Иногда вызов в суд по просьбе истца осуществляет публичный орган — evocatio (или denuntiatio ex auctoritate). В случае если ответчик проживал в другом городе, судящий магистрат (чиновник) направлял прошение местным властям с тем, чтобы они вызвали его в суд (evocatio litteris). Если ответчик не отзывался, следовала публичная evocatio edictis, и вызов в такой форме повторялся трижды. Если эти меры не имели успеха, магистрат издавал edictum peremptorium, угрожая провести процесс заочно (D.5,1,70—71).
Ответчик, ослушавшийся приказа судящего магистрата, рассматривался как лицо, оскорбившее его авторитет, — contumax. Contumacia первоначально вела к автоматическому проигрышу процесса, а позднее служила основанием для установления заочного производства по делу. При этом проигрыш процесса истцом
Глава 4. Экстраординарный процесс (extra ordinem cognitio) 223
был возможен лишь в случаях, когда выявлялась его недееспособность или некомпетентность суда в предмете дела. Неявка истца прекращала процесс.
Появившись перед магистратом, стороны излагали ему дело в свободной форме. Ответчик должен был привести возможные возражения (exceptiones, praescriptiones) на petitum истца на этой стадии процесса. Следовала litis contestatio, имевшая здесь исключительно консервирующий эффект (D.2,1,19 pr; 34,9,18 рг). Затем тот же магистрат продолжал рассмотрение дела или делегировал его назначенному судье — iudex datus (или pedaneus — подсобный), на выбор которого стороны не имели никакого влияния (D.1,18,8).
Уже в III в. принцип condemnatio pecuniaria нарушается в судебных разбирательствах in rem и встречается осуждение к выдаче самой вещи — in ipsam rem (С.3,34,5). Другое новшество составляет присуждение ответчика к уплате судебных издержек (sumptus litis), имевшее штрафной характер, а также — судебной пошлины государству (sportulae), которая развивается в постклассический период. При осуждении к уплате денежной суммы, уже во II в. судье дозволяется возлагать на ответчика обязанность уплатить проценты при задержке выплаты pecunia condemnationis (C.7,46,1).
Решение, вынесенное в cognitio extra ordinem, подвержено appellatio (апелляции), которая развилась из практики жалоб на несправедливые судебные решения самому принцепсу27. Император делегировал рассмотрение апелляций префектам города и претория соответственно тому, был ли приговор вьшесен в Риме или за его пределами. Эта делегация стала рассматриваться как постоянная, а апелляция — направляться непосредственно префекту. В провинциях апелляции рассматривали проконсулы (или в императорских провинциях — легаты Цезаря), тогда как апелляционной инстанцией по их приговорам был принцепс (или префект претория).
Апелляция должна была быть представлена самому судье либо в устной форме — сразу же по вынесении приговора, либо в письменной (libellus appellatorius) — в ближайшие же дни. Судящий магистрат, на приговор которого направлялась апелляция (iudex a quo), решал — не без злоупотреблений положением, что нередко вынуждало принцепса вмешиваться самому, — дать ли протесту ход. Отклонение апелляции мотивировалось пороками формы или очевидным желанием ответчика затянуть вступление судебного решения в силу. В случае положительного решения он выдавал ответчику litterae dimissoriae (или apostoli) с изложением
Уже в конце I в. принцепс принимает апелляции и на решения, вынесенные в процессе per formulas.
224
Раздел IV. Защита прав
вопроса для апелляционного суда (iudex ad quem), куда тот должен был с ними обратиться.
Апелляция откладывает вступление приговора в силу. Решение судьи апелляционной инстанции — если апелляция не отклонена — заменяет собой предшествующее судебное решение. Если решение было вынесено в высшей судебной инстанции (самим принцепсом), оно вступало в силу немедленно. Решение, вступившее в силу, имеет преклюзивный эффект.
Исполнительное производство отличалось от ординарного лишь в некоторых деталях. Если ответчик был приговорен in ipsam rem, приведение решения в исполнение осуществлялось силой (manu militari — вооруженной рукой). Существенное новшество было введено Антониной Пием (D.42,1,15) на случай принудительного взыскания, объем которого не превышал всего имущества осужденного. Магистрат (или его apparitores) захватывал — на основе его права pignore capere — отдельные вещи осужденного (pignus in causa iudicati captum), и победитель процесса осуществлял их публичную продажу с торгов. Если покупателей не находилось, по рескрипту Септимия Севера и Каракаллы (D.42,1,15,3) захваченные вещи могли быть присуждены (addictio) в собственность победителя процесса, но так, чтобы их стоимость не превышала сумму долга ("еа quantitate quae debetur"). Этот вид принудительного исполнения судебного решения примечателен тем, что взыскание не обращается на все имущество осужденного, как при missio in bona и bonorum venditio. Правовым основанием такого смягчения наказания является замена солидарности гражданского общества подчинением субъекта публично-административной власти. Такой подход лежит и в основе заочного судопроизводства и предстает, таким образом, общим симптомом изменений в civitas и в гражданском правосознании в результате утверждения власти императора.
Глава 5 Постклассический процесс
Упразднение процесса per formulas в 324 г., который к тому времени удержался лишь в самом Риме, сделало cognitio основной процессуальной формой. Ослабление единства Империи отразилось и в разнообразии судов, особенно в Восточных провинциях, но в целом принципы классической cognitio получили достаточно унифицированное развитие в столицах (Риме и Константинополе) и в судах четырех префектов претория, отправлявших
Глада 5. Постклассический процесс
225
правосудие vice sacra каждый в своей части Империи. Под влиянием эллинистической традиции в судопроизводстве получает преобладание письменная форма, что определяет отличия в организации процесса по сравнению с классическими cognitiones. При Юстиниане многие процессуальные формы претерпевают дальнейшие изменения.
Вызов в суд в IV — начале V в. осуществляет в письменной форме истец при поддержке судебного органа — litis denuntiatio (аналог классической denuntiatio ex auctoritate). Ответчик реагирует, направляя в суд contradictorii libelli, которые остаются на хранении в канцелярии суда. Явка в суд назначалась через четыре месяца после вызова. Со второй половины V в. эту форму замещает libellus conventionis — вызов, направляемый ответчику судом по инициативе истца, который, обратившись к судье (postulatio simplex), требует вызова (conventio) ответчика. Здесь вызов исходит от судьи, который и решает, дать ли делу ход, и устанавливает срок для явки в суд (обычно более короткий, чем при litis denuntiatio).
В случае отказа ответчика вызов, как и в классической cogni-tio, повторялся трижды, а затем процесс проводился заочно. В V—VI вв. при заочном производстве от истца уже требуют доказать свое право. Отсутствие истца прекращало процесс. В Новеллах Юстиниана предусматривается сложная процедура, посредством которой ответчик в случае неявки истца мог добиться полного оправдания, что лишало истца права требования на будущее.
На первой стадии судебного разбирательства, называемой в эту эпоху principium (или primordium) litis, стороны излагали свои требования (narratio) и возражения (contradictio, или responsio). Ответчик мог указать, помимо прочего, на некомпетентность суда (praescriptio fori) — в отношении места (ответчик мог быть привлечен к суду только по месту жительства) или предмета дела. После litis contestatio возражения получали вид апелляции. При Юстиниане возражения принимаются к рассмотрению и на второй стадии процесса. Отныне эффект litis contestatio состоит лишь в том, что строго личные требования переходят по наследству. Окончательное исчезновение преклюзив-ного действия litis contestatio сказалось в том, что в текстах кодификации Юстиниана классическая exceptio rei in iudicium deductae не упоминается.
На второй стадии процесса — medium litis — стороны предоставляли доказательства своих требований. В эту эпоху тенденция к установлению иерархии доказательств, наметившаяся уже в классических cognitiones в связи с возможностью апелляций, получает дальнейшее развитие. Именно в постклассическом про-
226
Раздел IV. Защита прав
цессе окончательно утверждаются принципы, сформулированные юристами средних веков в максимах: " Adore поп probante reus absolvitur " ("Если истец не доказывает требование, ответчик подлежит оправданию") и " In excepiendo reus fit actor " ("В отношении искового возражения ответчик становится истцом", tq. есть несет бремя доказывания, onus probandi).
В это время в арсенале процессуальных правил появляется фигура презумпции (praesumptio), связанная с распределением onus probandi: некоторые факты в нормативном порядке считаются судьей несуществующими, пока заинтересованная сторона не докажет обратное. Если такой факт доказан, следует перераспределение onus probandi между сторонами. Наряду с такой относительной презумпцией (praesumptio iuris tantum), существует и абсолютная (praesumptio iuris et de iure), когда в отношении факта, существование которого выводится из доказательства другого факта (презюмируется), не допускается доказательства противного.
В оценке доказательств судья должен опираться на официальный нормативный материал, что существенно ограничивает его произвол по сравнению с процессом per formulas. Это явление берет начало в классических cognitiones, практика которых вела к генерализации устойчивых мнений юрисконсультов (regulae iuris) в качестве авторитетного основания для отдельных решений. Если prudentes подвергали все сомнению и видели в ius controversum живую жизнь права, то имперские чиновники стремятся создать твердую почву для стабильной оценки правовых ситуаций и судебных решений и тем самым законсервировать достижения правовой науки.
Повышение ответственности судьи за свое решение (связанное со слиянием функций судебного магистрата и судьи) привело к отказу от древнего принципа диспозитивности процесса, по которому решение принималось лишь на основании фактов, представленных к рассмотрению и доказанных сторонами (secundum alligata et probata partium). Уже в классических cognitiones судья мог потребовать предоставления дополнительных сведений и доказательств, стремясь оценить ситуацию в целом. Вместе с тем эти действия не имеют целью полную реконструкцию действительности, отличной от ее отражения в материалах процесса. Так, бесспорным доказательством по-прежнему считается признание или клятва. Постклассический судья стремится не к тому, чтобы его решение было справедливым, а, прежде всего, к тому, чтобы оно было неопровержимым.
В эту эпоху утверждается преимущество письменных доказательств перед устными свидетельскими показаниями, к которым
Глава 5. Постклассический процесс
227
теперь относятся даже с некоторым предубеждением, выраженным в максиме: " Testis unus, testis nullus " ("Один свидетель не свидетель"). Судебная практика требует увеличения числа свидетелей для опровержения факта, зафиксированного документально.
Ведение протоколов процесса (per litteras) сопровождалось неоправданным затягиванием дела. Постклассический процесс, в отличие от прежней cognitio, знает mors litis. При Юстиниане устанавливается срок прекращения процесса в три года после litis contestatio. Правда, после этого истец мог повторить процесс.
В эту эпоху содержание судебного решения становится разнообразнее. С упразднением преклюзивного эффекта litis contestatio возможность повторить процесс стала зависеть от характера решения, которое нередко допускало пересмотр дела. Если оправдание ответчика зависело от exceptio delatoria (например, pactum de поп petendo, заключенный на определенный срок), то по истечении срока истец мог вчинить иск вновь.
Наконец, становится возможным (уже в cognitio) вынесение нескольких решений в ходе одного судебного разбирательства — по отдельным, предварительным вопросам и по делу в целом, — на каждое из которых могла быть подана апелляция, что увеличивало продолжительность судебного разбирательства.
В эту эпоху устанавливается строгая иерархия судебных инстанций: губернаторы провинций — викарии диоцезов (iudices spectabiles) — префекты претория и города (iudices illustres) — августы (императоры), которые принимают апелляции только на решения судов двух высших инстанций. При Юстиниане предусматривается максимальное число инстанций в три ступени для прохождения любого дела. Дела на крупную сумму рассматривает только префект претория, решение которого не подлежит апелляции, но может быть отменено (in integrum restitutio) по постановлению того же суда. В отличие от cognitiones, допускается прямое обращение лица, подавшего апелляцию к iudex ad quem, если iudex a quo отказывается выдать litterae dimissoriae.
Принудительное исполнение судебного решения теперь, как правило, обращается лишь на отдельные вещи должника — в форме pignus in causa iudicati captum, — тогда как взыскание на все имущество обращается лишь в случае, если размер долга превышает активы должника, — в форме bonorum distractio с последующей конкурсной продажей. Конкурс кредиторов допускается теперь и в случае изъятия отдельных вещей.
Раздел V ПРАВО ЛИЦ
" Субъекты права выступают в правовом общении как абстрактные лица (persona). Совокупность правовых качеств, выражающих включенность субъекта в ту или иную сферу социальной жизни, регулируемую нормами права, определяет статус лица (status). Чем выше статус, тем полнее правоспособность — возможность быть субъектом прав и обязанностей. Право лиц включает в себя критерии классификации лиц, устанавливает соответствие между статусом и правоспособностью, а также определяет действительную способность лица совершать юридические акты — дееспособность.
Эти вопросы имеют фундаментальное значение для существования и функционирования правовой системы. Право лиц принадлежит исключительно сфере ius civile1. Это ограничение указывает на гражданскую общину квиритов как на точку отсчета при определении статуса лица.
Если по естественному праву (ius naturale) все люди формально равны (D. 50,17,32), то в плане исторически определенных национальных правовых систем (ius gentium) наблюдаются ограничения: по отношению к рабам и чужеземцам право отдельной гражданской общины (ius civile) выступает привилегией. С этой точки зрения полноправными лицами являются только члены civitas — cives.
Глава 1 Pa6bi(servi)
По идущей от Гая традиции рассмотрение права лиц начинается с анализа положения рабов. Gai., 1,9:
Et quidem summa divisio de Итак, важнейшее разделение в пра-
iure personarum haec est, quod ве лиц mo > что все люди являются
omnes homines aut liberi sunt либо своб0дными, либо рабами,
out serm.
Рабство — servitus — институт ius gentium (D.l,5,4,1 = I. 1, 3,2): оно не считается исключительно римским явлением и имеет своей предпосылкой возникновение гражданских общин. Раб (ser-
1 Единственная ситуация, когда претор вмешивается в право лиц, — tui-tio praetoria рабов, отпущенных на волю без соблюдения надлежащей формы, до принятия lex Iunia Norbana, — крайне непродолжительна по времени.
Глава 1. Рабы (servi)
229
vus, homo) находится вне политического общества и не является субъектом ни ius civile, ни ius gentium; по римскому праву, как и в других античных правовых системах, он считается вещью (res). Специфика этой вещи состоит в том, что она никогда не бывает ничейной (res nullius). Marc, 1 inst., D. 1,5,5,1:
Servi autem in dominium Рабы переходят в нашу собствен-
nostrum rediguntur aut iure ностъ либо по цивильному праву, ли-
civili aut gentium: iure civili, бо по праву народов: по цивильному
si quis se maior viginti annis праву — если кто-либо старше два-
ad pretium participandum дцати лет подвергся продаже ради
venire passus est: iure gen - получения части цены; по праву на-
tium servi nostri sunt, qui ab родов нашими рабами являются те,
hostibus capiuntur aut qui ex кто захвачены у врагов или кто рож-
ancillis nostris nascuntur. дены от наших рабынь.
Цивильным способом перехода в рабское состояние считается ситуация, когда с целью обмануть доверчивого покупателя кто-то подговаривает знакомого продать себя в качестве раба с тем, чтобы затем объявить сделку ничтожной. Такая сделка, однако, признана необратимой: сначала претор предоставляет обманутому покупателю особую exceptio против иска о свободе (vindicatio in libertatem), затем приравненные к закону нормативные акты, которые могли определять статус лиц, исключают восстановление в первоначальное состояние, так что лицо, давшее продать себя ради получения части покупной цены, остается рабом (D. 40,13,1 рг; 40,13,3; 49,14,2). Здесь рабский статус возникает одновременно с переходом субъекта в собственность к другому лицу.
Захваченное у чужеземца — не только военного противника (hostis), но любого представителя народа, не связанного с Римом договором о дружбе или гостеприимстве (D. 49,15,5,2), становится собственностью захватившего (Gal, 4,16). В случае военной победы римский военачальник по согласованию с сенатом назначал публичную распродажу пленных в рабство (venditio ad hasta, или sub corona).
Римлянин, попавший в плен, выбывал из civitas и становился рабом на чужбине ("servus hostium", — Gai., 1,129). С этой гипотезой связан специфический институт — postliminium (ситуация, наступающая после обратного перехода границы, limen, — Cic, Top., 36—37). Римский гражданин, вернувшись из плена, вновь обретал утраченный статус. Автоматически восстанавливались и все права и обязанности лица, за исключением владения и брака (D.49,15,12; 49,15,8), возобновление которых требовало нового волеизъявления.
Утрата личной свободы и гражданства наступает и вследствие выдачи римского гражданина военным врагам самим государст-
230
Раздел V. Право лиц
вом (deditio). Выдаче подвергались римские граждане, сознательно оскорбившие иностранных послов (например, в 188 г. до н. э.: Liv., 38,42,7; ср. Val.Max., 6,6,3 и 5). Предметом контроверзы стал случай выдачи врагам консула Гая Гостилия Манцина, побежденного в войне с Нуманцией в 137 г. до н. э. Консул заключил^ врагами мир, связав себя клятвой (sponsio). Сенат не утвердил договор и, чтобы избавиться от ответственности, выдал Манцина противнику. Однако нумантинцы не приняли полководца, и тот возвратился в Рим, где по вопросу о его статусе разошлись мнения П.Муция Сцеволы и Юния Брута (D. 49,15,4). Публий Му-ций отказывал вернувшемуся в праве гражданства, считая expulsio ex civitate достаточным основанием для его утраты, подобно изгнанию (D. 50,7,18). Возобладало, однако, мнение Брута, по которому deditio, как и дарение (donatio), не имеет силы без принятия на другой стороне отношения (Cic, Top., 37).
Рождение от рабыни, правильный брак (iustum matrimonium) с которой признавался невозможным, определяло рабский статус ребенка (по правилу ius gentium, — Gai., 1,89). Однако, если мать была свободной во время зачатия или хотя бы некоторое время в период беременности (D. 1,5,5,3), считалось, что ребенок рождался свободным. Такое благоприятствование свободе (favor libertatis) утверждается в классический период.
Известны и другие цивильные способы обращения в рабство: осуждение в iudicium publicum на смерть или на каторжные работы (in me-tallum) делало осужденного рабом (servus poenae). Это рабство имело то значение, что все имущество преступника отходило в казну. Однако последующие приобретения (например, отказанное по завещанию в его пользу) были избавлены от этой участи рескриптом Антонина Пия (D.49,14,12) и доставались наследникам. В 535 г. переход в рабство осужденного in metallum был отменен Юстинианом (Nov., 22,8).
Обращался в рабство гражданин, не прошедший периодический имущественный ценз (incensus), а также уклонившийся от военной службы (Gai., 1,160; Ulp., Reg., 11,11; I. 1,16,1).
По сенатскому постановлению, принятому при Клавдии, женщина, вступившая в сожительство с рабом и отказавшаяся прекратить эту связь вопреки запрету и троекратному предупреждению (denuntiatio) господина раба, становилась его рабыней (PauL.Sent, 2,21a,l—18). Рабами рождались и ее дети. Однако дитя, зачатое такой женщиной в правильном браке, рождалось свободным несмотря на рабство матери (Gai., 1,91).
SC Claudianum допускало также соглашение между женщиной и господином раба, по которому она сама оставалась свободной, но ее ребенок рождался рабом. Возникала ненормальная ситуация ("inele-
Глава 1. Рабы (servi)
231
gantia iuris", — GaL, 1,84), когда статус лица зависел от частного соглашения. Правило ius gentium было восстановлено при Адриане: от свободной матери рождалось свободное дитя. При Юстиниане SC Claudianum было отменено окончательно (С.7,24,1), как позорное и недостойное этой эпохи ("indignum nostris temporibus", — I. 3,12,1).
Известны случаи, когда в ответ на жалобу патрона на неблагодарность вольноотпущенника решением принцепса либерт вновь обращался в рабство (D.25,3,6,1; 37,14,5 рг). Эта практика привела к выработке общего правила о восстановлении рабского состояния из-за неблагодарности (revocatio in servitutem) только при Константине (CTh. 4,10,1).
С Константином (313 г.) связано и дозволение отцу продавать новорожденного, который становился рабом покупателя, но в любой момент мог быть выкуплен родителем (FV., 34). Юстиниан оставил это правило в силе, оговорив возможность продажи случаем крайней нужды (С.4,43,2).
Раб, совершивший уголовное преступление (crimen), бьш беззащитен й подлежал наказанию без суда на основе imperium магистрата или potestas господина (ius occidendi). В случае совершения delictum раб подлежал выдаче потерпевшему — noxae deditio — в соответствии с законом XII таблиц (Fest, p.180 Lindsay). Если господин принимал на себя защиту раба, отстаивая в сущности свое право на него, то проигрыш процесса возлагал на него такую же ответственность, как если бы он совершил деликт сам (Gai., 4,75). Этот же порядок — actio noxalis — предусматривал lex Aquiliae в случае нанесения рабом ущерба другому собственнику (damnum iniuriae datum). Если раб, замысливший воровство, бьш пойман на месте преступления (furtum manifestum), то по закону XII таблиц 8,14 (GelL, 11,18,8) его, подвергнув бичеванию (verberatio), сбрасывали со скалы (praecipitatio).
Нанесение телесных повреждений рабу рассматривалось как iniuria и наказывалось штрафом в пользу его господина. В случае существенных повреждений (os fractum) штраф бьш по закону XII таблиц 8,3 (Coll., 2,5,5) вдвое меньше, чем когда страдал свободный. Свидетельские показания раба даже по гражданским делам принимались во внимание только под пыткой в ходе следствия (quaestio). Рабам вменялось в обязанность заботиться о безопасности их господина, в противном случае ни один дом не мог считаться безопасным (D.29,5,1 рг). Принятое в 10 г. до н. э. SC Silanianum предписывало в случае убийства господина подвергнуть допросу всех рабов, находившихся с ним под одной крышей, предав смерти тех, кто не докажет, что не бьш в состоянии прийти на помощь хозяину. SC Silanianum предписьтало, чтобы раб, выдавший властям убийцу своего господина, становился свободным (D.29,5,3,13; 35,2,39).
232
Раздел V. Право лиц
В классическую эпоху под влиянием стоической философии в римском обществе укрепляется представление о человеческой природе раба, отразившееся в законодательстве. Lex Petronia при Клавдии запретил господам своевольно предавать рабов на растерзание диким зверям (ad bestias repugnare): при обоснованном обвинении раба такое наказание ему назначалось судом (D.48,8,11,2). Рескрипт Марка Аврелия и Луция Вера запрещал также продавать рабов для этих целей (D.18,1,42). Убийство чужого раба наказывалось не только как нанесение ущерба, но и как уголовное преступление (Gai., 3,213). По эдикту императора Клавдия наказанию подлежало и необоснованное убийство собственного раба (Suet, Claud, 25,2), а больному рабу, брошенному его господином, предоставлялись свобода (D.40,8,2) и латинское гражданство (С.7,6,1,3). Известно, что Адриан подверг пятилетнему изгнанию (relegatio) одну матрону из Умбрии, которая жестоко наказывала своих рабынь за ничтожные провинности (D. 1,6,2; Coll., 3,3,4). Наибольший резонанс имел рескрипт Антонина Пия (Gai., 1,53 = D. 1,6,1,2):
Sed hoc tempore neque civibus Но в настоящее время ни римским
Romanis пес ullis aliis homini - гражданам, ни другим людям, на-
bus, qui sub imperio populi ro - годящимся под политической
mani sunt, licet mpra modum et властью римского народа, не аозво-
sine causa in servos suos sae - ляется чрезмерно и беспричинно
vire; nam ex constuutione impe - жестокообращаться со своими pa -
... „ .. r бами; ведь по конституции импе-
ratoris Antonini qui sine causa _ л *
ту ратора Антонина тот, кто без-
servum suum Occident, поп тг- основательно убъет св0его раба, nus teneri iubetur, quam qui должен отвечать в не меньшей alienum servum occiderit. Sed et степени, чем тот, кто убил чужого, maior quoque asperitas domino - И слишком большая жестокость rum per eiusdem principis con - господ также обуздывается этой stitutionem coercetur; nam con - конституцией принцепса: ибо на sultus a quibusdam praesidibus запрос некоторых губернаторов provinciarum de his servis, qui провинций о тех рабах, которые ad fana deorum vel ad statuas ищут защиты в храмах или у principum confugiunt, praecepit, «namyu принцежов, он предписал
ut si intolerabilis videatur domi - 4 ™ f > l > если ^стокость господ
представляется невыносимой, их
norum saemtm cogantur servos п ^1нуждали продать св(Шх рабов,
suos vendere. Et utrumque recte Итои другое правилъно: ибо мы
fit; male enim nostra iure uti H e должны использовать наше пра-
поп debemus; qua ratione et в0 в0 вред; на том же основании и
prodigis interdicitur bonorum безумным запрещается управлять
suorum administratio. своим имуществом.
Законодательное ограничение прав собственников здесь выражает конфликт между императорской властью и частной собственностью, определяемый тем обстоятельством, что объектом вещного
Глава 1. Рабы (servi)
233
права является волящая личность. Идея злоупотребления своим правом в рассуждении Гая не увязана с признанием раба человеком, которое и вдохновило императорское решение. Прибегая к концепции imperium populi Romani и говоря об обращении за защитой к святыням (особенно показателен поиск убежища у статуй императоров), рескрипт рассматривает рабов как подданных.
В христианскую эру первую часть рескрипта Антонина Пия подтверждает Константин (С.9,14,1, а.319), а преамбулу с упоминанием "imperium nostrum" воспроизводит текст Институций Юстиниана (11,8,2). В эту эпоху прогресс гуманизма выразился в некотором признании семьи и родства среди рабов. Константин (С.3,38,11, а.334) предписал, чтобы при разделе земельных владений не нарушалось единство семей рабов и колонов; Юстиниан (С.6,4,4,10—11; 1.3,6,10) допускает, чтобы сам вольноотпущенник, а не патрон, получал без завещания (ab intestato) наследство своих кровных родственников.
Не имея доступа к сделкам публичной природы (testamentum, in iure cessio), раб мог совершать mancipatio и другие юридические акты как по приказу господина, так и своевольно. Участие раба в коммерческом обороте iure civili подчинялось тому принципу, что заключенные им сделки могут только улучшать положение его господина, но не ухудшать. Раб приобретает в пользу господина, но ни к чему его не обязывает — даже если сам факт получения предполагает прекращение права требования на стороне получившего. Например, если должник уплатил денежный долг (solutio) рабу кредитора, последний не утрачивает требование (что было бы естественным эффектом уплаты) по ius civile, однако претор защищает должника посредством exceptio doli в пределах той суммы, которая поступила господину раба.
Несмотря на полную неправоспособность раба, в целях развития хозяйства издревле практиковалось выделение рабу в управление некоторого имущества — peculium (о чем свидетельствуют уже комедии Плавта: Plaut., Capt., 18; Merc, 1,95). Ответственность по сделкам раба с вещами, входившими в пекулий, падала на его господина, но обычно деловая инициатива раба была выгодна, поскольку позволяла рабовладельцу рассчитьтать на получение из утаенных рабом средств крупного выкупа за отпущение на волю. Соглашение раба с господином по вопросу выкупа (pactum ob libertatem, — All D.40,1,6) получало значение для третьих лиц. Пекулий оставался собственностью господина и мог быть в любой момент изъят у раба. Даже по отпущении раба на волю его права на это имущество не менялись, и после его смерти оно автоматически возвращалось патрону. Особенности пекулиарных отношений будут рассмотрены в связи с проблемой представительства.