Опред-е Философия в контексте основных ее разделах.
Философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характер-ах и фундаме-ых принципах реальности и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.
Ф-ия: ядро всех форм культуры.
Основные разделы:
1)Онтология – филос-ое мировоззрение.
2)Диалектика – искусство спорить, вести рассуждение.
3)Гносеология – филос-ая теория познания.
4)Филос-ая антропология – человековедение.
5) Социальная филос-я – что есть общество и какое место занимает в нём человек.
6)Аксиология – теория ценностей.
7) Праксеология – как применить филос-ие знания на практике.
Предметное поле философии в контексте основных ее разделов.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний
Предметная область филос-ого знания очерчивается кругом основных проблем, которыми занимается философия.
– Во-первых, это проблема окружающего мира, поиск первоосновы всего сущего.
– Во-вторых, проблема познания человека и смысла его существования.
– В-третьих, проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъект-ого и объекти-ого, идеального и материального.
Так возникли материализм и идеализм как два основных направления в философии.
Материализм исходит из того, что мир по своей природе материален, извечен, несотворен, материя – первична;
Идеализм исходит из первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи, бытия.
– четвертая фил-ая проблема связана с разрешением субъектно-субъектных отношений, рассматр-их человека в «мире людей». Здесь филос-ия стремится разрешить сложн-ие вопросы, связанные с поиском идеальной модели общества, проблемой самосовершен-ия индивида, проблемой отчуждения. Поиск согласия, взаимоп-ия, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возник-их конфликтов становятся ведущими филос-ими темами соврем-ой фило-ой мысли.
Круг проблем философии.
Философские проблемы - проблемы не об объектах (природных
или сотворённых людьми), а об отношении к ним человека. Не мир (сам по
себе), а мир как обитель человеческой жизни - вот исходная точка зрения
филос-ого сознания.
Сам характер философских проблем таков,
что простой, однозначный, окончательный результат их разрешения
невозможен, их теоретическое решение мыслится не как окончательное,
снимающее проблему, а как решения призванные.
Универсальной проблемой философии является проблема
взаимоотношения "мир - человек". У неё много обличий: "субъект -
объект", "материальное - духовное", "объективное - субъективное"
Философия как социокультурный феномен.
Мировоззрение – это совок-сть взглядов, оценок, норм и установок, кот.определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение.
В структуру мировоззрения входит 4 осн. компонента.
1. Познавательный, включ.в себя обобщенные знания, которые формируют конкретно научную и универсальную картину мира.
2. Ценностно-нормативный, состоящий из идеалов, убеждений, верований, правил и т.д. Все они характеризуют то или иное отношение человека к миру.
3. Эмоционально-волевой, объединяющий эмоции, настроения, чувства, которые обеспечивают превращение знаний и ценностей в личные убеждения человека.
4. Практический, выражающийся в готовности человека к определенному типу действий в конкретных обстоятельствах.
По характеру формирования и способу функционирования в структуре мировоззрения выделяют жизненно-практический и теоретический уровни. 1-ый складывается стихийно и основывается на здравом смысле и повседневном опыте. Для него характерны слабая систематичность и продуманность, позволяющие ориентироваться в наиболее общих жизненных ситуациях. 2-ой уровень олицетворяют собой наука и философия, овладение которыми требует специальной длительной подготовки.
Если эти уровни мировоззрения рассмотреть в исторической последовательности, то жизненно-практическому мировоззрению будут соответствовать мифология и религия, а теоретическому – философия.
Мифология – это специфически-образное представление о мире, о явлениях природы и жизни людей, в котором действительность и фантазия составляют неразрывное целое. Она возникает на начал.этапе человечю истории. В это время люди в форме сказаний пытались ответить на вопросы о происхождении мира, явлений природы, животных и человека.
Религия – это вера людей в существование сверхъестественных сил, в их способность влиять на жизнь человека и поклонение этим силам. Главное назначение религии – помочь человеку преодолеть ограниченность его земной жизни и возвыситься до чего-то вечного и абсолютного.
Философия – это теоретически-рациональный тип мировоззрения, т.е., решая те же мировоззренческие вопросы, она отвечает на них с позиции разума.
5. Генезис философского мировоззрения из мифологии и религии.
ГЕНЕЗИС (генез), происхождение, возникновение;
Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе.
Выделяются следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.
1) мифология – донаучное мировоззрение;2) религия – вненаучное мировоззрение;3) философия – научное мировоззрение.
Исторически первый тип — мифологическое мировоззрение —представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире. Мифология (греч. nrythos — повествование, сказание) — фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа — боги, духи, герои — наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей.Элементы мифологического мировоззрения сохранились в общественном сознании современного общества. Это мифы о инопланетянах, посещающих нашу планету, о полтергейстах, творящих разные чудеса, о волшебных лекарствах, исцеляющих от всех болезней.
Религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли я мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное — основа религиозного мировоззрения. Религиозная вера как особое переживание проявляется в поклонении неким высшим сверхъестественным силам, которые приписывались свойствам материальных предметов — камням, металлам и т.п., связям между предметами (такова, например, вера в кровную связь племени с определенным видом животных и растений), богам и духам. Позднее формируется образ единого бога — творца всего существующего, блюстителя обычая, традиций, нравственности, духовных ценностей. Возникают религии — христианство, ислам, буддизм.
Качественно новым типом является философское мировоззрение. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии этот тип мировоззрения, как правило, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы.