Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие Бога. Доказательства бытия Бога

 

Бог(от общеарийского baha благо, одарение, наделение) - абсолютная личность, верховное существо, стоящее выше всех индивидуальных я и свободное от всех недостатков. Бог - совершенное, вечное, всепроникающее, всемогущее и всеведущее существо, бессмертный дух, первичная реальность и конечная цель мира.

Уже у Гомера и Гесиода божества персонифицированы под определенными именами.

У славян иранское слово baga первоначально связывалось с представлениями о благе, богатстве, а также о Подателе счастья, полноты, изобилия.

Бог как абсолютная Личность. Бог может пониматься не только как первосущность, но и как Личность, находящаяся в двух основных отношениях: во-первых, в отношении к Себе; во-вторых, в отношении к Своим творениям.

Христиане наиболее тонко характеризуют абсолютную личность Бога как Троицу: Бог один и един, но имеет три ипостаси. Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух три личности, образующие соборное единство, но в то же время Они суть одна и та же Личность.

В отношении к самому Себе первосущность Бога и Его существование совпадают в неразличимом единстве. В отношении своих творений личностное и сущностное в Боге различаются. Его первосущность скрыта от нас и непостижима, но о его личностных свойствах люди могут быть осведомлены через Священные Писания и опыт веры.

Cписок личностных характеристик Бога: Творец, Вседержитель, Судья, Искупитель, Утешитель, Спаситель. Он всемудр, всезнающ, свят, всемогущ, милосерден, ревнив, гневен, суров, праведен, справедлив, совершенен.

В Священных Писаниях многих религий личность Бога характеризуется прежде всего как Полнота Бытия, совершенство, истина. Понятие абсолютной полноты бытия не имеет однозначного теологического толкования.

Существует 3 основные модели связи Бога и мира: 1) пантеизм – фс-ое учение, по кот. Бог и прда рассм-тся как близкие или тождеств. понятия. В пантеизме Бог растворяется в прде 2) панентезм (все в Боге) 3)монотеизм: а) теизм (Бог не только творит мир, но и продолжает свою активность в сотворенном мире) б) деизм

       Важнейшим моментом классич. теизма явл-тся идея трансцендентности Бога по отн-ию к миру: Бог вне и сверх мира, от Творец и Вседержитель. Это означает, что он не только творит мир, но и перманентно присутствует в нем, направляя его развитие к сакральной высшей цели и вмешиваясь в случае необх-ти в ест. ход событий. Понимание мира как творения Бога, с одной ст., в опр. степени десакрализует его, т.к. тварный мир оказ-тся нетождественным трасценд. Творцу, а с др. стороны, говорится о «свечении благодати Творца в благости творения». В этом отн-ии классич. теизм противостоит возникшему в 17 в. деизму, кот. допускает творение мира разумной силой, но не подразумевает ее персонификации и не допускает ее последующего вмешат-ва в развитие эволюционирующего по ест. законам творения.

Апофатическое и катафатическое богословие. Апофатическое богословие - отказ от попыток исчерпать глубины веры путем описания Бога посредством позитивных атрибутов и обозначений.Его можно характеризовать лишь апофатически = отрицательно - как беспредельность, бескачественность, бесформенность, бесструктурность = следовательно, как абсолютную непознаваемость. Бог не поддается определению и не имеет атрибутов, ибо находится за пределами любого мыслимого нами бытия и качественности.Единственный положительный атрибут Бога в апофатическом богословии - само его свойство чистого бытия. Апофатизм не есть агностицизм. Он позволяет удерживать мысль о Боге на пороге тайны, не подменять Бога идолами, не превращать религию в религиозную философию. Мистик Псевдо-Дионисий Ареопагит учил: Человек бессилен что-либо сказать о Боге. Все вещи говорят о Боге, и ни одна не говорит достаточно. И все, что можно сказать о Боге, можно и нужно отрицать.

Катафатическая (утвердительная) теология дополняет апофатическое богословие, частично описывая Бога позитивными атрибутами. Понятие Бога как полноты бытия (плеромы) представлено дилеммой: а) Бог абсолютно прост, не имеет частей, на которые Он мог бы распасться, и поэтому Бог вечен, вневременен, бессмертен; б) Бог самое сложное, онтологически высшее существо, Его вечность обеспечена присущей Ему неисчерпаемой энергией.

Атрибуты Бога. Катафатическое богословие оперирует множеством личностных характеристик Бога (святость, милосердие, праведность, справедливость и др.);

мусульмане, например, насчитывают 99 атрибутов Бога. Христианская церковь верит, что Бог открывает Себя в истории не как простая единичность, но как Троица, а именно как соборное единство Отца, Сына и Святого Духа.

Личное имя Бога - особая теологическая проблема в христианстве. Согласно Писанию, Бог наделил человека желанием давать всему имена. Иисус учил своих последователей молиться: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое.Условное Имя Бога встречается восемь раз в оригинальных Десяти заповедях. Никто не знает точно, как вначале мысленно произносили имя Бога. Дело в том, что когда писали Библию по-древнееврейски, то писали только согласные без гласных. Пока древнееврейский язык был разговорным, никаких трудностей не было. Строго говоря, имени Бога иудеев в Библии нет. По преданию, Бог открыл свое подлинное имя только Моисею, Моисей же в Торе записал не настоящее имя Бога, а сокращение перифразы Я есмь Сущий (Бог). В XIII- XV вв. христианские теологи, которые изучали Ветхий Завет в оригинале, озвучили тетраграмматон ЙГВГ и стали читать его вслух как Яхве.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Король Гвалии Ригвед Справедливый 5 страница | Космологическое и онтологическое доказательство бытия Бога
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 149 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2096 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.