индивидуальными объектами (ср. феномен аффицирования в гносеологии Канта). Однако в свою очередь, этот исходный эмпиризм не только допускает, но и предполагает априорное (внечувственное и сверхраци­ональное) интуитивное схватывание индивидуального существования вещи — помимо ее сущности (в этом отношении интуитивный образ (species) у И.Д.С., буду­чи терминологически прямой латинской калькой плато­новского эйдоса, радикально альтернативен ему по со­держанию). В обрисованном контексте И.Д.С. оформ­ляется тезис о цели познания как познании индивиду­ального существования ("этовости" в противовес "чтойности"), что предвосхищает обоснование баденской школой неокантианства специфики гуманитарно­го познания как ориентированного не на генерализиру­ющие обобщения, предполагающие формулировку универсально-общего закона (номотетика), но на фик­сацию неповторимых характеристик объекта (см. идиографический метод Виндельбанда, модель "индивидуа­лизирующего образования понятий" Риккерта). Прин­ципиальная возможность самого познавательного про­цесса зиждется, по И.Д.С., на своего рода интеракционизме субъекта и объекта; знание не рождается ни в пассивном восприятии, ни в самодостаточной менталь­ной активности субъекта, но складывается из того, что, с одной стороны, "идет от объекта", и, с другой — из атрибутивной для субъекта встречной "интенциональности сознания". Однако если материальные объекты, согласно И.Д.С., познаваемы, то субстанциальная мате­рия и "разумная душа, которая не может быть внутрен­ней степенью материи", выступающие как экстремумы природы ("пределы творения"), в качестве таковых не могут быть постигнуты до конца: "материя в сущности своей и сама по себе познаваема, но не нами". Мы же "видим, одну новую форму вслед за другой, так как ви­дим новое действие, которое выявляет новую форму. Стало быть, субъект превращения остается общим, и это есть материя. Из этого, однако, не следует, что она

405

познаваема по аналогии с формой; следовательно, она не познаваема и иным способом, в себе или сама по се­бе". И в любом случае, полученное знание не выступа­ет для человека регулятивом его поступков, — таковым регулятивом является свобода воли, постулирующая индетерминированное желание, и разум со всем своим знанием лишь обеспечивает ей возможность выбора. Концепция И.Д.С. при всей своей неортодоксальности, была высоко оценена в рамках схоластики (титул Док­тора причислял своего носителя к Учителям Церкви). Идеи И.Д.С. легли в основу такого направления схола­стической мысли, как скотизм, чем, однако, далеко не исчерпывается роль философии И.Д.С. в историко-фи­лософской традиции. Учение И.Д.С. являет собой глу­боко оригинальную и намного опережающую свое вре­мя концепцию, скрупулезно выстроенную по всем пра­вилам схоластического теоретизирования и задающую изнутри канона семантические векторы, выходящие да­леко за пределы схоластической проблематики и ин­спирирующие впоследствии многие аспекты таких фи­лософских направлений, как: волюнтаризм с его пре­зумпцией индетерминистской свободы воли; аксиоло­гическая система персонализма, трактующая индиви­дуальную личность в качестве максимальной земной ценности; парадигмальная установка экзистенциализ­ма на различение сущности и существования; фунди­рованная идеей интенциональности сознания фило­софская феноменология; культивирующий идиографический метод историцизм и др.

М.А. Можейко





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 137 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2305 - | 2068 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.