Социальная философия – это система теоретического знания о сущности человека и общества, о наиболее общих законах и движущих силах его развития. Судьба человечества во многом зависит от того, насколько точно человек может познать законы общественного развития и использовать их для своего блага. Познание законов общественного развития – задача чрезвычайно трудная. В обществе действуют люди, одаренные сознанием и волей, они ставят перед собой определенные цели и борются за их осуществление. Но если люди сами делают свою историю как сознательные существа, то можно ли говорить об объективных законах исторического развития? Многие мыслители дают отрицательный ответ на этот вопрос. Они заявляют, что разумная деятельность людей и объективная закономерность общественных процессов – несовместимы. Кроме того, закономерность предполагает повторяемость, а все исторические события уникальны и неповторимы. Все эти особенности человеческого общества ставили в тупик историков, социологов и философов, поэтому научная социология начинает формироваться только в 20 - 40 годы XIX века. Основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе часто называют О.Конта, который ввел в научный оборот сам термин “социология”. Но создателем научной концепции общественного развития являются К.Маркс и Ф.Энгельс, они впервые распространили материализм на область общественных явлений.
В чем же состоит принципиальная новизна взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса на общественную жизнь в разработанной ими теории исторического материализма? Отметим главные положения их концепции. Заслуга Маркса и Энгельса состоит:
1. В раскрытии материальной основы общественного развития, в доказательстве того, что материальная, производственная деятельность людей определяет всякую другую их деятельность, а материальные отношения людей, складывающиеся в процессе производства, определяют духовные, идеологические отношения.
2. В раскрытии решающей роли народных масс в истории. Ведь если материальное производство основа общественного развития, то история общества есть, прежде всего, история материального производства людей, а значит и трудящихся – производителей материальных благ. Следовательно, не выдающиеся личности, не герои, а народные массы – подлинные творцы истории.
3. В раскрытии законов общественного развития, в доказательство того, что общественное развитие представляет собой закономерную смену общественно-экономических формаций.
До появления теории исторического материализма в понимании общественной жизни господствовал идеализм. Материалистическое понимание истории возникло как открытая научная система, впитавшая в себя все лучшее, что было достигнуто к середине XIX века философским, экономическим и социально-политическим знанием. И все же историческому материализму не удалось избежать односторонности. Выступая против социологического идеализма К.Маркс и Ф.Энгельс сделали акцент на экономическую сферу общества. Как подчеркивал сам Энгельс, им не всегда хватало времени, сил и поводов для выявления активной роли внеэкономических факторов – духовно-психологических, технико-технологических, географических, биодемографических и др. Поэтому во второй половине XIX – начала XX века наряду с историческим материализмом (а в известной степени и в противовес ему) возникает ряд новых социально-философских парадигм. Это, прежде всего, биологический детерминизм (социальный дарвинизм, расово-антропологическая школа, фрейдизм, мальтузианство), психологическое и техницистское (теории “стадий экономического роста”, “единого индустриального общества” и “постиндустриального общества”) направления.
Какое место занимает социальная философия среди других общественных наук? Анализом человеческого общества и законов его развития занимаются такие науки, как история, политология, социология, социальная психология, теория государства и права, языкознание и т.д. Все эти науки являются частными общественными дисциплинами, они изучают лишь отдельные стороны и процессы общественной жизни. Экономика, например, изучает лишь производственные, экономические отношения. Политология – политическую жизнь общества. Социальная психология исследует психологические причины, механизмы и закономерности социального поведения людей. Социальная философия исследует общество во взаимосвязи всех его сторон, как единый целостный организм. Вскрываянаиболее общие законы строения, функционирования и развития общества, указывая место и роль каждой стороны общественной жизни в системе общества в целом, социальная философия тем самым выполняет роль методологии по отношению к каждой частной общественной науке.
Социальная философия отличается и от такой науки, как история. Если история рассматривает всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны в их взаимосвязи и взаимообусловленности, то социальная философия концентрирует свое внимание на общих законах развития. Единичное здесь рассматривается как форма проявления, иллюстрация общего. Социальная философия, к примеру, отвлекается от вопросов: где, когда и как протекала та или иная война. Она исследует войну как закономерное явление определенного периода общественного развития. Для историка, наоборот, перечисленные вопросы как раз и являются основными. История интересуется конкретными судьбами народов с учетом их пространственного расположения на земном шаре и оценивает конкретный ход развития важнейших событий в их хронологической последовательности. Таким образом, социальная философия и история имеют дело с одним и тем же объектом-обществом в целом, но предметы их исследования различны.
Являясь общей теорией общественного развития, социальная философия выступает в качестве научной методологии исследования общественных явлений. Только с помощью социальной философии историк, экономист, правовед, искусствовед могут разобраться в сложной сети явлений общественной жизни и успешно решать свои специфические проблемы, поскольку совершенно очевидно, что без ясности в общих вопросах нельзя решать и частные вопросы.