Людвиг Фейербах в своих рассуждениях пришел к неожиданным для того времени выводам. Он утверждал, что человек является биологическим существом, продуктом природы, которая «создала не только его желудок, но и мозг». И именно проделки мозга заставляют человека создавать высшие идеалы и стремиться к ним на протяжении всей жизни. А потому, по словам мыслителя, не Бог создал человека, а человек - Бога.
Немецкий атеист-материалист говорил, что человек неотделим от природы, и мышление, присущее только его биологическому виду, является ничем иным, как необходимым выражением его физиологической деятельности. Антропологический материализм Фейербаха базируется на идее о том, что философия как наука, изучающая отношение бытия к мышлению, должна быть антропологией, т. е. учением о человеке, ибо только он из всех живых существ умеет мыслить. И именно он, человек, является высшим продуктом природы, единственной реальности, саморегулирующейся и бесконечной в пространстве.
Сущностью же человека разумного мыслитель называет чувственную жизнь его сердца и ума, многообразие его переживаний. Антропологический материализм Фейербаха провозглашает мысль о том, что высший продукт природы и раскрытие его подлинной сущности и являются причиной существования религии и искусства, логики и методологии, философии и науки. Людвиг Фейербах развивал теорию материалистического сенсуализма, считая ощущения единственным источником познания мира человеком.
16. Философия марксизма и её эволюция.
Маркс и Энгельс утверждают материализм и в отношении бытия, и в отношении вопросов познания, и в отношении познания общества.
В целом учение Маркса и Энгельса характеризуется как диалектический и исторический материализм.
Учение Маркса и Энгельса соединяет в себе философский материализм и диалектику, которая понимается как учение о всеобщей связи и развитии.
Маркс начинает как последователь Гегеля, вслед за которым он полагал, что государство – это воплощение разумного начала, поэтому свою творческую деятельность он начинает с работы в новой рейнской газете, где размещает статьи, посвященные положению трудящихся.
Маркс полагал, что государство не знает о ситуации на местах. Государство отреагировало закрытием издания, и Маркс приходит к выводу, что не идеи определяют жизнь общества, а напротив, бытие определяет сознание людей. Поэтому центральное понятие философии Маркса – понятие практики как материально-преобразующей деятельности людей, лежащей в основе общественной жизни. Развитие материально-производственной деятельности приводит к развитию общества в целом, и Маркс в качестве этапов развития общества выделяет первобытность, рабовладение, феодализм, буржуазное общество, на смену которому должно прийти коммунистическое общество. Эти этапы развития Маркс называет общественно-экономическими формациями (ОЭФ). Развитие общества – переход от одной формации к другой – Маркс объясняет действием основных законов диалектики, которые были сформулированы Гегелем. При этом Маркс замечает, что его диалектический метод прямо противоположен диалектике Гегеля, которая «стоит на голове», поскольку диалектика Гегеля идеалистическая, диалектика Маркса – материалистическая. Главный труд Маркса – «Капитал».
Маркс входит в философию как гуманист, пытаясь защитить интересы человека, и неслучайно идея практики связана с учением Маркса об отчуждении, которое возникает в процессе производства, приводит к отчуждению человека по отношению к природе, обществу и по отношению к самому себе.
Если Маркс распространил материализм на понимание общества, соединив его с идеей развития, то Энгельс распространяет идею развития на понимание природы. Главный труд Энгельса – «Диалектика природы». В этой работе Энгельс обосновывает идею материального единства мира с точки зрения развития. Мир, природа, которая составляет единственную реальность, находятся в постоянном движении, изменении. При этом Энгельс выделяет механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение материи, которые формируются в процессе эволюции природы.
Механическое движение, т.е. перемещение, рассматривается в качестве исходного в соответствии с господствовавшей в то время космогонической гипотезы Канта-Лапласа.
Социальная форма движения материи связана с появлением человека на определенном этапе эволюции природы. Человек – это разумное существо, обладающее сознанием, т.е. духом. Таким образом, материя в своей эволюции порождает духовное начало. Поэтому процесс эволюции человека из мира природы Энгельс описывает в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Эта работа является частью «Диалектики природы» в целом. Итак, труд – это материальная деятельность человека, поэтому мы имеем последовательный философский материализм.
Идеи Маркса и Энгельса получили развитие в трудах их последователей, в том числе и в России. В России марксизм представлен именами Г.В. Плеханова, В.И. Ленина (Ульянова), И.В. Сталина, А. Богданова.
17.Основные идеи «философии жизни» Ф. Ницше
Под философией жизни подразумеваются те философские течения XIX - начала XX века, в которых выразился протест некоторых философов против засилья гносеологических и методологических проблем в философии Нового времени, прежде всего в немецкой классической философии. Представители философии жизни были против акцентирования внимания на проблемах познания, логики, методологии. Они считали, что подробная философия отрывается от реальных проблем, запутывается в своих собственных идеальных конструкциях, становится слишком абстрактной, то есть отрывается от жизни. Философия должна исследовать жизнь.
С точки зрения большинства представителей философии жизни, жизнь понимается как особая целостная реальность, не сводимая ни к духу, ни к материи. Принято выделять два основных варианта философии жизни:
1. Биологический (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.);
2. Исторический (О. Шпенглер).
* Весь мир, с точки зрения Шопенгауэра, представляет собой волю к жизни. Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех людей. Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщество представляет, таким образом, как совокупность воль отдельных лиц. Специальная организация - государство - каким-то образом соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили друг друга. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали. Так же, как и буддисты, пессимистически относился к попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого общества. Шопенгауэр был одним из первых философов, который указал на важную роль в жизни человека бессознательного, инстинктивных импульсов, связанных с биологическим происхождением человека.
* Главной позитивной ценностью нравственного учения Ницше является идея возвышения человека. Индивид рассматривался им как бесконечно становящаяся ценность, как процесс, как неисчерпаемость. По Ницше, человечество - это целостность, проявляющаяся через различие. Он считал, что религия формирует зависимое, несамостоятельное сознание, смирение, несвободу человека. Для Ницше религия стала символом зависимого "несчастного" сознания. Ницше верил в возможности самого человека - единственного творца и самого себя, и своей истории. Человек имеет цель внутри себя; его цель - это жизнь (главный лозунг). Идеал человека - Сверхчеловек. Этот идеал может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда жизнью будут править сильные люди - "хозяева", люди, представляющие собой совершенство прежде всего в биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны. Слабые ("рабы») ценят сострадательность, мягкосердечие, альтруизм, и рассудительность и т.п.