К глобальным относятся острые мировые проблемы, которые в силу своей специфики влияют на жизнь и благосостояние всего человечества.
Проблема предотвращения термоядерной войны. Применение нового оружия массового уничтожения произвело громадное впечатление на все население планеты. Стало ясно, что произошла действительно революция в средствах воздействия человека на других людей и на окружающую его природную среду. Никогда ранее не было такого, чтобы человек был способен уничтожить самого себя и почти все живое на Земле, т.е. в глобальном масштабе. Постепенно пришло осознание, что глобальные проблемы представляют собой неизбежную оборотную сторону Научно Техническая Революция и по мере ее развития они будут обостряться.
Экологическая проблема. В наше время проблема отношения человека к природе привлекает к себе пристальное внимание. Тому есть важные причины. Возрастание научно-технического потенциала подняло на качественно новую ступень возможности человека по преобразованию окружающей его природной среды и открыло перед ним перспективы. В то же время во взаимодействии человека с природной средой его обитания проявляется все больше тревожных симптомов опасности, грозящей существованию планеты и всего человечества.
Имеются в виду негативные аспекты современной НТР (прогресс загрязнения природной среды продуктами техногенного происхождения, угроза исчерпания природных ресурсов, изменение климата и т.д.).
21. Социальная философия: социальная структура общества; типы общества; формы развития общества.
Социальная философия — область философии, занимающаяся изучением общества и поведением человека в нём.
Основным вопросом, который решает социальная философия, является взаимодействие общества и человека, влияние человека на общество в зависимости от его меняющихся потребностей.
Социальная философия рассматривает человека, не как некоего индивида, а как часть какой-то общности: семья, страна, этнос и т.д.
В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои, а также национальные сообщества. Они взаимосвязаны друг с другом. Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы - большие группы людей, различающиеся по социально-этническим (род, племя, народность, нация),социально-демографическим, связанная с делением людей на группы по возрасту, полу и другим демографическим признакам (молодежь, женщины, пенсионеры).
Стратификация - это деление общества на специальные слои (страты) путём объединения разнообразных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве.
Стратификация общества неразрывно связана с социальной мобильностью, то есть с переходом из одной группы в другую. Социальную мобильность делят на два типа: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность — это переход из одной социальной группы в другую, находящуюся на том же уровне (например, переход с одной работы на аналогичную работу). Под вертикальной мобильностью понимается перемещение индивидов по социальной лестнице вверх или вниз (например, человек, в силу своего финансового положения не принадлежавший даже к средним экономическим кругам, вдруг оказывается в высшей политике).
В процессе подобных перемещений может сложиться ситуация, когда субъект — группа или отдельный человек — находится вне какой-либо группы и, следовательно, не имеет определенного социального статуса. Такое состояние называется маргинальностью. В результате социальной стратификации группы занимают различное положение в обществе, имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. Здесь ярко проявляется социальное неравенство. Наиболее отчетливо оно проявляется в имущественном неравенстве.
Неравенство — характерная черта любого общества. Неравенство порождается даже естественными различиями между людьми, но наиболее отчетливо оно проявляется как следствие социальных факторов. В итоге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями или ресурсами, чем другие.
Философия и культура.
Культура и философия тесно связанны между собой и без философии, без самой философской деятельности человека мы не можем представить не одну культуру. В каждой культуре под действием внешних факторов, религии и формы правления образовывалась своя философия например философия древней индии. Среди всех древних культур наиболее загадочна и поразительна индийская. В одежде, поведении, танцах, как и в мышлении индийца, мы замечаем много необычного для нас. В индийской культуре смещена привычная нам граница между жизнью и смертью. Возможно, что расслабляющий климат склонял индийцев к покою и уединению». В таких природных условиях выработался своеобразный характер, определивший специфику индийской культуры и философии в целом. Индийские философы размышляли над таким вопросом как жизнь и смерть человека. В процессе размышлений они пришли к такому понятию как реинкарнация. Для индийской культуры это концепция перевоплощения (реинкарнации) и воздаяния (кармы) как результат напряженного внимания к проблеме жизни и смерти и взаимоперехода из жизни в смерть и из смерти в жизнь. В свою очередь, развитие концепции перевоплощения предопределило духовно-мистическую направленность индийского национального характера, а также то, что проблема жизни и смерти стала главной проблемой древнеиндийской философии. Этот пример показывает нам как философская деятельность человека влияет на культуру в целом.
19.Основные категории человеческого бытия: счастье, свобода, ответственность, смысл жизни, жизнь, смерть.
Счастье. Никто, конечно, не знает точно, что такое счастье, и разные люди понимают его по-разному. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием.
Удовольствие — это имитация счастья. Самым крайним видом такого иллюзорного счастья является наркотическое опьянение. Многие отождествляют счастье с полным удовлетворением своих потребностей: у них все есть, они богато живут, им легко доступны физические и духовные удовольствия. Некоторые люди связывают свое представление о счастье с карьерой.
Смерть - важнейший фактор чел. существования. Только вглядываясь в лицо смерти, мы начинаем любить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна. Смерть, как и рождение, формирует границы человеческой жизни. Все, что вне этих границ, для человека не существует.
Свобода - как философская категория, характеризующая сущность человека и его существования, состоящая в вероятности личности мыслить и поступать в соответствии со собственными представлениями и желаниями, а не по причине внутреннего либо внешнего принуждения. Чем больше свободы, тем человек лучше осознает собственные реальные вероятности, тем больше способов, для достижения поставленных целей находится в его распоряжении. Свобода связана с моралью и правовой ответственностью индивида за собственные поступки. Свобода и ответственность - это две стороны одного целого - сознательной чел.деят-ти.
Смысл жизни. Чел. рано либо поздно задумывается о смысле собств.сущ-я, и всегда по-разному рассматривал вопрос, зачем и ради чего он живёт. Его рассуждения зависят от религиозных, философских, этических, практических установок. И он самостоятельно осознает и делает собственный нравственный выбор смысла, иногда он бывает ошибочный. О смысле жизни, возможно, следует рассуждать тогда, когда уважаешь, ценишь жизнь не всего только собственную, однако и чужую. Т.обр., СМЫСЛ ЖИЗНИ заключается во всестороннем продвижении способностей человека, в самой полной отдаче собственных сил на то занятие, которое приносит пользу максимальному кол-ву людей.
Философия и искусство.
К искусству относят что-либо по различным критериям, одним из которых считается образность. Критерии могут меняться, основным остается интерес к произведению. Он означает, что индивидуальная истина создателя находит отзвук в потребителе. Искусство, впрочем, скорее, создание не образов, а символов, которые не всегда способен понять сам творец. Искусство также не просто мышление, в его создании преобладает действие бессознательной части духа. Но чем все-таки искусство отличается от науки и философии? Произведение искусства в отличие от науки имеет преимущественно бессознательную природу (философия сочетает в себе сознательное и бессознательное), а символы искусства более личностны, чем научные (философия здесь занимает промежуточное положение). Искусство остается уникальным, и символы его более сложны, больше требуют привлечения глубин бессознательного духа, чем абстрактных обобщений науки. Искусство позволяет проникнуть в индивидуальный духовный мир, тогда как наука занимается родовым в природе и человеке. В этом плане наука и искусство дополняют друг друга. Не просто объяснять, но и не изменять мир (это практическая задача, которую философ выполняет не в своем качестве), а созидать в идеальной форме новый мир через интеллектуальное созерцание старого мира — вот задача философии. Художник, как и философ, выражает свои идеи, но главное в его деятельности — создание живого образа (символа), который не смешивался бы с ним самим. Искусство — это творение нового духовного мира (в отличие от технического), а философия— определение и творение смысла его.. Произведение искусства может быть философично. И скусство философично, когда создаваемый им новый живой мир начинает жить своими оригинальными философскими проблемами.
Философия и религия.
От религии философия отличается тем, что сомнение играет большую роль в ней перманентно, хотя в философию идут для того, чтобы обрести твердую почву под ногами. Декарта обвинили в том, что, начав с сомнения во всех основаниях, он пришел к созданию системы на основаниях столь же сомнительных. Философия начинается с сомнения в чужих положениях и приходит к концепции, основанной на индивидуальном духе. Человек начинает философствовать, когда у него закрадываются сомнения в смысле жизни, но отыскать его он во что бы то ни стало хочет. Однако если он заставит себя поверить в какой-либо вариант, то из философии перейдет в религию. Между философией и религией то общее, что философские истины столь же интуитивны, как догматы веры, но первые рационально обоснованы, вторые — нет. Философ обязан обосновать с логической непротиворечивостью (но не доказать — это невозможно) то, во что он верит, и подкрепить веру разумом. И в философии, и в религии присутствуют рассуждения о Боге. Религия обращается ко всем людям, но несет одну истину как единственно верную. Философия не претендует на истинность какой-либо одной системы, и в этом ее терпимость и общечеловечность.
26.Значение философии. «Не тактика, а стратегия жизни» Аристотель
Развитие философии вдохновляла вера в то, что философия есть наиболее адекватный способ постижения истины, орган выражения ее и путь к ней. Философия, по Аристотелю, есть знание об истине вечной.На вопрос, что дала ему философия, Антисфен отвечал: «Умение беседовать с самим собой»1. Диоген Синопский на тот же вопрос ответил так: «По крайней мере, готовность ко всякому повороту судьбы»2. Даже и, не зная, получат ли они правильные ответы на свои вопросы, люди хотят выработать свое отношение к жизни, которое удовлетворяет требованиям их разума и потребностям души. Это и есть главная цель философии. В основе человеческой деятельности лежат определенные философские взгляды, которыми сознательно или неосознанно, свободно или под давлением внешних обстоятельств руководствуется человек. Философия определяет духовное состояние общества, даже если мы это не осознаем. В свою очередь, личность — отправная точка философствования. Философия учит думать о смысле существования и целостного бытия.поиск на пути к горизонту.
Философия и жизнь. Несмотря на, казалось бы, отвлеченный характер, философия ближе других отраслей культуры к жизни, поскольку дает ответ на вопрос, как жить. Любой житейский вопрос может быть последовательно поднят до философского уровня. Это значит, что философия нужна в самые трудные периоды жизни общества.
Философия как учение о целостной личности. Идеальный вариант философии представляет собой единство теории и практики, свободы и внутренней устойчивости поведения. Философ имеет дело с основным для человеческой жизни — ее смыслом. Философия выполняет помимо познавательной, мировоззренческой, критической также интеграционную функцию. По отношению к науке она выражается в синтезе знания, по отношению к индивидууму — в формировании целостной личности, по отношению к обществу и природе — в создании социальной и космической гармонии. Невозможно рационально предсказать будущее, можно только обдумать Выявление значения философии позволяет лишь надеяться, что эта сфера человеческой деятельности будет продолжать развиваться. В дальнейшем, чтобы выполнить свою миссию, философия, по видимому, должна становиться все более личностной, в идеале — занятием каждого, посвященным его индивидуально-всеобщим проблемам.