Марксистская философия была создана совместно двумянемецкими учеными К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине Х1Х века.
Характерные черты:
1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связис материалистическим принципом;
2. Исторический процесс понимается с материалистическихпозиций как естественный, закономерный и прогрессивный процесс;
3. Мир не только объясняется, но и разрабатываютсяобщеметодологические основы его преобразования.
Марксистская философия состоит из двух частей: диалектического материализма и исторического материализма.
Согласно диалектическому материализму, основной вопросфилософии решается в пользу бытия (бытие первично, сознаниевторично); сознание не существует как самостоятельная реальность,это свойство материи отражать саму себя (существование богаотрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии,она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики
– единства и борьбы противоположностей,
- перехода количественныхизменений в качественные,
- отрицания отрицания.
В историческом материализме ключевымипонятиями являются экономический базис и политическая надстройка. Базис – этосовокупность производственных отношений (отношений по поводупроизводства, распределения, обмена материальныхблаг). Надстройка – это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, атакжеорганизации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет иподдерживает интересы господствующего класса в обществе.Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тожеоказываетбольшоевлияние на него. Обществоразвивается естественными закономерным путем от одной общественно-экономическойформации к другой. В основе лежит определенный уровень производительных сил (средства производства+люди) и
производственных отношений. Рост уровня производительных силприводит к изменению производственных отношений и сменеобщественно-экономических формаций и общественно-политическогостроя (через революцию). К.Маркс выделяет пять общественно-экономических формаций:
первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительныхсил,
рабовладельческая - экономика основана на рабстве,
феодальная - экономика основана на крупной земельнойсобственности и труде зависимых крестьян,
капиталистическая - промышленное производство, основанноена труде свободных, но не являющихся собственниками средствпроизводства наемных рабочих
коммунистическая - общество будущего, основанное насвободном труде равных людей при государственной (общественной)собственности на средства производства.
К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил ввозможность переустройства несправедливого, простроенного нагосподстве частной собственности и эксплуатации человеком человека,капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщикакапитализма) и пролетарской революции (пролетариат– рабочий класс,наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению с крестьянством)возможно построение бесклассового общества, основанного наобщественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «откаждого по способностям, каждому по потребностям».
23. «Философия жизни».
Согласно представителям (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон, О. Шпенглер и др.) этой школы в основе развития мира ичеловека лежит не рациональное основание, а иррациональнаяреальность – «жизнь» как «творческая эволюция», целостныйорганический «поток» («порыв», «длительность»), в которомнеразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное,логика и интуиция. И эта постоянно изменяющийся поток жизнинеобъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизмапредшествующей философии. Такие тезисы-символы рационализмакак «мыслю, следовательно существую», «все действительное разумно»в новой философской парадигме отвергаются. Жизнь и разум нетождественные понятия! Жизнь – это процесс, свободное стихийное иинстинктивное творчество, - она не поддается научному анализу, вкотором противопоставляется субъект (человек) и собственно жизнь(объект познания). Жизнь нельзя познать, находясь вне нее, ее можно«схватить» интуитивно, «вжиться», «вчувствоваться» и «пережить».
Главное в жизни – не материя, а дух, поэтомуна первый план выходят«науки о духе», а не «науки о природе»: музыка, поэзия, миф, метафора,символ и т.д.
Иррационализм А. Шопенгауэра. Мир, согласно Шопенгауэру,не основан на принципах разума. Вмире вообще нет разума, в нем всеподчинено воле. Воля – это «порыв», существующий в природе и вобществе. В мире животных – это стремление к сохранению жизни, вфизическоммире есть «притяжение», тяготение, магнетизм, в обществесуществует воля государств, народов и отдельных людей, воля «разлита»в природе и обществе. Воля порождает все явления и процессы в мире,но сама она безосновна и беспричинна. Воля слепа и не имеет разумнойцели. Она предстает как бесцельная потребность выжить. Начеловеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов):властолюбия, мстительности, любви и т.д. Если основа мира – «воля» -неразумна, то и мир не разумен. История лишена смысла, в ней нетникакого разумного основания. Наука постоянно заходит в тупик, когдапытается обосновать мир из законов разума. Мир не стал лучше из-заразвития науки и техники. Последние становятся большим злом.Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. Врелигии человек пытается победить время через идею бессмертия души.Но это – иллюзия. Пространство тоже враждебно человеку, оноразделяет людей.
Вцелом, жизнь людей – это безнадежное длительное угасаниеи горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир – это скорбь.Человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни»,устранив аффекты, вызванные «волей». Человек может придать своейжизни смысл путем избавления от «воли к жизни» Шопенгауэрссылается на положения древнеиндийской философии, зовущейчеловека к отрицанию иллюзорного мира, в стремлении к нирване.Философ приходит к пессимистическим выводам о бессилии человекаи безнадежности его жизни и попыток познать законы природы иобщества. Ни о каком построении разумного и счастливогогосударства, а тем более моральном прогрессе в обществе даже речинет.
Ф. Ницше - выдающийся немецкий философ, потрясший своимизаявлениями современную емуфилософскуюмысль. Суть его взглядов– это гимн сильномучеловеку. Он считал себя ученикомШопенгауэраи разделял его иррационализм. Мир - вечное становление, вечныйпоток, в котором все возвращается на круги своя, Человек не долженбояться смерти, потому что мир повторяется во времени снезначительными изменениями. Мир – этожизнь. Основой жизни, поНицше, является воля к власти или стремление к самоутверждениювсего живого. Цель философии заключается в помощи человекуприспособиться к окружающему миру и реализовать себя –самоутвердиться.
Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным. Именноэтим положением объясняется критика Ницше христианства -идеологии слабых - рабов, а не господ (жизни). Христианствопроповедует смирение, сострадание, терпение, кротость, ненасилие.Однако этиморальные принципы непринимаются уже давнов качестверуководства к действию в обществе теми, кто действительно чего-то
хочет достичь в жизни – и достигает. Христианская мораль - «суммаусловий сохранения бедных, полуудачных и полностью неудачных видовчеловека», - пишет Ф.Ницше. Христианство умерло (Бог умер!), ононе способно - и никогда не было способно - быть ориентиром длялюдей. Европейская культура – это культура изнеженных людей, ивиновато в этом христианство.Ф.Ницше призывает к «переоценке ценностей», к заменеморалирабов на мораль господ – «сверхлюдей». Философ противопоставляет«простого человека» и «аристократов духа». Простые люди никчемны,слабы, половинчаты, мягкотелы, не способны созидать и властвовать,они рабы от природы и могут лишь подчиняться.
«Сверхчеловек» - это существо высшего биотипа. Он абсолютносвободен, находится вне общепринятых (христианских) моральныхнорм, вне добра и зла. Его мораль предполагает искусство повелевать,широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости ималодушию, уверенность в лживости простого народа, жестокость впреодолении тотальной лжи земного бытия. «Сверхчеловек» - это негерой и не великий человек. Это абсолютная порода людей, которойеще не было в мире – плод развития всего человечества, не какой-тоотдельной нации. «Сверхчеловек» преобразует будущую культуру имораль человечества, даст народам новые мифы вместо старых.«Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения«сверхлюдей».
Ницше выступает против европейского рационализма,противопоставляя ему чувства и инстинкты: разум по своей сутиничтожен, логика абсурдна, т.к. имеет дело с застывшими формами,противоречащими динамике жизни. Истины нет. Познание всегда неболее чем субъективное истолкование фактов. Человек«истолковывает» большой мир, создавая свой «маленький» - мириллюзий.
Анри Бергсон - основатель интуитивизма. Жизнь как становлениеначинается в результате первоначального взрыва («жизненногопорыва») и выступает как поток качественных изменений.Первоначальный взрыв вызвал к жизни интеллект и интуицию какформы жизни и познания. ”Эволюция в дальнейшем привела к ихвзаимному отчуждению, приобретению противоположных качеств.Жизнь тоже распадается - на дух и материю. Жизньможет быть познанатолько интуитивно, симпатически. При этом снимаются всепротивоположности, в том числе и между познаваемым и познающим.Жизнь как бы познает саму себя. Интуиция схватывает живое через«длительности» - субъективно переживаемые состояния жизни.Интеллект познает мертвыевещи, утратившие «длительность», в обменна пространственную фиксацию.
Философия позитивизма.
Родоначальником позитивизма являетсяфранцузскиймыслитель О. Конт. Основу егофилософской программыраскрывает тезис: «Долой метафизику, да здравствует физика!». Поиск первых и последних начал бытия – «абсолютно недоступное ибессмысленное занятие». Их просто нет. Философия, в том виде, вкотором она существовала ранее, бесполезна и не нужна. Источникомподлинного знания могут быть только частные науки, т.к. все явленияподчинены естественным законам. Наука не нуждается в какой-либостоящей над нейфилософии, а должна опираться на саму себя. «Наукасама себе философия». Поэтому предназначение новой,положительной философии, с точки зрения, О.Конта – разработкаметодологии наук и поиск связи между ними. Позитивная философия– это синтез, «совокупность общих научных положений» всегоположительного естественно-научного и социального материала.Конт формулирует законтрех стадий развития ума и показывает,что человечество пришло к позитивной философии в процессеразвития своего интеллекта. Ум человека в своем развитии проходиттри стадии: на теологической – он объясняет природу вещейвоздействием различных сверхъестественных сил; на метафизической – сверхъестественные силы заменяет абстракциями (общимипонятиями), с помощью которых и объясняет явления окружающегомира; на научной (положительной)– человек, наблюдая за явлениями,пытается установить между ними регулятивные связи (познаниевнутренних причин явлений невозможно).