Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Часть I. Общее учение об обязательстве 2 страница





Предисловие


XI


эволюции содержания и формы правовой регуляции представляет приведенный в учебнике анализ процесса становления институтов римского частного права в общем контексте развития римского права и государства в течение целого тысячелетия.

В целом предмет курса освещен в учебнике на уровне совре­менной западной романистики как науки и учебной дисциплины. В качестве отечественного аналога настоящей работы можно назвать учебник "Римское частное право" под редакцией И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского (М., 1948). В этом замечательном для своего вре­мени учебнике были с большим мастерством отражены достижения довоенной романистики. Но с тех пор прошла целая эпоха. Многое изменилось и в юриспруденции, и в жизни. Мировая романистика в своем творческом развитии ушла далеко вперед.

Иначе обстояло дело с романистикой в нашей стране. Собственно научно-исследовательская работа в этой области, которая в советское время в какой-то мере поддерживалась усилиями старшего поколе­ния юристов, постепенно свертывалась и угасала. Ситуация усугуб­лялась разрывом связей с западными романистами, отсутствием но­вейшей зарубежной литературы, русских переводов основных источ­ников римского права1. Не было и специалистов, профессионально работающих с первоисточниками и знающих о положении дел, проб­лематике, направлениях и путях развития западной романистики, ее месте и роли в системе современной юридической науки и образо­вания.

Все это негативно отражалось как на учебной литературе по римскому праву, так и на всем процессе преподавания данной дисциплины. Недостатки в данной области — вынужденное пере­издание старых учебников, низкое научное качество вновь появ­ляющейся учебной литературы, второстепенная, совершенно не соответствующая действительной значимости данного предмета роль, отводимая преподаванию римского права в системе нашего юриди­ческого образования, и т. д. — очевидны и общеизвестны.

Однако, справедливости ради, надо отдать должное всем тем, кто в сложившихся условиях в меру своих сил и возможностей занимался и занимается изучением и преподаванием римского права: без их энтузиазма у нас вообще не было бы романистики, а без нее нет ни подлинной юриспруденции, ни действительных юристов. Так что при всех их недостатках именно романисты у нас — самые настоящие юристы, которые по своей благородной, профессии причастны к собственно правовым началам и цен­ностям и тем самым, по императивам разума, призваны (можно

1 В этой связи показательно, что только в 1984 г., после многолетних усилий, удалось опубликовать переведенные И. С. Перетерским еще в 40— 50-е гг. избранные фрагменты из Дигест Юстиниана. См.: Дигесты Юстиниа­на. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И. С. Перетерского. М., 1984. Эта публикация, кстати говоря, стала важной вехой на пути к оживлению и возрождению отечественной романистики


XII


В. С. Нерсесянц


даже сказать — обречены) поддерживать и распространять это "разумное, доброе, вечное".

Об этом, кстати, по своему собственному опыту знает любой студент-юрист: ничто так прямо не причащает его к профессио­нальным таинствам юриспруденции, как ознакомление с римским правом. Ведь юриста от неюриста отличает — прежде всего и в ко­нечном счете — понимание права, проникновение в существо и дух права, а не знание тех или иных законодательных актов. И незаме­нимой школой формирования такого профессионального юриди­ческого правопонимания является изучение римского права. Поэтому и юридическая наука — это не законоведение, а именно правоведе­ние — по образцу юриспруденции, созданной римскими юристами на базе римского права и как составной момент этого права.

Отношения, связи, взаимодействия между романистикой и юрис­пруденцией в целом столь тесны и значимы, что можно без преуве­личения сказать: какова в данное время романистика, такова и юриспруденция. И наоборот: какова юриспруденция, такова и рома­нистика.

В этом смысле появление настоящего учебника знаменательно как свидетельство тех качественных изменений, которые уже на­чались и продолжаются в нашей романистике и юридической науке в целом (во всех ее общетеоретических и отраслевых дисциплинах). Сравнение учебника с прошлыми (в том числе — с лучшими) публи­кациями по данной теме (при всем объективном и уважительном от­ношении к ним) показывает, что перед нами не просто очередная но­вая книга, а работа другого времени и уровня, работа новой ступени развития отечественной романистики и юриспруденции в социально-историческом и духовном контексте нового периода жизни страны. Такой учебник, собственно, и мог появиться лишь после преодоления правоотрицающей идеологии и практики тоталитарного социализма, в условиях новых, постсоциалистических ориентиров на утвержде­ние ценностей права, прав и свобод личности, гражданского общест­ва, правового закона и правового государства.

Этот общий порыв к праву, начавший вызревать в стране (не без усилий нашей юриспруденции с ее новым правопониманием, идеями правовой свободы, правовой государственности и т. д.) уже в конце социализма, в области романистики означал "Вперед, к римскому праву!" и стимулировал появление исследователей римского права нового поколения. Из этого поколения — и автор данного учебника Д. В. Дождев, в чьем формировании в качестве романиста, помимо солидной юридической и историко-филологической подготовки, изу­чения первоисточников и литературы, существенную роль сыграли длительные научные стажировки в ведущих европейских центрах исследования и преподавания римского права (в Италии, Германии, Голландии), участие в работе международных конгрессов, конферен­ций и симпозиумов романистов последнего десятилетия.

Основное достоинство данного учебника состоит в его научной достоверности по самым высоким стандартам мировой романисти-


Предисловие


XIII


ки конца XX в. Содержание учебника, имеющиеся в нем положе­ния, суждения и выводы носят оригинальный, первичный харак­тер: они опираются на собственные исследования автора, вводят читателя в творческую лабораторию романистики и помогают ему научиться самостоятельно ориентироваться в сложном, привлека­тельном и поучительном мире римского права.

Для учебников историко-правового профиля существенное значение имеет надлежащее сочетание исторического и логиче­ского подходов при освещении предмета курса. В этом плане можно отметить, что институциональный принцип рассмотрения материала римского частного права автор удачно дополняет и подкрепляет изложением вопросов генезиса и исторической эво­люции соответствующих правовых форм и институтов.

Справедливо сказано, что без истории нет теории. Но и без тео­рии нет истории. Ведь именно от уровня теоретической оснащен­ности исследователя (как в области общей теории и философии пра­ва, так и в сфере отраслевой теории, в данном случае — цивилис­тики) во многом зависят глубина проникновения в историко-правовой материал, адекватность понимания смысла соответствующих истори­ческих явлений, четкость и полнота выражения их взаимосвязей и т. д. Определяющее значение в этом отношении имеет то принци­пиальное обстоятельство, что предмет курса освещается автором с теоретических позиций различения права и закона и понимания пра­ва как формы индивидуальной свободы. Такое (собственно юридиче­ское, антилегистское) правопонимание не просто созвучно, но имма­нентно сути римского права и римской юридической науки, что и по­зволило автору конкретизировать принципы данного правопонима-ния при анализе институтов гражданского права, то есть в одной из центральных отраслей любой правовой системы. Подход к римскому частному праву как к ценнейшему опыту развития правовых форм свободы позволил автору на историко-правовом материале адекватно осветить такие фундаментальные понятия и категории, как спра­ведливость (aequitas), добросовестность (bona fides), форма позитив­ного права, правовое требование, вещное и личное право, юридиче­ский факт и юридическая сделка, содержание и форма сделки, про­цессуальные и субстанциальные полномочия, защита права, статус, обязательство, долг и ответственность, контракт и деликт и т. д. Идеи названного правопонимания весьма продуктивно и творчески приме­нены автором при освещении процесса формирования — в ходе раз­вития гражданского оборота — свободного индивида как центрально­го субъекта правовой формы отношений.

Учебник нацелен на формирование у студентов как основы зна­ний в области римской и современной цивилистики, так и — в силу универсального значения категорий римского права — фундамента юридического мышления вообще. Этому во многом способствует то, что учебник написан в проблемном ключе: студент призывается к размышлениям, к соучастию в формировании мнения о предмете, к сомнениям и исканиям в области юридического знания, которую сто-


XIV


В. С. Нерсесянц


летиями разрабатьшали римские юристы и которая вот уже около тысячелетия является полигоном для подготовки европейского юриста.

Учебник доходчиво знакомит студента с широким кругом латин­ских юридических терминов и выражений, относящихся к освещае­мым явлениям и институтам римского права. В этом смысле курс (включая приложение к нему в виде "Указателя латинских терми­нов") может рассматриваться и как весьма ценное практическое пособие по юридической латыни — материнскому языку юриспру­денции. Изучение латинской юридической терминологии будет содействовать расширению кругозора, развитию правосознания и правовой культуры студента, формированию у него профессио­нального отношения к юридическим категориям, конструкциям, формулам.

Учебник богато оснащен текстами римских классических юристов, положениями римского права на языке оригинала — с их параллельным переводом. Это позволяет избежать вольных интерпретаций содержания первоисточника, его модернизации или примитивизации. Проблемные тексты автор сопровождает краткими комментариями, выполненными с учетом современных интерпретаций. Знакомство с мнениями римских юристов по от­дельным казусам поможет студенту на классических образцах составить верные представления об интерпретации, приобрести навыки аргументации и анализа юридически значимых аспектов общественных отношений.

Значительную ценность представляет содержащийся в учеб­нике раздел об источниках наших знаний о римском праве на всех этапах его развития. Это уникальное в отечественной лите­ратуре введение в источниковедение римского права будет стиму­лировать работу с источниками и обращение к подлинным текс­там римских юристов.

Весьма продуманной и приспособленной к целям и задачам после­довательного освоения студентом системы знаний о римском праве является структура курса. В целом освещение предмета построено на взвешенном сочетании научных и дидактических соображений.

Учебник отличается тщательностью и детальностью рассмот­рения основных проблем и тем курса. Он написан четким профес­сиональным языком современной высокой романистики.

И в конце — одно пожелание читателю: если не все понятно сразу — не отчаивайтесь, прочтите до конца, уясните логику це­лого, вернитесь вновь к трудным местам. Речь идет о постижении сложного предмета — специфики и логики права, основ юриди­ческого мышления, начал юриспруденции. Всякое же начало, как известно, трудно. Тем более — научное.

В. С. Нерсесянц,

член-корреспондент Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор


ВВЕДЕНИЕ

§ 1. Предмет курса: история становления и современность

Предметом курса римского частного права является правовая система, сложившаяся в древнем Риме и регулировавшая отно­шения между частными лицами в пределах Римской державы. Определение круга институтов, входящих в понятие римского частного права, основывается на представлениях самих римлян, с учетом тех изменений, которые произошли с римской правовой системой еще в античности.

Сегодня понятие частного права противопоставляется публич­ному праву, но древние римляне рассматривали правовую систе­му в синкретичном единстве, выделяя различные аспекты юриди­ческих институтов в зависимости от той социальной роли, в кото­рой выступали субъекты правоотношений, и от того, какой об­щественный авторитет обеспечивал нормативный характер ти­пичных связей между людьми. Если речь шла об отношениях ме­жду отдельными (privatus, от "privus" — "лишенный", "отделен­ный") лицами, отстаивавшими свои индивидуальные или семей­ные интересы, то такие отношения трактовались как частные, а формализованная воля субъектов, определявшая режим их свя­зей, считалась частным законом — lex privata. Если же отноше­ние затрагивало интересы римского народа квиритов (populus Romanus Quiritium) как целого, то оно рассматривалось с точки зрения публичных интересов, а его нормативной основой высту­пала формализованная воля всего народа — lex publica (публич­ный закон).

При этом строго национальное по составу участников право римской гражданской общины (civitas) — ius civile — было для римлян квиритским и обозначало общеобязательные и публично значимые (в смысле lex publica) правовые основы и пределы для частноправовых отношений.

Эта нормативная система включала правила нормообразова-ния, религиозные порядки, ритуалы, режим деятельности обще­народных органов управления — сената и магистратур, формы судебной защиты правомерных притязаний, принципы отношений с иностранцами (перегринами), правила перемены статуса лиц, нормы определения римского гражданства и заключения брака, устойчивые формы имущественных отношений между граждана-


2


Римское частное право


ми как при их жизни (вещное и обязательственное право), так и после смерти (наследственное право).

В начале II в. до н. э. знатоки права (iuris prudentes, отсюда "юриспруденция") стали предпринимать попытки классификации правил поведения, принятого среди "добрых римлян", и система­тического осмысления всего нормативного опыта своего народа. В конце II в. до н. э. Квинт Муций Сцевола написал первое упоря­доченное изложение римского права —"Ius civile". Создание этого труда знаменует возникновение европейской юридической науки. Его содержание было ориентировано на отношения между частными лицами; наиболее глубоко и детально были разработа­ны вопросы наследственного права, права лиц и обязательства. В дальнейшем римские юристы все более сосредоточивались на изучении имущественных и семейных отношений лиц с разными статусами, то есть на разработке проблем гражданского права в понимании, близком к современному. При этом особое внимание уделялось формам судебной защиты прав, которая была в ту эпо­ху самым ярким воплощением автономии индивида.

На языке современных юридических дисциплин эту сферу мож­но описать как частное (гражданское) и коммерческое (торговое) пра­во, а также гражданский процесс. Центральное и автономное поло­жение участника правового общения выразилось в римском праве в принципе частной инициативы в установлении судебного процесса, самостоятельном сборе доказательств и ведении защиты (диспози-тивности). Даже тяжкие правонарушения (преступления) сначала преследовались без вмешательства публичной власти. Со временем преступления стали отличать от частноправовых правонарушений — деликтов, которые, однако, по-прежнему включались в гражданское право как особый источник обязательств.

Анализируя казус за казусом с позиций соответствия устойчи­вым нормам ius civile и представлениям о добре и справедливости, римские юристы разработали разнообразные формы удовлетворения и согласования индивидуальных интересов, выработали практически все мыслимые правовые институты и создали язык права, способный выразить тончайшие аспекты волеопределения и правоотношений. Казуистический метод опирался на глубокую теоретическую и фи­лософскую подготовку римских правоведов.

Римская юриспруденция в разработке правовой системы ори­ентировалась на принципы взаимного признания субъектов граж­данского оборота, исключительности контроля каждого лица над его имуществом, эквивалентности предоставлений при обмене то­варами и услугами, свободы волеопределения в соответствии с мерой допущенного поведения, установившейся в обществе. Уль-


Введение


3


пиан, юрист III в. н. э., приводит такое обобщение (Ulp., 1 reg., D.1,1,10,1):

luris praecepta sunt haec: Предписания права таковы: жить honeste vivere, alteram поп честно, не вредить другому, предо- laedere, suum cuique tribuere. ставлятъ каждому свое.

Указанные принципы восходят к стоической философии. Они ле­жат в основе естественно-правового учения о праве Нового времени. Эта методологическая установка делала римское право открытым для других народов, которые постепенно попадали в сферу полити­ческого влияния Рима. Многие римские правовые принципы и формы стали мыслиться как общие всем народам (ius gentium), как универ­сальные и данные самой природой (ius naturale) и в таком виде систематизировались и конкретизировались римской правовой нау­кой. Несмотря на значительный культурный потенциал многих про­винций Римской империи, правовые традиции греков, египтян, евре­ев и других не отличались совершенством юридических конструкций и глубиной научной разработки. В начале нашей эры римское право стало основной правовой системой обширной цивилизации Средизем­номорья — практически всей обитаемой тогда Европы, Передней Азии и Северной Африки.

С распадом Империи многие варварские вожди (короли), уста­новившие свою власть в западной части римского государства, продолжали применять к романизированому населению своих королевств римские нормы в соответствии с принципом персо-нальности права. Однако наследники римлян к тому времени уже многое утратили из правового опыта своих предков.

В адекватном виде достижения римского правового развития были зафиксированы на Востоке Империи в VI в. в кодификации императора Юстиниана, которая дала новую жизнь римскому праву. Сначала сам Юстиниан после успешных войн с варварами принес свои законы на земли Италии, Испании и Африки. Это вторжение не дало значительных результатов, но заронило зерна будущего возрождения юридической науки в Западной Европе. В Византии тексты юстиниановской кодификации продолжали изу­чаться и комментироваться. Византийское право оказало заметное влияние на правовую культуру православных народов, но не по­лучило там развития из-за политических и национальных ка­тастроф, постигших Восточную Европу в XIII—XV вв. Сама Ви­зантия в 1453 г. прекратила свое существование.

Вторичное открытие римского права в Европе заложило тради­цию его научного изучения как основы юридической рефлексии и теоретических обобщений. Тысячелетнее развитие романистики при-


4


Римское частное право


вело к постепенному утверждению методологических принципов на­учной и преподавательской работы с римским правовым материалом.

В Италии в конце XI в., когда вновь пробуждается интерес к античной культуре, тексты юстиниановской кодификации привле­кают к себе внимание специалистов. Авторитет имперской идеи, унаследованной от Рима и поддерживаемой католической церко­вью, весьма располагал к восприятию римского права в качестве общей основы и критерия права в политически раздробленной Европе. Потребность в тонком юридическом инструменте особенно ощущалась в южной части Франции (Прованс) и северной Ита­лии — наиболее развитых в экономическом, торговом и культур­ном отношении областях Западного мира. В этом историческом контексте и состоялось новое открытие римского права. В Болонье сложилось объединение лиц, усердно изучавших (studentes) пра­вовое наследие Рима. Вскоре они оформили свой союз, дав ему латинское название автономной корпорации — universitas. Уни­верситетское образование постепенно распространилось по Евро­пе, а вместе с ним — и юридическое знание.

Болонская школа направила свои усилия на чтение и понима­ние текстов юстиниановской кодификации, в основном Дигест (или Пандектов: по-гречески — "полное собрание") — собрания выдержек из сочинений римских юристов. Это поколение рома­нистов, начиная с главы болонской школы Ирнерия, называют глоссаторами, поскольку они составляли краткие пояснения к текстам (обычно на полях изучаемых книг) — глоссы. Итогом их двухвековой деятельности явилась многотомная "Большая глосса" (Glossa Magna), которая остается основой для понимания римских юридических текстов. Следующее поколение романистов именуют комментаторами, поскольку их пояснения к текстам были более пространными и иногда получали тематически организованный, про­блемный вид. Так в XIV—XV вв. вслед за юридическим образовани­ем возрождается юридическая наука.

Выпускники университетов становились судьями, нотариуса­ми, адвокатами, и римское право в католических странах постепенно превращалось в универсальную правовую систему, действующую наряду с законами суверенов и местными вбычая-ми. Это явление восприятия и усвоения римского правового наследия в качестве действующего права — рецепция римского права — характерно для всей континентальной Европы (и Шот­ландии). Только священнослужители остались не охвачены этой нормативной системой, создав особое каноническое право. По анало­гии со Сводом канонического права — Corpus Iuris Canonici — Свод римского права, состоявший из подлинных текстов кодификации


Введение


5


Юстиниана, в конце XVI в. стали называть Corpus Iuris Civilis. В это

время в Париже творил величайший комментатор Куяций (Cuiacius). При его участии извлекаются из пыли библиотек и публикуются ра­нее неизвестные фрагменты римских юридических произведений, не вошедших в Дигесты.

Французские романисты были по преимуществу цивилистами. Публичное право и политическая наука, учение о наказаниях (уголовное право), наука об отношениях между государствами (международное право), финансовая и налоговая политика разви­вались на другой основе и выделились в самостоятельные отрасли знания. Успехи юриспруденции во Франции во многом определя­лись политическим единством страны. Глубокие социальные пере­мены конца XVIII в. под естественно-правовым лозунгом "Свобо­да, равенство, братство" получили выражение в первом буржуаз­ном Гражданском кодексе (Code Civil) 1804 г., в котором римские правовые формы наполнились новым содержанием. Утверждение Кодекса Наполеона во многих европейских странах (а в дальней­шем — ив зависимых от них колониях) означало распростране­ние и усвоение на новом уровне римского частного права.

В германских странах потребность в кодификации гражданского права совпала с возрождением национального самосознания, которое стало предпосылкой политического развития немецкого народа в XIX в. Следуя призыву К. Ф. Савиньи изучать дух народа для правильного его выражения в правовых нормах, немецкие юристы исторической школы права занялись изучением римского права в его развитии. Немецкий романтизм стал не менее благодатной почвой для качест­венного прогресса юридической науки, чем итальянское Возрожде­ние, французское барокко и рационализм. В 1811 г. крупнейший историк древнего Рима Б. Г. Нибур обнаружил в Вероне рукопись "Институций" Гая — популярнейшего в античности учебника рим­ского права, единственное классическое юридическое сочинение, до­шедшее до нашего времени целиком. Этот памятник полноценно во­шел в научный оборот только в середине ХГХ в. С ним связано становление современной романистики.

Немецкие юристы XIX в. внесли неоценимый вклад в разра­ботку догмы — юридико-аналитической части — римского права. Изучение римских юридических институтов было для них практической необходимостью, так как римское право оставалось в Германии действующим правом. Именно немецкие романисты (Глюк, Барон, Бринц, Виндшайд, Дернбург), оставившие в наследие мировой науке многотомные курсы "Пандектов" (почему это направ­ление и называют пандектистикои), создали современную теорию частного права. Их усилия воплотились в создании одного из самых


6


Римское частное право


совершенных гражданских кодексов — Германского гражданского уложения (Burgerliches Gesetzbuch), вступившего в силу в объеди­ненной Германской империи 1 января 1900 г.

Таким образом, накануне XX в. для европейских юристов римское право стало представлять интерес не как действующее пра­во, а в качестве объекта для его собственно исторического изучения. Первые шаги в этой области оказались, однако, отнюдь не конструк­тивными. Переход к национальным правовым системам и юриди­ческому языку стимулировал критическое отношение к текстам римского права, которые за их многовековую историю подверглись значительной переработке. В поисках классического канона — неко­ей совершенной системы, искаженной в ходе переработки и адапта­ции к условиям поздней античности, — романисты начала XX в. воспроизводили методологически несостоятельный подход к римско­му праву как к ratio scripta (писаному разуму), господствовавший в эпоху Возрождения. Все положения, нарушавшие искомую строй­ность системы, были объявлены позднейшими вставками — интер­поляциями, выполненными как при составлении кодификации Юс­тиниана, так и до нее. Началась охота за интерполяциями (Interpola-tionenjagd), грозившая разрушить текстовую основу наших знаний о римском праве.

Уже в те годы некоторые ведущие романисты Италии и Гер­мании пытались защищать классическое наследие от безудерж­ной критики, но их усилия были лишены системы. Только в 60-е гг. XX в. ученые пришли к выводу, что римские юристы об­ладали значительной автономией суждений и смысловые рас­хождения в дошедших до нас текстах суть не что иное как отра­жение живых споров по правовым вопросам, которые пронизыва­ют всю историю римской юриспруденции. Новое понимание ius civile как his controversum (права, по которому возможны и существуют разногласия среди знатоков) вело не только к призна­нию подлинности подавляющего большинства текстов римских юристов, но и к адекватному методу исторического изучения рим­ского права. Контроверзы среди юристов-классиков подчас говорят о римских правовых институтах больше, чем свободные от сомнений, абстрактные правила и определения, которые в основном были выра­ботаны в средние века. Отход от прежних идеализированных пред­ставлений открывал дорогу к изучению живого и естественного развития римской правовой системы в целом.

Эта методология обладает значительным дидактическим по­тенциалом и весьма значима для преподавания римского права и юридического образования в целом. Римское право должно изучаться не только как основа современных правовых систем, но и как цен-


Введение


7


нейший опыт правового развития с присущими ему реальными трудностями, противоречиями и достижениями, зафиксированный на протяжении уникально длительного отрезка времени в рамках еди­ного политического образования, каким является Римское государ­ство. Для полноценного юридического образования важно усвоить не отдельные формулы или нормы, а вникнуть в сам процесс становления и эволюции права, стать свидетелем того, как юриди­ческие институты и конструкции выражают все новые интересы, оформляют самые разнообразные отношения, обеспечивая при воз­можно полном и адекватном признании воли каждого участника обо­рота их независимость друг от друга. Предлагая равную для всех форму согласования интересов, право защищает автономное положе­ние в обществе отдельных индивидов, способствует признанию и ут­верждению самостоятельной ценности каждой личности.

Это постоянное взаимодействие общей формы и противоречи­вых индивидуальных интересов, искусство поиска адекватной юридической конструкции и ее умелого приспособления к самым разнообразным ситуациям, отраженные в текстах римских юрис­тов, привлекают к римскому правовому наследию все новые и но­вые поколения ученых.

Римское частное право интенсивно изучается сегодня во всем ми­ре. Даже в Британии, которая, как и ее бывшие колонии в Северной Америке, Океании, Южной Азии, Африке, не знала рецепции рим­ского права, существует прочная и богатая традиция романистики. Пробуждается интерес к римскому частному праву в Китае. Между тем прикладного значения римское право давно не имеет: только в Южной Африке оно сохранилось как субсидиарный нормативный источник, восполняя пробелы в действующем праве. В странах За­падной Европы римское частное право рассматривается как возмож­ная нормативная основа для унификации гражданского и торгового законодательства. Эти тенденции отражают традиционное единство профессиональной подготовки и юридического языка участников европейского интеграционного процесса.

Римское частное право сегодня — это неотъемлемая методологи­ческая база профессионального юридического образования, основа для понимания центральных отраслей права и сравнительного пра­воведения, дидактическое поле для становления юридического языка и юридического мышления. Изучение римской юридической терми­нологии и той социальной реальности, которую она обозначала в раз­личные эпохи, существенно расширяет кругозор юриста и придает стереоскопичность взгляду на правовую форму, закладывая базу для творческого отношения к юридическим конструкциям в практичес­кой работе.


8


Римское частное право


§2. Система курса





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 251 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2327 - | 2093 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.