Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общество как предмет философского анализа. Многообразие философских подходов к пониманию социума.




Предметом изучения социальной философии является обще­ство как целостная система. Ее специфика задана ориентацией на выявление сущности человеческого общества, его качественного своеобразия, целей, идеалов, механизмов социогенеза, динамики и смысла истории.
Общество определяют как:· выделенную из природы и взаимодействующую с ней реаль­ность;· систему человеческой деятельности, ее условий и результатов;· систему взаимодействий между людьми· систему социальной коммуникации между людьми на основе культурных ценностей;· определенный этап человеческой истории или конкретного общества и др.

Структуру общества образуют следующие элементы:социаль­ные индивиды, социальные группы, социальные общности, соци­альные институты.

В истории социальной философии сложились и функциониру­ют исследовательские (научные) программы, каждая из которых представляет собой систему теоретических и методологичес­ких принципов, ориентирующих и направляющих исследова­тельскую деятельность.

К основным из них относят следующие: натуралистическая, социологическая, культуро-центристская (или в более широкой версии культурно-историческая), психоло­гическая и социопсихологическая.

Натуралистическая программа ориентирована на эталоны естественнонаучного знания, законы и методологию его ведущих дисциплин (физики, биологии и др.) и рассматривает общество по аналогии с природой. Из множества факторов, реально действующих в обществе, ве­дущими в соответствующих концепциях признаются, например, географические (Ш. Монтескье и др.), природно-национальные, природно-космические (Л. Н. Гумилев), биологические законо­мерности (Г. Спенсер и др.). Соответственно, общество в рамках этой программы уподобляется механическому агрегату (Т. Гоббс, П. Гольбах), химическому процессу (М. Шевроль), биологическо­му организму (Г. Спенсер и др.).

Социологическая программа формируется в результате станов­ления в первой половине XIX в. социологии - науки об обществе, родоначальником которой является О. Конт, стремившийся создать специальную методологию исследования общества, так называе­мую «социальную физику». Социологическая программа может рассматриваться в качестве альтернативы натуралистической, поскольку подчеркивает качественную специфику социальной ре­альности, отличной от других видов реальности. В рамках данной программы общество позиционируется в качестве надындивиду­альной реальности, подчиняющейся объективным социальным законам, исследование которых возможно только на основании социологических методов.

Несмотря на то, что общество - это ре­зультат взаимодействия индивидов, тем не менее, оно функциони­рует по своим собственным законам (Э. Дюркгейм). Природа этих законов определяется:

1) спецификой экономической деятельнос­ти (К. Маркс);=2) особенностями функционирования социальных подсистем, связанных между собой средствами обмена - деньга­ми, властью, влиянием, ценностями (Т. Парсонс);3) природой со­циального действия (М. Вебер) или коммуникативного действия (Ю. Хабермас).

Культурно-историческая программа (кулытур-центристская) формируется во второй половине XIX - начале XX вв. и исходит из идеи принципиального различия наук о природе и наук о духе (В. Дильтей) и, соответственно, разной методологии, используе­мой при анализе природных и социальных систем. Такой подход связан с ее ориентацией на достижения в области исторического, антропологического, психологического, аксиологического знания, а также переключением внимания на культуру как особый тип реальности, определяющий во многом линию поведения людей, продуцирование ими культурных смыслов и системы ценностей. Соответственно, общество понимается как сверхиндивидуальная реальность, основу которой составляет культурный ландшафт, за­дающий ход всемирной истории, и деятельность самих индивидов. Поэтому при исследовании общества следует ориентироваться на науки о культуре как идеографические, выявляющие специфику конкретных, уникальных и индивидуальных социальных событий, в то время как науки о природе (номотетические) преследуют цель выявить общие законы и объяснить механизм их функционирова­ния в природной системе (В. Виндельбанд). Близок к этой позиции и Г. Риккерт, но он полагает, что в принципе выбор метода в социо- гуманитарном познании определяется:

· предметной областью исследования

· задачами, которые ставит перед собой исследо­ватель.

Общий вывод: социальные науки должны не объяснять, а понимать процессы общественной жизни, ибо понимание основы­вается на изучении и постижении мотивов человеческой деятель­ности, обусловившей эти события. В рамки данной программы вполне вписываются следующие значимые концепции XX в.: «морфология культуры» О. Шпенглера («Закат Европы»), «локальных цивилизаций» А. Дж. Тойнби («Пос­тижение истории»), «культурно-исторических типов» Н. Я Да­нилевского («Россия и Европа»), «генеалогия власти» М. Фуко, «политической семиологии» Р. Барта, «социальной практики» П. Бурдье и др.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 187 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2427 - | 2304 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.