После I м.в., в 1918 г., Польское г-во было возрождено. По рижскому договору 1921 г. Зап. Белоруссия и Зап. Украина вошли в состав Польши. Несколько епархий РЦ оказалось за границей. Синод поставил на Варш. каф-ру архиеп. Георгия (Ярошевского), кот. в нач. след. года был возв. в сан митрополита. Под давлением прав-ва митр. Георгий поставил вопрос об автокефалии ПЦ. П-х Тихон не согл-ся на автокефалию, считая, что этот вопрос отн. к компетенции Пом. собора. В июне 1922 г. на заседании Св. Синода из 5 ти епп., под предс. митр.Георгия, большинством голосов антиканонически, без согласия Матери-Церкви было принято решение о провозглашении автокефалии ПЦ в П. 8 фев. 1923 г. митр. Георгий был убит. Его преемником собором епп. был избран архиеп. Волынский Дионисий.
В 1925 г. был провозглашён в митроп. каф. соборе антикан. Томос КЦ о признании автокефалии ППЦ.
Обращение ППЦ к Матери РЦ. Законная автокеф-я
В 1948 г. в ответ на покаянное обращение польских епп., кот. отказались признавать незаконную автокефалию и заявили о своём разрыве с митр. Дионисием РПЦ приняла их в общение и дало право на автокефалию. Вместо ушедшего на покой митр. Дионисия управление Ц-ю принял архиеп. Белостокский и Бельский Тимофей. В августе 1948 г. митр. Дионисий принёс искреннее покаяние Св.патрирху и был оставлен в сане митр-та на покое. В июне 1951 г. в Москву прибыла делегация ПЦ с просьбой о переводе одного из русских архиерев для поставления на пост главы ПЦ. Синод отпустил архиеп. Львовского и Тернопольского Макария.
Совр. пол-е
4 епархии. Высший орган – Синод Епп., сост. из всех епп. Епархии делятся на благочиния и приходы.
Варшав. правосл. Семинария, секция правосл. богословия в Варшавской христианской Богословской академии. При академии открыты 2хг курсы для приходских клириков.
280 хр., 2 м-ря: муж.-Свято-Онуфриевский и жен. – Марфо-Мариинский.
Чешская П Ц
Х-во у чехов. Гонения от латинян
Массовое крещение началось в 863 г. со времени прибытия в Моравию свв. К и М. Однако после смерти св. М (+885). латиняне изгнали его учеников и богослужение стало соверш. на латин. языке, за искл. нек-х м-рей. Центром славянского бог-я в это время являлся м-рь на Сазаве (в Чехии), где архимандритом был
преп. Прокопий Сазарский (+1053). В 1096 г. м-хи были изгнаны латинянами.
Возрожд-е православия в XIX в. и нач XX в.
В XIX в. при участии РЦ у чехов постепенно нач. возрождаться Православие. В 1903 г. правосл. чехи создали в Праге религиозное общество “Православная Беседа”, заменявшее церк. приход, организовать который не разрешили австрийские власти.
Еп. Горазд
стал ревностным защитником Православия после I мир. в. Выйдя из Рим.Ц в сане свящ-ка в 1920г. он присоед-ся (тогда ёще о.Матфей) к новому религиозному движению – Нац. Чех. Ц-ви (НЧЦ), в которой защищает Православие и выступает за присоединение к Правосл. Вселенской Ц.
Национ. Чехосл. Ц-вь
Мысль об основании НЧЦ зародилась в организации римо-католического духовенства – “Реформистской фракции римско-католического духовенства”, кот. потребовала от Рим. папы: разрешение от целибата, основание Чехосл. катол. патриархии, введение в качестве литургического языка чешского, взамен латинского. Папа ответил отказом, что привело к усилению реформистских настроений, и ускорило образование НЧЦ численностью до 500 тыс. Присоединившись к НЧЦ с целью привести её в каноническое общение с Православием, о.Матфей Павлик сразу выступил на защиту Православия, против рационализма и радикальных реформ. устремлений основателя организации – д-ра богословия Карла Фарского и его группы. О.Матфей добился того, что на I Соборе января 1921 г большинство высказ. за принятие правосл. учения, а II Собор августа 1921 г. в присутствии делегата Серб.Ц еп.Досифея принял правосл. учение и Ц-вь стала именоваться ПЧЦ. Фарский притворно принял Православие, желая получить хиротонию и затем основать епископальную церковь. Собор выдвинул трёх кандидатов во епп.:
1. Д-ра Карла Фарского – для Пражского диоцеза(епархии);
2. Рудольфа Паржика – для Восточно-Чешского диоцеза;
3. Матфея Павлика – для Моравско-Силезского диоцеза;
Однако хиротония первых двух кандидатов была отменена в связи с протестом от ряда церк. приходов, которые заявили о притворном Православии данных кандидатов. О. Матфей принял в Сербии монашество с именем Горазда и через три дня был хиротонисан во еп. Патриархом Димитрием. Как только он вернулся, между ним и Фарским развернулась борьба. Возникли две общины: православная, возгл. еп. Гораздом и реформаторская – под рук-вом Фарского.
В 1922 г. еп.Горазд совершил поездку в Америку для организации там чехословацких правосл. приходов. В его отсутствие противники Православия развернули акт. деят-ть. Фарский и Калоус издали “Катехизис”, в котором отрицалось Божество Иисуса Христа и вообще существование личного Бога, Спаситель признавался одним из пророков, подобных Моисею, Сократу, Магомету, Зороастру, Гусу; вместо Духа Святого признавалось некое “Божие воодушевление в человеке”; отрицалось приснодевство Богоматери; утверждалось происхождение человека от животного. Священное Писание принималось как естественное человеческое произведение. Выход “Катехизиса” способствовал тому, что Сербская Ц. прекр. общение с НЧЦ. После почти 2-х л. борьбы еп. Горазд, в 1924 г. вышел из НЧЦ и организовал правосл. общину с подчинением её СЦ. С выходом Горазда НЧЦ стала существовать как модернистская организация, наз. себя Чехосл. Гуситской Церковью. У них есть свящ-ки, епп., патриарх, поставленные мирянами. Священниками и диаконами у них поставляются и женщины. Свящ-ки имеют право несколько раз жениться. Имеют в Праге богосл. фак. имени Яна Гуса.