Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общественное и народное движение 2 страница




    Уверенные, что массовое крестьянское восстание произойдет в России весной-летом 1863 г., но что крестьяне еще темны и неспособны к сознательной борьбе за землю и волю, Герцен и Огарев призвали молодежь идти «В народ! К народу!», нести пропаганду в провинцию, куда, как они думали, переместится центр будущего переворота. В этот период «Коло­кол» публиковал статьи-прокламации, которые затем выпускались отдель­ными изданиями: «Что нужно народу?», «Что надо делать войску?», «Что нужно помещикам?» и др. Листы «Общее вече» (они выходили как приложения к «Колоколу») были написаны «простонародным» языком и рассчитаны на «старообрядцев, людей торговых и мастеровых, крестьян, мещан, дворовых людей и разночинцев».

    Период 1864-1867 гг. – время упадка «Колокола», вызванного многими неблагоприятными для газеты причинами. Среди них – крушение надежд на крестьянское восстание в 1863 г., распад и самоликвидация тайного общества «Земля и воля» в 1864 г., продолжение правительством Александра II политики реформ, прогрессивность которых не была понята издателями газеты, и др. Все это способствовало падению популярности «Колокола». В 10-ю годовщину издания газета прекратила свое существование.

    «Земля и воля» (1861-1864 гг.). Весной-летом 1861 г. в Петербурге было создано тайное революционное общество «Земля и воля». По замыслу основателей организации, ее название должно было отразить два главных требования крестьянских масс: земли и воли. Однако эти крестьянс­кие требования были в целом удовлетворены реформой 19 февраля 1861 г. Название кружка отразило таким образом резко отрицательное отношение революционных демократов (Герцена, Огарева, Чернышевского и др.) к крестьянской реформе, их непонимание прогрессивности начатых правительством Александра II преобразований в России.

    В организацию вошли братья А.А. и Н.А.Серно-Соловьевичи, А.А.Слеп­цов, Н.Н.Обручев, В.С.Курочкин, С.С.Рымаренко, позднее И.Н.Утин, Г.Е.Благосветов, Г.З.Елисеев, Н.С.Курочкин. Идейным ее руководителем советская историография считает Чернышевского. Петербургский кружок поддерживал тесные связи с редакцией «Колокола» (Герцен позже стал главным заграничным представителем «Земли и воли»), вел с ней конспиративную переписку по вопросам программы и тактики революционных действий. К лету 1863 г. было создано около 15 местных отделений «Земли и воли»: Московское, Казанское, Нижегородское, Саратовское и др.

    Казанский комитет (П.Ровинский, И.Умнов, Г.Иловайский, С.Клаус, Н.Шатилов) сумел подготовить и типографски размножить прокламацию «Долго давили вас, братцы», обращенную к крестьянам, для пропаганды демократических идей использовал легальные литературные вечера, проводимые в Казани.

    Центральный петербургский кружок установил связи со студенческими землячествами столицы и ряда других городов, создал подпольную типографию, в которой печатались агитационные воззвания и прокламации, а в 1863 г. – листки «Свобода» (вышло 2 номера). Следует отметить, однако, что в советской историографии размах деятельности «Земли и воли» был сильно преувеличен. На деле все было в значительно меньших масштабах.

    Весной 1862 г. правительство нанесло ощутимый удар по революционно-демократическому движению. В связи с появлением экстремистской прокламации П.Г.Заичневского «Молодая Россия», в которой содержался откровенный призыв к свержению существующего государственного строя, были приостановлены издания журналов «Современник» и «Русское слово», арестованы Чернышевский, Н.А.Сер­но-Соловьевич и Рыманенко.

    Весной 1863 г. были арестованы все участники «Казанского заговора» (принятое в исторической и мемуарной литературе название попытки польских и русских революционеров поднять восстание в Поволжье). Сделать это предполагалось путем подложного «манифеста» от имени императора Александра II, в котором народ призывался к немедленному вооруженному выступлению и созданию органов революционной власти для передачи всей земли крестьянам. Центром восстания была намечена Казань. Казанский комитет «Земли и воли» счел этот заговор авантюрой и отказался в нем участвовать. Однако часть членов Московской организации поддержала план польских революционеров (И.Ф.Ки­невича, Н.К.Ива­ницкого, А.Мрочека, Р.И.Стан­кевича и др.).

    Провал «Казанского заговора», а также спад массового крестьянского движения в 1862-1863 гг., повлекший за собой крушение надежд землевольцев на всеобщее восстание в 1863 г., привели к самоликвидации «Земли и воли» в 1864 г.

    Выдающиеся идеологи народничества

    Выдающимися идеологами народничества были М.А.Бакунин, П.Л.Лав­ров, П.Н.Ткачев, Н.К.Михайловский.

    Бакунин Михаил Александрович (1814-1876). Родился в богатой дворянской семье. Окончил Артиллерийское училище в Петербурге, но продолжать военную карьеру не стал. Поселился в Москве, где начал серьезно изучать немецкую философию И.Канта, И.Фихте и Г.Гегеля. Был деятельным участником философской и литературной полемики 30-х годов. Сблизился с Н.В.Станкевичем, В.Г.Белинским, Т.Н.Гра­новским.

    В 1840 г. Бакунин оказался в Германии. Там под влиянием западноевропейской действительности и широкого круга новых для него мыслей он становится революционером.

    В 1842 г. Бакунин опубликовал статью «Реакция в Германии», в которой провозгласил необходимость «полного уничтожения существующего политического и социального строя», доказывая, что «страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть». Статья произвела сильное впечатление на его друзей в России. Для самого Бакунина она означала начало складывания в его мировоззрении анархистских взглядов.

    В феврале 1844 г. Бакунин отказался вернуться в Россию по вызову правительства. Тогда Сенат заочно приговорил его к ссылке на поселение в Сибирь. Бакунин поселился в Париже, где сблизился с видными французскими социалистами П.Прудоном, Л.Бланом и др., познакомился с К.Марксом и Ф.Энгельсом.

    Последовательно ратовал Бакунин за революционное разрешение славянского вопроса, отстаивал идею создания Федерации славянских народов. После знаменитой речи на собрании польских эмигрантов в Париже в 1847 г., в которой он обличал русское самодержавие и говорил о неизбежности революции с целью освобождения всех славян, Бакунин по требованию правительства России был выслан из Франции. В 1848-1849 гг. был одним из руководителей народных восстаний в Праге и Дрездене (Саксония), затем арестован, посажен в тюрьму, приговорен саксонским судом к смертной казни (по конформации заменена на пожизненное заключение). В 1851 г. выдан российским властям и заключен без суда в Петропавловскую крепость, где по требованию императора Николая I написал «Исповедь», в которой, не выдавая своих друзей и сторонников, рассказал о своем участии в революционных событиях в Европе.

    В 1857 г. повелением императора Александра II Бакунин был сослан на поселение в Сибирь, жил в Томске, затем в Иркутске. В 1861 г. бежал из Николаевска-на-Амуре через Японию и Америку в Лондон. Сотрудничал в «Колоколе» Герцена и Огарева, установил связь с обществом «Земля и воля» 60-х годов, активно поддерживал Польское восстание 1863-1864 гг. В 1864 г. вступил в I Интернационал, жил в Италии и Швейцарии.

    В середине 60-х годов окончательно оформилось анархическое мировоззрение Бакунина, положения которого наиболее полно изложены в работах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867), «Кнуто-Гер­ман­ская империя и социальная революция» (1871) и др. Отрицая любую форму государственной власти, Бакунин утверждал идею организации общества «снизу вверх» (в виде федерации самоуправляющихся общин, артелей, ассоциаций, областей, народов), рассматривал будущее общество как строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей.

    Согласно своим воззрениям Бакунин развил бурную активность по организации анархистского движения в Европе. В 1864-1865 гг. он организовал тайное общество «Интернациональное братство». В 1867-1868 гг. выступал с пропагандой своих идей на конгрессах «Лиги мира и свободы» в Женеве. В 1868 г. создал в Швейцарии анархическую организацию «Международный альянс социалистической демократии», которая была принята в I Интернационал. В 1870 г. Бакунин участвует в восстании анархистов в Лионе, в 1874 г. – в Болонье. Значительно усилилось влияние Бакунина и его сторонников в Интернационале, что вызвало резкое противодействие со стороны Маркса и Энгельса. В 1872 г. на основании тенденциозно составленного руководителем русской секции Интернационала Н.И.Утиным доклада Генеральному совету этой организации (в котором Бакунин обвинялся в вымышленных проступках) на Гаагском конгрессе он был исключен из Интернационала. Это привело к расколу организации и переезду Генерального совета в Нью-Йорк (анархический Интернационал, объединявший сторонников Бакунина, действовал в Европе до 1876 г., т.е. до смерти великого анархиста).

    Ответом на исключение явилась книга Бакунина «Государствен­ность и анархия» (1873), в которой он подверг критике модель «государствен­ного социализма» Маркса и Энгельса и особенно их идею о диктатуре пролетариата и общенародной собственности на средства производства.

    «Прибавление А» к книге «Государственность и анархия» стало одним из программных документов революционного народничества. Считая русского крестьянина «прирожденным» социалистом, а общинное землевладение – основой будущего социалистического устройства, Бакунин полагал, что «ничего не стоит поднять любую деревню», однако подчеркивал недостаточность «частных вспышек» (видя в них лишь средство революционного воспитания народа), а ставил перед революционно настроенной интеллигенцией задачу установления «живой бунтовской связи между разъединенными общинами». То есть не учить крестьян, не пропагандировать в их среде, а слить отдельные крестьянские выступления во всероссийскую народную революцию.

    Под воздействием проповеди Бакунина оформилось «бунтарское» направление в революционном народничестве. Оно выразилось, в частности, в попытках «летучей пропаганды» в процессе «хождения в народ». Идеи Бакунина нашли отражение в программах и деятельности многих кружков революционных народников, а также организации «Земля и воля» 70-х годов.

    В 1875 г. Бакунин отошел от революционного движения. Пессимистические настроения последних месяцев его жизни усугублялись тяжелой болезнью. Умер он и похоронен в Берне (Швейцария).

    Лавров Петр Лаврович (1823-1900). Происходил из богатой и консервативной дворянской семьи. Блестяще окончил Артиллерийское училище, стал офицером. Уже будучи полковником, увлекся историей, философией, социологией. В период подготовки и проведения крестьянской реформы 19 февраля 1861 г. Лавров активно заявил о себе в общественной жизни. Он сотрудничал в изданиях Герцена, близко стоял к студенческому движению, вошел в состав «Земли и воли» 60-х годов. Хотя его революционные настроения в то время еще не оформились, правительство тем не менее считало его человеком неблагонадежным. Именно поэтому в 1866 г., когда в связи с покушением Д.Каракозова на императора Александра II начались повальные аресты демократически настроенной интеллигенции, Лавров был сослан в Вологодскую губернию. В феврале 1870 г. ему удалось бежать из ссылки за границу, где он и оставался до самой смерти.

    В годы ссылки Лавров написал и опубликовал свои «Исторические письма», произведение, которому суждено было сыграть поистине выдающуюся роль. Демократическая молодежь с восторгом встретила эту книгу. Судя по всему, тайна успеха «Исторических писем» заключалась в том, что они выявили новый взгляд на историю общества и показали возможность превратить слепой исторический процесс в процесс сознательный, а человека рассматривали не как игрушку непознаваемых законов, а как центр исторических событий. Указать человеку на то, что его судьба в его собственных руках, что он волен в выборе пути развития и достижения идеала, уже само по себе являлось важным мобилизующим средством. В этом состоял ответ на вопрос, что делать.

    Лавров создал формулу прогресса: «Развитие личности в физичес­ком, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости». Несмотря на абстрактность, в этой формуле явно прослеживается мысль о необходимости решительного и коренного изменения существующих устоев общественной и государственной жизни, так как при них невозможно всестороннее развитие личности. По мнению Лаврова, истинными носителями прогресса, двигателями истории могут быть только критически мыслящие личности, которые должны объединиться в партию, способную сплотить вокруг себя силы общества, и, проникнув в народ, пойти с ним на революционные преобразования. Отсюда вытекала знаменитая формула Лаврова: личность – партия – массы. Большое место в рассуждениях Лаврова занимала идея нравственного долга интеллигенции перед народом. Воплощение в жизнь новых, заранее выработанных критической личностью форм труда и общежития – это и есть уплата долга народу.

    «Исторические письма» Лаврова явились одним из важнейших программных документов революционного народничества. Они сыграли большую роль в освободительном движении пореформенного периода.

    Оказавшись за границей, Лавров вошел в состав I Интернационала, активно участвовал в деятельности Парижской коммуны в 1871 г., познакомился с Марксом и Энгельсом. Являлся редактором революционного журнала «Вперед!» (1873-1877), в котором были опуб­ликованы его программные статьи «Счеты русского народа», «Знания и революция», «Кому принадлежит будущее?» и др. Редактировал также революционную газету «Вперед!» (1875-1876).

    В это время Лавров полагал, что народные массы сами по себе не в состоянии выработать социалистическую идеологию. Она должна быть внесена извне, революционно настроенной интеллигенцией. Отсюда лозунг – идти в народ, чтобы пробудить его сознание. Вместе с тем Лавров отвергал тезис Бакунина о готовности русского народа к революции. Он утверждал, что и демократическая интеллигенция еще не подготовлена к ней. Поэтому он считал необходимым «подготовление социалистической революции в России путем развития социалистической мысли в интеллигенции и путем пропаганды социалистических идей в народе».

    Учение Лаврова вошло в историю как пропагандистское направление в революционном народничестве. Соответственно наблюдался сугубо пропагандистский уклон лавристских народнических кружков в России. Когда же стали обнаруживаться слишком незначительные результаты исключительно пропагандистской работы в народе, в среде молодежи, жаждущей более решительных революционных действий, стала усиливаться критика учения Лаврова. В результате он отходит от руководства изданием журнала и газеты «Вперед!». Главным поприщем Лаврова в последние годы жизни стала литературная деятельность, критика упадочнических теорий и реакционных доктрин.

    Умер Лавров в Париже и был похоронен на Монпарнасском кладбище.

    Ткачев Петр Никитич (1844-1886). Родился в семье мелкопоместного дворянина. Окончил гимназию в Петербурге, в 1861 г. поступил там же в университет. Как революционная деятельность Ткачева, так и творчество его хронологически целиком заключены в рамках исторического периода 60-70-х годов. Начав эту деятельность в бурном 1861 г., он закончил ее вскоре после разгрома «Народной воли» в 1881 г. Он прошел типичный для революционера-разночинца того времени путь конспиративных кружков и коммун, демонстраций, сходок, тайных обществ, испытав на себе все виды «внимания» жандармов и полиции: гласный и негласный надзор, обыски, аресты, Петропавловку, ссылки и долгие годы эмиграции.

    Первые статьи Ткачева появились в печати в 1862 г. вскоре после смерти Добролюбова и ареста Чернышевского. Через три года он занимает в «Русском слове» место арестованного Писарева, а после запрещения этого журнала почти до конца своей жизни Ткачев – один из ведущих сотрудников преемника «Русского слова» демократического журнала «Дело». В обширном творческом наследстве его много блестящих произведений, которые могут служить классическими образцами революционной публицистики.

    В декабре 1873 г. Ткачеву удалось бежать из места ссылки в Псковской губернии за границу. Именно там и оформляется окончательно его социальная доктрина.

    Ткачев разделял веру народников в крепость и силу общинных традиций русского крестьянства, но в отличие от Бакунина и Лаврова отвергал принцип «освобождение народа посредством народа». Он считал, что сам народ «не может провести и осуществить в жизнь идеи социальной революции». Такие задачи он возлагал на заговор «революционного меньшинства» из передовой интеллигенции. Именно это меньшинство должно было, используя «разрушительно-революцион­ную силу народа», захватить власть, создать «революционное государ­ство» и положить основание «новому разумному порядку общежития». Ткачев полагал, что осуществление социальной революции в России пока не представляет никаких затруднений, так как русское государ­ство еще является «фикцией» и не имеет поддержки в народе и обществе.

    Таким образом, Ткачев явился основателем заговорщического направ­ления в революционном народничестве. Печатным органом этого идейного направления был издававшийся за границей с 1875 г. журнал «Набат», руководителем которого был Ткачев. Он же был автором практически всех программных статей в журнале. Теория заговора стала руководством в практической деятельности народнической организации «На­родная воля», хотя лично сам Ткачев не был с нею связан. Поражение народовольцев 1 марта 1881 г. стало личной трагедией для Ткачева. «Набат» прекращает свое существование. Сам Ткачев сходит с ума и умирает в клинике для душевнобольных от паралича мозга. Похоронен на кладбище Иври в Париже.

    Михайловский Николай Константинович (1842-1904). Выдающийся идеолог либерального народничества, публицист, социолог, литературный критик.

    Происходил из потомственных дворян. Учился в Петербургском институте горных инженеров. Его литературная деятельность началась в 1861 г. С 1868 г. – в журнале «Отечественные записки», вначале сотрудником, затем одним из редакторов. Высылался из Петербурга в 1882 и 1891 гг. за связь с радикальными организациями. Активно сотрудничал в журналах «Северный вестник», «Русская мысль» и др. С 1892 г. один из редакторов известного в то время журнала «Русское богатство» либерально-демократического направления.

    Теоретические основы либерального народничества изложены Михайловским в статьях «Литературные заметки», «Письмо о правде и неправде», «Письма к ученым людям», «Что такое прогресс?», «Что такое счастье?», «Письмо социалиста», «Герои и толпа» и др. Именно в этих произведениях автор изложил свои общественно-политические взгляды.

    Прежде всего это искренняя любовь к простому народу, стремление просветить и пробудить его к самостоятельной жизни, поднять народные массы, главным образом крестьянство, до уровня сознательных творцов истории. Михайловский был уверен в возможности для России миновать капиталистическую ступень и при помощи сельской общины и рабочей артели перейти сразу к высшей стадии человеческого общества – социализму. Характерной чертой его произведений явилось обличение, беспощадная критика всего социально-экономиче­ского и общественного строя самодержавной России. Михайловский признавал высокую воспитательную роль литературы и искусства в общественной жизни, выступал за их подчиненность определенной социальной идее.

    Одно из центральных мест в социальной доктрине Михайловского занимает теория прогресса и борьбы за индивидуальность, наиболее обстоятельно изложенная в его статье «Что такое прогресс?». Основу этой теории составляет проблема всестороннего и гармоничного развития личности (индивидуума). Главная роль в прогрессивном развитии общества принадлежит, по мысли Михайловского, не массе, а именно личности. Лич­ность ставит перед собой и обществом цели, она же «движет к ним событиями». Все это, естественно, делается ради народа, ради того, чтобы поднять массу до уровня высокоразвитой личности. Отсюда вытекала идея борьбы за индивидуальность, которая означала приспособление среды к личности для гармоничного развития последней.

    Разночинная молодежь высоко оценивала статью Михайловского «Что такое прогресс?» и ставила ее рядом с романом «Что делать?» Чернышевского и «Историческими письмами» Лаврова.

    Михайловский был убежден, что только социализм избавит человечество от несчастий и страданий. Это и есть общественный идеал любой страны, в том числе и России. В общинном крестьянине он видел не мелкого собственника, а социалиста. Постепенно он приходит к выводу, что осуществление социалистического идеала немыслимо без предварительных коренных изменений политического строя страны, но исключительно путем реформ сверху.

    Михайловский являлся убежденным противником революции в России и прежде всего потому, что она может вызвать яростные стихийные бунты, аналогичные пугачевскому восстанию, которые принесут большой вред самому народу и всей стране.

    Михайловский сыграл крупную роль в истории русской общественной мысли и освободительного движения пореформенного периода. На протяжении более 40 лет его имя не сходило со страниц демократической печати, он был общепризнанным «властителем дум» молодежи России.

    Ишутинцы. Члены революционного народнического кружка, сложившегося в Москве осенью 1863 г. вокруг Н.А.Ишутина (отсюда название).

    Николай Андреевич Ишутин (1840-1879) – сын пензенского потомственного почетного гражданина и дворянки. Окончив семь классов гимназии, уехал в Москву, где в 1863 г. поступил вольнослушателем в университет. Однако вскоре Ишутин оставляет университет, видя в стремлении получить диплом «лазейку в мирную жизнь обывателя». В начале служил помощником капитана на пароходе общества «Лебедь», а затем учителем воскресной школы «для детей из бедного класса» в Москве.

    Ядро кружка, организатором и руководителем которого явился Ишутин, составляли члены пензенского студенческого землячества П.Д.Ермо­лов, М.Н.Загибалов, В.С.Карагаров, П.А.Федосов, Д.А.Юра­сов, позднее к нему примкнули Д.В.Каракозов, О.А.Мотков, П.Ф.Николаев, Н.П.Стран­ден, В.Н.Шаганов и др. Средства кружку предоставлял Ермолов, унаследовавший имение в 1,2 тыс. десятин в Пензенской губернии.

    Под влиянием идей, выдвинутых Н.Г.Чернышевским в романе «Что делать?», ишутинцы в конце 1864 – начале 1865 гг. предприняли попытки создать легальные производственные ассоциации с целью пропаганды новых социальных отношений. Так, в Москве были организованы переплетная мастерская на артельных началах, артельная швейная мастерская. Вынашивались планы создания артельной сельскохозяйственной фермы, чугунолитейного завода в Калужской губернии и др. По инициативе ишутинцев в Москве была открыта воскресная школа, в которой обучались 20-25 мальчиков из беднейших слоев населения. Ишутин мечтал сделать «из этих малышей революционеров».

    Ишутинцы поддерживали связь с деятелями польского национально-освободительного движения. В конце 1864 г. члены кружка участвовали в организации побега польского революционера Я.Домб­ровского из Москов­ской пересыльной тюрьмы. Разрабатывались пла­ны освобождения Чернышевского, отбывавшего каторгу в Сибири.

    Одновременно ишутинцы готовились к пропаганде в народе, делая основной удар на разъяснении экономических выгод ассоциации и артельных форм труда. С этой целью над созданием агитационной литературы активно работал И.А.Худяков. Сам Ишутин намеревался отправиться на Урал для революционной пропаганды среди крестьян и горнорабочих.

    Однако все попытки ишутинцев использовать легальные средства для распространения социалистических идей дали весьма скромные результаты. Они лишь убедили их в необходимости перехода к более радикальным средствам деятельности и прежде всего создания тайной организации для борьбы с правительством. К февралю 1866 г. внутри кружка сложилось за­конспирированное общество – «Орга­низация». В основу его деятельности был положен план создания сети революционных кружков (под видом легальных библиотек, книжных лавок и др.) во главе с «Центральной революционной агентурой». По свидетельству П.Ф.Николаева, многие ишутинцы были убеждены, что «после целого ряда революционных деяний, и притом деяний чисто террористического характера, власть неизбежно растеряется и бразды правления упадут в уличную грязь и кровь, откуда поднять их может только та же централизованная партия». Следуя этим взглядам, Ишутин и его ближайшие соратники пытались создать внутри «Организации» особую группу «Ад» для борьбы с провокацией и предателями в собственных рядах, а также для организации террористической борьбы с правительством.

    Однако все планы ишутинцев рухнули в связи с дерзким поступком члена «Организации» и сторонника создания группы «Ад» Д.В.Карако­зова. Он происходил из дворян, окончил Пензенскую губернскую гимназию, дважды был студентом Казанского университета, студентом Московского университета, но никогда не учился. Являлся родственником Н.А.Ишу­тина и пользовался его доверием. Каракозов постепенно приходит к идее цареубийства, в котором видит необходимый толчок к народной революции. Его идею поддержали лишь Ишутин и Худяков. 4 апреля 1866 г. Каракозов стрелял в императора Александра II в Петербурге при выходе того из Летнего сада, но промахнулся. Схваченный на месте преступления, Каракозов был посажен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, приговорен к смертной казни и повешен в Петербурге на Смоленской площади.

    В ходе следствия был раскрыт кружок «ишутинцев», арестованы его участники (около 200 человек). Тридцать два человека приговорены к различным срокам каторги и ссылки. Одновременно были произведены массовые аресты среди московской и петербургской интеллигенции и студенчества, часть из них выслана в отдаленные губернии.

    По существу, с оглушительного на всю Россию выстрела Каракозова в Александра II и до его убийства 1 марта 1881 г. идея индивидуального террора была весьма привлекательной среди части революционных народников.

    С.Нечаев и нечаевщина. В конце 60-х годов в Петербурге и отчасти в Москве возобновились студенческие волнения. С осени 1868 г. в них стал участвовать вольнослушатель Петербургского университета и учитель приходского училища Сергей Геннадьевич Нечаев, сыгравший своеобразную роль в русском освободительном движении.

    В сильной натуре Нечаева (1847-1882) сочетались крайне противоречивые черты. Это был молодой человек необычайной энергии и воли. Он являлся фанатиком идеи революционной борьбы, но борьбы совершенно не знающей и не признающей стеснений в средствах. Фальсификация, ложь, грубое насилие и т.п. – все, по его мнению, могло быть использовано ради достижения поставленной им цели. Его волевая, властная натура почти гипнотически действовала на людей, которых он вовлекал в борьбу против существующего строя. Нечаеву удалось-таки встать в Петербурге во главе группы наиболее решительно настроенной учащейся молодежи. Он сразу повел дело с большим размахом, намереваясь создать всероссийскую революционную организацию.

    Когда в январе 1869 г. начались преследования студентов, Нечаев инсценировал свой арест, а затем скрылся за границу. Отсюда он направил петербургским студентам прокламацию, извещавшую их о невиданном в истории царской тюрьмы происшествии – своем «бегстве из промерзлых стен Петропавловской крепости». Так Нечаев стал творить легенду о Нечаеве во имя «торжества революции», во главе которой, по его убеждению, должен стоять легендарный человек.

    За границей Нечаев является к Бакунину и выдает себя за представителя широкой революционной русской организации (в действительности не существовавшей). Бакунин в свою очередь снабжает самозванца мандатом на имя доверенного представителя Русского отдела фиктивного «Все­мир­ного революционного союза». Совместно с Бакуниным Нечаев весной и летом 1869 г. публикует около десятка прокламаций, листовок и мани­фестов, в которых провозглашался план всеобщего разрушения устоев государства и общества, а в качестве самых действенных революционных средств рекомендовались систематические убийства и разбой. «Яд, нож, петля и т.п., – писалось в одном из таких манифестов, – революция все равно освещает. Итак, поле открыто!»

    Наиболее полным проявлением псевдореволюционности явился «Ка­техизис революционера». Он предлагал революционерам во имя революции подавлять в себе все человеческие чувства, разорвав с законами, приличиями и нравственностью существующего мира, прибегать к убийствам, компрометации в отношении «высших» категорий общества, к шантажу и провокациям в отношении оппозиционеров, «праздно глаголящих в кружках и на бумаге». В основу же революционной организации должен быть положен диктаторский централизм.

    К воплощению этих принципов Нечаев приступил, вернувшись в Россию в августе 1869 г. Он начал сколачивать так называемое Общество Народной Расправы – иезуитскую организацию, построенную на диктаторстве и деспотизме, взаимном шпионаже, слепом подчинении и безропотной покорности ее членов. Когда же против действий Нечаева восстает один из членов Народной Расправы студент Иванов, он убивает его.

    Нечаев вынужден был вновь скрыться за границу, так как полиция обнаружила труп Иванова и начались аресты. Общество Народной Расправы было разгромлено. Полиция арестовала около трехсот человек, 87 из них попало на скамью подсудимых. Швейцарская полиция арестовала Нечаева и передала его царским властям. В 1873 г. он был осужден на 20 лет каторги (умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости в 1882 г. от чахотки).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 220 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2251 - | 2203 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.