Деление публицистики на информационную, аналитическую и художественную основано на 1)функции и 2)структуре сообщения. Если функция информационных жанров — сообщение о факте, то функция аналитической публицистики — анализ событий и явлений действительности. Функция художественной публицистики — раскрытие типического, общего через индивидуальное, отдельное на фактическом материале. Жанры аналитической и художественной публицистики представляют:
1) беседа,
2) обозрение,
3) комментарий,
4) корреспонденция,
5) очерк,
6) зарисовка,
7) эссе,
8) фельетон, памфлет.
Беседа
Беседа — диалогическая форма сообщения, жанр аналитической публицистики. Беседа — это часто дискуссия на темы большого общественного интереса — политические, экономические, социальные, морально-этические, научные. Автор передачи-беседы определяет идею дискуссии, подбирает участников, намечает композиционное построение передачи. Внешне статичная по форме, беседа обладает напряженной внутренней динамикой. Движение к истине происходит в столкновении мнений и аргументов участников. В жанре беседы ведутся передачи Александра Любимова «Один на один».
Обозрение
Обозрение — традиционный жанр аналитической публицистики. Его особенности:
а) фактологичность, — факты отбираются и группируются в соответствии с авторской целью,
б) обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, выявляет причинно-следственные связи, обобщает, делает выводы,
в) обозрение отличает широта исследуемого материала, — не один, а множество фактов,
г) ограниченность материала хронологическими рамками,
д) предмет обозрения — общественные события, е) обозреватель- журналист/специалист ПР высшей квалификации.
Обозрение бывает: 1) общее, — рассматривающее разнообразные события определенного отрезка времени и 2) тематическое — ограниченное сферой конкретной проблематики. К этому жанру относится передача «Итоги» Евгения Киселёва.
Комментарий
Комментарий — компетентное, требующее специфических знаний, толкование актуального общественно-политического явления, важного события в культурной или научной жизни, или группы фактов, объединенных тематическими или хронологическими рамками. С комментариями текущих событий часто выступают политики и политологи.
Корреспонденция
Корреспонденция — это сообщение фактов, сопровождающееся их анализом и обобщением. Метод корреспонденции — прямая съемка; текст корреспонденции всегда читает автор, хотя и не всегда он — в кадре. Форма жанра — лаконичная, яркая. Идея сообщения четко определена.
Очерк и другие жанры
Очерк — жанр художественной публицистики, сочетающий документальность материала и художественность формы, образность характеристик, высокую степень типизации. Очерк соединяет фактичность, проблемность, аналитичность и образность.
Авторская работа над очерком включает: а) авторский замысел, б) литературный сценарий, — композиционное построение, описание героев, в) режиссерский сценарий, — пообьектный и поэпизодный план съемки очерка.
Зарисовка — это объединение взаимосвязанных кадров несобытийного содержания.
Эссе — личностно трактуемое сообщение. Фельетон и памфлет несут элемент сатиры в изображении героев и событий.
Выбор жанра теле- и радиокоммуникации с общественностью — является не менее важной задачей специалиста ПР, чем выбор студии, времени и даты передачи сообщения.
Следует помнить, что радио и телевидение — не только средства передачи массовой информации. Они также являются средствами организации встреч, пресс-конференций, лекции и учебных занятий. Радио- и телефонные каналы позволяют сделать доклад на мероприятии, проходящем в другой стране, где докладчик не может присутствовать лично.
Закрытые, или внутренние телесети используются на конференциях и выставках. С их помощью можно показать собравшимся в одном месте людям репортаж о событиях в другом месте.
Технику телеконференций, видеоконференций, или спутниковых мостов (телемостов) используют университеты, все мультинациональные, глобальные компании для проведения масштабных и престижных мероприятий. Это дешевле, чем сбор и организация пребывания множества участников в одном городе.