В 1906 г. архиеп. Тихон в своём докладе предсоборной комиссии рекомендовал предоставить Американской епархии широкую автономию. Эту же мысль высказал в 1916 г. архиеп. Евдоким (Мещерский). В 1917 7. он, уезжая на Поместный собор, поручил временно окормлять всю американскую паству еп. канадскому Александру. После Собора Евдоким не вернулся. На Кливлендском соборе 1919 г. Александр был избран правящим архиереем епархии, но встретившись с трудностями управления, он уехал в Европу, передав управление митр. Херсонскому и Одесскому Платону(Рождественскому), который стал использовать кафедру для политических выступлений, направленных против Матери-Церкви. Ватикан и протестанты вёли при этом активную прозелитскую деятельность. На средства протестантов содержался и сам митр.Платон и был созван в 1924 г. Детройтский собор, который принял антиканоническое постановление и временной автономии РПЦ в Америке. Узнав об антицерковной деятельности Платона, Тихон в январе 1924 г. освободил его от управления. Митр. Платон патриаршего указа не принял и повёл паству к полному отрыву от Матери-Церкви. В 1933 г. решением митр. Сергия(Стр.) для выяснения обстановки в Америку послан проживавший в Париже архиеп. Вениамин (Федченков), который доложил о нежелании митр. Платона быть в канонической зависимости от РПЦ. Платон написал послание о формальном выходе из-под власти РПЦ. Синод РПЦ в 1933 г. определил предать Платона суду архиереев с запрещением в священнослужении. Митр. Платон не принял данного постановления. Синод РПЦ правящим архиереем назначил Вениамина. 20 апреля 1934 г. Платон скончался без покаяния. Часть его паствы ушла к живоцерковникам, часть – к карловчанам. Преемником его стал митр. Феофил (Пашковский), продолжавший его линию. Патриотические настроения среди паствы в годы ВОВ и, в связи с интронизацией патр. Сергия понудили Феофила искать мира с РПЦ. В 1946 г. на соборе в Кливленде было вынесено решение просить Свят. Патр. принять РПЦ Сев. Ам. в лоно Матери-Церкви при условии сохранения автономии. Сергий дал согласие. Тем не менее, когда представитель Патриарха митр. Григорий прибыл в Америку, Феофил уклонился от контактов с ним. По его докладу патр. Сергий снова наложил запрещение на Феофила и единомышл. с ним епископов. В июне 1950 г. митр. Феофил скончался, его преемник митр. Леонтий оставался на тех же позициях. Лишь со вступлением на пост главы РПЦ в А. митр. Иринея (Бекиш) открылась возможность новых переговоров. В результате переговоров 31 марта 1970 г. было восст. каноническое общение, а 10 апреля – дарована автокефалия, и автономия Японской ПЦ. Акт вручения томоса об автокефалии сост. лишь 18 мая в связи с кончиной патр. Алексия.
Совр. пол-е ПЦ в А.
16 епархий, >350 приходов (в США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле), ок. 1 млн. паствы. В 1971 г. в состав вошла Албанская епархия в США. 4 муж. м-ря, 2 жен., Свято-Владимирская Высшая Дух. Семинария (с 1938г.) в Нью-Йорке, Свято-Тихоновская семинария (с 1937г.) в Южном Канаане, семинария преп. Германа Ал. (с 1977г.) в Аляскинской епархии. Высшая адм. и закон. власть принадл. Всеамер. собору из всех епп, представителей дух-ва и мирян. Созыв. раз в 2 года. Высш. канон. вл. – Свящ. Синод – все правящие епп. Между сессиями Синода действует постоянный Малый Синод пост. исполнительный орган – Митрополичий Совет.
Канониз. старца Германа
сост. 9 августа 1970 г. Р. 1757 г. в Серпухове. В 16 лет ушел в Троице-Сергиеву пустынь. Через 5 лет на Валаам. В 1773 г. направлен в Америку. Сначала на о.Кадьяк, а затем переселился на о.Еловый, названный им “Новым Валаамом”, где сконч. в 1837 г.
Отношение к дарованнию автокеф-и АПЦ К-ля и др. Пом. ц-вей
К. п-х Афинагор посланием от 8 января 1970 г. объявил всем Предстоятелям Поместных Церквей провозглашение автокефалии “низпровержением существующего у нас церковного порядка”, могущее внести путаницу, превышающее юрисдикцию, самовольство и односторонность. Дискуссия по этому поводу не принесла никаких результатов. Мнение к. п-ха не разделили Предстоятели Болгарской, Польской и Чехословацкой Церкви, включив имя Предстоятеля америк. ПЦ в свои диптихи.
[1] См.: Фандерберг. Основные начала мусульманского права. Б. м., 1888. С.173, 88. Место из Корана Сура 9, аят 4-7 действительно может быть понято именно в таком смысле. Все зависит от толкователя. В богословии ислама существует целое направление, посвященное именно тому, чтобы толковать спорные (а подчас и примирять между собой прямо противоречивые) места Корана, причем все они принадлежат Мухаммеду. Одним из способов, к примеру, является следующий: из противоречащих друг другу изречений Мухаммеда истинным признаётся то, которое было сказано позже по времени…