Движение есть всеобщая форма существования бытия, материи. Философия рассматривает движение как изменение вообще. Сказать, что материя находится в постоянном движении, значить признать, что материя находится в процессе постоянного изменения.
Ф. Энгельс в «Диалектике природы», обобщив достижения естественных наук, создает классификацию форм движения материи. Он выделяет пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую,
социальную.Классификация этих форм Ф. Энгельсом производится по трем основным принципам:
1. Каждая форма движения связана с определенным материальным носителем: механическое – движение тел, физическое – атомов, химическое – молекул, биологическое – белков, социальное – индивидов и социальных общностей.
2. Все формы движения материи связаны друг с другом, но отличаются по степени сложности.
3. При определенных условиях формы движения материи переходят друг в друга.
В мире присутствуют различные виды и типы изменчивости. В самом общем виде их можно разделить на качественные и количественные. Количественные изменения – прежде всего механические процессы, связанные с перемещением тел. Качественные изменения связаны с изменением структуры самого предмета, превращением его в другой предмет, внутри их можно выделить изменения обратимые и необратимые. Философию, в отличие от конкретных наук, в первую очередь интересуют необратимые качественные изменения, которые называются развитием.
Диалектика – это философское учение о всеобщих связях бытия, о движении и развитии всего сущего.
Диалектика представляет собой сложную систему принципов, законов и категорий. Основными принципами (исходными положениями) диалектики являются принцип развития и принцип взаимосвязи. В соответствии с этими принципами в диалектике утверждается следующее:
* любые явления и предметы в мире подвержены качественным изменениям (развитию);
* все в мире взаимосвязано, что подчеркивает вся история развития мира, данные естественных и общественных наук.
В систему диалектики входят и ее основные законы:
1. Закон единства и борьбы противоположностей. Выявляет внутренний и внешний источники движения и развития, принцип самодвижения. Этот закон отвечает на вопрос «Что является источником развития?». Процесс развития предстает как взаимодействие и переплетение противоположных начал мира, их взаимовлияние. Подчеркивается особая роль противоречия как основной силы развития. Этот закон диалектики гласит, что развитие объективной действительности осуществляется путем раздвоения единого на противоположность и их взаимодействия. Закон носит всеобщий характер и проявляется в развитии природы, общества, в жизни индивида, в ходе человеческого мышления и познания.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные. Этот закон раскрывает механизм развития, отвечая на вопрос «Как оно (развитие) происходит?». Диалектика характеризует каждый предмет с точки зрения его свойств и в этих целях применяет понятия качества и количества. Качество имеет свою противоположность – категорию количества. Количество – это философская категория, которая определяет величину, объем
свойств и качеств предметов. Чаще всего количественная определенность выражается числом.
Единство, взаимосвязь качества и количества измеряются мерой. Мера – это философская категория, которая определяет интервал количественных изменений, в границах которого основное качество остается прежним. Диалектика утверждает, что на определенной ступени существования предмета под воздействием количественных накоплений (вещества, энергии, информации) наступает скачок как процесс перехода предмета в принципиально иное состояние (качество). Скачок играет существенную роль в развитии, в истории предмета, так как в ходе его предмет перестает быть самим собой и переходит в свою противоположность (молодое – старое, жизнь – смерть и т. д.).
3. Закон отрицания отрицания. Этот закон, опираясь на два других закона, выявляет направленность и тенденции развития. Данный закон отвечает на вопрос «Куда направлено развитие?». Особую познавательную роль в данном случае играет понятие «отрицание», под которым в диалектике понимается:
* отрицание как простое уничтожение предмета под воздействием внешних факторов, конец развития. Данное отрицание не содержит в себе ничего нового, прогрессивного.
* отрицание как внутренний момент развития, в результате чего происходит преодоление старого новым, сохранение в старом всего самого положительного и жизнеспособного, что существовало в прошлом и что сохраняется для будущего. Закон отрицания отрицания показывает, что развитие характеризуется единством поступательного и повторяющегося, т. е. имеет форму спирали. Развитие предстает как процесс, как бы повторяющий уже пройденные ступени, но на более высоком уровне.
31. Понимание человека в классической и неклассической философии. Проблема антропогенеза в философии и науке: креационистская, трудовая концепции
Антропогенез – процесс формирования человека и человечества как особого биологического вида. На сегодняшний день антропогенез изучается целым комплексом наук, где исследования строятся на анализе гоминидной триады, под которой понимаются генетически закреплённые признаки, составляющие специфику человека как биологического вида: прямохождение; кисть, приспособленная к изготовлению орудий труда; высокоразвитый мозг, обеспечивающий возможность абстрактного мышления и языка. Существует несколько основных вариантов решения этой проблемы. Креационистский подход, в частности, религиозно-христианский, предполагает акт творения человека богом. Креационизм базируется на вере в чудесное (т.е. не включенное в закономерную природную связь событий) творение.Креационизм (от лат creatio – творение) рассматривает человека как продукт специального Божественного творения, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Основное отличие креационизма от других моделей определяется пониманием человека как принципиально иного по сравнению с остальной природой образования, соответственно для его появления необходимо участие надприродных, сверхъестественных сил, Бога. Креационистская концепция активно разрабатывалась в рамках религиозного мировоззрения. Обладая разумом, свободой воли, творческими способностями, человек занимает высшую ступеньку в иерархии существ. Креационизм акцентирует внимание на уникальности человека, на невозможности свести его сущностные силы к характеристикам сотворённого бытия. Уфологическая версия о внеземном происхождении человека развивается, в основном, в научно-фантастической и литературной форме. Уфологическая(UFO – НЛО) концепция объясняет возникновение человека участием внеземного разума, указывает на избыточную сложность структур мозга, функциональных возможностей сознания человека по отношению к требованиям, предъявляемых человеческому роду со стороны земной цивилизации.Естественно-эволюционный подход раскрывает объективные закономерности становления человека в процессе природной и социальной эволюции.Эволюционизм (от лат evolutio – развёртывание) отстаивает идею естественного происхождения человека, рассматривая его как продукт общеприродной эволюции. Эта теория утвердила идею развития живой природы, которая не была создана раз и навсегда (как полагали креационисты), а прошла путь сложной эволюции, порождения одних видов живых существ другими. Оформление эволюционной концепции связывают с именем Ч. Дарвина, который первым научно обосновал наличие единого животного предка у человека и обезьяны и указал на естественный отбор как движущий фактор эволюции, способствующий выживанию наиболее приспособленных особей или видов.Трудовая теория антропосоциогенеза (Л. Морган, Фр. Энгельс, А. Гелен)
утверждает, что именно труд способствовал закреплению и развитию гоминидных признаков и определил возникновение у человека особой формы адаптации к внешней среде. Если животное приспосабливается к природе за счёт изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю природу. Тем самым труд, как целенаправленная деятельность человека по преобразованию природной действительности с использованием орудий труда, становится сущностной характеристикой человека. Труд одновременно выступает как источник человеческой социальности и культуры, где отношения труда и собственности лежали в основании первых норм нравственности, первых моделей права и закона, новых неприродных форм социальности. Концепция естественного отбора Дарвина и трудовая теория Энгельса взаимодополняли друг друга: если первая анализировала естественнонаучные предпосылки, начальную стадию антропосоциогенеза, то вторая пыталась раскрыть его сущность, вызревание социальных качеств человека, исходя из той роли, которую играет материальное производство для существования современного человечества. Игровая концепция (Й. Хёйзинга) видит важнейший фактор возникновения человека в игре. Анализ архаичных форм культуры приводит к выводу об их игровой природе, которая порождает мир символических форм деятельности, сыгравший весьма значимую роль в процессе антропосоциогенеза.Игра – это форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. В этом контексте игра у Хёйзинги противостоит сфере труда, подчинённой требованиям практической целесообразности. Феномены духовной культуры (искусство, религия) бесполезны для обеспечения утилитарных сторон жизни, однако именно с их появлением возникает особый человеческий мир. Трудовая теорияантропосоциогенеза (Л. Морган, Фр. Энгельс, А. Гелен) утверждает, что именно труд способствовал закреплению и развитию гоминидных признаков и определил возникновение у человека особой формы адаптации к внешней среде. Если животное приспосабливается к природе за счёт изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю природу. Тем самым труд, как целенаправленная деятельность человека по преобразованию природной действительности с использованием орудий труда, становится сущностной характеристикой человека. Труд одновременно выступает как источник человеческой социальности и культуры, где отношения труда и собственности лежали в основании первых норм нравственности, первых моделей права и закона, новых неприродных форм социальности Концепция естественного отбора Дарвина и трудовая теория Энгельса взаимодополняли друг друга: если первая анализировала естественнонаучные предпосылки, начальную стадию антропосоциогенеза, то вторая пыталась раскрыть его сущность, вызревание социальных качеств человека, исходя из той роли, которую играет материальное производство для существования современного человечества Игровая концепция (Й. Хёйзинга) видит важнейший фактор возникновения
человека в игре. Анализ архаичных форм культуры приводит к выводу об их игровой природе, которая порождает мир символических форм деятельности, сыгравший весьма значимую роль в процессе антропосоциогенеза.Игра – это форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. В этом контексте игра у Хёйзинги противостоит сфере труда, подчинённой требованиям практической целесообразности. Феномены духовной культуры (искусство, религия) бесполезны для обеспечения утилитарных сторон жизни, однако именно с их появлением возникает особый человеческий мир. Психоаналитическая концепция (З. Фрейд, К. Г. Юнг) связывает появление человека и человеческой культуры с утверждением культа, в основании которого лежат тотем и табу. Возникновение их связано с восстанием сыновей против отца в первобытной орде, обернувшимся убийством предводителя общины, который был обожествлён в форме тотема как родового пращура. Регулирование сферы сексуальных отношений, приведших некогда к трагедии, становится источником появления религии и морали, определивших собой дальнейшее развитие культуры и человека. Семиотическая модель (К. Леви-Стросс, Ж. Дерида,) трактует человека как единственное существо, способное к построению знаковых систем. Здесь культура рассматривается как знаково-символическая реальность, основу которой составляет язык. Посредством знаков языка из действительности выделяются те или иные объекты и процессы, которым придаются значения и смыслы. Восприятие реальности человеком оказывается, таким образом, возможным в перспективах и ракурсах, задаваемых языком. Язык здесь из средства общения превращается в подлинного демиурга культуры и человека. При этом в качестве языка могут быть рассмотрены самые разнообразные культурные феномены и сферы, функционирующие посредством циркуляции знаков по определённымправилам, например, системы родства, ритуалы, структуры власти. Процесс становления человека (антропогенез) и общества (социогенез) - это системный процесс, который начался около 3.5 - 5.5 млн. лет назад. Реконструкция процесса антропосоциогенеза- сложная проблема, в решении которой участвуют и филосифия, и наука. Существует ряд интерпретации этого процесса. Трудовая концепция антропосоциогенеза, восходящая к Ф. Энгельсу, акцентирует внимание на трудовой деятельности - таком взаимодействии человека и природы, которое позволяет человеку приспосабливаться к природе, преобразуя ее. Именно трудовая деятельность в коллективе себе подобных явилась важнейшим фактором, выделившим человека из природного мира и приведшим к развитию человеческого общества.