Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История становления профессии конфликтолога на Западе и в России.

В истории конфликтологии можно выделить несколько этапов развития.

Первый период, начиная с первых дошедших до нас источников о конфликтах (VI-VII в. до н.э.) до середины IXX века. В течение этого периода конфликтологические знания формируются и развиваются как практические знания людей о видах конфликтов, принципах и правилах поведения в реальных конфликтах, что запечатлено в философии, религии, литературе, народном творчестве, СМИ. В этот же период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, права, психологии, однако не выделяется как самостоятельный предмет изучения.

Второй период – середина IXX века - 1920 годы. Период зарождения, становления и развития конфликтологических теорий и частных отраслей конфликтологии. Он охватывает первую «волну» публикаций по проблеме конфликта.

Третий период – 1920-1950 годы. В это время конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках других наук (социальная философия, психология, педагогика, политология и социология). Интенсивность исследования конфликта сначала постоянно увеличивается, а к концу периода ситуация характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с периодом Второй мировой войной и обстановкой в гуманитарной науке в этот момент в целом.

Четвёртый период – 1950-1980 годы. Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые диссертации. Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку.

Пятый период – 1980 год - настоящее время – наблюдается постоянное увеличение ежегодного количества публикаций по конфликтологии, создаются конфликтологические посреднические центры, региональные и международные группы по исследованию и урегулированию конфликтов.

Развитие представлений о конфликте в философии, религии, науке, литературе, СМИ, народном творчестве.

Этапы становления конфликтологии в России

Периоды становления конфликтологии в России наиболее полно представлены в работах А.Я. Анцупова и С.Л. Прошанова[ Они обобщили научные работы в области исследования конфликтов и сформулировали основные методологические подходы и принципы ее становления. Ими выделяют несколько этапов развития конфликтологии в России.

Первый этап – до 1924 г. характеризуется зарождением и развитием практических и научных знаний о конфликтах, но как специальный объект исследования конфликт не выделяется.

Второй этап – 1924–1989 гг. Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух (правоведение, социология), а к концу периода – 11 наук. Второй этап включает 4 фазы 1924–1934 гг. – увеличение числа публикаций в разных дисциплинах; 1935–1948 гг. – полное отсутствие публикаций в связи с войной и репрессиями; 1949–1972 гг. – возращение интереса к конфликту, появление научных работ (25 кандидатских диссертаций с явным преобладанием работ по искусствоведению), 1973–1989 гг. – появление докторских диссертаций по конфликтам.

Третий этап – с 1990 г. по настоящее время. Конфликтология выделяется в самостоятельное научное направление и учебную дисциплину. Появляются попытки разработать парадигму конфликтологии как науки на основе разных подходов: междисциплинарного, системного, личностно-социально-деятельностного, эмпирического и ситуационного. Отрасли конфликтологии: военные науки (1988-й – год опубликования первой работы; 1,4% – количество публикаций данной науки в общем, объеме); искусствоведение (1939; 6,7%); исторические науки (1972; 7,6%); математика (1933; 2,7%); педагогика (1964; 6,3%); политические науки (1972; 14,7%); правоведение (1924; 5,8 %); психология (1930; 26,4%); социобиология (1934; 4,3%); социология (1924; 16,9%); философии (1951; 7,2%).

Периоды развития исследований в области конфликтов отражают в явной или скрытой форме те представления, которые доминировали в общественной и политической жизни. Так, например, после выступления Г.М. Маленкова на отчетном докладе ЦК КПСС XIX съезду партии был объявлен бой теории бесконфликтности. В докладе прозвучал призыв партии к тому, чтобы советская литература и искусство показывали жизненные противоречия и конфликты. (evartist.narod.ru)

 

Конфликт – постоянный спутник человека, по сути дела – лишь одна из форм борьбы за существование, один из механизмов естественного отбора в обществе.

История анализа конфликта, попыток его интерпретации исчисляется тысячелетиями. Упоминание о конфликтах встречаются во многих дошедших до нас источников. Взять, к примеру, сюжет с «яблоком раздора» и «судом Париса»; библейское сказание о конфликте между Каином и Авелем – сыновьями Адама и Евы; можно также вспомнить русские былины.

 

Философские представления о конфликте.

Из известных сегодня материалов древнейшие исследования конфликта относятся к VII-VI вв. до н.э. Конфликт лежит в основе построения философской системы Китая, в которой провозглашается противоборство присущих материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, приводящее, в свою очередь, к конфронтации их носителей. Еще гораздо раньше – в древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций.

Конфуций еще в VI в. до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают, в первую очередь, неравенство и непохожесть людей. Сам Конфуций, по словам его многочисленных учеников, был «добр, почтителен и уступчив». Ему были чужды излишняя категоричность, упрямство, себялюбие.

Позднее конфликтологические вопросы обсуждались древнегреческими философами. В их взглядах по этой проблеме не наблюдалось единства. Некоторые считали, что конфликт – органически присущ всем предметам и явлениям, а потому неизбежен и в силу этого – не может получить отрицательной или положительной оценки. Такого принципа придерживались Анаксимандр (ок. 610 - 547 до н.э.), Гераклит (кон. 6 - нач. 5 вв. до н.э.). Последнему принадлежат следующее изречение: «Следует знать, что война всеобща, и правда борьба, и что все, что происходит, через борьбу и по необходимости». Конфликты представлялись ему как важное свойство, непременное условие общественной жизни, ибо противоборство, в том числе и война, есть «отец всего и царь всего».

Отрицательно оценивали конфликты (в основном – войны) философы Платон (ок. 428-348 до н.э.), Геродот (ок. 490-425 до н.э.). Последний полагал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру». Отрицательные мысли о войне высказывал Эпикур. Конфликтам уделял внимание и Аристотель (V – IV вв. до н. э.). Он полагал: человек по природе своей существо общественное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого – общества; заложенное в человеке начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и насилию. По мнению Аристотеля, источники распрей состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а так же в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других.

Цицерон же (106-43 до н.э.) в трактате «О государстве» предложил разделять насилие на «справедливое» и «несправедливое» и выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне». Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345-430) в работе «О граде божьем» высказался вполне современно: «...Те, которые нарушают мир, не ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их желаниям». Тем самым философ определил, что решающим является не сам процесс конфликта, а цель.

В условиях средневековья коллективизм означал подчинение человека феодальному государству, поглощение личности крестьянской общиной, ремесленным цехом, купеческой корпорацией, рыцарским или монашеским орденом. Только на излете средних веков сформировался в мощную силу индивидуализм. Это нашло свое выражение в западноевропейском гуманизме, постулатах христиан-протестантов, учении об естественном праве и общественном договоре, идеях раннего либерализма.

В Средние века Фома Аквинский (1225-1274) выдвинул тезис о необходимости «авторизованной компетенции», т.е. санкции государства для ведения войны. И все же конфликт для него это всегда грех. Очень содержательную попытку системного анализа конфликтов сделал Никколо Макиавелли (1469-1527) в трактате «Государь». Он считал конфликт универсальным признаком общества и объяснял это природной порочностью человека. Эразм Роттердамский (1469-1536) справедливо, видимо, отмечал, что «война сладка для тех, кто ее не знает» и указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается и втягивает в свою орбиту все новые жертвы.

Томас Мор, Френсис Бэкон и другие гуманисты выступали с резким осуждением средневековой смуты, социальных беспорядков и кровопролитных междоусобиц. Они ратовали за мир и доброе согласие между людьми, признавая их решающим фактором развития общества. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) впервые представил анализ системы причин социальных конфликтов. Мишель Монтень в своих опытах обращался к изучению внутриличностного конфликта и указывал на важность выхода накопившейся в процессе раздражения внутренней энергии, поскольку «страсти души изливаются на воображаемые предметы, когда ей не достает настоящих».

Томас Гоббс (1588-1679) в «Левиафане» обосновал концепцию «войны всех против всех» и считал, что главная причина конфликта заключается в присущем человеку чувстве конкуренции и желании как минимум равенства с остальными людьми. А это порождает соперничество, способное перерасти в открытый конфликт. Джон Локк и Томас Гоббс полагали, что человек есть отдельное самоценное существо, для которого другие люди – только среда обитания. В соотнесении с обществом приоритет принадлежит личности. Естественное состояние общественных связей – это “война всех против всех”, в которой люди выступают в качестве либо врагов, либо партнеров.

В Новое время Жан Жак Руссо (1712-1778) предложил известную теорию общественного договора, суть которой заключалась в предположении о том, что люди в состоянии договориться не предпринимать агрессивных действий друг против друга. Конфликт как многоуровневое социальное явление был проанализирован в работе Адама Смита (1723-1790) «Исследования о природе и причинах богатства народов». В этой работе рассматриваются социальные конфликты, причина которых, с точки зрения автора, кроется в классовой дискриминации. В своей книге «Теория нравственных чувств» он выступил последовательным сторонником некой степени эгоизма, «любви к себе», но при непременной гармонии своекорыстных интересов с общими устремлениями людей к благополучию и счастью. Смит полагал, что причина, которая движет человеком в стремлении улучшить свое положение, повысить социальный статус, состоит в том, чтобы «отличиться, обратить на себя внимание, вызвать одобрение, похвалу, сочувствие или получить сопровождающие выгоды». Он вместо моральных отношений между людьми поставил во главу угла экономические интересы.

Эммануил Кант (1724-1804) считал, что «состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние... Последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено». Георг Гегель (1770 - 1831) усматривал причину конфликта в социальной поляризации между накоплением богатства и привязанностью к труду в рамках класса.

Размышления о конфликте Фридриха Ницше проникнуты мыслью о том, что конфликт свойственен человеку и всепроникающ, что, может быть, это одна из плодотворнейших сил сегодня. Однако в книге «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» философ представит нам другой идеал – своеобразный итог развития человеческого духа – сверхчеловека, перешагнувшего тяготение обычных человеческих пороков и вставшего над конфликтами.

 

Тема конфликта в литературе и народном творчестве.

Во всей мировой литературе столкновение интересов людей и конфликты по этому поводу – было одной из главных тем и по вниманию, которое ей уделялось, с ней сравнима лишь темы Бога и любви. В 1950-х годах в журнале «Театр» прошла масштабная дискуссия о целесообразности рассмотрения конфликта в художественном произведении. Результат дискуссии – своеобразный лозунг – «Конфликтам быть!»

Отразилась проблема конфликта и в народном творчестве в форме многочисленных пословиц, поговорок, и фразеологизмов: «Что за шум, а драки нет?», «Полно браниться, не пора ли мириться?» В русском языке с конфликтными ситуациями связано свыше 700 поговорок и фразеологизмов. Среди них 21% имеют ключевое слово «согласие», а 53% – «драка» и спор. Последний факт указывает на то, что в разрешении конфликтных ситуаций наиболее эффективными до си пор в России считаются методы силового воздействия на конфликтёров. Это отражено во многих пословицах: «Чем ругаться, лучше собраться и подраться», «Больше дерутся, смирнее живут» и т.п. В 184 пословице прослеживается прямой призыв к драке: «Горе горюй, а руками воюй!», «Вот тебе раз, другой бабушка даст!» Несколько меньшее количество (157) содержит призыв к миру и согласию: «Замахнись, да не ударь», «Зла за зло не воздавай» и т.п.

В целом в 40% пословиц и поговорок насилие одобряется, а в 43% одобряется согласие. Таким образом, опыт народа приблизительно одинаково оценивает эффективность насилия и согласия в решении конфликта.

Становление конфликтологии как науки

По-настоящему научный подход к анализу социальных конфликтов появился только во второй четверти XIX в. Именно с того времени конфликты выдвигаются в ряд предметов специального изучения. Формирование конфликтологии как особой области знания происходит вместе с развитием социологии, политологии, психологии, права и других социальных наук.

Фундамент конфликтологии закладывался при участии «отцов-основателей» социологии таких, как Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс. Первые попытки создать социологическую теорию социальной системы, где бы обосновывалась роль конфликта, относятся ко второй половине ХIХ века. В этот период появилась работа английского социолога Герберта Спенсера «Основы социологии», где подчеркивалась мысль об универсальности самого явления конфликта. Конфликт признавался нормальным социальным явлением.

Идеи классиков, заложивших основы конфликтологии, были восприняты и развиты следующими поколениями представителей наук об обществе – Эмилем Дюркгеймом, Максом Вебером, Георгом Зиммелем, Фердинандом Тённисом. Например, Эмиль Дюркгейм – один из основоположников французской социологической школы – ставил знак равенства между общественным состоянием и социальной солидарностью. Он считал, что люди объединяются в общества не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие взаимной потребности друг в друге.

Для Макса Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий; это арена, на которой действуют позитивно и негативно привилегированные группы. Они озабочены тем, чтобы в условиях конфликта материальных и идеальных интересов сохранить или даже упрочить свое влияние, отстоять свои экономические позиции, а так же амбиции и жизненные ориентиры. При анализе властных отношений Вебера интересуют не столько причины и характер актов насилия, сколько механизмы согласия с властными полномочиями. Для современного общества, по Веберу, наиболее адекватны рациональная система права, согласие с властью, основанное на законе, наличие конституционных основ правопорядка и развитого гражданского самосознания.

К началу XX в. интерес ученых, прежде всего социологов, к исследованию конфликтов определился со всей отчетливостью. Однако до сих пор, как в отечественной, так и в зарубежной науке не сложилась пока еще одна общепризнанная теория конфликта, а в нескольких существующих теориях проявляются значительные несовпадения подходов к характеристикам конфликта.

 

История отечественной конфликтологии.

Существуют несколько обстоятельств, отличающих зарубежную (преимущественно западную) конфликтологию от отечественной. Во-первых, за рубежом теорию конфликта начала формироваться ещё в ХIХ веке. Во-вторых, зарубежная конфликтология представлена значительно более широким спектром подходов к изучаемому предмету. Только в США с конца 1960-х годов конфликтами занимаются десятки исследовательских центров и кафедр в крупнейших университетах. Готовятся специалисты уровня бакалавра и магистра по конфликтологии. Издается несколько специализированных журналов. Но, пожалуй, самое главное отличие – сама западная конфликтология имеет преимущественно прикладной характер развития.

Первые отечественные публикации, посвященные непосредственно проблеме конфликта относятся к периоду только 1915-1920-х годов. Отечественные социальные мыслители, испытывая влияние зарубежных течений, вместе с тем отразили своеобразие российского общества начала XX в.

Петр Лавров и Николай Михайловский, представители так называемого субъективного идеализма, главным движителем и, следовательно, мерилом прогресса признавали личность, ее всестороннее развитие в кооперации с другими людьми. Отсюда ими выводилась необходимость предотвращать конфликты между личностью и обществом. Авторами утверждалось, что прогрессу способствует не борьба за существование, а взаимопомощь и солидарность людей. Схожие теоретические положения лежали в основе социологических концепций идеологов народничества – Михаила Бакунина, Петра Кропоткина, Петра Ткачева.

Максим Ковалевский, опираясь на ставший популярным в России сравнительно-исторический метод, также усматривал сущность социального прогресса в упрочении солидарности между людьми. При этом он ориентировался больше не на личность, а на социальные группы и классы, стремился выявить идеи равенства и справедливости. Свое видение проблемы социального конфликта высказывали российские сторонники марксизма – представители и ортодоксального – Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и «легального» направления – П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский.

Заметный вклад в область конфликтологического знания внес Питирим Сорокин, ставший одним из самых выдающихся представителей «социокультурной школы» в социологии, выразителем идей интеграции социальных и культурных систем. По его словам, «конфликт непременно связан с удовлетворением потребностей людей, его источник заключен как раз в подавлении определенных, преимущественно базовых потребностей человека».

Первые отечественные публикации, посвященные исследованию непосредственно предмета конфликта, появились в начале 1920-х годов. В них проблема конфликта впервые выделяется как самостоятельная, в названиях работ появляется сама категория «конфликт» и его производные (К.М. Тахтарев, В.М. Бехтерев, А.С. Звоницкая, Л.П. Карсавин). В 1924 году была опубликована работа П.О. Гриффина и М.И.Могилевского, посвященная трудовым конфликтам в наших организациях, носившая в большей степени психологический характер. По политическим причинам в последующие годы наблюдается реальное уничтожение российской конфликтологии и установление господства идеологии «бесконфликтности» социалистического общества.

 

Началом же развития конфликтологической мысли и практики в нашей

стране послужило создание в 1989 году Российско-американской программы

по конфликтологии. Тогда поддержку в становлении конфликтологического

образования в России оказали конфликтологи из США (Дон А.Хупер,

Вильям Ф. Линкольн и др.), а инициатором этого процесса была власть:

Советский комитет защиты мира. Конфликтология в России отметила своё

двадцатилетие. За это время, несмотря на все происходящие социально-

политические процессы нестабильности, характеризующие переходный

период в российской действительности, пройдены значительные вехи в

развертывании нового научного направления: конфликтология как

образовательная программа признана постоянно действующей в РФ,

открываются центры по изучению и разрешению конфликтов (Сибирский

центр конфликтологии, Санкт-Петербургский центр разрешения конфликтов

и др.), оформляются частные практики, издается научно-практический

журналы («Конфликтология», «Конфликт и консенсус», «Социальный

конфликт»), создаются организации по проблемам теории и практики

конфликтологии (Клуб конфликтологов, «Международная ассоциация

конфликтологов», «Всероссийской ассоциации конфликтологов»,

«Российской ассоциации преподавателей конфликтологии», «Ассоциации

выпускников-конфликтологов», «Ассоциация конфликтологов-миротворцев

при МГУ» и др.). В настоящее время в Торгово-промышленной палате РТ

создана Коллегия посредников по проведению примирительных процедур.

 

Среди наших российских современников, проводивших первые эмпирические исследования социальных конфликтов, результаты которых стали появляться у нас лишь в 80-х гг. XX в., можно отметить такие работы, как: “Внимание конфликт!” Ф.М. Бородкина и Н.М. Коряк. Заслуживают внимания работы Н.В. Гришиной, А.Г. Здравомыслова, В.Н. Кудрявцева, А.С. Кармина, А.В. Дмитриева, А.К. Зайцева, Э.А. Уткина, А.Я. Анцупова, Е.И. Степанова, А.И. Стребкова и др.         

 

Перспективная профессия следующего десятилетия

Российская версия журнала Forbes представила рейтинг самых

перспективных профессий следующего десятилетия и среди них –

специалист по национальным и религиозным конфликтам, задача которого –

помогать находить общий язык людям разных культур и религий.

На сегодняшний день 23 ВУЗа нашей страны осуществляют выпуск

конфликтологов. Среди них: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону,

Казань, Иркутск, Калуга, Ярославль и др.

 

Итак, кто же такой специалист-конфликтолог? Если верить

общественному мнению (2008-2009 гг.), то конфликтолог – профессия

человека, чьи знания и умения позволяют урегулировать конфликтные

ситуация в межличностном взаимодействии.

 

Конфликтология – неизбежная реальность в отечественной науке, образовании и социальной практике. Конфликты в XX веке стали основной причиной гибели людей. И возможно, XXI век поставит перед человечеством альтернативу – либо он станет веком конфликтологии, либо он будет последним веком в истории человечества. Исследование социальных конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся в последние годы области науки. Сегодня существует острая потребность в специалистах, владеющих мастерством разрешения конфликтных ситуаций. Особенно значимо внедрение этой профессии в сферу управления и бизнеса. Конфликтолог – это специалист, помогающий людям решать свои конфликты.

Бурное развитие конфликтологии происходит неспроста. Семья – сплошные конфликты. «Разводы» свершаются и в бизнесе. Управленческие проблемы на 70 % – конфликтологические. Политика – это в сущности одна конфликтология. Обществу стало ясно: необходимы специалисты по конфликтологии!

Конечно, конфликтология в России – в периоде становления. И все же уже ясно, что конфликтологи как специалисты в скором будущем, пусть не в ближайшие два-три года, будут зарабатывать хорошо. Но для этого предстоит еще потрудиться над созданием имиджа конфликтолога.

В деятельности конфликтолога важно, чтобы он был как бы «над схваткой»: и на стороне клиента, и на стороне его оппонента по конфликту. Он будет консультировать тех и других, не поступаясь совестью. Конфликтолог становится независимым экспертом и независимым консультантом в конфликтных ситуациях, по поводу которых к нему будут обращаться и работодатели, и наемные работники.

Точки приложения усилий конфликтолога многочисленны. Конфликтолог может консультировать и проводить тренинги управленцев разных уровней. Он нужен при проведении переговоров. Невозврат долгов тоже его забота: не «выколачивание», а психологическая помощь должнику. Теракты… – и здесь нужна конфликтологическая подготовка. Конфликтологи будут востребованы в «департаментах по отношениям», которые сейчас повсеместно вводятся. Необходимо участие конфликтолога при приеме на работу. Конфликтолог нужен любому человеку. Ведь имеет смысл предотвратить непродуктивные конфликты. Но если конфликт с вами все-таки случился, надо уметь его правильно разрешить, надо научиться конфликтовать. Только конфликт должен быть управляемым и без излишних эмоций. Пусть он будет «экономным» (зачем, например, зря кричать и попусту тратить энергию). Необходимо повысить результативность при проведении справедливого конфликта. И, между прочим, это послужит предотвращению терактов и сокрушительных революций.

Конфликтолог станет центральной фигурой в семейных консультациях. Разводы чаще всего вовсе не неизбежны; в проблемной супружеской паре вполне можно добиться гармонии и отношения с детьми могут быть более спокойными и счастливыми. Медицина… Инфекции и переломы лечить уже научились. Но откуда берутся инфаркты и инсульты? Уже не секрет, что если агрессия сдерживается, то она нарушает внутреннюю сферу организма. Это и есть основная причина. Конфликтолог научит так перераспределять потоки агрессивной энергии, чтобы минимизировать межличностные и внутриличностные конфликты, что предотвратит переломы и душевные надломы, а значит, и инфаркты с инсультами.

 

К сожалению, пока русский менталитет, опирающийся на веру

и ожидание решения проблем сверху (президент, Бог, начальник и т.п.) не

способствует быстрому распространению технологий посредничества. Во-

вторых, это экономические причины: стороны не желают раскрывать

коммерческую информацию посторонним людям (в данном случае –

посреднику), а также нежелание или отсутствие возможности оплачивать

услуги специалиста. В-третьих, юридические трудности, связанные с

криминализацией бизнеса в России, и, как следствие: существующая с этим

опасность посвящения посредника в «теневую» сторону своей деятельности

и использование иных способов разрешения конфликтов. В-четвертых,

социально-психологические причины непопулярности посреднических

услуг: боязнь осуждения со стороны соседей, родственников или

сослуживцев за «вынесение ссоры из избы», страх потерять свое лицо, а

также сильное недоверие как другой стороне, так непосредственно

переговорщику.

Если обобщить все трудности распространения конфликтологического знания, то можно отметить, что ключевыми моментами здесь являются специфичность менталитета русского человека и недостаточный PR нового направления, а также недостаток квалифицированных специалистов-посредников. 

 

Мировая история конфликтологии богаче отечественной, так практика

переговорного процесса в США начинается уже в 20-30х гг. минувшего

столетия. К настоящему времени в США насчитывается около 400 разного

рода конфликтологических исследовательских, проектов и обучающихся

программ. Ряд государств уже "отважились" принять законы о

посредничестве: Венгрия, Хорватия, Канада, Никарагуа, Словения, часть

штатов США, Болгария, Польша и др.

 

 

http://www.socio.asu.ru/content/

syntone.ru

evartist.narod.ru



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История провозгл. автокеф-и. Гонения от латинян | Строение и состав древесины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1053 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2279 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.