Внимание! Замечено, не все ответы правильные!!!
Кто считается основателем материалистической линии в античной
философии:
Демокрит.
4. Кому принадлежит авторство термина «диалектика»:
Сократу.
5. С точки зрения Аристотеля подлинной сущностью вещи является:
Форма.
6. С точки зрения Гераклита, первоосновой всего сущего является:
Огонь.
7. Понятие, обозначающее в античной философии беспредельное первоначало мира:
Архэ.
8. С точки зрения Пифагора, сущностью всех вещей являются:
Числа.
9. Воззрения софистов опирались на:
Диалектику.
10. Платон характеризует мир чувственно воспринимаемых вещей и явлений как:
Подлинное бытие.
11. Форма в философии Аристотеля:
Является производной от первой материи.
12. Материалистическое направление в эллинистической философии:
Эпикуреизм.
13. Материалистическая и идеалистическая линии сформировались:
Когда шел классический этап развития античной философии.
14. Первой древнегреческой философской школой считается:
Милетская.
15. Первых древнегреческих философов называли:
Стихийными материалистами.
16. Кто считается основателем идеалистической линии в античной философии:
Платон.
17. Кто считается основателем диалектического мышления:
Гераклит.
18. С точки зрения Платона подлинным бытием является:
Мир идей.
19. С точки зрения Парменида, в основе сущего:
Недвижимое бытие.
20. Составные части философского метода Сократа:
Ирония и майевтика
К теме No 3 «Философия нового времени (ХVI–XVIII вв.). Классическая немецкая философия»
1. Основателем эмпиризма как направления в теории познания считается:
в) Т. Гоббс.
2. Высказывание «Мыслю, следовательно существую» принадлежит:
г) Р. Декарту.
3. С точки зрения Дж. Беркли, все качества познаваемых объектов:
а) Существуют только в сознании воспринимающего субъекта.
4. К числу субъективных идеалистов в философии нового времени принадлежал:
б) Дж. Беркли.
5. С точки зрения Дж. Локка, основой познавательной деятельности человека является:
б) Чувственный опыт, сознательно организованная практика.
6. Высказывание «Природа побеждается только подчинением ей» принадлежит:
а) Ф. Бэкону.
7. Кто является родоначальником немецкой классической философии:
в) И. Кант.
8. Метафизический материализм является системой философских взглядов:
г) Л. Фейербаха.
9. В основу философской концепции Г. В. Ф. Гегеля положен принцип:
б) Развития абсолютного идеального начала бытия.
10. В философии И. Канта априорные формы рассудка:
в) Пространство и время.
11. Мир непознаваемых сущностей – «вещей в себе» – И. Кант характеризовал как:
г) Феноменальный.
12. В философии И. Канта апостериорные формы сознания:
г) Являются результатом чувственного опыта и позволяют постигать материальный мир.
13. В работе «Критика чистого разума» изложены основы:
б) Эстетики И. Канта.
14. «Критический период» в философии И. Канта завершился выходом в свет работы:
в) «Критика чистого разума».
15. В философии И. Канта главный фактор, определяющий возможность познания:
в) Специфика познающего субъекта.
16. С точки зрения И. Канта, человеческая деятельность обусловлена такими императивами, как:
б) Эмпирический, практический и категорический.
17. В философии Г. В. Ф. Гегеля человек определяется как:
а) Синтез идеального и материального начал.
18. В философии Г. В. Ф. Гегеля развитие Абсолютной идеи проходит три ступени:
в) Тезис – Антитезис – Синтез.
19. Философская система Л. А. Фейербаха утверждает:
в) Существование материального мира в беспрерывном движении и развитии.
20. Л. А. Фейербах наиболее совершенной частью вечной природы называет:
б) Человека.
К теме № 4 «Философия марксизма и ее историческое значение».
1. Философия К. Маркса характеризуется как:
а) Диалектический материализм.
2. В качестве источника марксистской философии рассматривается:
а) Гуманистическая философия эпохи Возрождения.
3. В основу философской концепции К. Маркса положен принцип:
в) Саморазвития природы и общества на основе объективных законов.
4. По мнению К. Маркса, основа всех социальных, духовных и политических процессов в обществе:
г) Способ производства материальных благ.
5. Диалектическими противоположностями, конфликт между которыми обусловливает развитие общества, К. Маркс называл:
б) Производительные силы и производственные отношения.
6. По К. Марксу, производительные силы представляют собой единство:
в) Предметов труда и средств труда.
7. По К. Марксу, средства производства – это:
б) Единство предметов труда и средств труда.
8. Базисом общества К. Маркс называл:
а) Производительные силы.
9. К. Маркс характеризует общественно-экономическую формацию как:
а) Конкретно-исторический тип общества, в основе которого лежит определенный способ производства материальных благ.
10. По К. Марксу, в справедливом обществе необходимо:
б) Преодолеть отчуждение работника от произведенного им продукта.
11. По К. Марксу, переход к новой общественно-экономической формации возможен:
б) Только эволюционным путем, путем реформ.
12. Раздел марксистской философии, рассматривающий объективные закономерности развития человеческого общества, характеризуется как:
а) Исторический материализм.
13. Идейную основу для становления марксистской философии составили:
а) Идеализм Г. В. Ф. Гегеля и метафизика Л. Фейербаха.
14. К. Маркс назвал общество:
б) Осознанной необходимостью.
15. В философской концепции К. Маркса основной фактор развития общества – это:
г) Материальное производство.
16. По К. Марксу, способ производства материальных благ – это:
а) Диалектическое единство производительных сил и производственных отношений.
17. По К. Марксу, производственные отношения, складывающиеся между людьми, зависят от:
б) Степени социальной активности людей.
18. По К. Марксу, качественный скачок в процессе развития общества приводит:
а) К развитию производительных сил при сохранении прежних производственных отношений.
19. К. Маркс называл надстройкой:
г) Совокупность государственных и общественных учреждений, все существующие в обществе настроения, теории и учения.
20. По К. Марксу, новая общественно-экономическая формация:
а) Возникает независимо от предшествующей и проходит замкнутый цикл развития.
К теме No 5 «Философия новеи?шего времени. Главные философские течения ХХ века»
1. Для философии XIX– XX вв. характерен:
Сциентистский антропоцентризм.
2. С точки зрения сциентистов развитие науки:
Позволяет разрешить все проблемы, стоящие перед человеком и обществом.
3. К антропологическому направлению современной философии относится:
Экзистенциализм.
4. Позитивизм – это направление в философии:
Признающее единственным источником истинного знания эмпирические науки и
отрицающее ценность философского исследования.
5. Волю к жизни как проявление Всемирной Воли называл:
Шопенгауэр.
6. Основные направления экзистенциализма:
в) Религиозный и атеистический.
7. С точки зрения неопозитивизма:
Язык математической логики – наиболее совершенный язык, выражающий
результаты человеческого мышления.
8. Основателем позитивизма считается:
Огюст Конт.
9. К атеистическому направлению экзистенциализма относился:
Жан-Поль Сартр.
10. Логический позитивизм является ядром, основой:
Неопозитивизма.
11. С точки зрения экзистенциалистов, бытие человека трактуется как:
Переживание бытия в мире, существующее в собственном сознании человека.
12. Принцип фальсификации заключается в том, что:
Знание считается истинным, если его не удается опровергнуть на практике.
13. С точки зрения Ж.-П. Сартра, А. Камю:
Существование человека предшествует его сущности.
14. С точки зрения К. Ясперса, Г. Марселя, смысл человеческого существования:
Заключается в движении к цели, установленной Богом.
15. Неотомизм – это направление в философии, развивающее взгляды:
Фомы Аквинского.
16. К сциентистскому направлению современной философии относится:
.Позитивизм.
17. Экзистенциализм – это направление в философии:
Исследующее существование человека.
18. Отличительная особенность сциентистского антропоцентризма:
Абсолютизация роли науки и техники в жизни человека и общества.
19. Основные этапы эволюции позитивизма:
Первый позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
20. Герменевтика – это направление в философии, которое занимается:
Истолкованием текстов и прочих видов творческой деятельности человека.
К теме № 6 «Учение о бытии. Концепция развития материальных объектов. Природа человека и смысл его существования».
1. Всякое движение определяется в философии как:
г) Любые взаимодействия между материальными объектами или образующими их элементами.
2. Любое изменение определяется в философии как:
г) Закономерная, необратимая и направленная трансформация существующего материального объекта.
3. Прогрессивное развитие характеризуется:
а) Переходом от низших форм к высшим.
4. Метафизика – это метод философского мышления:
г) Признающий наличие умозрительно постигаемых и неизменных начал всего существующего.
5. Отличительная особенность диалектики как метода философского мышления:
б) Рассматривать все процессы и явления бытия во взаимосвязи друг с другом.
6. Кто считается основателем метафизического мышления:
а) Аристотель.
7. Кто из философов предложил термин «диалектика»:
б) Сократ.
8. Кто сформулировал законы диалектики:
г) Г. В. Ф. Гегель.
9. Какой закон диалектики указывает на причину любого развития:
а) Закон единства и борьбы противоположностей.
10. Что отражает категория качества:
б) Совокупность всех свойств и их взаимосвязей, дающих целостную, интегральную характеристику предмета или явления.
11. Категория меры указывает на:
г) Интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
12. Под отрицанием в диалектике понимается:
б) Процесс замены старого новым, при котором сохраняется взаимосвязь между лучшими, сущностными элементами старого и появившимися элементами нового.
13. Категория необходимости указывает на:
б) Однозначно обусловленную связь между явлениями, при которой наступление явления-причины неизбежно влечет за собой закономерное следствие.
14. Категория явления подразумевает:
б) Совокупность внешних признаков, наблюдаемых характеристик, внешнее проявление внутреннего характера материального объекта.
15. Категория содержания подразумевает:
г) Совокупность элементов, определяющую характер предмета или явления.
16. Детерминизм – это:
а) Учение о всеобщей закономерности связей и причинной обусловленности всех явлений действительности.
17. Качественный скачок представляет собой:
б) Процесс замены старого новым, при котором сохраняется взаимосвязь между лучшими, сущностными элементами старого и появившимися элементами нового.
18. Кумуляция – это элемент диалектического отрицания, который представляет собой:
г) Формирование нового качества в результате качественного скачка.
19. Категория формы подразумевает:
а) Внешнее проявление внутреннего характера предмета или явления, совокупность его наблюдаемых характеристик.
б) Внутреннюю, глубинную сторону предмета или явления, которая определяет его природу.
в) Способ упорядоченного существования бытия, организующий фактор для существующего содержания.
г) Совокупность элементов, определяющую характер предмета или явления.????
20. Индетерминизм – это:
а) Учение об однозначной, жесткой связи между причиной и следствием.
21. Антропосоциогенез – это процесс:
б) Происхождения человека и общества как двуединый процесс.
22. Теория эволюции утверждает, что:
а) Человек произошел от высших приматов под влиянием естественного отбора.
23. Процесс исторического развития человеческого вида называется:
г) Филогенез.
24. Понятие «homohabilis» означает:
в) Человек умелый.
25. Автор тезиса о труде как о решающем факторе для становления человеческого мышления:
в) Ф. Энгельс.
26. Древнейшим прямоходящим антропоидным предком человека считается:
а) Австралопитек.
27. Фактор, НЕ связанный с появлением человека разумного:
б) Развитие лобных долей головного мозга.
28. Под распредмечиванием понимается:
г) Превращение характеристик предмета в деятельностныеспособности человека.
29. Бытие человека предопределено:
а) Его телесными потребностями.
30. Продукты духовной деятельности человека:
б) Могут продолжать свое существование и после смерти человека.
31. Светская концепция смысла жизни заключается в том, что:
б) Смысл жизни определяется самим субъектом в процессе земного бытия.