1. Такой порядок учрежден в 2009 г. в результате дополнения УПК новой главой 40.4 (см. авторское предисловие к книге). Речь идет о соглашении между сторонами обвинения и защиты, в котором согласовываются особые условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий в стадии предварительного расследования. Ходатайство о таком соглашении оформляется подозреваемым или обвиняемым в письменном виде на имя прокурора, осуществляющего надзор за расследованием по данному уголовному делу. Ходатайство подписывается также защитником, участие которого обязательно. Дезавуировать волеизъявление своего подзащитного и воспрепятствовать своим несогласием заключению соглашения защитник не вправе и отказаться от защиты не может.
2. Ходатайство подается следователю, в производстве которого находится данное уголовное дело. В течение трех суток следователь направляет поступившее ходатайство прокурору вместе со своим постановлением о возбуждении ходатайства о заключении соглашения о сотрудничестве с обвиняемым (подозреваемым) или же - об отказе в удовлетворении ходатайства обвиняемого (подозреваемого) о заключении соглашения.
3. Оба ходатайства - подозреваемого (обвиняемого) и следователя - рассматриваются прокурором также в трехсуточный срок. По результатам принимается одно из следующих решений (которые также оформляются постановлением): 1) об удовлетворении ходатайства о заключении соглашения о сотрудничестве или 2) об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении соглашения.
4. В случае принятия первого решения прокурор с участием следователя, подозреваемого (обвиняемого) и защитника составляет досудебное соглашение о сотрудничестве, в котором указываются: 1) дата и место его составления; 2) должностное лицо органа прокуратуры, заключающее соглашение со стороны обвинения; 3) фамилия, имя и отчество подозреваемого (обвиняемого), заключающего соглашение со стороны защиты; 4) описание преступления; 5) пункт, часть и статья УК, предусматривающие ответственность за его совершение; 6) действия, которые подозреваемый (обвиняемый) обязуется совершить при выполнении им обязательств, указанных в соглашении; 7) смягчающие обстоятельства и нормы УК, которые могут быть применены в отношении подозреваемого (обвиняемого) при соблюдении условий и выполнении обязательств, указанных в соглашении о сотрудничестве.
5. Обязательства, принимаемые подозреваемым (обвиняемым) по соглашению, о котором идет речь, осуществляются "в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления" (часть имущества, добытого в результате преступления" (ч. 2 ст. 317.1 УПК). Дословно процитированное выше законоположение имеет ключевое значение для понимания сущности новой - 40.1 - главы УПК. Предусмотренная ее нормами возможность "сделки с правосудием" призвана послужить средством раскрытия тяжких и особо тяжких групповых преступлений путем привлечения на сторону органов уголовного преследования отдельных участников преступных группировок, которые за свое юридически оформленное сотрудничество со следствием получают законное право рассчитывать на существенное снисхождение при определении судом меры их ответственности за содеянное. Такое снисхождение выражается в следующем: при соблюдении подозреваемым (обвиняемым) всех условий и выполнении всех обязательств, предусмотренных заключенным с ним соглашением, и при отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания, назначенного судом, не могут превышать половины максимального срока или размера вида наказания, предусмотренного УК за данное преступление. А если соответствующей статьи УК за данное преступление предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, эти виды наказания не применяются, а срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера в виде лишения свободы, предусмотренного этой статьей. Кроме того, по усмотрению суда к осужденному участнику соглашения о сотрудничестве могут быть применены еще и нормы УК о назначении (в силу исключительных обстоятельств) более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, а также правила об условном осуждении и об освобождении от наказания в связи с изменением обстановки (см. ч. 5 ст. 317.7 УПК и ст. 62, 64, 73 и 80.1 УК РФ, к которым отсылает УПК).
6. Уголовное дело по обвинению лица, с которым заключено соглашение о сотрудничестве, выделяется в отдельное производство в стадии предварительного расследования; процессуальные документы о таком сотрудничестве, по соображениям обеспечения личной безопасности обвиняемого, могут храниться в таком деле в опечатанном конверте и для ознакомления потерпевшему, гражданскому истцу и гражданском ответчику не предъявляются.
7. В судебном заседании по такому делу исследование и оценка собранных доказательств не производится. На основе следственных материалов уголовного дела суд первой инстанции изучает лишь те обстоятельства, совокупность которых отвечает на вопросы, соблюдены ли подсудимым обязательства по соглашению о сотрудничестве, насколько результативным оказалось такое сотрудничество, а также сведения, связанные с обеспечением личной безопасности и личностью подсудимого. Описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора в подобных случаях состоит из двух частей. Первая базируется на обвинительном заключении, содержащем развернутую формулировку обвинения и анализ собранных доказательств, что считается достаточным основанием для обвинительного приговора, а вторая - на соглашении о сотрудничестве, которое предоставляет суду право применить особые правила назначения наказания, о которых уже говорилось выше.
* * *
Особые процедуры уголовного судопроизводства, вкратце описанные в параграфах 85 и 86 настоящего пособия, - явление для российской юстиции необычное, ранее неизвестное, непривычное и спорное. По поводу особого порядка, основанного на согласии обвиняемого с предъявленным обвинением (глава 40 УПК), который существует уже восемь лет (со дня введения в действие нынешнего УПК) в печать неоднократно просачивались данные об озабоченности Верховного Суда РФ и его руководителя*(47). Для такой озабоченности имеются серьезные основания: только в 2009 г. без судебного доказывания виновности, в том числе в совершении тяжких преступлений, осуждены 530 тысяч человек из 900 тысяч всего осужденных по уголовным делам в этом году*(48). А законодательство об особом порядке правосудия при заключении соглашения о сотрудничестве органов уголовного преследования с обвиняемым (глава 40.1 УПК) еще до введения в действие соответствующего федерального закона (июнь 2009 г.) подвергалось убедительной критике со стороны ученых юристов, известных своей общественной деятельностью*(49).
С позиции высоких правовых идеалов явление, о котором идет речь, защитить невозможно. Любое соглашение, сделка, торг органов государства с обвиняемым в преступлении по поводу меры ответственности его перед государством в принципе чужды юстиционным правоотношениям. Отступление от этого принципа - крайность, свидетельствующая о том, что Российское государство находится в состоянии необходимой обороны от реальной угрозы его существованию со стороны криминала.