Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общественное и народное движение 3 страница




    Нечаевщина стала символом крайне левого экстремизма в русском освободительном движении, воинствующего невежества и вседозволенности якобы в целях революции.

    Большое общество пропаганды (кружок «Чайковцев»). Возникновение кружка относится ко времени «нечаевщины». Однако он стоял на прин­ципиально иных тактических и нравственных позициях, чем Нечаев. Участ­ник кружка, знаменитый революционер П.А.Кропоткин писал: «Ни­когда впоследствии я не встречал такой группы идеально чистых и нравственно выдающихся людей, как те человек двадцать, которых я встретил на первом заседании кружка Чайковского».

    В кружок входили С.Л.Перовская, Н.А.Морозов, С.М.Кравчин­ский, А.И.Желябов, М.А.Натансон, Н.В.Чайковский и др. Члены кружка были сторонниками длительной и основательной подготовки масс к борьбе. В этом отношении они были подвержены влиянию «Исторических писем» П.Л.Лаврова. Однако прежде чем идти в народ, кружковцы поставили перед собой цель глубокого и широкого самообразования, т.е. изучения трудов по философии, политической экономии, истории и т.п. За границей и в России общество в 1871-1872 гг. издало большими тиражами сочинения Добролюбова, Флеровского, Лаврова, Прудона, Л.Блана и других авторов. С лета 1873 г. оно стало издавать за границей журнал «Вперед!», к руководству которым привлекло П.Л.Лаврова. Члены кружка проявили интерес и к трудам К.Маркса, хотя и не стали марксистами.

    В провинции, в университетских городах, из групп самообразования формировались местные филиалы общества (в Москве, Киеве, Одессе и др.). Каждый кружок сохранял самостоятельность, но в то же время общество составляло единое целое и представляло собой федеративную организацию, тип которой подсказывал русским революционерам Лавров. Организация эта как в Петербурге, так и на местах являлась строго конспиративной.

    В 1872 г. общество совершает новый крупный шаг в своей деятельности – начинает налаживать пропаганду среди рабочих промышленных предприятий Петербурга. Центром пропаганды стала Выборгская сторона, где было много фабрик. Эту работу активно вели Чарушин, Чайковский, Кравчинский, Кропоткин, Клеменц, Корнилова и др. Главной целью общества стало подготовить «поколение революционеров» для того, чтобы они возглавили народные массы и повели их на революцию. Руководители организации искренне считали, что революционную пропаганду надо вести по преимуществу среди крестьян и рабочих.

    В то же время многие члены общества были убеждены в невозможности народного восстания в ближайшем будущем. Они продолжали настаивать на необходимости, как учил Лавров, длительной пропагандистской работы в деревне и городе. Такая установка уже не устраивала распропагандированных рабочих, а также наиболее решительно настроенную часть общества. Новое стремление идти в народ, раскрыть ему глаза на причины его бесправия и нищеты, помочь ему подняться на борьбу против сущест­вующего строя – было, по словам современников, предметом постоянных, горячих споров на бесчисленных собраниях осенью и зимой 1873 г. Молодежь Петербурга и других городов напоминала растревоженный улей. Всех объединяло ставшее общим девизом требование и желание «идти в народ». Все более привлекательными становились идеи Бакунина. Его призыв возбуждать народные бунты отвечал бурному порыву молодежи к действию.

    В конечном счете Большое общество пропаганды было захвачено стихийным движением «в народ» и исчезло в его бурном потоке. К тому же значительная часть членов общества к весне 1874 г., когда началось массовое хождение в народ, уже была арестована. К осени 1874 г. Общество перестало существовать.

    «Хождение в народ». Именно под таким названием вошел в историю и литературу массовый поход революционно настроенной молодежи в деревню. Это был какой-то единый, стихийный, романтический порыв – идти в народ, просветить его, подтолкнуть к выступлению против самодержавия, помещиков, чиновников: словом, против тех сил, которые, по мнению народников, угнетают народные массы и прежде всего крестьян. Ничего подобного не было в России ни раньше, ни после.

    Для того чтобы идти в народ, молодым людям необходимо было выполнять ряд условий: обучиться какому-либо мастерству (кузнечному, столярному, слесарному и т.п.), достать крестьянскую одежду и обувь (ко­соворотку, поддевку, грубые сапоги и др.), изменить внешний вид (отрас­тить бороду и усы, постричь волосы скобой, как это делали крестьяне), достать фальшивые документы (главным образом паспорт на другое имя). Все эти предосторожности были совсем не лишними, поскольку по сущест­вующим законам за участие в политической агитации в деревне грозили арест, суд и каторга. Но и это не останавливало молодежь, которая решительно порывала с семьями, оставляла университеты, институты и гимназии, отказывалась от дипломов, профессий, личного имущества ради высокой цели – вывести свой народ из состояния, как она считала, нищеты, невежества и угнетения.

    Из Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, Саратова, Самары, Харькова, Нижнего Новгорода и других городов революционная молодежь весной 1874 г. двинулась в деревню. Движение не являлось ни централизованным, ни однородным. Здесь были и нетерпеливые сторонники Бакунина, жаждавшие скорейшего взрыва общерусской крестьянской революции, и последователи Лаврова, намеревавшиеся вести длительную пропаганду социалистических идей, и лица, стремившиеся хорошо изучить народ, его нужды, помыслы, надежды. Преобладали все же молодые единомышленники Бакунина, склонные к так называемой «летучей пропаганде», к немедленному осуществлению идей крестьянского социализма. Движение охватило территорию более 30 губерний Европейской России.

    Наибольшего размаха «хождение в народ» достигло в Поволжье, благодаря усилиям С.Ф.Ковалика, П.И.Войнаральского, Д.М.Рога­чева, которые являлись особо авторитетными деятелями движения.

    Пожалуй, наиболее яркой и выдающейся фигурой среди пропагандистов-одиночек был Дмитрий Рогачев. Он еще в 1873 г. вел пропаганду среди рабочих Петербурга, вместе с С.М.Кравчинским пошел в народ в Тверскую губернию, затем очутился на Волге. Он прошел все тернии бродячей жизни и явил собой образец подвижника-народника той поры. Человек огромной физической силы, неукротимой энергии, железной воли, он с одинаковым усердием и терпением пилил дрова, толковал мужикам смысл своих агитационных брошюр, создавал молодежные кружки, тянул бурлацкую лямку. Он слыл среди молодежи того времени поистине легендарной личностью. Только в 1876 г. жандармам удалось наконец-то арестовать Рогачева. Он погиб на каторге в 1884 г. в возрасте 33-х лет.

    Определенных успехов в пропаганде среди народа достиг А.И.Иван­чин-Писарев, который действовал в Даниловском уезде Ярославской губернии. В своем имении Потапово он основал столярную мастерскую, рабочих которой – молодых крестьян – превратил в распространителей нелегальной литературы по всему уезду. Хозяин имения устраивал гуляния, собиравшие окрестную молодежь. Иванчин-Писарев и его товарищи Н.А.Саб­лин, Н.А.Морозов, Д.А.Клеменц использовали их для пропаганды, встречались с нужными людьми, вербовали сторонников. Имелись успехи и у пропагандистов, действовавших в других регионах – в Приуралье, на Кубани, Северном Кавказе и др.

    Летом 1874 г. полиция нанесла жестокий удар «хождению в народ». Массовые аресты, начавшиеся в Поволжье, прокатились по всей стране. Было привлечено к следствию свыше 700 человек, в том числе много женщин. Всего, по оценке П.А.Кропоткина, в движении принимало участие до 2-3 тыс. человек, не считая сочувствующих, которые оказывали пропагандистам ту или иную помощь.

    Участники «хождения в народ» не только тяжело переживали неудачу, но и серьезно осмысливали итоги этого движения. Они разуверили про­пагандистов в готовности крестьян к немедленному социальному перевороту. Они поняли также всю пагубность своих разрозненных действий в борьбе с существующим режимом. Отсюда с неумолимой логикой сформировалось убеждение в необходимости создания единой централизованной организации путем объединения различных кружков и групп. И такая организация была создана.

    «Земля и воля» второй половины 70-х годов. Зародилась тайная организация революционных народников в Петербурге в начале 1876 г. Первоначально она называлась «Северная революционно-на­родническая груп­па». Название «Земля и воля» было принято в 1878 г. после выхода в свет одноименного печатного органа. Ядро организации составили уцелевшие от арестов участники «хождения в народ» и более молодые революционеры, которые еще осенью 1875 г. обсуждали на нелегальных собраниях в Петербурге перспективы объединения различных кружков и групп в единую общероссийскую организацию. В 1876 г. в центральный петербургский кружок вошли М.А.Натансон, О.А.Натансон, А.Д.Оболешев, А.Д.Ми­хайлов, Д.А.Ли­зогуб, В.А.Осин­ский, А.А.Квятковский, О.В.Аптекман, Г.В.Пле­ха­нов, М.Р.Попов и др. Позже к обществу примкнули С.М.Кра­в­чинский, Д.А.Клеменц, Н.А.Морозов, С.Л.Перовская, Л.А.Тихомиров, М.Ф.Фро­ленко и др. (многие – бывшие члены общества «Чайковцев»). С местными филиалами в организации насчитыва­лось свыше 150 человек.

    В процессе обсуждения опыта «хождения в народ» были пересмотрены многие тактические и программные положения революционного народничества первой половины 1870-х годов, определены основы новой программы, которую сами участники назвали «народнической». Окончательная программа «Земли и воли» была разработана на совещаниях весной 1878 г. в Петербурге, тогда же был принят временный устав.

    В программе нашли отражение многие теоретические и тактические положения, сформулированные еще в начале 1870-х годов Бакуниным. Считая крестьянскую общину ячейкой социализма, а русского крестьянина – прирожденным революционером, члены общества стремились приспособить цели и лозунги движения к самостоятельным революционным стремлениям, уже существовавшим, по их убеждению, в народе. Важнейшие положения программы – требование передачи всей земли крестьянским общинам с равномерным ее распределением, «разделение Российской империи на части соответственно местным желаниям», передача властных функций общинам и союзам общин (часть своих полномочий они добровольно передают избранному ими правительству), полная свобода вероисповеданий.

    Единственным способом осуществления социальных преобразований члены общества считали «насильственный переворот», который мыслился в форме всеобщего народного восстания. Средства подготовки восстания – «агитация» (как «словом», так и «делом» – посредством «бунтов», стачек, демонстраций), а также «дезорганизация государства» (привлече­ние на сторону организации офицеров, чиновников, террор в отношении предателей из среды революционеров и «наиболее ревностных» агентов правительства).

    «Земля и воля» была построена на началах централизма. Ядром ее явился «основной кружок» (около 30 человек), выделивший организационный центр и редакцию печатного органа, находившиеся в Петербурге. Общество делилось на несколько групп в зависимости от назначения: «деревен­щики», действовавшие в крестьянской среде, «рабочая группа», действовавшая главным образом в пролетарских районах Петербурга, «интеллигентская группа», проводившая работу среди студенчества. Имелась специальная группа для борьбы с правительственной администрацией и «небесная канцелярия», готовившая необходимые конспираторам документы.

    Однако основные силы организации первоначально были сосредоточены на работе среди крестьян. Землевольцы приступили к созданию «по­селений» в народе, устраиваясь в деревнях в качестве фельдшеров, земских служащих, учителей, писарей и др. Главным районом «поселений» стало Поволжье (Саратовская, Нижегородская, Самарская, Астраханская губернии, центр – Саратов), где, по мнению землевольцев, были живы традиции массовых народных движений XVIII в. «Поселения» создавались также в регионах с казачьим населением (область войска Донского, Урал, Северный Кавказ и в Тамбовской, Воронежской, Псковской губерниях). В Казанской губернии не было создано подобных поселений, однако местные народники (Е.Ф.Печоркин, П.А.Голубев, С.Вершинина и др.) пытались вести пропаганду среди студенческой молодежи и сельского населения ряда деревень края.

    Землевольцы серьезное значение придавали революционной работе среди интеллигенции и учащейся молодежи, которые рассматривались ими как главный источник новых революционных кадров. Были налажены связи со студенческими кружками различных учебных заведений страны. Многие землевольцы активно участвовали в студенческих волнениях 1878-1879 гг. Они же создали ряд нелегальных рабочих кружков на ряде промышленных предприятий Петербурга, играли руководящую роль в стачках на фабриках Кенига, Шау и Невской бумагопрядильне столицы. В 1878-1879 гг. в Петербурге были созданы последовательно 3 хорошо оборудованные нелегальные типографии, в которых печатались газеты «Земля и воля», «Листок «Земли и воли», брошюры, листовки, воззвания и др.

    Благодаря усилиям фактического руководителя организации А.Д.Ми­хайлова, строго следившего за соблюдением требований конспирации, землевольцам в течение длительного времени удавалось избегать арестов. В 1879 г. Михайлов сумел внедрить на службу в Третье отделение своего агента Н.В.Клеточникова, который сообщал землевольцам секретные сведения о планах и действиях политической полиции.

    Однако постепенно многие землевольцы – участники поселений в народе, столкнувшись с реалиями жизни кретьянства, стали осознавать бесперспективность своих надежд на скорый «бунт». В их среде распространяется убеждение в необходимости борьбы за политические свободы, причем путем индивидуального террора. Появились и первые примеры этого: вооруженные сопротивления при арестах, покушение В.И.Засулич на Петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова (январь 1878 г.), убийство С.М.Кравчинским шефа жандармов Н.В.Мезенцева (август 1878 г.) и Г.Д.Гольденбергом – Харьковского генерал-губернатора Д.Н.Кропоткина (февраль 1879 г.). Апогеем террористической деятельности «Земли и воли» стало неудачное покушение А.К.Соловьева на императора Александра II (апрель 1879 г.).

    К весне 1879 г. внутри «Земли и воли» сложилась группа сторонников политической борьбы и террора (Михайлов, Морозов, Тихомиров, Квятковский др.), которая начала формировать террористическую группу «Свобода или смерть». В июне 1879 г. на тайном совещании в Липецке (Ли­пецкий съезд) «политики» фактически оформились в самостоятельную организацию. Попытка добиться компромисса между «политиками» и «де­ревенщиками», т.е. сторонниками продолжения революционной работы среди крестьян, на Воронежском съезде (июль 1879 г.) успеха не имела. В августе 1879 г. «Земля и воля» распалась на «Народную волю» и «Черный передел».

    «Народная воля». В организационном плане народовольцы многое взяли от «Земли и воли». Это была революционная, строго законспирированная, сплоченная и высоко дисциплинированная партия. Во главе ее стоял Исполнительный комитет. В его состав вошли А.И.Желябов, А.Д.Ми­хайлов, В.Н.Фигнер, Н.А.Морозов, С.Л.Перов­ская, А.А.Квят­ковский, Л.А.Тихомиров, А.И.Баранников, М.Ф.Фро­ленко, М.Ф.Гра­чевский и другие, всего 31 человек. Вокруг этого боевого штаба организации, находившегося в Петербурге, сложилась система агентов, специальных и местных групп, охвативших определенную часть провинции. Мест­ные группы «Народной воли», число которых насчитывалось до двадцати, были созданы в Москве, Одессе, Харькове, Казани, Саратове, Ярославле и ряде других городов страны.

    Программные положения «Народной воли» были тесно связаны с концепцией русского «общинного социализма». «По основным своим убеждениям мы – социалисты и народники» – заявлялось в программе Исполнительного комитета. Далее говорилось, что народ в России находится в полном экономическом и политическом рабстве, доводится до физического вырождения. Основная причина этого – государство, которое представлялось народовольцам крупнейшей капиталистической силой, единственным притеснителем народа. Государство препятствует развитию исконно народных принципов (право на землю, общинное самоуправление и пр.). Задача партии – «снять с народа подавляющий его гнет современного государства, произвести политический переворот с целью передачи власти народу». При этом предусматривался созыв Учредительного собрания, в котором народовольцам предстояло добиваться одобрения своих идеалов, а именно – народного представительства, областного самоуправления, принадлежности земли – народу, фабрик и заводов – рабочим, осуществления политических свобод – слова, собраний, печати и т.п.

    Главным средством борьбы «Народной воли» с самодержавием стал террор. Важнейшим делом партии, ставшим в центре ее внимания, являлось осуществление смертного приговора царю, который был вынесен Исполнительным комитетом в августе 1879 г. Этим и были прежде всего озабочены члены комитета, привлекавшие к подготовке покушения отдельных народовольцев – офицеров, студентов, рабочих, всего около 50 человек. Было организовано девять покушений на Александра II. Восемь из них оказались неудачными и лишь девятое – смертельным для императора. 1 марта 1881 г. руководимые Перовской народовольцы подстерегли царскую карету на берегу Екатерининского канала и взорвали ее. Однако лишь вторая бомба, брошенная И.И.Гриневицким, смертельно ранила царя. Погиб и покушавшийся. Приговор Александру II был наконец приведен в исполнение. Однако к полному разочарованию народовольцев массовых революционных выступлений после этого террористического акта ни в столице, ни в провинции не последовало. Напротив, общество и народ погрузились в глубокий траур. Случилось первое в истории России убийство императора не какой-то группой дворян-заговорщиков, а представителями русской общественности.

    Полиция начала массовые аресты народовольцев, что привело к полному разгрому всей организации. В апреле 1881 г. были повешены Андрей Желябов, София Перовская, Николай Кибальчич, Николай Рысаков, рабочий Тимофей Михайлов. Революционное народничество как одно из направлений общественного движения исчерпало себя.

    «Черный передел». В «Черный передел» вошли видные деятели революционного народничества, которые были убеждены в необходимости продолжать пропагандистскую и организационную деятельность среди крестьян. В их числе были Г.В.Плеханов, В.И.Засулич, М.Р.Попов, Я.В.Сте­фанович, Л.Г.Дейч, О.В.Аптекман, П.Б.Аксель­род, Г.Н.Преоб­ра­женский, В.Н.Игнатов, Е.Н.Ковальская и другие, всего 21 человек. Состав организации не был постоянным и однород­ным по убеждениям.

    Идейная программа новой организации в принципе не отличалась от землевольской. Напротив, чернопередельцы постоянно подчеркивали свою приверженность ей. В первом номере «Черного передела», вышедшем в свет в феврале 1880 г., Плеханов в заявлении «От редакции» писал, что «Земля и воля» «по-прежнему остается нашим практическим, боевым девизом, так как эти два слова наиболее полно и широко выражают народные потребности, стремления и идеалы». В статье «Черный передел», помещенной в том же номере, Плеханов указывал на широкое распространение в народе слухов о «черном переделе» всей земли в пользу крестьянства и на такое же ожидание его, каким жило крестьянство перед отменой крепостного права (приняв название «Черный передел» группа тем самым хотела точнее и полнее выразить требования крестьянства). Неминуемым исходом нового напряжения обстановки в стране он считал воздействие снизу, «вроде бунтов Разина, Пугачева и др.». Плеханов подчеркивал необходимость аграрной революции и уничтожения государства.

    Однако попытка «Черного передела» продолжить дело «Земли и воли» не имела успеха. Пропагандистская работа в деревне по-прежнему не давала ощутимых результатов. Подпольная типография, где печатался первый номер «Черного передела», была разгромлена. В ру­ки полиции попал и ряд членов тайного общества. Спасая руководителей от ареста, чернопередельцы в январе 1880 г. переправили за границу Плеханова, Засулич, Дейча, Стефановского. Осенью того же года Аптекман заявил, что у чернопередельцев «нет организации и общего плана действий». Почти беспрерывные аресты членов организации привели ее в 1882 г. фактически к полному разгрому.

    В Швейцарии Плеханов и его соратники-эмигранты (Засулич, Дейч, Аксельрод, Игнатов) образовали группу «Освобождение труда», которая встала на позиции марксизма. Во втором проекте программы группы было сформулировано существо социал-демократии – организация классовой борьбы пролетариата с целью завоевания им политической власти (дикта­туры пролетариата) для построения социалистического общества. Орга­ни­зация «Освобождение труда» активно способствовала распространению в России марксистской литературы, главным образом произведений К.Марк­са и Ф.Энгельса.

    Первые марксистские кружки. В 80-х годах марксистские кружки и группы стали появляться и в самой России.

    Одной из первых организаций, начавших распространение марксизма в России, стала группа, созданная в Петербурге в 1883 г. болгарином, студентом Петербургского университета Димитром Благоевым (1856-1924). В нее входило около 30 человек (В.Г.Харитонов, Н.П.Андреев, А.А.Гераси­мов, В.Е.Благославов, П.А.Латышев и др.), главным образом студенты, ранее примыкавшие к «Черному переделу». В 1884 г. группа была названа «Партией русских социал-демократов». Группа Благоева создала на промыш­ленных предприятиях Петербурга около 15 рабочих кружков, по 10 человек в каждом, кассы взаимопомощи, библиотеки, кружки самообразования, распространяла среди рабочих издания группы «Освобождение труда», свои листовки и прокламации. В рабочих кружках велись занятия по истории культуры, политической экономии и основам марксизма. Группа имела 3 нелегальные типографии, распространяла революционную литературу во многих городах России. В 1885 г. организация выпустила 2 номера первой нелегальной социал-демократической газеты «Рабочий» (тираж 1 тыс. экземпляров). В 1885 г. Благоева арестовали и выслали в Болгарию (в 1919 г. он явился одним из основателей Болгарской коммунистической партии). В 1887 г. группа была разгромлена полицией.

    В 1887-1888 гг. пропаганду марксизма среди рабочих Петербурга вели члены группы П.В.Точисского (он происходил из дворянской семьи, но рано порвал с ней и стал рабочим). В основанную им организацию под названием «Товарищество С.-Петербургских мастеровых» входили преимущественно рабочие, в том числе В.А.Шелгунов, Е.А.Климанов, Г.А.Ме­фо­диев), ставшие впоследствии известными социал-демократами. Так же, как и группа Благоева, организация Точисского была ликвидирована полицией.

    В 1889 г. студент Петербургского Технологического института М.И.Брус­нев (1864-1937) объединил группы марксистски настроенных студентов столицы с рабочими кружками, ранее связанными с социал-демо­кратическими группами Благоева и Точисского, в одну организацию и возглавил ее Центральный кружок (руководящий центр). Группа Бруснева ставила целью пропаганду марксизма среди рабочих и подготовку из них руководителей рабочего движения. Члены организации вели систематическую пропаганду на 25 фабриках и заводах Петербурга (в том числе Путиловском, Балтийском, Обуховском). В рабочие кружки входили несколь­ко сотен человек. Около 20 кружков интеллигентов готовили пропагандис­тов для занятий в рабочих кружках. Рабочими-пропагандистами в кружках были И.В.Бабушкин, Н.Г.По­летаев, В.А.Шелгунов и др. Группа Бруснева руководствовалась программой группы «Освобождение труда», с которой установила связь.

    Зимой 1890-1891 гг. брусневцы участвовали в организации забастовок на фабрике Торнтона и в порту, организовали первую в России маевку в 1891 г., в которой участвовало около 80 человек. На следующий год организовали вторую маевку, но она была разогнана полицией. Брусневцы установили связи с социал-демократическими группами Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Тулы и др. Были изданы 2 номера газеты «Пролета­рий» (на гектографе), выпускался рукописный журнал. В 1892 г. группа Бруснева была разгромлена жандармами.

    Из провинциальных марксистских кружков следует особо отметить кружки, организованные в Казани в конце 80-х годов Н.Е.Фе­досеевым (1871-1899). Еще юношей он примкнул к марксизму. Во время студенческих волнений в декабре 1887 г. он был исключен из восьмого класса Казанской гимназии «за политическую неблагонадежность, за вредное направление мыслей и за чтение запрещенных книг». Причем без права поступления в другие учебные заведения. Его родители-дворяне после этого отвернулись от него, и он, живя на грошовые уроки, целиком отдался пропаганде марксизма. С этой целью он организовал в городе сеть молодежных кружков и групп, руководимых центральным кружком. К весне 1888 г. они получили довольно широкое распространение. В одном из таких кружков с осени 1888 г. до весны 1889 г. принимал участие В.И.Ульянов (Ленин), только что вернувшийся в Казань из своей первой ссылки.

    Кружки, созданные Федосеевым, проделали определенную работу по распространению марксизма. Сам он на первое место выдвигал революционную пропаганду среди рабочих. Много занимался составлением программы кружков, разработал для них организационный устав. В кружках изучали произведения Маркса и Энгельса, издания группы «Осво­бождение труда», вели острую борьбу с казанскими народниками. Члены кружков (А.А.Санин, П.П.Лавровский, М.Г.Гри­горьев, Е.А.Петров и др.) вели пропаганду среди студентов универси­тета и ветеринарного института, учащихся средних учебных заведений. Федосеев предпринимал попытки наладить связи с казанскими рабочими. В этом ему помогал А.М.Пешков (Горький), который жил в эти годы в Казани.

    Много труда Федосеев вложил в организацию нелегальной типографии. Однако в июле 1889 г. он был арестован и заключен в тюрьму. Аресту подверглись и многие члены марксистских кружков. После ареста в Казани сам Николай Евграфович почти не выходил из тюремных застенков. Он погиб в возрасте 28 лет, отбывая ссылку в Верхоленске Иркутской губернии.

Крестьянское движение

    Заметным явлением истории России второй половины XIX в. было крестьянское движение. Судя по данным многотомной серии сборников под общим названием «Крестьянское движение в России», в 1857-1900 гг. в стране произошло 6210 крестьянских выступлений. Однако эти сведения почерпнуты в результате изучения составителями серии исключительно документов Исторического архива России (в Петербурге). Изучение документов местных (губернских) архивов, естественно, увеличивает количество крестьянских выступлений (далеко не о всех фактах крестьянских волнений губернаторы доносили в Петербург), но не меняет коренным образом общей картины основных направлений крестьянского движения по стране в эти годы.

    Отечественная историография выделяет в крупном плане два периода в истории крестьянского движения в России в пореформенное время. Первый период охватывает 60-е годы, когда крестьянское движение было направлено на достижение лучших условий выхода из крепостной зависимости в связи с реформой 19 февраля 1861 г., второй приходится на 70-90-е годы, когда оно приобрело четко выраженную аграрную направленность.

    Основные мотивы и цели крестьянской борьбы в 60-е годы заключались в следующем: ликвидация (или значительное сокращение) помещичьего землевладения, отказ подчиняться помещичьей власти на местах, отказ выполнять барщину и платить оброк, предусмотренные их временнообязанным состоянием в течение первых двух лет со дня принятия реформы 19 февраля 1861 г. Наиболее драматические события в эти годы произошли в с.Бездна Спасского уезда Казанской губернии и в селах Черногай и Кандеевка Пензенской губернии.

    Когда в начале апреля 1861 г. крестьяне с.Бездна обратились к своему грамотному односельчанину Антону Петрову с просьбой растолковать им смысл «Положения» 19 февраля, он стал объяснять, что теперь «кресть­яне вольные», а потому могут не подчиняться помещикам и властям, не ходить на барщину и не платить оброки, что отныне вся земля принадлежит крестьянам, а помещикам остается только одна треть. Эти слова всколых­нули массы крепостных крестьян. Село Бездна стало центром крестьян­ско­го протеста, охватившего только в Спасском уезде 75 населенных пунктов. Слух об Антоне Петрове достиг Самарской, Симбирской и Саратовской губерний, вызвав здесь выступления крестьян. Тем временем в с.Бездна стекались тысячи крестьян, кругом раздавались толки: «резать, вешать, рубить дворян топорами...».

    Все это вызвало панику среди казанского дворянства, которое требовало от властей применения срочных карательных мер для подавления неповиновения крестьян. В Спасский уезд было направлено 12 рот пехоты во главе с генералом Апраксиным, который 12 апреля картечью солдатских ружей подавил сопротивление безоружных крестьян. Антон Петров был расстрелян недалеко от своего села.

    Казанские дворяне отметили это событие «морем» шампанского. Пе­редовая молодежь провела 16 апреля панихиду в кладбищенской церкви «по невинно-убиенным крестьянам», на которой с волнующей речью выс­тупил профессор А.П.Щапов. Свое выступление он закончил требованием демократической конституции.

    В это же время в Пензенской губернии дело дошло до крестьянского восстания, центрами которого стали села Черногай и Кандеевка. В Черногае крестьяне, вооружившись вилами, дубинами и пешнями, вступили в сражение с ротой пехоты и, несмотря на ружейную пальбу, заставили ее отступить, преследуя на расстоянии 10 верст, захватили в «плен» исправника, управляющего, юнкера и двух солдат. В Кандеевке ежедневно собирались до 10 тысяч крестьян, которые категорически отказывались по-прежнему отбывать на помещиков барщину и платить оброки. Восстание за считанные часы и дни охватило более 40 сел и деревень, в которых проживало более 17 тысяч временнообязанных крестьян. Среди восставших выделились влиятельные люди: Леонтий Егорцев и 72-летний отставной солдат Елизаров, который называл себя графом Толстым. Генерал Дренякин с помощью пяти рот пехоты жестоко подавил выступление крестьян. Так завершилась единственная, но ярко выраженная попытка помещичьих крестьян великорусских губерний силой утвердить свое понимание «воли».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 213 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2160 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.