После объединения румынских епархий в единую Церковь встал вопрос об избрании Патриарха. Тем более, что аналогичный процесс произошел в соседней Югославии – там после объединения Церкви сразу же было восстановлено патриаршество (1920).
Решением Священного Синода от 4 февраля 1925 г. Румынская Православная Церковь также была провозглашена Патриархатом. Поместные Православные Церкви признали этот акт каноническим, в том числе и Константинопольский Патриарх (Томос от 30 июля 1925 г.). Первым Румынским Патриархом стал Мирон (Кристя) (1925-1938). Вслед за этим в 1925 г. последовало принятие Устава Румынского Патриархата.
С 1939 по 1948 гг. Румынскую Церковь возглавлял Патриарх Никодим (Мунтяну). Он получил духовное образование в Киевской Духовной Академии. Перевел с русского на румынский язык «Библейскую историю» А. П. Лопухина (в 6-ти тт.), «Толковую Библию», а также проповеди свт. Димитрия Ростовского.
В период с 1948 по1977 гг. Предстоятелем Румынской Церкви был Патриарх Юстиниан (Марина). Выпускник Богословского факультета Бухарестского университета; кандидат богословия; ученый, публицист, автор исследований «Социальный Апостолат. Примеры и наставления для духовенства» в 11-ти тт., «Толкование Евангелия и воскресные беседы»; являлся почетным членом Московской и Ленинградской Духовных Академий.
При Патриархе Юстиниане, в октябре 1948 г., произошло знаменательное событие в жизни Румынской Православной Церкви – возвращение в Православие румын Трансильвании, которые в 1700 г. были насильственно вовлечены в Католическую Церковь на началах унии. Несмотря на униатство, эти румыны на протяжении 250 лет сохраняли православные традиции и стремились вернуться обратно, в Православную веру.
Важным событием явилась также торжественная канонизация в 1955 г. нескольких святых румынского происхождения: свт. Каллиника (ум. 1868), иноков Виссариона и Софрония – Трансильванских исповедников и мучеников времен римско-католического прозелитизма в XVIII в., мирянина Орфея Николауса и др. Одновременно было определено всем православным румынам почитать также некоторых местночтимых святых нерумынского происхождения, мощи которых почивают в Румынии, в частности, прп. Димитрия Нового Басарбовского из Болгарии, мощи которого были перенесены из Болгарии в Бухарестский кафедральный собор в 1774 г., где они продолжают почивать и поныне.
С 1977 по 1986 гг. Румынскую Церковь возглавлял Патриарх Иустин (Моисеску). Выпускник Богословского факультета Афинского университета и Богословского факультета Католической Церкви в Страсбурге. Доктор богословия, известнейший деятель Православия и экуменического движения, он был членом ЦК ВСЦ, а также избран одним из 7 председателей Конференции Европейских Церквей.
С 1986 г. по настоящее время Румынскую Православную Церковь возглавляет Патриарх Феоктист (в миру Теодор Арэпашу). Он родился в 1915 г. в с. Точилены Ботошанского уезда (Молдова). В 1935 г. принял монашеский постриг в монастыре Быстрица Ясской архиепископии. В 1945 г. окончил Богословский факультет Бухарестского университета. В 1950 г. хиротонисан во епископа Ботошанского, викария Патриарха Румынского. Полный титул Предстоятеля звучит так: «Блаженнейший Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруждийский, Наместник Кесарии Каппадокийской и Патриарх всей Румынии».
Канонической территорией Румынского Патриархата является Республика Румыния, а также приходы православных румын в Австралии, Новой Зеландии, США, Канаде, Великобритании, Швеции, Франции, Германии, Австрии и Болгарии.
Епископат Румынской Православной Церкви насчитывает 39 архиереев (2000 г.). Верующих насчитывается ок. 18 млн. человек (1996 г.).
Одной из крупных румынских диаспор является диаспора в США. В 1904 г. там появился первый румынский приход (г. Кливленд, штат Огайо). В1923 г. румыны после безуспешной попытки соединиться с митрополитом Сибиуским и Трансильванским вошли во временное подчинение Протестантской Епископальной Церкви. В 1929 г. на Съезде в Детройте произошло объединение румынских приходов США и Канады, а в 1935 г. Синод Румынской Православной Церкви хиротонисал еп. Поликарпа (Моруша), приехавшего в Детройт и утвердившего управление над румынскими приходами США и Канады. В 1950 г. Румынский Патриархат предоставил своей епархии (с 1974 г. – архиепископии) в Америке автономию.
Часть православных румын в США находится в юрисдикции Автокефальной Православной Церкви в Америке.
В 1972 г. Синод Румынской Православной Церкви принял в свое ведение так называемую Французскую Православную Церковь, образовавшую отдельную автономную епископию в рамках Румынского Патриархата.
Небольшая группа православных румын Германии подчиняется Константинопольскому Патриарху.
Структура Румынской Православной Церкви. Центральными органами управления Румынской Церкви являются:
1) Священный Синод, состоящий из всего служащего епископата Румынской Церкви. Занимается догматическими, каноническими и богослужебными вопросами Церкви. Сессии созываются обычно 1 раз в год;
2) Национальное Церковное Собрание, в которое входят члены Священного Синода и представители духовенства и мирян ото всех епархий. Его компетенции подлежат вопросы церковно-административного и хозяйственного характера. Созывается 1 раз в год;
3) Постоянный Синод, в который входят Патриарх (председатель) и все митрополиты. Созывается по мере надобности и решает все текущие церковные дела между сессиями Священного Синода;
4) Национальный Церковный Совет, состоящий из 3 клириков и 6 мирян, избираемых на 4 года Национальным Церковным Собранием. Это высший административный и одновременно исполнительный орган Священного Синода и Национального Церковного Собрания.
Кроме того, к центральным исполнительным органам относится и Патриаршее Управление, состоящее из 2 викарных архиереев Унгро-Влахийской митрополии, 2 административных советников, из Патриаршей канцелярии. Органа инспекции и контроля.
Епископы митрополии вместе с митрополитом образуют Митрополичий Синод, который заведует делами этих епархий.
При каждой архиепископии или епископии действуют 2 административных органа: 1) совещательный – Епархиальное Собрание и 2) Епархиальный Совет, исполняющий постановления Епархиального Собрания.
Епархии делятся на протопопии (или протопресвитериатства), во главе которых находятся протопопы (протопресвитеры), назначаемые епархиальными архиереями.
Органами приходского управления являются Приходское Собрание и Приходской Совет, председателем которых является настоятель прихода.
Органами духовного суда в Румынском Патриархате являются: 1) Главный Церковный Суд – высшая судебно-дисциплинарная инстанция, 2) Епархиальные Суды (в каждой епархии) и 3) судебно-дисциплинарные органы в благочиниях.
Монашество и монастыри. Просветительско-культурная роль монастырей в Румынии огромна. Именно монастыри организовывали первые школы, они служили центрами переводческой деятельности.
Монашество в Румынии ведет свое начало, по-видимому, с Х в. Во всех монастырях Румынского Патриархата введена киновийная (общежительная) система. Игумены монастырей носят название «старцев» и управляют обителью вместе с собором иноков.
Обычно монахи трудятся в церковных типографиях, на свечных заводах, в переплетных, художественных, скульптурных мастерских, занимаются пчеловодством, виноградарством, разведением шелковичных червей.
Монастыри имеют свои библиотеки, музеи и лечебницы.
Наиболее известными монастырями в Румынии являются:
- Нямецкая Лавра. Впервые упоминается в грамоте 1407 г. митрополита Молдавского Иосифа. В течение многих лет она была центром духовного просвещения, из ее братии вышли многие иерархи Румынской Церкви. Эта обитель играет для духовной жизни Румынии такую же роль, как Троице-Сергиева Лавра для России. Сегодня в Лавре проиживает более 100 монахов. Обитель имеет Духовную Семинарию, библитеку и типографию митрополита Молдовы.
С историй Нямецкой Лавры тесно связано имя старца схиархимандрита прп. Паисия Величковского. Он родился на Полтавщине в 1722 г. В 17 лет принял монашество. Некоторое время подвизался на Афоне, где основал скит во имя св. пророка Илии. Затем он переселился в Молдавию для устройства здесь монастырской жизни - ведь XVIII в. был периодом господства греков-фанариотов, подорвавших истинно монастырскую жизнь в Румынии. Позже прп. Паисий был назначен архимандритом Нямецкого монастыря. Скончался в 1975 г. и похоронен в этой же обители;
- Мужской монастырь Черника. Основан в XVI в. На протяжении веков неоднократно разрушался. Восстановлен трудами старца Григория – ученика прп. Паисия Величковского.
- Монастырь Тисмана, основанный во второй половине XIV в. в горах Горжа. В период позднего средневековья был центром духовного просвещения – здесь переводились церковные книги с греческого и церковно-славянского языков на румынский. С 1958 г. эта обитель стала женской.
Духовное просвещение и издания. Вплоть до начала XIX в. духовное просвещение в Румынии было на низком уровне, так как владычество фанариотов в Церкви препятствовало просвещению румынов в национальном духе.
В 1804 г. в монастыре Сокол была открыта первая Духовная Семинария, которая вскоре была закрыта в связи с русско-турецкими войнами 1806 – 1812 и 1828 – 1829 гг. Ее деятельность была восстановлена в 1834 г.
В 40-х гг. XIX в. стали учреждаться катехизические школы, готовившие к поступлению в семинарии.
В 1884 г. был открыт Богословский факультет при Бухарестском университете, учебная программа на котором была принята по образцу русских Духовных академий.
В настоящее время духовное образование в Румынии предоставляют 2 богословских института (в Бухаресте и Сибиу), 7 духовных семинарий, курс обучения в которых составляет 5 лет.
Румынская Православная Церковь активно занимается издательской деятельностью (выпуск книг Священного Писания, молитвенников, календарей, учебных пособий для Духовных школ и т. д.).
Центральные журналы Патриархата – «Румынская Православная Церковь», (издаваемый с 1883 г., публикует определения и официальные сообщения Священного Синода), «Православие» (с 1949 г.) и «Богословские исследования» (с 1949 г.). Помимо этого, издаются епархиальные церковные журналы.
С 1971 г. Отдел иностранных сношений Румынского Патриархата издает ежеквартально на румынском и английском языках журнал «Новости Румынской Православной Церкви», где публикуются статьи о текущих событиях в жизни Церкви.
Экуменическая деятельность. Румынская Православная Церковь поддерживает контакты со всеми Поместными Церквами-Сестрами, с Древними Восточными (дохалкидонскими) Церквами – Армянской, Коптской, Эфиопской, Малабарской, Яковитской и Сиро-Халдейской. Она активно участвует в Конференции Европейских Церквей.
С 1920 г. Румынская Церковь начала принимать участие в экуменическом движении.
Что касается отношений с Англиканской Церковью, то еще в 1935 г. в Бухаресте состоялись румынско-англиканские собеседования, где обсуждались вопросы о таинстве Священства и действительности англиканских хиротоний, о святой Евхаристии и других таинствах, о Святом Писании и Предании, о спасении.
В отношении Рима Румынская Церковь выступила против диалога любви, предложенного Константинополем (Патриарх Афинагор) и Римом (Иоанн XXIII) в качестве преддверия богословского диалога. Румынское священноначалие считает, что диалог любви и диалог богословский должны идти параллельно, ибо главным условием единства Церкви служит догматическое единство.