Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема сущности и существования человека в современной философии (эк-зистенциализм).




Одним из наиболее глубоких и влиятельных течений философской мысли XX века является философия экзистенциализма. «Экзистенция» - означает существование. Именно в экзистенциализме наиболее наглядно демонстрируется поворот к проблематике человека в объяснении мира, наметившийся уже в конце XIX века и связанный с именами А. Шопенгауэра, Ф. Ницше..

Одна из центральных проблем философии экзистенциализма - проблема сущности и существования человека.

Выступая против официальной, прежде всего университетской философии, экзистенциалисты упрекают ее в том, что она сосредоточила внимание на абстрактных онтологических и гносеологических проблемах, упустив конкретного человека с его повседневными заботами, печалями и горестями.

Они критикуют традиционную философию за идеализм и попытки растворить реальный мир в мысли, за стремление разрешить противоречия человеческого бытия сугубо логическими приемами. Выступая с подобной критикой, экзистенциалисты вынашивают надежду порвать с абстрактностью и идеализмом.

Для экзистенциализма весьма характерны своеобразные термины и понятия, в числе которых ключевыми являются категории - человеческое бытие, экзистенция, страх, ничто.

Бытие может быть постигнуто как некая изначальная, непосредственная, нерасчлененная целостность субъекта и объекта, оно может быть воспринято только через самое себя. Бытие дается непосредственно, в виде собственного бытия - существования, или экзистенции. В немецком экзистенциализме для обозначения существования употребляется слово «Dasein», которое буквально переводится как «тут-бытие», что предполагает сиюминутное нахождение человека «здесь и теперь». Отсюда задача философии состоит в анализе бытия человека, застигнутого «здесь и теперь» в спонтанном проявлении его переживаний.

Экзистенция - это средоточие человеческой личности, это судьба-призвание, которой человек вынужден беспрекословно подчиняться. Он - существо, приносящее жизнь в жертву своему предназначению. И на самоотречение человек идет совсем не потому, что существует идеал, оправдывающий жертву. Нет, просто он не в силах существовать, не посвящая жизнь какому-либо идеалу.

Он испытывает постоянный страх, боясь потерять жизнь или какие-никакие жизненные блага. Страх - это боязнь не исполнить предназначения, ради которого человек готов жертвовать не только благами, но и жизнью. В былые времена отсутствие конкретно воспринимаемого безусловного компенсировалось верой и религиозными идеалами. Однако по мере секуляризации общества символы откровения утратили свою притягательную силу для многих людей.

В результате человек оказался перед лицом мира без Бога, толкуемого как «ничто». А с точки зрения экзистенциализма Бог - это трансцендентное, в свою очередь трансценденция есть «ничто», выступающее как глубочайшая тайна экзистенции. «Ничто» нельзя сделать объектом мысли, его прямо и непосредственно обнаруживает особое человеческое состояние - страх. «Ничто» принадлежит самому человеческому бытию и раскрыть его природу - задача истинной философии.

Таковы общие принципы экзистенциализма, главные познавательные усилия которого направлены на изучение неповторимой жизненной ситуации отдельного человека, на постижение ценности и уникальности его внутреннего мира.

33. Человек как биологическое, социальное и духовное существо. Понятия «человек», «индивид», «личность».

Биологическая природа человека составляет необходимый уровень человеческой сущности. Как биологический вид человек весьма пластичен. Как биологическое существо

человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид homosapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии. Как биологический вид человек обладает кровеносной системой, мышечной, нервной, костной и др. системами. Уступая животным в развитии отдельных органов, человек превосходит их по своим потенциальным возможностям. В отличие от животных других видов, биологическая организация человека позволяет ему адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних условий. Однако, его возможности не безграничны. Сейчас мы близки к порогам, за пределами которых биологическая организация человеческого существа претерпевает необратимые, разрушающие ее изменения (ионизирующее излучение, загрязнение химическими веществами, и как следствие этого мутационный процесс, влияющий на наследственность).

Человек представляет собой единство 3 составляющих:

биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.д.) психического (чувства, воображение, память, мышление, воля, характер и т.д.)социального (мировоззрение, ценности, моральные принципы, знания, умения и др.) Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида, т.е. процесс видообразования человека прекратился со времени образования Homosapiens. Прежде всего, об этом свидетельствует тот факт, что в течение этого периода мозг человека не изменился, морфологическое изменение его завершилось. С возникновением человека и общества генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение в жизнедеятельности вида «человек». Она заменяется социальной информацией. А развитие социальной информации «определяется уже не столько естественным отбором наиболее умелых и одаренных, сколько социальными факторами, которым подчиняется и общебиологический процесс». При ответе на вопрос, какое будущее ожидает человечество с точки зрения развития вида, иногда высказываются мнения, что все виды животных, растений (и наверное человек) постепенно вымрут вследствие деградации генома (генетической программы развития). По мнению большинства ученых, самая главная опасность состоит не в старении вида, а в опасности все большего загрязнения биосферы различного рода отходами, повышения уровня радиации в связи с авариями, в увеличении мутационной опасности химических загрязнений и др. Достаточно отметить, что повышается уровень рождаемости детей с генетическими отклонениями, все более увеличивается число людей, страдающих слабоумием (олигофренией), имеющим генетическое происхождение. Все это свидетельствует о том, что главная опасность и угроза дальнейшему существованию человека – в нашей собственной культуре, а не в мифическом старении вида или каких-либо других биологических факторах. Соотношение биологических и социальных факторов в индивидуальном

развитии человека (онтогенезе). В современной литературе по вопросу о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человека существуют 2 различных подхода к решению проблемы. Одни авторы утверждают, что развитие человека целиком обусловлено генами, абсолютизируя, таким образом, биологический фактор. Это направление называется пан-биологизм. Вторая точка зрения состоит в том, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии из способностей играют воспитание и образование. Эта концепция получила название пансоциологизм. Рассматривая проблему взаимосвязи биологического и социального в человеке, следует различать в развитии человека 2 периода:эмбриональныйипостэмбриональный. Первый охватывает период внутриутробного развития человеческого эмбриона (зародыша). Уже на самой ранней стадии развития эмбриона начинается реализация генетической программы, полученной от родителей и закрепленной в хромосомах ДНК. Каждый человек является носителем специфического индивидуального набора генов, вследствие чего он генетически уникален. Свойства человека, как и других живых существ, во многом детерминированы генотипом, а их передача от поколения к поколению происходит на основе законов наследственности. Индивид наследует от родителей такие свойства, как телосложение, рост, массу, особенности скелета, цвет кожи, глаз и волос, химическую активность клеток. Многие также говорят о наследовании способности к вычислению в уме, склонности к тем или иным наукам и т.д. На сегодняшний день господствующей точкой зрения можно считать ту, которая утверждает, что наследуются не сами способности как таковые, а лишь их задатки, которые в большей или меньшей степени могут проявляться в условиях среды. Генетические возможности, задатки реализуются только при том условии, что ребенок с раннего детства находится в общении с людьми, в соответствующей социальной среде. Если, к примеру, у человека нет возможности заниматься музыкой, то его врожденные музыкальные задатки, так и останутся неразвитыми. Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем достаточно жестко. Если пропустить срок социализации, этот потенциал не успевает реализоваться и угасает. Ярким примером служат случаи, когда младенцы проводили среди зверей несколько лет. После возвращения их в человеческое сообщество они не могли уже в полной мере наверстать упущенное, не смогли овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались человеческие психические функции.

Фенотип и генотип

Для понимания роли наследственности и среды в онтогенезе человека большое значение имеют такие понятия, как генотип и фенотип.

Генотип - это наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах; это та генетическая конструкция, которую организм получает от своих родителей. Фенотип - это совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием организма с условиями среды, в которых протекает его развитие. В отличие от генотипа фенотип изменяется на протяжении жизни организма. Таким образом, фенотип зависит от генотипа и среды. Одинаковые генотипы (у однояйцевых близнецов), которые оказываются в различных средах, могут давать различные фенотипы. С учетом факторов воздействия фенотип человека можно представить состоящим из нескольких элементов:биологические задатки, кодируемые в генах;среда (социальная и природная) фенотип = генотип + средадеятельность индивида, его сознание, мышление. Наследственность определяет то, каким может стать организм, но складывается он под одновременным влиянием обоих факторов, как наследственности, так и среды. Поэтому человек является и частью природы, и продуктом общественного развития. У человека 2 программы наследования – биологическая и социальная. Биологическое и социальное в человеке взаимодействует на протяжении всей его жизни. Однако не следует абсолютизировать любую из сторон. Вне социальных условий одно биологическое еще не делает человека человеком. И социальное отдельно не сможет произвести человека в полной мере. Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода (институт семьи), еда, питье (национальные кухни) и т.д. Вывод: Таким образом, при рассмотрении проблемы роли биологических и социальных факторов в развитии человека следует избегать как панбиологизма, так и пансоциологизма. В первом случае человек низводится до уровня животных. Во втором – предстает как tabularasa, на которой среда пишет развитие индивида. Ограниченное рассмотрение человека либо в рамках чисто социологического подхода, либо в узких пределах биологии, в частности генетики (или физиологии, психологии, медицины и др.) нередко приводит к упрощенной трактовке соотношения биологического и социального в человеке. На основе этого упрощения возникают различные версии панбиологизма и пансоциологизма. С точки зрения панбиологизма различного рода социальные неурядицы объясняются непреодолимыми природными качествами человека. С точки зрения пансоциологизма человек полностью зависит от социальной среды.

Следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».«Человек» – это общее, родовое понятие, оно указывает на наличие в мире такой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homosapiens), которая отличается присущим только ей способом жизнедеятельности.Понятие «индивид» указывает на отдельного, конкретного представителя человеческого рода, с его уникальными биологическими, психическими и социальными характеристиками.Понятие «личность» подчеркивает социальную сущность индивида, характеризует индивида как продукт общественного развития, результат включенности в систему социальных отношений посредством общения и активной деятельности. Эти факторы проявляются в процессе социализации. Социализация – это процесс усвоения индивидом принятых в обществе образцов поведения, социальных норм и ценностей, процесс формирования социальных качеств, знаний и умений, необходимых для успешной реализации себя в данном обществе. Социализация – это процесс, играющий огромную роль в жизни как отдельной личности, так и общества. От успеха социализации зависит, насколько личность сумеет реализовать себя, свои способности в обществе. Для общества от успеха процесса социализации зависит, сумеет ли новое поколение перенять опыт, умения, ценности, достижения культуры старших поколений, сохранится ли преемственность в развитии общества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 318 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2321 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.