Томас Мор – основатель утопического социализма. Принциппостроения идеального общества, в котором нет социальныхпротиворечий изложен в произведении «Утопия» (место, которогонет). Главным источником социальной несправедливости Т.Мор, вследза Платоном, называет частную собственность. На воображаемомострове нет частной собственности и труд является обязанностью всехчленов общества. Все произведенные продукты поступают всобственность общества и затем равномерно распределяются междувсеми жителями Утопии. Продолжительность рабочего дня – 6 ч. От
трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особыеспособности к наукам. Самые грязные работы выполняют рабы(военнопленные и осужденные преступники). Все должностные лицаизбираются. Мужчины и женщины имеют равные права. Жители верятв Бога, существует полная веротерпимость.
Томмазо Кампанелла - утопический коммунист (1568–1639). В знаменитой книге Т. Кампанеллы «Город Солнца» были нарисованы картины справедливого и гуманного общества. При всей исторической ограниченности взглядов утопических социалистов они до сих пор удивляют глубокими идеями, предвосхитившими путь развития европейской цивилизации на несколько
столетий вперед. Главным недостатком мыслителя этого направления считается утопичность их идей, — т. е. отсутствие представлений о том, какимиметодами можно воплотить в реальную жизнь описанные ими моделисправедливого общества. Сами слова «утопия», «утопичность» вошли вязык народов мира как обозначение чего-то несбыточного.
Параллельно демократическим идеям раннебуржуазных мыслителейи утопических социалистов в эпоху Возрождения получил теоретическое обоснование противоположный подход к общественному развитию — сформировалась идеология диктаторских, тоталитарных политических режимов. Наиболее детально ее обосновал флорентийскийисторик и общественный деятель Никколо Макиавелли (1469–1527).В его трактатах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» проводится мысль, что самой лучшей формой правления являетсядемократическая республика, напоминающая древнеримское государство. Однако республиканская форма правления возможна отнюдь не везде и не всегда — для ее существования необходимо, чтобы в народе былихорошо развиты гражданские добродетели, т. е. стремление реально участвовать в общественной жизни, заботиться о процветании государства.Если же гражданские добродетели развиты недостаточно (народ равнодушен к общественным интересам и проблемам), наиболее целесообразнымтипом власти становится монархия, даже диктатура.
Государство, по мнению Макиавелли, является высшим проявлением человеческого духа. Поэтому служение государству являетсяцелью и смыслом всей человеческой жизни. (В данном случае у итальянского мыслителя слова не расходились с делом — он большую частьжизни честно и преданно служил Флорентийской республике, выполняя ответственные дипломатические поручения.) Воспитанием человека также должно заниматься именно государство, а не церковь, какбыло принято в Средние века. Для усиления могущества государствадопустимы любые средства — в том числе аморальные и преступные.Если действия государя (монарха) направлены на укрепление государства, любые его поступки справедливы и оправданы — в том числеобман, вероломство, подкуп, заказные убийства и т. п.
Утверждение Макиавелли о том, что в интересах государства допустимо совершать любые преступления, обсуждалось в философии, политологии и искусстве в последующие века. С ним полемизировал, например, Ф. М. Достоевский, считавший, что благородная цель никогдане должна достигаться негуманными или преступными средствами. Некоторые принципы Макиавелли воспроизводили идеологи Великойфранцузской революции, рассуждавшие о том, что ради блага всей нации может быть необходимо убить какое-то количество людей.
В XX в. методы политической борьбы, описанные Макиавелли, использовались на практике многими тоталитарными режимами, в томчисле в СССР в период культа личности И. В. Сталина. В философииполитики возник особый термин — макиавеллизм. Макиавеллизмомстали называть действия политика, пренебрегающего нормами морали и права ради достижения поставленных политических целей.