Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Космологическое и онтологическое доказательство бытия Бога

Вопрос «Быть или не быть?» - одна из формулировок основного вопроса всякой космоцентрической религии. Желание быть означает стремление верующего перерастать границы своего существования - выходить в беспредельное, ради этого жертвовать плотью и материальными удобствами. Быть значит действовать, то есть соответствовать образу и подобию Божьему. Доказательства бытия Бога – попытка мыслительным путем открыть бытие Бога и тем самым рационально усилить веру в Него.Признание или непризнание того или иного рационального доказательства бытия Бога во многом зависит от мировоззренческих установок, стиля мышления и особенностей языка, которым пользуется оценивающий их субъект; Нет универсального (годного для всех культур и индивидов) логического доказательства бытия Бога.

-Космологическое доказательство - если каждое явление должно иметь свою причину (будучи следствием этой собственной причины), то и весь мировой порядок в целом должен порождаться своей причиной. Перводвигателем = первопричиной космоса может быть только Бог. Если признать правомерность понятия первопричина – необходимо логически запретить вопрос о причине первопричины. Полностью закрыть вопрос о причине первопричины можно только ответом: первопричина есть причина самой себя.

Аристотель о перводвигателе. Для объяснения генезиса мироздания Аристотель выдвинул четыре причины: материальную - творимое должно существовать из некоторого вещества, формальную - творимое должно иметь некоторую форму, действующую – акт творения, целевую - творение должно иметь конечную цель. Аристотель заключил, что должна быть необусловленная причина, иначе будет бесконечный регресс причин. Эта причина - божественный интуитивный разум (Нус) - цель всех вещей, весь мир возник из Нуса. В аргументе Аристотеля есть дилемма: а) если все на свете имеет причину, то и первопричина не может быть без причины; б) если существует некая беспричинная сущность, то почему именно ее следует именовать первопричиной, которая порождает все явления? Эта дилемма указывает на внутренне противоречивый характер понятия первопричины - она неявно требует согласиться со следующими альтернативными утверждениями: а) принцип причинности всеобщ; б) существуют беспричинные сущности.Если допустить, что существует не одна, а множество ничем не обоснованных причин, то почему первопричиной мира надо признать Бога?

Авиценна о первопричине. Авиценна вычленяет два рода вещей: а) есть вещи, существующие благодаря другим вещам; б) есть самодостаточные сущности, не имеющие ни внешних, ни внутренних причин. Если у самодостаточной сущности была своя внутренняя причина, то она существовала бы не сама по себе, а из-за порождения ее одной из ее частей. Тогда в целом она не являлась бы самодостаточной. Следовательно, самодостаточной может быть только простая, несоставная сущность.Допустим, в мире есть не одна, а несколько первопричин. Если их множество, то это множество сложное и не может быть самодостаточным. Должно быть нечто одно простое, которое объединяло бы причины воедино и которому это множество было бы обязано своим существованием. Эта причина бытие Бога. Долгое время доказательство Авиценны казалось достаточно строгим, но в конце XIX –нач. XX в. Кантор построил теорию бесконечных множеств.

 

-Онтологическое доказательство - один из важнейших аргументов в катафатическом богословии. Предпосылки этого доказательства заложены Парменидом и Платоном. Согласно Пармениду, бытие есть, а небытия нет – мысль и то, к чему мысль устремляется - одно и то же. Платон: души, томящиеся до определенной поры в земных телах, рвутся на свою небесную родину, души помнят об этом мире. Подлинное знание – это припоминание. Августин из этих посылок сделал вывод о необходимой связи понятия Бог с бытием Бога.Архиепископ Ансельм Кентерберийский построил следующее рассуждение, признанное классическим: Бог есть то, более чего ничего нельзя помыслить, высшая степень добра, то есть самая реальная вещь. То, более чего нельзя помыслить, необходимо должно пребывать и в мысли, и в действительности. Если Бог это абсолютное совершенное Существо, то среди всех атрибутов Бога непременно должно быть также и бытие. То, что нельзя помыслить небытие Бога, составляет одно из Его свойств. Из понятия совершенства вытекает наличие всего, в том числе и бытия; следовательно, Бог есть. Онтологическое доказательство обеспечивается анализом понятия Бога, определяемого как Полнота, Совершенство. Если в Полноту включать все то, что есть (есть сейчас, будет когда-нибудь в физическом мире или в трансцендентной сфере), а Бог и есть Полнота, то Бог есть. Проще: если Бог все то, что есть, то Бог есть. Это тавтология, а тавтология логически неопровержима. Неправомерно вместо бытия Бога говорить о существовании Бога. Нельзя ограничивать Бога существованием. Бог не существует, но Бог есть.

Атака И. Канта. Кант предпринял атаку на онтологическое доказательство бытия Бога с позиций пантеизма. Согласно Канту, начало бытия – это безличностная и безусловная способность продуктивного воображения, т. е. некий абсолютный и никому не известный источник всех идеальных образов. Существование чего-либо можно обнаружить только через внешний опыт, практику. Из понятия о всеобщем нельзя вывести существования того, что мыслится в этом понятии. Опыт всегда ограничен и не имеет дела со всеобщим.

Суждения о существовании чего-либо суть синтетические, а не аналитические высказывания. Поэтому из понятия Бога нельзя аналитически вывести Его существования, заключал Кант. Теисты справедливо упрекают Канта в грубейшей логической ошибке - подмене тезиса о бытии Бога тезисом о существовании Бога.

-Теологическое и моральное доказательство бытия Бога.  - один из основных в катафатическом богословии аргументов, призванных разумом подкрепить веру в Бога.

Телеология (от греч. telos, род.п. teleos цель, завершение) - учение о конечных причинах мира, целесообразности его устройства. просто по своей сути: поскольку мир целесообразен, то необходимо бытие Устроителя мира, Высшего Разума. Наблюдаемый нами мир порожден целевой причиной. Только Создатель знает конечные цели Своего творения, но не люди. Глядя на мир и удивляясь ему, люди догадываются о сверхразумной природе конечных целей мироздания. С распространением теории эволюции Дарвина сложилось мнение, будто биологическая наука опровергла телеологическое доказательство. Но в наши дни сам дарвинизм подвергается мощной атаке со стороны научного креационизма и в ряде отношений признан несостоятельным.

Выводы научного креационизма подкрепляют и дополняют телеологический аргумент.

-Моральное доказательство. Во многих Священных Писаниях моральный аргумент представлен следующим умозаключением: без веры в Бога люди перестают страшиться греха, но поскольку встречаются высоконравственные люди, то, вероятно, в их совести присутствует Бог. Кант своеобразно развивает это рассуждение. Он исходит из допущения, что если нет Творца, то моральные идеи и принципы теряют всякую объективную значимость, рушатся. Люди стремятся к счастью, однако у них есть также чувство морального долга. Ощущение морального долга Кант назвал категорическим императивом. Нравственное чувство заставляет людей думать, что Вселенная упорядочена в соответствии с принципами морали. Если в мире обнаруживается объективный моральный порядок, то устанавливать и поддерживать этот порядок может только Бог.

Пари Паскаля. Паскаль предложил свое пари, касающееся вопроса о бытии Бога.

Что можно выиграть или проиграть, если веришь или не веришь в Бога? Если Бог есть, и вы в Него верите, то выиграете вечное блаженство. Если вы верите в Бога, но Его нет, то вы ничего не теряете. Если вы отрицаете бытие Бога, а Он есть, то вы теряете возможность вечного блаженства. Если вы отрицаете бытие Бога, и Бога нет, то вы ничего не выигываете. Отсюда, выгоднее признать бытие Бога.

-Историческое доказательство - распространенность понятия Бога у древних и современных народов. Какими бы именами люди не называли Бога, идея Бога имела примерно одно и то же мысленное содержание для всех племен, народов и наций. Отсюда заключалось, что понятие Бога непреходяще, а общая идея Бога не зависит от историко-культурных особенностей жизни людей. Эта идея дана человечеству свыше, извне, имеет божественное происхождение.

-Психологическое доказательство имеет множество вариантов - основные версии:

а) вера в Бога и обращение к Нему благотворно влияют на поведение и здоровье людей, вызволяют их из критических ситуаций; следовательно, Бог реальная и высшая сила;

б) все люди несовершенны, а потому не могли сами, своим воображением, произвести идею о всесовершенном Боге; следовательно, эта идея дана людям Богом, и ее разделяют не только неграмотные люди, но также высокообразованные ученые.

 

 

Церковь и государство.

Представление о нетождественности и необходимости различения церкви и государства в наибольшей степени развито в христианстве. В нем отражена общественная потребность в ясном различении религиозной и политической сфер. Вместе с тем, церковь и государство одинаково требуют от народа подчинения закону. Это изначальное разделение в христианском мире двух сфер власти привело к возникновению западной демократии, которая гарантировала свободу человека. В цивилизациях дохристианского времени не прослеживается явного размежевания религиозных и политических порядков.

Люди поклонялись только богам своих стран, и религия была одним из подразделений государства. Например, законы древнего Израиля основывались на Священном Писании.

Апостолы, жившие в условиях языческой империи в I в., проповедовали, что люди должны уважать и слушаться своих правителей до тех пор, пока это послушание не вступает в противоречие с высшим, божественным, законом. Когда христианство превратилось в имперскую религию, отцы церкви отстаивали идею первичности в государстве духовного начала. Они требовали независимости церкви и ее права предавать публичной оценке действия правительства. В этом смысле христианство всегда сохраняет свой революционный характер: если какой-либо политический авторитет или какая-нибудь политическая система претендует на абсолютную власть, христианин обязан подвергнуть их критике.

 

Типы связи церкви и государства:

 

•      Теократия (греч. theos бог, cratos власть) - форма правления, при которой власть в государстве находится в руках главы церкви и духовенства. - государственная власть и господствующая религия нераздельно слиты

(примеры: жреческая власть в Древнем Египте, арабские халифаты, власть папы Римского и пр.).

 

•      Государственная церковь - подчинена и служит светской власти, материально и духовно поддерживается государством

(примеры: православная церковь в Византии, царской России, англиканская церковь в Великобритании и пр.).

 

•      Светское государство - действует принцип свободы совести: гражданин имеет право исповедовать любую религию или атеизм; церковь автономна, отделена от государства, а государство не вмешивается в ее дела

(Примеры: США, современная Россия и пр.).

В ХХ в. в ряде социалистических стран существовал государственный атеизм - гражданам прививалась атеистическая вера.

 

Секуляризация

-      первоначально - отчуждение собственности религиозных организаций в пользу государства, передача церковных земель и имущества в светское владение

-      Обмирщение церквей и монастырей – употребление их собственности на общие мирские цели

Секуляризация – одна из основных форм атаки на могущество церкви и лишение ее материальной опоры.

-      Иногда - изъятие из церковного ведения образования, отказ от духовного звания и т. п.

-      В эпоху Просвещения стали говорить о секуляризации христианства вообще, секуляризации теологии и религиозной философии

Секуляризм – термин ввели английские вольнодумцы – воззрения на жизнь, свободные от христианских догм.

-      В широком современном смысле - процесс освобождения различных сфер жизни от религиозного влияния и контроля.

Критерий оценки последствий секуляризации – ее влияние на эволюцию отдельной культуры в целом.В одних исторических условиях – секуляризация благотворно сказывается на развитии культуры, в других – вредит культуре.

 

 

Церковь и государство в Западной Европе.

С упадком Римской империи на Западе всю государственную власть унаследовали священнослужители, остававшиеся в то время единственно образованным сословием. Церковь превратилась в средоточие мирского и духовного управления. (На Востоке, в Византии, церковь продолжала быть подчиненной императору.) V в. возник религиозно-политический центр католической церкви - папство.Последующие века - борьба императоров и королей с папством. 756 г. франкский король Пипин Короткий подарил папе Римскую область, Равеннский экзархат и Пентаполис = возникла Папская область.

Папская область - церковное государство со столицей в Риме = светские владения папы Римского.

Фома Аквинский (1225 - 1274) завершил построение католической теологии, примиряя мирское и духовное - утверждал, что человек по своей природе существо социальное, а государство есть необходимое благо, оно должно содействовать общему благу.

XIV в. разгар борьбы между государством и церковью. Папство утратило свое политическое влияние. 1309 - 1377 гг. резиденция пап находилась в Авиньоне под властью французской короны - период авиньонского пленения пап. После авиньонского пленения престиж церкви падал во всех частях Европы.

Еще более сократилось влияние церкви на общество в ходе Реформации, которая вызвала церковный раскол и образование самостоятельных протестантских церквей.

XVI - XVII вв. папство предпринимает меры против Реформации и распространения протестантизма, активизируя инквизицию и деятельность монашеских орденов.

1534 г. испанец Игнатий Лойола основыл в Париже монашеский орден иезуитов (общество Иисуса) - ордену Рим доверил организацию мощной системы теологическо-апологетической обороны. Началась эпоха Контреформации. XVI- XVII вв. религиозные войны во Франции, Испании, Германии, Чехии, Польше, приведшие к массовому истреблению протестантов и укреплению папства.Но, цель восстановления единства западного христианства не была достигнута, протестантизм не побежден.

Западное христианство утратило целостность > не способно противиться сильному правителю, претендовавшему на божественное право возглавлять церковь и государство.

Лютеранские церкви стали орудием в руках государства. Генрих VIII вообще оборвал связи с Римом и сам возглавил церковь в Англии. Исключение - Жан Кальвин, создал в 1541 г. в Женеве диктатуру реформатской консистории и подчинивший ей городской магистрат.1870 г. включение Рима в состав итальянского государства > ликвидация Папской области. Папа, лишенный светской власти, объявил себя узником Ватикана. 1929 г. папа снова становится светским правителем – главой города-государства Ватикан.1-я поправка к Конституции США содержится понятие секулярного государства - отделение церкви от государства.

Церковь и государства в восточном христианстве.

В Византии и России церковь хуже защищала свои права перед государством, чем на Западе. IV в. восточное богословие выработало особые принципы гармонии церкви и государства, христианство из религии гонимой стало религией государственной.

Империя и имперская церковь должны находиться в тесной связи друг с другом.

В центре христианской империи - христианский император, его фигура возвышается над духовным главою церкви. Христианский император - представитель Бога на земле - очищающий мир от безбожников - идеал справедливости и человеколюбия. Император - глава церкви. императора и главы христианской церкви как симфонию = гармонию.

Политическая история Византии характеризуется напряженностью отношений между имперской властью, часто подавлявшей духовную свободу церкви, и церковью, требовавшей для себя духовной свободы. Такой же напряженностью отличалась политическая история царской России.

Русская православная церковь (РПЦ) и государство.

Русь приняла православие от греков. Князь Владимир понимал, что язычество не может духовно укрепить его власть и выбрал восточное христианство. Крещение в 988 г. Руси начинает процессы слияния восточно-славянских племен в единый древнерусский народ и образования монолитного государства. Православная церковь способствовала прекращению княжеской междоусобицы. Христианизация Руси длилась несколько веков..

Укрепляется доверие между РПЦ и московскими князьями.Первая половина XVI в. - конфликт между нестяжателями и иосифлянами. Нестяжатели (идеолог - Нил Сорский) считали, что только бедная церковь может сохранить независимость от государственной власти. Иосифляне (идеолог - Иосиф Волоцкий) желали служить государству, опираясь на собственную экономическую мощь. Иосифляне победили и сформулировали идею русского самодержавия и формулы: Москва - Третий Рим = мировая империя, Власть русского самодержца - от Бога. Патриарх Никон пытался добиться для РПЦ еще большей свободы и провел церковные реформы. Многие верующие не приняли реформы > Церковь раскололась на никониан и старообрядцев > ослабило влияние церкви на власть и население. Николай I (1825 – 1855 гг.) начинает укреплять РПЦ и бюрократическими методами распространять православие во всех сферах общественной жизни.

После разгрома декабристов масонские ложи преследуются, возобновляется практика насильственного обращения в православие, запрещается выход из РПЦ.

1832 г. князь Уваров выдвинул формулу Православие, самодержавие и народность (во многом навеяна учением Евсевия). Формула Уварова была положена в основу системы богословского, классического и профессионального образования в царской России.

Сегодняшние руководители России способствуют укреплению православия.

Выводы:

Церковь и государство - две противоположные стороны общественной жизни, находящиеся в неразрывном противоречивом единстве. Церковь олицетворяет духовное начало социума, государство - материальное начало. Между ними иногда устанавливается гармония, но чаще они находятся в противоборстве. Верх берет то одна, то другая сторона. Пока существует государство, существует и церковь.

 

 

4. Дух, душа и тело: осн религиозн. доктрины.

 

«Дух» и «душа» - рел-фс понятия, озн невещественные начала, в отличие от материального. Слово «дух» имеет санскр. происхождение. Слово «душа» возникло позже (отделилось от чего-то, пар земли, дух земли = эманация, затем, «существо», «отдельное существо»). Термин «воздух» очень похож на «дух» - что-то невидимое, но обладающее энергией. Воздух – вездесущ. Дух – некая субстанция, которая «дышит где хочет», расширяется. Русские «дух» и «душа» схожи в произношении и привязаны к процессу дыхания: душа внутренняя, а дух внешний; дух – первичен, задержанная часть духа – это душа, которая может освободиться. Фс понятие духа – Бытие. Дух преодолевает границы. Душа во плоти (будь то это отдельная тварь или телесность всей природы – мировая душа, София), в любом состоянии она связана с границами. Плоть умирает, а душа устремляется в тонкое тело – «астральное тело», «сома пневматикус». Душа без тела не существует. + др представления о духе (атмане, пневме и т.д.) и душе (пране, психе, аниме, нефсе) связывались с процессом дыхания: душа сопрягалась со вздохом, а дух – с выдохом. Считалось, что каждая вещь имеет собственную душу, способную перемещаться в пространстве и входить в иные тела, влиять на них. К этому восходят доктрины эйдосов, идей, образов, отражений мира человеком. Гегель: душа – это экзистенция. Она зажата между двух огней: она- зеркало духа, с одной стороны, с другой, - она обращена к плоти, к материальному. Хайдеггер: душа – это просвет Бытия (это противоречие делает душу неспокойной, волнующейся). Дух – беспредельное Бытие, бестелесное (Бог как Дух). Душа – экзистенция, Бытие во плоти – ограниченное, связанное. Во всех характеристиках языков Дух – мужское начало, а душа – женское. Декарт. Дух отождествляется с разумом и помещается в голову. Она скоординирована телом. Апостол Павел: Душа находится в сердце (душевный человек – сердечный человек). Дух, задержавшись во плоти, породил душу.

Сущ-ет 3 осн. религиозно-фс-их модели чел-ка:

1) одномерная модель: чел-к состоит либо из духа и все остальное в нем видимость (спиритуализм), либо из материи, и тогда его психика – одна из функций мозга (последовательный материализм).

2) дуальная модель: в одном чел-ке совмещены 2 начала, невыводимые друг из друга – душа и плоть. Душа – принцип тела, плоть – материя тела. Совместно действуя, душа и плоть образуют целое, тело. Дух в дуальной модели – один из моментов души: дух – это разумная душа, высшая часть души (Декарт).

3) триадичная модель чел-ка четко разводит 3 начала (душу, дух и плоть) и противопоставляет понятия душевного и дух. чел-ка. Сторонники этой модели понимают под духовностью максимальное развитие всей свойств души, зачисляя в разряд этих свойств эмоции, чувства, волю, разум, интуицию и веру. Они вводят в стрру души внешние чувства, волю и интеллект, а дух раскрывают как единство веры, интуиции и совести.

Сюда относится модель апостола Павла (Новый Завет): чел-к подобен храму. Храм состоит из 3-х частей: внешнее (место для прихожан – двор), среднее (место для священников – святилище), внутреннее (святое святых – место для Бога). Также устроении и чел-к: дух, душа и плоть. Он делит людей на 3 категории: душа обслуживает дух (тело духовное), душа тяготеет к плоти (тело плотское), среднее состояние (душевный чел-к, сердечный человек). Характеристики духовного человека: развитость эмоц. чувственности, разумность, воля, и т.д.

Различение плоти и тела. Плоть – это только часть тела, тело же целое. Плоть – это та часть чел-ка, которая овеществлена. Духовность – это связь души с духом, оплодотворение духом, постоянное стремление к вершинам бытия (бездуховность – отрыв души, замыкание способности души на деятельность своей телесной оболочки и сохранению достигнутой жизненной формы; бездуховный человек – это мертвый для духа человек). Дух и душа имеют общие черты: они тождественны по своей абсолютной природе. О духе обычно говорят как о Бытии (безусловном, открытом, свободном, без границ, бездне); связанное существование души выражается понятием экзистенции, то есть бытия между плотью и духом.

Духовность – это связь души с духом, оплодотворение духом, постоянное стремление к вершинам бытия (бездуховность – отрыв души, замыкание способности души на деятельность своей телесной оболочки и сохранению достигнутой жизненной формы; бездуховный человек – это мертвый для духа человек). Связь души может осуществляться с породившим ее духом. Дух и душа имеют общие черты: они тождественны по своей абсолютной природе, делятся на низшие и высшие разряды (святой, служебные, домовые духи), ненаблюдаемы «извне». О духе обычно говорят как о Бытии (безусловном, открытом, свободном, без границ, бездне); связанное существование души выражается понятием экзистенции, то есть бытия между плотью и духом. Платон: человек упал – тер сознание и душа выходит из тела. Очнулся – значит вернулась. Если нет, то – заблудилась и человек умирает. Это древнейшее учение о душе послужило основой для философской теории. У Демокрита душа атомарна. У Платона – базовая способность души – созерцание. От каждого тела истекают эйдосы, которые попадают в глаз человека, оседают в нас и образуют простейшие образы предметов, то есть познать предмет – значит поймать его эйдос (душу).

смертность или бессмертие души: учение о смертности души основаны на приписывании душе только телесной функции, учения о бессмертии души признают телесную и духовные функции и толкуют душу как временно связанный плотью момент Абсолютного Духа. Если душа проста, то она не может распадаться, она бессмертна, но она не может усложняться и совершенствоваться. Если она сложна, то ее строение созвучно структуре человеческих тел. Уровни души: минеральная, растительная, животная, разумная. Св. Писание: Бог создал души растений из воды, души животных – из земли (преображение материи), Душа человека – это дыхание Бога: и вдохнул в него душу живую. Человеческие клетки тождественны растительным, нервы – животным. Человек отличается только душой.

Двумерный человек: состоит из плоти и души. Дух – это часть души (у Декарта дух – разумная часть души). Душа может проникать в нематериальную реальность (почти как у Платона) В философии эта модель развита Декартом, а в религии – вахаизмом (дух – это момент души: тело + дух). Душа не может находиться в чем-то, так как она непротяжена. Душа и плоть скоординированы. Трехмерный человек: дух + душа + плоть. Душевность человека обеспечивается такими формами, как телесная чувственность, эмоциональность, воля и интеллект; духовность же сопряжена с развитостью совести, интуиции и со способностью мистически пребывать в тех или иных слоях духовного бытия. Эта позиция идет от Апостола Павла, который сравнивает человека с Божьим храмом. Храм: внешнее (место для прихожан – двор), среднее (место для священников – святилище), внутреннее (святое святых – место для Бога) места. Плоть – дом и зеркало души, а душа – дом и зеркало духа. Душа вне дара духа не способна к интуиции, мистическому соприсутствию, угрызениям совести. Телесная смерть – разрыв тела и души, духовная смерть- от прекращения связи души и духа, человек может быть живым душевно, но мертвым духовно из-за греха.

Христиане считают, что после распятия Бог покинул церковь, иудеи – нет. Церковь: плоть (двор), душа (прихожане). Человек виден плотью, а душой и духом – невидим. Павел вводит множество терминов, которые осваиваются и сейчас: например, «духовное» и «плотское» тело. В иудаизме нет слова «тело», вместо него – «безер» - плоть (т.е. мясо, кости), то, что можно ощутить и потрогать. В греческом «тело» - это противоположность части. В Ветхом Завете нет понятия целостности (сома). Тело = плоти, начиная с Лютера и забвения идей Аристотеля. + Реинкарнация (даосизм, буддизм, индуизм) - перевоплощение души в другие тела. Христианство отрицает идею реинкарнации: человек живет только один раз, после смерти тела – чистилище, ад или рай (идея чистилища возникла достаточно поздно, приблизительно в Средние века). Каждый год происходит «перевоплощение» - обновление клеток (кроме мозга), каждые семь лет – полное обновление и изменение организма.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие Бога. Доказательства бытия Бога | Вера и знание в науке и религии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 908 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2397 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.