Возрождение выражает интересы жителей городов, которые богаты и которых не устраивает средневековое мышление. Возникает антропоцентризм(размышление о человеке) и гуманизм(идейное течение, выступающее за право человека на счастье уже в земной жизни). Чел должен быть свободным, трудиться и развиваться.
На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы).
1. Кузанский(15в) сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве; Земля не составляет центра мира, а так называемая сфера неподвижных звезд не является окружностью, замыкающей мир.
2. Бруно (16в). Он отбросил все церковные догматы о сотворении мира; развил идеи Коперника, утверждая, что жизнь на других планетах возможна. Он признавал всеобщую одушевленность материи. Но его Бог - это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое. Утверждал, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты в моря.. Человек - часть природы, сила его разума возвышают его над миром. Жизнь – это мгновение, но человек не должен отчаиваться, а должен менять и улучшать мир для своей жизни.
3. Галилей (16-17в) – 1ый экспериментатор в физике.Считал, что мир – большая книга, записи в которой сделаны на языке физики и матем., а чел. Должен научиться их читать.Призывал изучать природу опытным путем, искать природные причины объяснения явлений. опыт как путь, который может привести к истине. Бог выступает у Галилея как перводвигатель, который сообщил движение планетам. Дальше природа стала обладать своими закономерностями, которые должны изучать науки.
4. Коперник (16в). Геоцентризм(земля) средневековья сменился гелеоцентризмом (солнце). Земля – 1 из планет, которая вращается вокруг солнца и вокруг своей оси.
5. Кеплер(16-17в) первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы.
7) ЭМПИРИЗМ(Бэкон)И РАЦИОНАЛИЗМ(Декарт).
После революций в 17 в фил. Становится наукоцентричной, нужны образованные люди, разбирающиеся в технике. Проблема метода, если откроем метод познания, тогда сожжем все объяснить.
Эмпири́зм — направление, признающее чувственный опыт источником знания.
Бэкон (1561-1626) заложил основу науки нового времени. Был теоретиком эксперимента. Считал, что учёный должен идти от фактов, от частичного к общему(метод индукции). Но все нужно проверять многократно проводимым опытом, который должен подтвердить факт. Итог: опыт – единственный источник познания. Он связан с ощущениями, восприятиями, представлениями. В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений, идей. Поскольку ощущения могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректируют данные органов чувств.
Рационалисты считали, что восприятия и ощущения иллюзорны, т.к. мы можем ощущать то, чего нет (боль в потерянной конечности) и можем не ощущать некоторые звуки и цвета. Главное то, что человек, несомненно, мыслит. «Я мыслю, следовательно, я существую» – Декарт. Затем по правилам дедукции мы можем вывести возможность существования Бога, природы и других людей. Вывод рационалистов: в разуме человека содержатся независимый от опыта, ряд идей; эти идеи существуют не на основе ощущений, а до ощущений. Развивая их, человек может получить истинное знание о мире.
Рационали́зм — направление, считающее основой познания является разум.
Декарт считал, что эксперимент может быть ошибочным = нужно исходить из доводов разума. Говорил, что недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять.Есть идеи, в которых мы не можем ошибаться(идея Бога, законы геометрии). «Я мыслю, значит я существую»Человек- мыслящее существо. Ставит проблему сознания. Сторонник метода дедукции(от общего к частному).