Цели и зада чи занятия: исследовать структуру эстетического сознания. Проследить становление философско-эстетической мысли о сущности эстетического сознания и его составляющих. Аристотель о сущности эстетического и его влиянии на сознание и духовный мир человека. И. Кант об эстетическом вкусе, идеале. Проанализировать социокультурный контекст эстетического сознания, социальную обусловленность появления эстетических чувств, раскрыть роль эстетического идеала.
Основные понятия и категории темы: Эстетическое, эстетическое сознание, эстетическое отношение, эстетическая деятельность, эстетические ценности, эстетический идеал.
ПЛАН
1. Условно-аналитическое разделение сферы эстетического на эстетическое сознание и эстетическую деятельность. Структура эстетического сознания.
2. Проблема эстетического вкуса в философско-эстетической мысли.
3. Эстетическое отношение как вид ценностного сознания; эстетические чувства.
Темы докладов и рефератов
1. Категория вкуса в эстетике Просвещения.
2. Г. Гегель о художественном идеале прекрасного
3. И. Кант об эстетическом идеале
4. Философско-эстетическая мысль средневековья о сущности эстетического
5. Роль идеала в искусстве Древней Греции.
6. Эстетика классицизма о роли идеала в искусстве.
Литература
1. Борев Ю.Б. Эстетика.: В 2-х т. 5-е изд., доп. – Смоленск, 1997.
2. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.:, 2005. – 556 с.
3. Гилберт К.Э., Кун Г. История естетики / Под. общ.ред. В.П. Сальникова. – Спб.: Алетейя, 2000.
4. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли М., 1978
5. Сморж Л.О. Естетика: Навч. посіб. – К., Кондор, 2005.
6. Эстетика: Словарь / Под общ. Ред. А.А. Беляева и др. – М.,1989.
7. Яковлев Е.Г. Эстетика. М, 2004.
8. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. /Ред. И. Ренчлер, Херцбергер и др. М., 1995
9. Кьеpкегоp Сеpен. Cтpах и тpепет. М., 1993
10. Кант И. Кpитика чистого pазума. Тpансцендентальная эстетика. Ч. 1. Спб., 1993
11. Кант И. Критика способности суждения. Соч. в 6 т. М., 1965. Т. 5
12. Лессинг Г.-Э. Лаоокоон, или О границах живописи и поэзии. – М., 1957.
СЕМИНАР 3
БИНАРНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ, ИХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Цели и зада чи занятия: проанализировать процесс формирования эстетических категорий, рассмотреть принципы систематизации эстетических переживаний посредством категорий,
Основные понятия и категории темы: прекрасное, красота, безобразное, возв ы шенное, низменное, трагическое, комическое, методология эстетического анализа, эстетическая оценка
Базовый текст:
План
1. Мировоззренческие подходы в оценке эстетических категорий
2. Систематизация эстетических переживаний посредством категорий.
3. Эстетические категории в эстетике Аристотеля, Платона, Августина, Дидро, Канта, Гегеля.
4. Методологическое значение эстетических категорий.
5. Бинарность категорий как оценочный принцип
Темы докладов и рефератов
1. Трагическое в эстетике экзистенциализма.
2. Концепция трагического в философии А.Шопенгауэра.
3. Трагическое в искусстве.
4. Концепция комичного в эстетике А.Бергсона.
5. Проблема комичного в культурологической концепции 3.Фрейда.
6. Философия смеха М. Бахтина.
7. Эстетическое как ценность.
8. Главные парадигмы постижения прекрасного в истории эстетической мысли.
9. Сакрально-гуманистический смысл прекрасного.
10. Прекрасное и мировые религии.
11. Уродливое - негативная общечеловеческая ценность в сфере свободы
Литература:
1. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.:, 2005. – 556 с.
2. Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики / Под. общ.ред. В.П. Сальникова. – Спб.: Алетейя, 2000.
3. Гуревич П.С. Эстетика. – М., 2006.
4. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.
5. Кривцун О.А. Эстетика. М., 2000.
6. Левчук Л.Т., Оніщенко Р.І. Основи естетики. Навч. посіб. – К.,2000.
7. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли М., 1978
СЕМИНАР 4: ПОНЯТИЕ ПРЕКРАСНОГО В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КРАСОТЫ.
Семинар – обсуждение работы М.Хайдеггера «Исток художественного творения».
Вопросы для обсуждения
1. Красота и истина.
2. Красота и польза.
3. «Дельность» и «вещность» творения.
Литература
1. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.
2. Гадамер Г. Г. Введение к Истоку художественного творения // Там же.
3. Михайлов А. В. Поворачивая взгляд нашего слуха // Михайлов А. В. Языки культуры. М., 1997.
СЕМИНАР 5. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В ФИЛОСОФСКОЙ ЭСТЕТИКЕ И ИХ РОЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ. КАТЕГОРІЇ ТРАГИЧЕСКОГО И КОМИЧСКНОГО В ЭСТЕТИКЕ
Цели и зада чи занятия: раскрыть содержание основных категорий эстетики, обозначить их диалектическую взаимосвязь, их этико-эстетическое содержание, мировоззренческие альтернативы в понимании природы прекрасного. Раскрыть методологическое значение категории «возвышенное», трактовка возвышенного в истории эстетической мысли
Основные понятия и категории темы: эстетическое,прекрасное, красота, безобразное, возв ы шенное, низменное, трагическое, комическое, катарсис, мимезис, смех, ирония, юмор
Базовый текст:
План
1. Эстетическое как метакатегория эстетики.
2. Основные парадигмы интерпретации прекрасного
3. Модификации прекрасного
4. Категория безобразного
5. Трагедия и смех как феномены человеческого бытия. Сущность трагедии.
6. Трагедия и искусство. Трагедия и опыт индивидуации. Трагедия и драма.
7. Смех как эстетический феномен. Сущность и формы смеха. Его роль в человеческом бытии.
Литература:
1. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.:, 2005. – 556 с.
2. Гилберт К.Э., Кун Г. История естетики / Под. общ.ред. В.П. Сальникова. – Спб.: Алетейя, 2000.
3. Гуревич П.С. Эстетика. – М., 2006.
4. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.
5. Камінський А.Г. Естетика: властивості, явища і процеси. Тернопіль: Економічна думка, 2003. – 198 с.
6. Кривцун О.А. Эстетика. М., 2000.
7. Левчук Л.Т., Оніщенко Р.І. Основи естетики. Навч. посіб. – К.,2000.
8. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли М., 1978
9. Бахтин М.Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1989.
10. Шопенгауер А. О теории смешного //Мир как воля и представление. Т.2. С.181-190.
11. Новиков A.B.От позитивизма к интуитивизму. М., 1976. (р.«Теория комического и проблема «чистого искусства». С. 165-182).
12. Любимова Т.Г.Трагическое как эстетическая категория. М., 1985.
13. Любимова Т.Комическое, его виды и жанры. М., 1989.
14. Кьеркегор С.Страх и трепет. М., 1993.