в) Духовная деятельность на основе религиозного сознания.
33. В философии Г. В. Ф. Гегеля человек определяется как:
б) Центральный познающий субъект.
34. Социальная природа человека:
б) Вторична по отношению к биологической природе и первична по отношению к культурной.
35. Биологический показатель, обеспечивающий человеку превосходство над животными:
а) Прямохождение.
36. Систему поведения человека в обществе формируют:
а) Существующие социальные нормы, традиции и обычаи.
37. Последнее морфологическое изменение, связанное с появлением человека разумного:
г) Формирование особенностей лицевой части черепа.
38. Проявление духовной составляющей человеческого бытия:
а) Психические явления.
39. «Родовое человечество» – это:
г) Все представители вида homosapiens, создавшие мир материальной и духовной культуры.
40. Существующий в обществе способ передачи опыта деятельности и модели поведения:
г) Общественное мнение
К теме № 7 «Теория познания. Процесс научного познания».
1. Гносеология – это:
а) Теория познания мира.
2. Эмпиризм – это направление в теории познания, утверждающее, что:
б) Источником достоверного знания является человеческий опыт.
3. Скептицизм – это направление в теории познания:
а) Подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности.
4. Основателем рационализма как направления в теории познания считается:
Г) Р. Декарт.
5. С точки зрения Дж. Локка, основой познавательной деятельности человека является:
в) Совокупность ощущений, чувственно воспринимаемоесущее.
6. Гносеологический оптимизм утверждает, что:
г) Полное и всеобъемлющее познание мира возможно в процессе творческой познавательной деятельности людей.
7. Мышление – это:
в) Процесс обобщенного, опосредованного отражения действительности.
8. Специфическая черта, отличающая человеческое сознание как форму отражения объективной действительности:
а) Оставаясь чувственно-образным, оно приобретает характер абстрактно-понятийного.
9. Два уровня общей познавательной деятельности человека:
а) Чувственное и рациональное познание.
10. Восприятие – это:
в) Способность человека сохранять в памяти образ предмета или явления, ранее воздействовавшего на его органы чувств.
11. Суждение – мысль, представляющая собой:
а) Утверждение или отрицание чего-либо об объекте.
12. Истина определяется как:
г) Содержание человеческого знания, адекватно отражающее объективную реальность.
13. Истина субъективна, потому что:
в) Истина никогда не существует сама по себе, вне человеческого сознания.
14. Одним из методов теоретического исследования является:
в) Формализация.
15. Понятие – мысль, представляющая собой:
а) Обобщение наиболее существенных отличительных признаков класса предметов.
16. Абстрагирование – это метод научного познания,позволяющий:
в) Игнорировать несущественные для данного исследования свойства изучаемого объекта.
17. Познание – это:
в) Идеальное отражение объективного мира.
18. Два уровня мыслительной деятельности человека:
а) Рассудок и разум..
19. Дедукция – метод познания, предполагающий возможность вывода на основании:
б) Перехода от более общих положений к менее общим или частным утверждениям.
20. Экстраполяция – это метод научного познания, позволяющий:
в) Переносить выводы, относящиеся к одной области или времени, на другую область или время.
1. Индивидуальность – это:
в) Индивид в аспекте его социальных качеств, субъект общественных отношений.
2. Природный фактор, влияющий на формирование личности:
а) Характеристика среды, в которой развивается человек.
3. Важнейшим фактором формирования личности является:
в) Освоение социально значимых качеств.
4. Под социализацией понимается:
г) Освоение человеком существующих в обществе ценностей и воплощение их в мотивации своего поведения.
5. Свобода в философии характеризуется как:
г) Осознанная необходимость.
6. Какую роль играет личность в истории:
а) Человеческая личность определяет ход исторических процессов.
б) История развивается по своим законам, и человек ничего в ней изменить не может.
в) Выдающаяся личность способна ускорять или замедлять ход исторических процессов, изменять их форму, но не в состоянии изменить действие объективных законов развития общества.
г) Все крупные исторические преобразования совершаются исключительно народными массами, а не отдельными личностями.
7. Бытие человека предопределено:
г) Его биологической и социальной природой.
8. Человеческое общество образовалось:
в) С появлением первобытного человека.
9. По мнению К. Маркса, источник развития общества – это:
а) Материальное производство.
10. Кто считал, что общество появляется на стадии Объективного духа:
б) Г. В. Ф. Гегель.
11. Какую сферу жизни общества философы-материалисты считают определяющей по отношению ко всем остальным:
б) Экономику.
12. Основой формирования нации как формы этноса является:
а) Государство.
13. К числу малых социальных групп относится:
а) Семья.
14. Классы объединяют людей:
а) По происхождению и роду занятий.
15. Бюрократия как социальный слой:
а) Осуществляет организаторские и управленческие функции.
16. Страты – это:
а) Мобильные социальные слои, принадлежность к которым определяется множеством признаков, характерных для каждого человека.
17. Социальный фактор, влияющий на формирование личности:
г) Характеристика среды, в которой развивается человек.
18. Категория свободы отражает:
г) Приспособление человека к окружающей действительности.
19. Каково соотношение между типом личности и типом общества:
б) Типы личности, существующие в обществе, предопределяют тип общества.
20. Общество – это:
б) Совокупность людей и исторически сложившихся форм их совместной деятельности.
К теме No 8 «Учение об обществе. Общество: сущность, структура, закономерности развития. Личность и современное общество»
1. Индивидуальность – это:
в) Индивид в аспекте его социальных качеств, субъект общественных отношений.
2. Природный фактор, влияющий на формирование личности:
а) Характеристика среды, в которой развивается человек.
3. Важнейшим фактором формирования личности является:
в) Освоение социально значимых качеств.
4. Под социализацией понимается:
г) Освоение человеком существующих в обществе ценностей и воплощение их в мотивации своего поведения.
5. Свобода в философии характеризуется как:
г) Осознанная необходимость.
6. Какую роль играет личность в истории:
в) Выдающаяся личность способна ускорять или замедлять ход исторических процессов, изменять их форму, но не в состоянии изменить действие объективных законов развития общества.
7. Бытие человека предопределено:
г) Его биологической и социальной природой.
8. Человеческое общество образовалось:
в) С появлением первобытного человека.
9. По мнению К. Маркса, источник развития общества – это:
а) Материальное производство.
10. Кто считал, что общество появляется на стадии Объективного духа:
б) Г. В. Ф. Гегель.
11. Какую сферу жизни общества философы-материалисты считают определяющей по отношению ко всем остальным:
б) Экономику.
12. Основой формирования нации как формы этноса является:
а) Государство.
13. К числу малых социальных групп относится:
а) Семья.
14. Классы объединяют людей:
а) По происхождению и роду занятий.
15. Бюрократия как социальный слой:
а) Осуществляет организаторские и управленческие функции.
16. Страты – это:
а) Мобильные социальные слои, принадлежность к которым определяется множеством признаков, характерных для каждого человека.
17. Социальный фактор, влияющий на формирование личности:
г) Характеристика среды, в которой развивается человек.
18. Категория свободы отражает:
г) Приспособление человека к окружающей действительности.
19. Каково соотношение между типом личности и типом общества:
б) Типы личности, существующие в обществе, предопределяют тип общества.
20. Общество – это:
б) Совокупность людей и исторически сложившихся форм их совместной деятельности.
К теме No 8 «Учение об обществе. Общество: сущность, структура, закономерности развития. Личность и современное общество»
1. Цивилизацию определяют как:
а) Материально-техническую базу духовной культуры общества.
2. Цивилизационный подход к анализу исторического процесса отражен в творчестве:
б) А. Тойнби.
3. В основе формационного подхода к анализу исторического процесса лежит тезис:
г) О закономерном переходе общества на более высокую ступень развития по мере совершенствования производительных сил.
4. Качественный скачок в развитии общества представляет собой:
а) Переход общества к новой системе культурных традиций, идей и ценностей.
5. Диалектико-материалистическая философия определяет цивилизацию:
в) Как закономерный продукт развития социальной материи в специфических условиях.
6. В концепции О. Шпенглера цивилизация представляет собой:
а) Период упадка и разложения общества, основой развития которого является бездушный интеллект.
7. А. Тойнби отразил механизм развития цивилизации в концепции:
в) Вызова-и-ответа.
8. Характерные особенности постиндустриального общества:
в) Рыночные отношения и создание автоматизированных систем управления производством.
9. В эпоху индустриального общества большинство населения занято:
б) В сфере промышленного производства.
10. В эпоху постиндустриального общества человек передает машинам:
б) Контрольно-логическую функцию.
11. Общество начала XXI века характеризуется как:
а) Информационное.
12. Один из признаков перехода к цивилизации:
а) Появление письменности.
13. Критерием социального прогресса НЕ является:
б) Совершенствование законодательной базы, регулирующей жизнь общества.
14. Прогресс, который осуществляется за счет угнетения и подавления одной частью общества другой его части, характеризуется как:
а) Антагонистический.
15. Социальный прогресс характеризуется как:
г) Поступательное движение общества от низших ступеней развития к высшим.
16. Решение глобальных проблем человечества возможно:
г) Путем совместного приложения усилий всем человечеством.
17. Общественно-экономическая формация – это:
а) Конкретно-исторический тип общества, в основе которого лежит определенный способ производства материальных благ.
18. В основе цивилизационного подхода к анализу исторического процесса лежит тезис: а) О замкнутом цикле развития каждой цивилизации, существующей на определенной
19. Новая общественно-экономическая формация:
в) Зарождается и длительное время развивается в недрах предшествующей формации.
20. Эпоха цивилизации во всемирно-историческом процессе представляет собой: а) Осознанную организацию человеческого общежития, опирающуюся на систему социальных отношений.