Феномен майтхуны как важнейшего средства духовной практики, быстро ведущего к обожествляющей самореализации невозможно постичь вне контекста каулического мировоззрения. И если для теоретического понимания принципа действия мелапа садханы достаточно ознакомиться с соответствующими писаниями, комментариями к ним и исследованиями ученых, то для того чтобы применять этот метод практически, необходимо принять каулическое мировоззрение, проникнуться им, стать им и начать видеть мироздание и его законы именно по-каулически. В этом-то и заключается проблема многих западных неотантрических чакр, члены которых не в состоянии научиться видеть мир как адепты каула марги. На Западе термин «тантризм» во многом скомпрометирован засильем псевдотантрических групп, прикрывающихся учением шайва-шакта тантр с целью теоретически оправдать всевозможного рода сексуальные мероприятия, главная цель которых обеспечить их участникам широкую возможность получения сексуального наслаждения.
Цель каула тантризма заключается в предоставлении адептам быстрейшей возможности достичь мистической самореализации, заключающейся в «слиянии с Богом» — в том, что живое существо реализует свой божественный потенциал. Успешный адепт возвращается в исходное состояние всего — в состояние Бога, освобождается от цепей плохой и хорошей кармы и более не рождается в сансаре. Каула марга предназначена для тех, кто не может терпеть длительное пребывание вне этого божественного состояния, кто стремится реализовать себя Богом как можно скорее. Желательно — при этой жизни. Если живое существо не имеет такого стремления в сильнейшей степени — оно не обладает способностями полноценно практиковать каула тантризм.
Многие рекламируют каула маргу как путь, дарующий Освобождение путем наслаждения, противопоставляя ее другим путям, которые приводят к освобождению «путем тяжелой работы и самоограничений». Да, такой тезис существует в учении каулы, однако из него совершенно не вытекает то, что, следуя учению, адепту не придется ограничивать себя самодисциплиной, не придется решать очень сложные и трудные задачи, не придется преодолевать страхи и искушения. Любой процесс самотрансформации предполагает преодоление рамок и барьеров, встречи с пугающим неизвестным, отречение от старого во имя нового. А все это совершенно не легко. Сам факт применения в садхане вина и полового соития, при всех их блаженных свойствах, не делает путь каулы «легким и усыпанным лепестками роз». Напиться и совокупиться — не так уж сложно. А вот получить от этого мощную духовную пользу, а не падение и деградацию — куда как труднее. Для этого надо желать скорейшего самообожествления сильнее, чем желать наслаждений. Это во-первых.
Во-вторых, для постижения глубочайших и сложнейших доктрин широчайшего учения — требуется очень развитый интеллект и масса различных йогических способностей, достижение которых невозможно без упорства, самодисциплины и работы над собой. Без наличия в человеке этих двух факторов он не может быть адептом каула тантры по определению. В каула тантре мало желать развиться духовно и приблизиться к Богу. Тут нужно всепоглощающее, неистовое желание, настоящая страсть. Именно не страсть к сексу, а страсть к скорейшему слиянию с возлюбленным Богом. Без нее — нет каула тантры, это свойство именно этого пути.
Теперь посмотрите сквозь призму моих разъяснений на участников западных «тантрических семинаров», на членов неотантрических чакр. Соответствует ли большинство из них критериям адептов каула-марги? Нет, к сожалению. Тогда давайте спросим себя: «Так чем именно занимаются западные участники тантрических семинаров?» Ответ будет — сексом. Не важно, каким именно сексом, не важно, дает ли этот секс пользу или лишь вредит его практикам. Важно то, что то чем они занимаются — не является практикой каула тантризма. Уверяю вас, заставь ты их практиковать именно каула тантризм — большинство просто не справится с этим — сойдет с ума, деградирует или, разочаровавшись, сбежит поскорее, пока это еще не произошло.
Каула тантра учит использовать для достижения Бога тотально все, в том числе и то, что ведет обычных существ к деградации — привязанность к сексу, интоксикации, убийство живых существ, поедание их плоти и так далее. Один великий грек сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир». Адепт каула марги переворачивает мир сансары вокруг своей оси, обращая его в мир нирваны. Точкой нерушимой опоры, делающей это великое достижение возможным, является твердейшее и бескомпромиссное стремление быстрейшим путем реализовать себя Богом. Без этой опоры, без этой оси — все могущественные методы каула марги окажутся ядами.
Учение гласит о том, что природа всего мироздания, изначальная реальность — Бог. Бог настолько совершенен и безграничен, что не может быть воспринят ограниченными живыми существами. Говорится, что Бог — источник всех вещей и всех процессов. Он есть — изначальный, безграничный единственный субъект, рождающий, поддерживающий и разрушающий, сокрывающий и обнаруживающий. Все остальные субъекты мира — это лишь его ограниченные манифестации, не имеющие своей собственной самостийной природы, подлинной субъективности. Потому Бог не может выступать объектом наблюдения, так как в любом наблюдении он субъект, а не объект.
Бог свершает все посредством своей безграничной, могущественной способности делать все свободно и спонтанно. Эта способность, энергия Бога, называется Шакти. Именно Шакти образует, поддерживает, разрушает, сокрывает и открывает все во вселенной. Шакти едина, однако ей свойственно проявляться в виде множества различных, порой противоположных по качествам потоков энергии. Силой Шакти Бог ограничил себя до каждого из отдельных живых существ. И если живое существо хочет снять с себя ограничения и снова остаться в божественном модусе — оно должно обращаться к Шакти за помощью. Для этого надо знать, как именно к ней обращаться за помощью, какие потоки Шакти и как влияют на существо и его мир и как с ними правильно взаимодействовать для достижения вышеописанной цели. Вот этому-то и посвящено учение каулы со всем богатством ее методов.
Природа Шивы — опора всего в мире, Шива — залог безграничной потенции, Шива — это возможность всего. Это как семя безграничной потенции. Шакти же — это та сила, которая, будучи оплодотворенной семенем Шивы, активизирует эту безграничную потенцию, делает ее проявленной, актуальной. Шакти подобна женскому детородному органу — она порождает все. Она подобна женской груди, питающей все, поддерживающей все в мире молоком жизненности, существования. И она же подобна зубастой пасти, пожирающей все в мире и погружающей все в бездну потенции Шивы. В каула тантризме символом Шакти является богиня, а символом Шивы — бог. Во многих направлениях каулы богиня выражает одновременно аспект плодородия и аспект поглощения, смерти. Это выражается в сексуальности ее формы (широкие бедра, большая грудь, выраженная обнаженная йони, располагающаяся в треугольнике — символе, который тоже имеет отношение к свойствам шакти) и одновременно в смертоносности (пасть с острыми оскаленными клыками, гирлянда черепов вокруг ее шеи, оружие в ее руках и т. д.). Из всего этого вытекает почитание женщины как особой манифестации богини Шакти.
Божественное совершенство проявляется тогда, когда Шива и Шакти проявляются в полном единстве. Когда субъект, объект и восприятие субъектом объекта — становятся целым, одним — полным и без недостатка и изъяна.
Достижение чистого, ясного переживания единства субъекта, объекта и процесса восприятия является технически весьма непростым и нелегким делом. Йогин должен годами упорно тренироваться в этом созерцая, скажем, точку на стене, чтобы достичь такой реализации. В это же время в процессе каулической мелапа садханы такое достижение обретается гораздо быстрее и легче. К тому же оно сопровождается более экстазом и блаженством, нежели упорным аскетическим трудом. Тантрический половой акт — это такое явление, при котором субъект добровольно, легко и с радостью стремится слиться с объектом, страстно и быстро растворяясь в нем, растворяя его в себе и обретая оргазмическое блаженство — плод единства.
Тантрический половой акт сильно отличается по своей сути и внутренней технике исполнения от обычного полового акта. Он может дать стремительный духовный прогресс именно адептам каула марги, но никак не пашу и не адептам путей, сильно отличающихся от пути каулы.
Поскольку великое достижение трикасамарасьи быстро и экстатично обретается именно через майтхуну с партнером, вира обожествляет йогини, а йогини обожествляет виру, ибо такую огромную помощь в достижении цели по силам оказать исключительно божеству.
Я описал все предельно кратко. Полное учение каулы в целом и о майтхуне в частности — гораздо более обширно, многогранно и глубоко. Только тот, кто стал единым с ним — может слиться с ануграха-агхора шакти и быстро обретать через практику тантрической майтхуны и наслаждение, и освобождение. На обычных же существ майтхуна накладывает путы сильной привязанности к материальному миру сансары и его наслаждениям, за которые приходится дорого платить всевозможными страданиями.
Когда каулические методы практикует чакра каул — все они усиливают друг друга, и ураганно быстро и блаженно продвигаются к освобождению и обожествлению. Когда же каулические методы практикуют не каулы — чакра подвергается порче посредством ядов тупости, ревности, гнева, зависти, похоти и жадности. В чакре возникает невыносимая обстановка, она раскалывается и садхаки расходятся, унося с собой душевные травмы. Не каулы не имеют прочной опоры, чтобы удержаться в потоках бушующих страстей и трансформировать яды в лекарства. Это было досконально проверено на примерах огромной массы самых различных чакр, братств и общин. Есть лишь один способ уцелеть невредимым и преуспеть в практике таттв — для этого надо быть каулой. Если садхака не живет исключительно каулическим мировоззрением, а просто осведомлен о том, в чем оно заключается и пытается совмещать его с мирскими ценностями, сансарическим мировоззрением — он травмирует себя и падает вниз.