В самом широком смысле движение в применении к материи –это «изменение вообще», оно включает в себя все происходящие в миреизменения. Представления о движении как изменении зародились ужев древней философии и развивались по двум основным линиям –материалистической и идеалистической.Идеалисты под движением понимают не изменения объективнойреальности, а изменения чувственных представлений, идей, мыслей.Тем самым делается попытка мыслить движение без материи. Вматериализме подчеркивается атрибутивный характер движения поотношению к материи (его неотрывность от нее) и первичностьдвижения материи по отношению к изменениям духа. Так, Ф.Бэкон
отстаивал мысль о том, что материя полна активности и тесно связанас движением как прирожденным своим свойством.
Движение– атрибут, неотъемлемое свойство материи, они тесносвязаны и не существуют друг без друга. Однако, в истории познанияимели место попытки оторвать этот атрибут от материи. Так,сторонники «энергетизма» - направления в философии иестествознании, возникшего в концеХ1Хв. – началеХХв. пытались всеявления природы свести к видоизменениям энергии, лишеннойматериальной основы, т.е. оторвать движение (а энергия – общаяколичественнаямера различных форм движения материи) от материи.Энергия при этом трактовалась как чисто духовный феномен, и эта«духовная субстанция» провозглашалась основой всегосуществующего.
Данная концепция несовместима с законом сохраненияпревращения энергии, согласно которому энергия в природе невозникает из ничего и не исчезает; она может только переходить изодной формы в другую. А потому движение неуничтожимо инеотрывно от материи.
Материя тесно связана с движением, а оно существует в видеконкретных своих форм. Основными из них являются: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Впервые этуклассификацию предложил Ф.Энгельс, но в настоящее время онапретерпела определенную конкретизацию и уточнения. Так, сегодняесть мнения о том, что самостоятельнымиформами движения являютсягеологическое, экологическое, планетарное, компьютерное и др.
В современной науке развиваются представления о том, чтомеханическое движение не связано с каким-либо отдельно взятымструктурным уровнем организации материи. Это скорее аспект,некоторый срез, характеризующий взаимодействие нескольких такихуровней. Стало необходимым различать также квантово-механическоедвижение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц иатомов, макромеханическое движение макротел.
Существенно обогатились представления о биологическойформедвижения материи. Были уточнены представления о ее первичныхматериальных носителях. Кроме белковых молекул, в качествемолекулярного носителя жизни были выделены кислот ДНК и РНК.Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь,необходимо иметь в виду следующее:
1. Каждая форма качественно специфична, но все они неразрывносвязаны и при соответствующих условиях могут переходить вдруг друга.
2. Простые (низшие) формы являются основой более высоких исложных форм.
3. Высшиеформы движения включают в себя в преобразованномвиде низшие формы. Последние являются побочными по отношениюк высшей форме, которая обладает своими собственнымизакономерностями.
4. Недопустимо высшие формы сводить к низшим. Так,сторонники механицизма (ХУ11-Х1Х вв.) пытались объяснить всеявления природы и общества только с помощью законов классическоймеханики. Механицизм – форма редукционизма, согласно которомувысшие формы организации (например, биологические и социальные)могут быть сведены к низшим (например, физическим или химическим)и полностью объяснены только закономерностями последних(например, социал-дарвинизм).Движение как «изменение вообще» подразделяется не только посвоим основным формам, но и по типам. Количество – это внешняяопределенность предмета (его величина, объем, размер, темп и т.д);это изменение, происходящее с предметом, без коренного егопреобразования (например, идущий человек). Качество – это коренноепреобразование внутренней структуры предмета, его сущности(например, куколка-бабочка, тесто-хлеб). Особый тип движения – развитие. Под развитием понимается необратимое, поступательное, количественно - качественное изменение предмета или явления (например, жизнь человека, движение истории, развитие науки). Можетиметь место усложнение структуры, повышение уровня организациипредмета или явления, что обычно характеризуется как прогресс.. Еслиже движение происходит в обратном направлении – от болеесовершенных форм к менее совершенным, то это регресс. Наукой оразвитии в его полном виде является диалектика.