Направления:
- Религиозная полемика – затрагивала проблемы католической и православной церкви.Справославной стороны выступали Стефан и Лаврентий Зизании, Мелетий Смотрицкий, Леонтий Карпович, с католической и униатской – Петр Скарга, Ипатий Потей, Лев Кревза.
- Государственно-правовая мысль. Анджей Фреда восхвалял политический строй Речи Посполитой, написал трактаты в которых обосновывал верховенство права «либерум вето»
- Научно-правовая литература. Аорон Олизаровский – профессор Виленского университета, автор трудов «О политической общности людей» «Политические вопросы» и др. Считал гражданами государства все население, кроме рабов и чужеземцев, выступал за усовершенствование социального строя.
- Атеистические взгляды. Казимир Лыщинский – автор труда «О несуществовании Бога». «Человек – творец бога, а бог – создание человека…» В соответствии с решением суда Речи Посполитой в 1689г. был сожжен на костре в Варшаве.
Литература, музыка, театр
В условиях Контрреформации господствующим стилем в литературе белорусско-литовских земель становится барокко. Оно сочетало традиции Средневековья и Ренессанса, письменной литературы и фольклора.
Теоретиком барокко в литературе считался Матей Казимир Сарбевский. Он преподавал в Полоцком иезуитском коллегиуме риторику, поэтику и теорию литературы.
В стиле барокко были написаны произведения поэта и врача Данилы Наборовского.
Примером гражданской патриотической лирики является стихотворение Яна Пашкевича «Польска квитнет латиною…»
Светское начало в белорусской литературе развивал Симеон Полоцкий (Самуил Петровский-Ситнианович) – первый профессиональный писатель и книгопечатник. Был учителем царских детей в Москве, в том числе будущего императора Петра I, для которого напечатал в 1679г. «Букварь языка славенска».
До потомков дошли два больших сборника стихотворений: «Ветроград многоцветный» и «Рифмологион, или Стихослов». В конце 1670-х организовал типографию в московском Кремле. По его инициативе было создано первое в Москве высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. В1672г. создал первый в России театр.
Сильное влияние на культуру белорусских земель второй половины XVIII в. оказали идеи Просвещения. Это общественно-политическое и культурное движение, направленное на установление буржуазной культуры и ликвидацию феодального строя.
Проводниками передовой идеологии стали прогрессивные круги шляхты и духовенства. Просвещение в ВКЛ было ориентировано на решение крестьянского вопроса.
Известными представителями Просвещения были Иоахим Хрептович, Иосиф Еленский, а также Адам Нарушевич, Томаш Гуссаржевский, Тадеуш Млоцкий.
Под влиянием Просвещения появляются произведения сентиментального и классического характера. Обращение к народному наречию в так называемых «низких» драматургических жанрах: в белорусско-польской «Комедии» К.Марашевский показал тяжелую жизнь крепостного крестьянина. М.Цецерский в комедии «Доктор поневоле» создал интересные образы белорусских крестьян.
Начало периодической печати
Ян Пашаковский – издание «Политических календариков»
Франтишек Папроцкий - издание еженедельника на польском языке «Курьер Литэвски»
«Газета Гродзеньска» - 1776г. – первое периодическое издание на территории Беларуси.
Музыка и крепостной театр
Франтишка Уршуля Радзивил – писательница, первая женщина-драмматург в Восточной Европе, основательница одного из наиболее известных крепостных театров в Беларуси. Ставила спектакли по своим пьесам.
Михал Казимир Огинский – музыкант-виртуоз, автор музыкальных и литературных произведений. Его театр и капелла имели европейскую славу. «Усадьбой муз» называли имение в Слониме, где был основан крепостной театр.
Михал Клеофанс Огинский – племянник Михала Казимира Огинского. Активный участник восстания под руководством Тадеуша Костюшки. Композитор, автор полонеза «Прощание с Родиной». Его имение Залесье называли «Северными Афинами»
Во времена общего ухудшения жизни распространяется стиль рококо – стиль, который театрализовал быт. Так, Пане Коханку около Несвижа построил «идеальную деревню», которую заселил обедневшей шляхтой и жизнь в которой была театрализованной и бутафорской: ходили «вооруженные» турецкими мушкетами и восточными музыкальными инструментами. Ее жителей называли «албанская банда».
Осип Козловский – уроженец Беларуси, участник русско-турецкой войны. Написал полонез под названием «Гром победы, звучи», который много лет использовался в качестве официального гимна Российской империи.
Ю. Немцевич, Ф.Карпинский, Я.Аношка – классики польской литературы, которые родились, жили и творили на белорусских землях.
Архитектура
Ведущим архитектурным стилем в период Контрреформации являлось барокко – к. XVI- вт. пол. XVIIIст.. В своем развитии оно прошло 3 этапа: раннее к.XVI- п.п XVIIв.; высокое(зрелое) вт.пол.XVII-нач. XVIIIв.; позднее н.XVIII- вт.пол. XVIIIв.
В стиле позднего барокко Гродненский новый замок - 1744г.
В стиле барокко после 1726г. перестроен Несвижский дворец Радзивиллов.
В городах возле ратуш строились корчмы, шинки, аустерии.
Корчма – это комплекс строений, где останавливались, столовались и ночевали путешественники.
Аустерия – большая корчма
В шинках торговали водкой, вином, пивом.
Виленское барокко – архитектурный стиль (конец XVII- начало XVIIIст.) в котором сочетались элементы ренессансного и византийского зодчества. Его разработал Ян Глаубитц. Виленскому барокко были свойственны изысканность пропорций, легкость и ажурность строений, пышный декор фасада, разнообразие отделки интерьеров.
В этом стиле был перестроен Полоцкий Софийский собор
Во второй половине XVIII в. параллельно с поздним барокко развивался классицизм, с конца XVIIIв. этот стиль стал определяющим в искусстве– стиль, основанный на подражании античным узорам. Для классицизма характерны строгость форм и симметричность строений.
В конце XVIIIст. в Гомеле в этом стиле был построен дворцово-парковый ансамбль П.Румянцева.
Я.Беккер, Дж. Сакко, К.Спампани – известные зодчие, которые возводили и перестраивали дворцово-парковые ансамбли на белорусских землях –Ружанский, Святский дворцы.
Изобразительное исксство.
Иоганн Шретер – работал в жанре сарматского портрета. В 1646г. напмсал портреты жен магната Януша Радзивилла – Катажины и Марии.
Петр Евсеевич – иконописец «Рождество Марии»
Центром подготовки художников с 1797г. стала Виленская художественная школа. Ее известными преподавателями были Франтишек Смуглевич и Ян Рустем. Смуглевич разработал первую программу обучения живописи. Написал картины «Битва при Хотине».. Ян Рустем написал ряд портретов Т.Костюшко.