Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности философии Средних веков.

По духу и содержанию Европейская философия средневековья 5-15 века является религ.философией, которая обосновывала и укрепляла во всех странах Запад.европы христианскую веру. Совокупность первых учений отцов христианской церкви «патристика» исходила из того, что главным авторитетом абсолютно во всех сферах жизни является святое писание, превосходящее значимость любого философского текста. Писание было источником истины. Некоторые понятия из греческой философии использовались, как вспомогательные ср-ва для постоения христианских ДОГМ. Т.обр. философия стала «служанкой» богословия.

Одним из ярких представителей патристики является Августин. Он считал, что чел. обладает силой воли, но она, как и все остальное даруется человеку богом в знак его благорасположения. Зло – это дело рук человека, который сам выбирает свой жизненный путь. Также говорил о двух мирах – о мире идей Платона и о чувственном мире – представлении о двух градах – граде божьем и граде земном. Град божий есть нечто находящееся и укрепляющееся на самой земле и становящееся церковью, таким образом он обосновал необходимость церкви.

В более позднее время Средневековья развивалась и утверждалась схоластика. Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического оправдания догматов церкви. Наиб.ярким представителем схоластики принято считать Фому Аквинского. Он пытался соединить веру и разум. Он утверждал, что вера не должна противоречить разуму, что некоторые принципиальные положения и вероучения могут быть рационально обоснованы. Вера и разум направлены на познание одной и той же истины – бога, но делают это разными путями. Разум отражается на науку и философию, вера – на теологию. Т.обр. в науке и философии не может быть признано истинным то, что явл. ложным с т.зр. теологии.

Философия эпохи Возрождения.

В конце 14 века в Европе начинается разложение феодального общества, сопровожд-ся появл-ем новых полит-х, эконом-х и культур-х идей. Начин-ся процесс секуляризации – освобождение от господства религии и церковной идеологии. Средневековый культ и образ жизни постепенно заменяются культурой Античного типа. Центром философской мысли в эпоху возрождения становится не Бог, а человек (Антропоцентризм). Философия сближается с наукой. В эпоху Возрождения:

· Изменяется понимание человека. Отвергается предопределенность его судьбы; реабилитируется его природное, чувственное начало. Изменяется отношение к человеческой деятельности. Труд (творческий, производительный) ставится выше религиозного делания.

· Переосмысливается понимание Бога. Многие философы склоняются к пантеизму, согласно которому Бог не отрывается от природы, а сливается с ней.

· В натурфилософии развиваются диалектические идеи, осознается ценность опыта, появляется гелиоцентрическая теория (Коперник), обосновывается космический полицентризм и существование других миров (Бруно).

· Провозглашается необходимость укрепления централизованной светской политической власти, которая ставится выше религиозной (Макиавелли).

 

Философия Нового времени

В начале 17 века в Европе начинается активное становление буржуазного общества. Церковные догматы оказались слабыми помощниками в сфере практической экономики. Требовались достоверные, опытные знания. Изучение природы, как в философском, так и в научном смыслах, приобретает значимость и даже необходимость. Наука становится опорой не только экономики, но и философии. Закономерно, что на первый план в философии выдвигается проблема метода научного познания. Ее решение связано с двумя течениями – эмпиризмом (Бэкон) и рационализмом (Декарт).

Фрэнсис Бэкон в своих исслед-ях обратил внимание на значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить, прежде всего, эмпирический (практический) характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам». Бэкон провозгласил ставший знаменитым девиз: «Знание – сила». Путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Считал, что ученый должен идти от наблюдения единич. фактов к широким обобщениям – применять индуктивный метод.

Рене Декарт, напротив, поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания.

К врожденным идеям Декарт относил: идею Бога как существа всесовершенного, идеи чисел и фигур, а также некоторые наиболее общие понятия, как, например, «из ничего ни чего не происходит». Изречение: «я мыслю – значит существую» Метод научного познания Декарта называется аналитическим или рационалистическим.

Бенедикт Спиноза был одним из первых мыслителей Нового времени. Характерной особенностью метода Спинозы было его стремление к четкой формализации рассуждений и доказательств. Он стремился сделать философию такой же точной наукой, как геометрия. Различал 3 рода чел. познания:

· мнение о воображении(познание, получаемое нами из повседнев.опыта, чувств.восприятия, окр.среды)

· рациональное познание(познание идет от рассудка и являет собой чисто научный сп.мышления)

· интуитивное познание(высшая форма познания, дающая возможность) видеть вещи, исходящие от бога.

Томас Гоббс англ мыслитель, считал источником философии естественный человеческий разум, строго отделяя его от религии. Выступал на стороне эмпиризма, разработал теорию гос-ва. Автор всемирно известной книги «Левиафан», в кот.обосновал теорию общества и гос-ва.

Джон Локк полагал: все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного – чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры – знание. Так Локк обосновывал сенсуализм в противоп-ть рационализму Декарта. Утверждал: если бы идеи были врожденными, они были бы известны одинаково и ребенку, и взрослому, и идиоту, и нормальному человеку. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении.

Дэвид Юм. Представитель агностицизма. Агностизицм – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.

 

 

Философия 20-ого века.

Примером фил.учения 20-го века можно привести

экзистенциализм – философия существования.

Экзистен-ты признают подлинной реальностью бытие человеч.личности, утверждают первичность чел.сущ-я по отнош-ю к соц.сущности индивида. Чел.стремится к своей индивидуальной цели, творит себя, выбирает свою жизнь. Обыденный чел.стремится быть как все, избегая свободы и ответственности. Подлинный чел.принимает на себя ответственность за свой выбор, решения. Учение связано с именами таких ученых, как Хайдеггер, Камю, Сартр.

Хайдеггер: только в сильных переживаниях – страха, тревоги, ужаса – чел.раскрывается таким, каков он есть на самом деле.

Камю: Если нет бога и человек умирает, то жизнь бессмысленна.

Сартр: Свобода выбора – индивидуальность.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предпосылки философии в Др.Китае | Философия и глобальные проблемы современности.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 222 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2480 - | 2215 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.