Теория общественного договора в системе взглядов Ж.-Ж.Руссо. Ж.-Ж.Руссо (1712-1778) был одним из крупнейших представителей французского Просвещения. Именно после книги Руссо «Об общественном договоре» (1762) это понятие стало популярным в европейской политике и социальной науке. Его теория общественного договора существенно отличалась как от взглядов Гоббса, так и от воззрений Локка. Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематическом труде. Способность к самосохранению удерживает его от состояния "войны всех против всех". Однако, население растет, меняются географические условия, развивается способности и потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивается постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем - могущество и беззащитность, наконец - господство и порабощение. Общество нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству. Но в основе государственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого отдельного человека. Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограниченными и после заключения общественного договора. Поэтому, Руссо выдвигает свой знаменитый тезис о том, что носителем и источником власти является народ, который может и должен свергать правителя, нарушающего условия общественного договора. Суверенно не государство, суеверен народ.Народ творит законы, меняет их, принимает новые. Эти взгляды отличаются радикализмом и революционностью. Именно они лежали в основе идеологии самой крайне группы революционеров времен Французской революции - якобинцев и служили обоснованием якобинского террора.
13. Немецкая классическая философия: теория познания и этика И. Канта.
Условия возникновения и источники классической немецкой философии.
К середине 18 века центр философского творчества в Европе переместился из Франции и Англии в Германию.
По богатству и значимости содержащихся в ней идей немецкая классическая философия является одним из важнейших этапов в развитии европейской философии.
Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема, начавшегося в германских государствах с середины 18 века, и имевшего другим своим проявлением влияние на общественное сознание. Этот подъем был включен в общеевропейское движение, получившее название Просвещение.
Т.о., немецкая классическая философия разработала несколько основных проблем:
1. повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание) к исследованию человеческой сущности;
2. особое внимание уделила проблеме развития;
3. значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;
4. взглянула на историю как на целостный процесс.
Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724-1804).
И. КАНТ.
Впервые как главный фактор, определяющий систему познания, рассматривает специфику познания субъекта.
Различает 2 уровня:
1) Эмпирический (относятся индивидуально-психологические особенности человека).
2) Трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового).
2 периода в творчестве Канта:
1) Докритический
2) Критический
В докритический период занимается проблемами онтологии (науки о бытии).
1755 г. “всеобщая и естественная история и теория неба”:
Мир создан богом по законам математики, а люди пытаются понять эти законы.
Однажды созданный мир не меняется.
Проблемы становления и направленного развития солнечной системы решает, опираясь на: систему Коперника, законы Кеплера, закон Галилея (о падении), закон всемирного тяготения и механики Ньютона.
(Докритический период на позициях материализма). На месте солнечной системы некоторые механические частицы, разница в плотности скопления, они обладали силами притяжения и отталкивания => завихрения падающих частиц => образование солнца и планет.
Существование других галактик.
В критическом периоде переходит на позиции дуализма.
Подвергает критике разум, который является всесильным и беспощадным критиком.
1781 г. Критика чистого разума, вещи воздействуют на наши органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем сознании.
Человеческие ощущения – нечто закрытое для свойств внешних вещей. Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире того, который представлен в нашем чувственном опыте => мы не можем делать заключения строгой всеобщности.
Отсюда (Кант – агностик) действительное мировоззрение принципиально невозможно.
Процесс познания имеет 2 стороны:
1. Содержание – определяется опытом, действием внешнего мира на органы чувств.
2. Формы – не зависят от опыта, они иммонентны сознанию (присущие предмету самого сознания, внутренние), имеют априорный, (доопытный), врожденный характер.
Процесс познания проходит 3 ступени:
1) Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих собственной природы вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью).
2) Рассудок. Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в неопытных, субъективных) категорий мышления – единство, реальность, отрицание, качество. => создается наука, формулируются законы науки, которые не существуют в природе.
3) Разум: имеет место с обобщениями, полученными на 2 ступени.
Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей:
1. космологическая (идея о внешнем мире);
2. психологическая (идея о душе);
3. теологическая (идея о боге).
На основе космологической идеи – ряд противоречивых заключений (антиномий):
· мир конечен в пространстве и времени; - мир бесконечен в пространстве и времени;
· мир состоит из простых частей; - мир делится до бесконечности.
· в мире всё существует по необходимости; - в мире есть свобода.
В философии Канта возникает новая форма диалектики: - она субъективна; - парадоксальна - реальные противоречия охвачены, но существенно обрублены.
Агностицизм Канта.
(Если подвести итоги).
Выдвигает 2 основания:
1. Положение о том, что в процессе познания мы имеет дело только с явлением, а сущность вещи остается нам неизвестной.
2. Положение о том, что при попытке решения метафизических, т.е. общефилософских, проблем разум сталкивается сантиномиями, т.е. с возможностью получения одинаково обоснованных, но противоположных утверждений (пр: что мир бесконечен и что он конечен). Это свидетельствует о том, думал Кант, что душа, космос и Бог представляют собой такие
Вне нашего сознания имеются материальные предметы, которые воздействуют на наши органы чувств и взаимодействуют между собой; в голове возникают ощущения в виде хаоса. Сознание, с одной стороны, воспринимает эти воздействия, с другой – совершает упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не зависят от материальных предметов, это формы сознания).
В сознании возникают феномены – «вещи для нас» и ноумены – «вещи в себе». Между ними пропасть – бесконечность, т.е. мир непознаваем, но знание возможно.
3 уровень: вопрос о сущности мира, человека, его место в мире, перспективы существования. Здесь миру в целом противопоставляется человек, который является материальным существом, обладающим сознанием.
Основные достижения Канта:
1. дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона;
2. выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);
3. выдвинул учение о категориях - основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;
4. сформулировал моральный закон («категорический императив»);
5. выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.
14. Немецкая классическая философия: диалектика Г.В.Ф. Гегеля.
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831).(1.35) Характеризуя историческое место Гегеля в развитии философии, Энгельс писал: «Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития..Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее»(5.12). Как видно из слов Энгельса, выдающееся значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основ тельной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда, в идеалистической форме, законы и категории диалектики.
Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая их, Гегель вместе с тем отвергает ряд ошибочных положений, содержавшихся в учениях этих мыслителей. Гегель справедливо расценивает кантовскую попытку исследовать человеческую способность познания вне истории познания, вне.реального ее применения как бесплодную схоластическую.
Столь же определенно выступил Гегель против субъективизма Канта и Фихте. Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Отвергая кантовское субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель учил, что явления столь же объективны, как и сущность, сущность является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.
Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе»; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. «Скрытая сущность вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть перед его глазами богатства и глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими».(3.27)
Гегель резко критиковал Шеллинга за недооценку роли логического мышления и логики вообще, за интуитивизм, который в конечном итоге привел Шеллинга к откровенному иррационализму. Однако, будучи идеалистом, Гегель не смог подвергнуть критике основной идеалистический порок своих ближайших предшественников: для него, также как и для других идеалистов, природа является производным от сверх природного духа. Именно поэтому Гегель не смог решить тех великих диалектических проблем, которые были поставлены предшественниками его собственной философии.
Он полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а материя также не выводима из человеческого сознания, которое само должно быть понятно как результат предшествующего развития абсолютного субстанциального первоначал.