В 2006 году Россия и Сирия заключили контракт на покупку 36 зенитных ракетно‑пушечных комплексов «Панцирь‑С1» и 850 ракет 9М311 стоимостью порядка 730 миллионов долларов. Поставки осуществлялись с 2008 по 2011 год. В 2006‑м Алжир заключил контракт (цена – 500 миллионов долларов) с Рособоронэкспортом на приобретение 38 боевых машин модифицированного ЗРПК «Панцирь‑С1» на колесном шасси КамАЗ‑6560 и 900 ракет 9М311. Первые поставки боевых машин Алжиру были, видимо, выполнены в начале 2012 года. Западная пресса утверждает, что по меньшей мере два «Панциря» стоят на вооружении сил противовоздушной обороны Словении. Кроме того, по западным данным, Сирия реэкспортировала в Иран 10 комплексов «Панцирь‑С1». Дамаск и Тегеран эту информацию с завидным упорством опровергают.
О возможной покупке ЗРПК «Панцирь‑С1» заявляли Марокко, Иордания и Оман. В феврале 2008 года во время визита в Москву главы внешнеполитического ведомства Саудовской Аравии Сауда аль‑Фейсала обсуждался большой (примерно на четыре миллиарда долларов) пакет возможных военных заказов Эр‑Рияда. Наряду с зенитными ракетными системами (ЗРС) большой дальности С‑400 «Триумф» и «Антей‑2500» (экспортный глубоко модернизированный вариант ЗРС С‑300В), боевыми машинами пехоты БМП‑3, танками Т‑90С, военными вертолетами Ми‑17, Ми‑35 и Ми‑26 рассматривалась и закупка комплексов «Панцирь‑С1». «Триумф», «Антей‑2500» и «Панцирь» совокупно обеспечили бы саудовцам гарантированную единую систему комплексной нестратегической противоракетной и противовоздушной обороны. Как заявил автору представитель российского военно‑промышленного комплекса, хорошо знакомый с ситуацией, хотя большого саудовского пакета оборонных контрактов больше не существует в силу целого ряда объективных причин, переговоры по его отдельным сегментам все еще продолжаются, в том числе и по «Панцирям», и все‑таки есть некоторая надежда, что они завершаться с положительным результатом.
Сорок процентов военного импорта Саудовской Аравии приходится на американские вооружения, и США прилагают все усилия, чтобы не допустить Россию на этот богатейший рынок сбыта оружия. Примерно такая же ситуация сложилась с заключенным в октябре 2012 года большим иракским контрактом (стоимость – 4,2 миллиарда долларов), в который вошли поставки 30 ударных вертолетов Ми‑28Н «Ночной охотник» и 42 ЗРПК «Панцирь‑С1» (2,2 миллиарда долларов).
Руководство Ирака после подписания предварительного соглашения неожиданно решило пересмотреть условия сделки, мотивируя это необходимостью избежать возможных коррупционных моментов в ходе ее осуществления. Подоплека прецедента, безусловно, политическая. Шиитское правительство страны, пытаясь вести независимую политику, в том числе и в области военно‑технического сотрудничества (ВТС), тем не менее вынуждено соотносить все свои решения с мнением США, которые настойчиво продавливают на иракский оружейный рынок Украину в качестве приоритетного партнера по ВТС из стран бывшего Советского Союза. Однако во‑первых, Украина не производит таких высокотехнологичных систем ПВО. Во‑вторых, доверие мировых импортеров оружия к украинскому ОПК окончательно подорвано срывом сроков выполнения подписанного в 2009 году контракта на поставку в Ирак 420 бронетранспортеров БТР‑4 на общую сумму 457,5 миллиона долларов, который финансируют США. Поставки начались в марте 2011‑го, но до сих пор иракская сторона получила от украинцев только 88 машин.
Главная цель
Основная особенность зенитного ракетно‑пушечного комплекса «Панцирь‑С1» – совмещение ширококанальной системы по захвату и сопровождению целей с установленным вооружением. Область перехвата целей по высоте пять метров – 15 километров, по дальности 200 метров – 20 километров. Комплекс создан по модульному принципу и может быть установлен на колесных и гусеничных шасси, на стационарных платформах. По цифровой сети в автоматическом режиме может работать батарея из шести комплексов.
Боевой модуль одного ЗРПК (30 тонн) состоит из двух блоков с шестью зенитными управляемыми ракетами 57Э6‑Е и двух спаренных двуствольных орудий 2А38М. Установлены фазированная радиолокационная станция обнаружения, радарный комплекс сопровождения целей и ракет и оптико‑электронный канал управления огнем. Комплекс способен «захватывать» одновременно четыре воздушных объекта – крылатые ракеты, боевые вертолеты, беспилотные летательные аппараты. Но по сути главная цель «Панцирей» – американские крылатые ракеты Tomahawk Block 4 военно‑морских сил США. Модернизированные Tomahawk Block 4 приняты на вооружение в 2004 году и обладают возможностью перепрограммирования во время движения к цели, что крайне затрудняет их обнаружение. Разрабатывается новый Tomahawk – Cruise Missile XR весом 2,2 тонны (боеголовка весит тонну) и дальностью две тысячи километров. В конструкции применяется технология «Стелс».
В минутный интервал «Панцирь» может «захватить» до десяти целей. Команда комплекса – командир и два оператора. Время развертывания – пять минут. Время реагирования на угрозу – пять секунд. Боекомплект – 12 зенитных управляемых ракет и 1,4 тысячи боеприпасов к пушкам (скорострельность – пять тысяч выстрелов в минуту). Дальность по обнаружению – 36 километров. Наведение ракет радиокомандное. Ориентировочная стоимость комплекса «Панцирь‑С1» – 13–15 миллионов долларов (последняя цифра для экспортных образцов).
На службе Отечеству
Вооруженные Силы России получили пока только 10 комплексов «Панцирь‑С1». Все они распределены по зенитно‑ракетным бригадам воздушно‑космической обороны (ВКО) для прикрытия стратегических комплексов противовоздушной‑противоракетной обороны (ПВО‑ПРО) С‑400. Сейчас Российская армия располагает четырьмя полками С‑400, из которых два дислоцированы в Подмосковье, один – на Балтийском флоте и один – на Дальнем Востоке (Находка). Пятый полковой комплект должен быть передан ВС до конца 2012 года и развернут в Южном военном округе.
В урезанном виде (и вероятно, уже окончательно штатном) сейчас зенитно‑ракетный полк С‑400 двухдивизионный, собственно говоря, состоит из двух комплексов С‑400. Для защиты одного дивизиона на ближних подступах необходим комплекс ПВО ближнего действия – «Панцирь‑С1». Таким образом, пока потребности армии в данном комплексе временно удовлетворены. Пять полков – десять комплексов. Однако развертывание полков С‑400 будет продолжаться, они основа зонтика ПВО‑ПРО страны. А на подходе новейшие комплексы С‑500. Руководство КБП заявляет о том, что российские Военно‑воздушные силы РФ заказали 100 «Панцирей».
В этом году, по словам бывшего первого заместителя министра обороны Александра Сухорукова, в войска должны были поступить еще 28 ЗРПК «Панцирь‑С1». Официально эти поставки так и не подтвердились. Как сообщил автору представитель российского ОПК, «Панцирь», по оценкам военных, в его нынешнем состоянии не отвечает заявленным в тактико‑техническом задании требованиям. Однако это сильная и знаковая система, способная к поступательному развитию. С ней необходимо плотно работать. Тем более что потенциал у нее огромный. А это хорошо чувствуют вероятные заказчики.
Летом 2011 года руководитель конструкторского подразделения КБП Александр Жуков заявил, что в ближайшем будущем на вооружение ВМФ поступит новый зенитный ракетно‑артиллерийский комплекс под условным названием «Панцирь‑М» (морской). «Панцирь‑М» должен прийти на смену комплексам «Кортик». Но, по его же словам, этот комплекс флот получит не раньше чем через три года.
Есть претензии
Мнения военных в целом отражены в попавшем в Интернет докладе «Оценка общих характеристик зенитного ракетно‑пушечного комплекса «Панциря‑С1» (его тезисы подтвердили автору как минимум три офицера, так или иначе связанных с программой испытаний ЗРПК «Панцирь‑С1»).
В маршевой ступени бикалиберной ракеты комплекса нет двигателя, что ведет к увеличению ошибок ее наведения на активно маневрирующую цель с курсовым параметром более трех километров. В целом испытания показали, что «Панцирь‑С1» не способен поражать цели, летящие со скоростями более 400 метров в секунду, хотя в тактико‑технических характеристиках комплекса приводится скорость, равная 1000 метрам в секунду.
Поражение цели гарантировано только при прямом движении воздушного объекта на «Панцирь» как при наведении зенитной управляемой ракеты методом «трех точек», так и при половинном спрямлении. Таким образом, цель может быть поражена только «в идеальных условиях». Любые действия противника – постановка помех, маневрирование во время атаки, применение низколетящих целей и беспилотников останутся безответными. К тому же дальность обнаружения цели будет серьезно снижена при влиянии метеорологических условий – дождя и тумана.
21.11.2012