Просвещение – жизнь на основе разума. Разум – инструмент для анализа действителности.
17-18в. Эпоха формирования 1ой научной картины мира «Механико-материалистической».Поменялось представление о мире: мир – большой механизм, который похож на часы, Бог создал и завёл эти часы, но такают они сами. –Идея Деизма(Бог создал мир, но не участвует в его регуляции).
Самое влиятельное направление – Французское. черты:
1) приоритет разума как высшей инстанции при решении всех проблем человеческого общества, свободомыслие и антидогматизм, доходящий до атеизма; 2) неразрывная связь с достижениями естествознания;
3) гуманистическая ориентация философии; доминирование антропо-социальной проблематики;
4) направленность на изменение действительности в интересах прогресса и общества путем освобождения от религиозных предрассудков
5) концепцию «естественной религии» – та религия, которая не противоречит природе человека и включает общечеловеческий принцип нравственности.
Новое понимание человека(он похож на машину в соц. и биолог. отношении, живет по принципу стимул -реакци). Появляется педагогика и теория воспитания Руссо Преимущества человека: 1) организация – человек особым образом организованная машина; 2) воспитание – извлекает человека из низкого состояния и возносит его выше животных; 3) сознание – свойство высокоорганизованной материи; 4) душа – она материальна, смертна, погибает вместе с телом; 5) цель человека – просвещение и развитие гражданского общества.
В эту эпоху возникла наука, сообщества ученых, метод – эксперимент, научная терминология
9.Немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Феербах)18-19в
КАНТ (1724–1804) — немецкий философ, родоначальник немецкого классического идеализма. Теория познания – мир, который нас окружает, для нас непознаваем до конца, мы можем познать только отдельные свойства или феномены. Интеллектуальная революция. Мы познаем мир благодаря тому, что у нас есть два познания: 1)опытное; 2)априори – до опыта, заложено в нас с рождения. Это знание состоит из 3х свойств:
1)представление о времени
2)о пространстве
3)о причинной связи между явлениями
Кант открыл активность человеческого сознания по отношению к миру, до этого считалось, что природа сама дает знания, а человек их поглощает.
Этика Канта. Этика создана людьми, а не Богом. Свою точку зрения он доказывает с помощью понятия «Категорический императив» - это свойство нашего сознания, свойственное всем людям, его можно сформулировать: «Поступай так, чтобы желания твоей воли можно было представить в качестве всеобщего закона». Мы совершаем поступки, если совесть нам запрещает, мы должны отказаться от поступка.=Он пытается найти то, что объединяет людей не зависимо от веры, расы, статуса
Гегель (1770-1831) – являлся идеалистом, метофизиком. Считал, что в мире действует и все определяет некое идеальное начало – абсолютный дух. Оно активно и деятельно, само развивается и полностью создает мир. Дух развивается по 3м ступеням:
1) развитие духа по законам логики – люди на них не влияют;
2)инобытия – развитие духа в природе, где он тоже все определяет;
3)развитие духа в обществе и истории – абсолютный дух определяет человеческую историю.
«Все действительное разумно». Гегель создал диалектическую логику, в основе которой лежит принцип троичности, состоит из 3х категорий:
1)тезис – связан с возникновением чего-то;
2)антитезис
3)синтез.
Тезис и антитезис сталкиваются и переходят в синтез.Развитие идет до тех пор, пока пока к тезису бедет находится анти. Этому принципу троичности подчинено все, на основе этого он открыл 3 логических закона:
1)закон единства и борьбы противоположностей(все можно понять и объяснить);
2)закон двойного отрицания(сталкновение тезиса и анти = синтез);
3)закон перехода количества в качество.
Фейербах (1804 – 1872) – материалист, считал, что философия Гегеля –игра ума, абсолютного духа нет, считал, что человек – продукт развития природы.
Критиковал религию. В своей книге «Сущность христианства» писал, что религия выдумана людьми, это сила вредоносная, человека она обедняет и сковывает. Чтобы чел. стал чел. Нужно освободить его от религии.
Неклассическая философия19в(Шопенгауэр, Ницше) – ее так назвали потому, что она ставит под сомнение немецкую фил. Отрицает тезис «Всё действительное разумно». Появляются идеи иррационализма - мистического. Шопенгауэр (1788 — 1860).
Написал книгу «Мир как воля и представления». Принцип волюнтаризма(в мире действует воля). Воля – иррациональное начало, ее нельзя познать разумом, она открывается чел. интуитивно. Воля зла. В мире происходит борьба воль(она едина и присуща всему живому). Наиболее активно она проявляется через деятельность чел. Чел. воля – это стремление к жизни. У каждого человека есть стремление и между ними происходит борьба = мир зол. Уничтожить волю нельзя, но можно ограничить.
Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Ницше (1844 - 1900).
Тоже считал, что воля – основа мира, но думал, что она хорошая, ее нельзя ограничивать, ее нужно нагнетать. Мир – борьба воль, побеждает сильнейший, так же и в обществе. Воля стремится к власти. Человек может стать свободным, если не ограничивать волю. Пишет книгу «антихристианин» и ставит тезис: «смерть Бога. – Кто его убил? – я и ты». Но считает, что его смерть – это хорошо, от него осталось наследство – христианская мораль – то, что поддерживает нищих и неудачников. Говорит, что «совесть» выдумали верующие и она не нужна = появится сверхчеловек и будет жить на основе инстинкта, потребностей(оказал влияние на идею сильной личности 1 расы).