Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предпосылки философии в Др.Китае

Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих понимание мира, места в нём человека, а также — его жизненные позиции. Появление философии предшествовали следующие исторические типы мировоззрения:

-Мифологический - характерно для ранних стадий развития человечества. В мифах переплетаются релмиг. Вера, научные знания, философия, искусство, пол. И соц. Представление. В обществнойжини для мифол.

-Религиозный-философский

2. Характерные черты философии: понятий-сть,логичность, дискурсивность.

Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Это говорит о том, что фил.явл. рациональной отраслью духовной жизни общества. Рациональность- прояснение мыслей.

· Понятийность - умение мыслить с помощью понятий, т.е. с помощью слов и терминов, определенных по соответствующим правилам.

· Логичность –умение мыслить в соответствии с законами формальной логики.

· Дискурсивность- способность обосновывать выдвигаемые суждения.

Предмет философии и ее функции.

Философия –любовь к мудрости, рациональная отрасль духовной культуры.

Особая форма сознания общества, возникшая из потребности дать знание об окр. мире. Функции философии:

· Мировоззренческая – формирует мировоззрение.

· Гносеологическая - учение о познании мира, окружающей действительности.

· Социальная – способствует гармонизации соц. отношений.объясняет причины возникновения общества(эволюция, развитие).

· Аксиологическая - учение об общечеловеческих и духовных ценностях.

· Познавательная – даёт ответы на наиболее общие вопросы

· Прогностическая-Регулятивная – Регулирование процессов предсказанием последствий

Предпосылки философии в Древней Индии.

Философия на Востоке появляется в глубокой древности. Как правило, первыми философами были люди, находящиеся на периферии или вне социальной структуры, т.е. странствующие мудрецы, отшельники, аскеты. Независ-ть от обществ-х норм, традиций, стереотипов позволяла им свободно и критично размышлять о мире и человеке. Они верили в реинкарнацию(жизнь после смерти). Эта вера предопределила духовно-мистическую направл-ть индийской философии, а также то, что проблема жизни и смерти стала главной проблемой.

 Индийцы также верили в КАРМУ. По закону кармы: Что посеешь в этой жизни, то и пожнешь в будущей. Также считали:чувственный мир-это иллюзия- т.е. МАЙЯ. А Истина – вне чувственного мира.чтобы ее познать, надо погасить все чувства.

Дхарма. Мир – зло, но человек путем добра может освободиться от него. Дхарма важна для индийцев, т.к. они видят высшую цель человека, слияние с единым. Дхарма – есть духовный долг праведного человека.

Упанишады - познание в соответствии с которым верили, что душа человека не умирает вместе с телом, а перевоплощается в другое существо, в соответствии с тем, как он жил, пел в предыдущей жизни.

Веды – древне индийский трактат о едином.

Законы Ману – список качеств нравственного человека.(Негневливость\Знаниевед\Благоразумие\ Снисходительность\Чистота\Смирение)


 

Предпосылки философии в Др.Китае

Китайская философия исходит из того что рождение это начало человека, а смерть его конец. Одним из учений явл. Учение о 2-х противоположных началах – ИНЬ и ЯН, это единство и борьба противоположностей. Среди представлений о погоде следует отметить учение о пяти стихиях: воде, огне, земле, дереве и металле. Философы: Лао-Цзы, Мо-ЦЗЫ и Конфуций. Лао-цзы - ввел понятие ДАО универсальный мировой закон, которому должны следовать природа и человек.

Главный принцип Даосизма – ничего не зависит от человека, главный закон – покой и недеяние (т.е. непрепятствие текущему ходу событий).

Конфуцианство построено на идее преданности, лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

Мо-цзы – события нашей жизни зависят не от высших сил, а от самого человека. Он хотел внедрения всеобщего равенства.

 

Философия Древней Греции.

Нач. развития Европ. философии было положено в Др.Греции в 5-4 в до н.э. Философия здесь развивалась в тесной связи с зачатками знаний о природе. Первые греч.философы поэтому часто были естествоиспытателями. Они пытались научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд и жизни, рассуждали о движении, величине, формах небесных тел, о причине солнечных затмений.

Здесь сформировались 2 идеи:

· об универсальной, всеобщей связи всех вещей и явлений мира.

· идея бесконечного мирового развития.

 В это же время в философии уже сложились 2 альтернативных направления:- материализм. - идеализм. Сущ-лобольш.кол-во фил. школ. Одной из первых была Милетская. Именно в этом городе жили и создавали свои идеи, вошедшие в историю – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Фалес - считал началом влагу, воду.

Анаксемандр – айперон(субстанция)-единая, вечная, неопред. Материя, порождающая разнообразие сущего.

Пифагор – считал, что в основе функционирования мира лежат законы природы, которые могут быть выражены матема-ки виде опред-го соотнош-я чисел.

Демокрит – считал, что бытие есть нечто предельно простое, неделимое – атом. Атомы не видимы в виду своей малости, их бесчисл-е множество, и они различ-ся по форме, размеру. Они движутся и не восприним-ся человеком чувственно.

Гераклит - был основоположником античной диалектики. Считал, что все течет, все изм-ся, в одну реку нельзя войти дважды.

Сократ - подчеркивал всеобщность истин философии, и что нравственные ценности должны быть одинаковы для всех. Он заложил основу новой нравственности. Нравственный подвиг его закл. В том, что он публично выпил на суде чашу с ядом по приговору, но не отказался от своих убеждений, хотя мог бежать. Он создатель Майовтики. Это метод спора, в процессе которого человек под действием доводов сам лично приходил к истине.

Философия Древнего Рима.

В Древнем Риме интересовались преимущественно этикой.

Стоики. Стоики учили умеренности, терпению, мужественному перенесению ударов судьбы. Они провозглашали: будь человеком и в бедности, и в богатстве, сохраняй свое достоинство и честь, чего бы это тебе не стоило, если судьба предназначила тебе бедность, нездоровье, бесприютность, переноси их без стенаний, если ты богат, красив, умен, будь умерен в пользовании этими благами, помни, что завтра ты можешь оказаться нищим, больным, гонимым.У римских стоиков ведущими чертами становятся не гордость, достоинство, уверенность в себе, а скорее слабость, растерянность, ощущение ничтожности. Понятие зла и смерти выходят на первый план.

Сенека. В творчестве Сенеки преобладает мотив страданий, а уверенность избавления от них гаснет. Вне себя человек бессилен, но он может быть господин самого себя. Сенека предлагает стать равнодушным к судьбе. Жить надо как требует разум и долг, т.е. по природе.

Марк Аврелий. Важное место в его  философии занимает требование быть всегда одинаковым в ответ на воздействие внешних обстоятельств, что означает внутреннюю согласованность душевного склада и всей жизни.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Д) Шіркеу беделін көтеру | Особенности философии Средних веков.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 778 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2216 - | 2176 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.