Обыкновенные духи показывают нам практическое приложение великих высоких истин, теорию которых преподают Высшие Духи. Впрочем, в изучении науки нет ничего бесполезного. Ньютон открыл закон сил природы в явлении самом банальном.
Вызывание духов обыкновенных представляет между нами то преимущество, что ставит нас в сношения с духами страждущими, которых можно утешить и облегчить им советами их положение. Следовательно, можно быть полезными, научаясь самим. Было бы эгоистично искать в сообщениях с духами только собственного удовлетворения, и тот, кто пренебрегает протянуть руку помощи несчастному, доказывает этим свою гордыню. К чему могут служить ему получаемые им превосходные наставления духов избранных, если они не делают его лучшим относительно самого себя, более милосердным и более благосклонным к своим братьям как этого мира, так и другого? Что было бы с несчастными больными, если бы доктора отказывались прикасаться к их ранам?
§282. Вопросы относительно вызываний. Можно ли вызывать духов, не будучи медиумом?
- "Все могут вызывать духов, и если те, которых вы призываете, не могут проявиться матерьяльно, то всё-таки они находятся подле вас и вас слушают."
Вызываемый дух всегда ли является на призыв?
- "Это зависит от условий, в которых он находится, потому что бывают обстоятельства, когда он не может явиться."
Какие причины могут воспрепятствовать духу явиться на наш призыв?
- "Во-первых, собственная его воля, потом его телесное состояние, если он перевоплощён, миссии, которые могут быть на него возложены, или, наконец, позволенье, в котором ему может быть отказано. Есть духи, которые никогда не могут сообщаться. Это те, которые по своей натуре принадлежат ещё к мирам, стоящим ниже Земли. Те, которые подвергнуты наказаниям, также не могут входить в сообщения, за исключением тех случаев, когда они получают позволение на это свыше с какой-нибудь целью общей пользы. Чтобы дух мог сообщаться, он должен достигнуть степени развития того мира, в который его призывают, иначе он будет чужд идей того мира и не будет в состоянии делать сравнения. Но этого нельзя сказать о тех, которые посылаются с миссией или в виде искупления в миры низшие: они имеют идеи, необходимые для того, чтобы отвечать."
По каким причинам может быть отказано духу в позволении сообщаться?
- "Это может быть испытание или наказание ему или тому, кто его призывает."
Каким образом духи, рассеянные в пространстве или в других мирах, могут слышать из всех концов Вселенной делаемые им вызывания?
- - "Часто они бывают предупреждены вашими домашними духами, которые окружают вас и которые их отыскивают. Но при этом происходит явление, которое трудно вам объяснить, потому что вы ещё не можете понять образа передачи мыслей между духами. Всё, что я могу сказать вам, это то, что дух, которого вы призываете, как бы далеко он ни был, получает как бы отражение мысли, как бы электрическое потрясение, которое обращает его внимание в ту сторону, откуда происходит адресованная к нему мысль. Можно сказать, что он слышит мысль, как на земле вы слышите голос."
- Всемирный ток не есть ли проводник мысли, как воздух проводник звука?
- "Да, только с тою разницей, что звук может быть слышен в весьма ограниченном пространстве, тогда как мысль достигает бесконечности. Дух находится в пространстве как странник посреди обширной равнины, который, услышав вдруг произнесённое имя своё, направляется в ту сторону, откуда его звали."
Мы знаем, что расстояние ничего не значит для духов, но между тем удивительно, что иногда духи отвечают на наш призыв тотчас же, как будто бы они находились подле нас?
- "Действительно, иногда это так и бывает. Если вызывание было прежде задумано, тогда дух узнаёт об этом заранее и часто находится уже на месте, прежде чем призовут его."
Мысль вызывателя бывает ли услышана с большей и меньшей лёгкостью, смотря по обстоятельствам?
- "Без всякого сомнения. Дух, призываемый чувством симпатичным и благосклонным, скорее бывает тронут: это для него как бы знакомый голос друга. Без этого часто случается, что вызывание не доходит до него. Мысль, сопровождающая вызывание, не достигает духа; если же она дурно направлена, она теряется в пространстве. С духами бывает то же, что и с людьми. Если они равнодушны и чувствуют антипатию к тому, кто их призывает, то они могут его слышать, но часто не слушают."
Вызываемый дух является добровольно или по принуждению?
- "Он повинуется воле Бога, т.е. общему закону, управляющему Вселенной; но, впрочем, "по принуждению" нельзя сказать, потому что он судит, полезно ли ему явиться. В этом он имеет
свободную волю. Высший Дух всегда является, когда его призывают с полезной целью. Он отказывается отвечать только людям малосерьёзным, обращающим вызывание в шутку."
Вызываемый дух может ли не явиться на делаемый ему призыв?
- "Вполне может; без этого где же была бы его свободная воля? Не думаете ли вы, что все существа Вселенной должны быть готовы к вашим услугам? А вы сами считаете ли себя обязанными отвечать всякому, кто только произнесёт ваше имя? Когда я говорю, что дух может отказаться, то я понимаю: отказаться исполнить требование вызывателя, потому что низший дух может быть принуждён явиться по воле Высшего Духа."
Есть ли для вызывателя средство заставить духа явиться против его желания?
- "Никакого, если дух этот вам равен или выше вас в нравственном отношении (я говорю, в нравственном, а не в умственном), то вы не имеете над ним никакой власти. Если же он ниже вас, то можете, когда это клонится к его благу, потому что в таком случае другие духи помогают вам в этом." (§279).
Есть ли невыгода вызывать духов низших, и не должно ли опасаться, вызвавши их, попасть под их власть?
- "Они властвуют только над теми, которые позволяют над собой властвовать. Кому помогают добрые духи, тому нечего бояться. Он имеет влияние на низших духов, а не они на него."
Нужно ли при вызывании иметь какое-либо особое расположение?
- "Самое существенное из всех расположений есть сосредоточение мыслей, если желают иметь дело с духами серьёзными. С верой и желанием добра человек имеет больше силы для вызывания Высших Духов. Возвышая душу свою во время вызывания, сосредоточивая мысли, он приближается к добрым духам и располагает их явиться."
Нужна ли вера для вызываний?
- "Вера в Бога, да. Вера в остальное придёт сама, если вы хотите добра и имеете желание научиться."
Люди, соединённые единством мыслей и намерений, более ли имеют могущества для вызывания духов?
- "Когда они все соединены милосердием и желанием добра, они могут получить великие результаты. Нет ничего вреднее для успеха в вызываниях, как несогласие мыслей."
Правило составлять из себя цепь, держась за руки в продолжение нескольких минут при начале вызывания, приносит ли какую пользу?
- "Цепь - средство матерьяльное, которое не восстановит между вами единства, если его не существует в ваших мыслях. Полезнее всего соединиться в одной общей мысли, призывая, каждый со своей стороны, добрых духов. Вы не знаете всего, чего может достигнуть общество серьёзных людей, из которого было бы изгнано всякое чувство гордыни и эгоизма и где царствовало бы взаимное согласие."
Лучше ли делать вызывания в назначенные дни или часы?
- "Да, и, если возможно, в одном и том же месте. Духи тогда являются охотнее. Ваше постоянное желание помогает духам являться к вам для сообщений. Духи имеют свои занятия, которые они не могут бросать впезапно для удовлетворения вашего личного желания. Я сказал в одном и том же месте, но не думайте, чтобы это было непременным условием, потому что духи являются всюду. Я хочу сказать, что место, посвящённое этим занятиям, потому лучше, что там сосредоточение мыслей бывает более совершенно."
Известные предметы, как, например, медали и талисманы, имеют ли свойство привлекать или отталкивать духов, как предполагают это некоторые?
- "Вопрос этот бесполезен, потому как вы очень хорошо знаете, что материя не имеет на духов никакого влияния. Будьте уверены, что добрый дух никогда не посоветует такой нелепости. Сила талисманов, какого бы рода они ни были, всегда существовала только в воображении людей легковерных."
Что думать о духах, которые назначают свидания в местах мрачных и в необыкновенные часы?
- "Эти духи забавляются насчёт тех, которые слушают их. Всегда бывает бесполезно, а часто и опасно поддаваться подобным внушениям: бесполезно, потому что на этом ничего не выиграют, кроме того, что подвергнутся обману; опасно же не потому, что духи могут сделать зло, но потому, что это может иметь вредное влияние на слабый мозг."
Есть ли дни и часы более удобные для вызывания?
- "Для духов это решительно всё равно, и было бы суеверием допускать влияние дней и часов. Самые удобные минуты для вызывания те, в которые вызыватель может быть менее отвлечён своими обычными занятиями и в которые тело и дух его находятся в наиболее спокойном состоянии."
Вызывание приятно ли для духов или тягостно? Охотно ли являются они, когда их вызывают?
- "Это зависит от их характера и цели, для которой их вызывают. Когда цель похвальна и когда они симпатизируют окружающей среде, тогда это может быть занятием приятным и даже привлекательным для них. Духи всегда довольны оказываемым им расположением. Некоторые считают особым счастьем сообщаться с людьми и страдают, когда люди забывают о них. Но, как я сказал, это зависит также от их характера. Между духами есть мизантропы, которые не любят, чтобы их беспокоили, и ответы которых отзываются дурным настроением, в особенности когда они призваны людьми посторонними, которые их нисколько не интересуют. Дух часто не имеет никакой цели явиться на зов незнакомца, к которому он равнодушен и который почти всегда бывает побуждён одним любопытством. Если он и является, то вообще на короткое время, исключая тех случаев, когда вызывание имеет серьёзную и назидательную цель."
Примечание. Есть люди, которые вызывают своих родных для того только, чтобы задавать им самые заурядные вопросы, касающиеся матерьяльной жизни; так, например, один спрашивает, продаст ли он или отдаст ли внаймы свой дом, другой - какие барыши получит на свой товар или желает знать место, где положены деньги и будет ли такое-то предприятие выгодно. Наши загробные родные интересуются нами сообразно с нашей симпатией к ним. Если все наши мысли ограничиваются тем, что мы считаем их волшебниками, если мы думаем о них для того только, чтобы получить от них сведения, они не могут чувствовать к нам большого расположения, и мы не должны удивляться, что в таком случае они не выказывают нам большой симпатии.
Есть ли различие между добрыми и злыми духами относительно готовности явиться на наш призыв?
- "Весьма большое. Злые духи тогда только являются охотно, когда надеются властвовать или обмануть. Но они очень недовольны, когда бывают вынуждены явиться для того, чтобы сознаться в своих проступках, и ждут тогда только возможности уйти, как школьник, призываемый для исправления. Они могут быть принуждены к этому Высшими Духами в виде наказания и для наблюдения воплощённых. Вызывание может быть тягостным для добрых духов, когда их вызывают без всякой полезной цели, для вопросов пустых. Тогда они не являются или удаляются тотчас же.
Вы можете сказать вообще, что духи, каковы бы они ни были, не любят, точно так же как и вы, быть предметом развлечения для любопытных. Часто, вызывая духа, вы не имеете другой цели, как только знать, что он вам скажет. Или желание расспросить его об обстоятельствах его жизни, которых он вовсе не намерен рассказывать вам, потому что не имеет никакой причины делать вас своими поверенными. И вы полагаете, что он позволит вам выведать его тайны для вашего удовлетворения? Разуверьтесь. Чего не сделал бы он при жизни своей, того не сделает тем более в состоянии духа."
Примечание. Наблюдения показывают действительно, что вызывание всегда приятно духам, когда оно сделано с целью серьёзной и полезной. Добрые духи с удовольствием являются поучать нас. Те, которые страдают, находят облегчение в выказываемом нами сочувствии. Духи легкомысленные любят быть вызываемыми особами ветреными, потому что это доставляет им случай позабавиться на их счёт. Но им неловко в присутствии людей серьёзных.
Духи всегда ли имеют надобность в вызывании для того, чтобы проявиться?
- "Нет, они очень часто являются без зова, и это доказывает, что они являются охотно." Когда дух является сам собой, вероятнее ли тогда его тождество?
- "Нисколько, потому что духи-обманщики часто употребляют это средство, чтобы легче ввести в обман."
Если вызывают мысленно дух известной особы, появляется ли он к нам тогда даже, когда нет письменного или другого проявления?
- "Писание есть матерьяльное средство, с помощью которого дух обнаруживает своё присутствие, но привлекает его мысль, а не само писание."
Когда проявляется низший дух, то можно ли заставить его удалиться?
- "Да, не слушая его. Но как вы хотите, чтобы он удалился, если вы сами забавляетесь его проделками? Низшие духи привязываются к тем, которые благосклонно слушают их, как это бывает у вас с глупыми людьми."
Вызывание, делаемое во имя Бога, может ли предохранить от вмешательства злых духов?
- "Имя Бога не есть узда для всех развращённых духов, но оно удерживает многих. Этим средством вы всегда удаляете некоторых, и удаляли бы их гораздо больше, если б вы делали это от чистого сердца, а не произносили бы как пустую форму."
Можно ли вызывать поимённо многих духов сразу?
- "В этом нет никакого затруднения, и если б вы имели три или четыре руки для того, чтобы писать, то три или четыре духа отвечали бы вам в одно и то же время; это случается, когда бывает несколько медиумов."7
Когда несколько духов вызваны в одно время, а есть только один медиум, который дух будет отвечать в таком случае?
- "Один из них отвечает за всех и выражает их общую мысль."
Один и тот же дух может ли сообщаться разом в один и тот же сеанс через двух различных медиумов?
- "Так же легко, как и между вами есть люди, которые в одно и то же время диктуют несколько различных писем."
Примечание. Мы были свидетелями, как один дух в одно и то же время отвечал через двух медиумов на вопросы, которые предлагали ему, одному на французском языке, а другому на английском, и ответы были одинаковы относительно смысла. Некоторые из них были даже буквальным переводом.
Два духа, вызванные одновременно, могут посредством двух медиумов завязать между собой разговор. Этот род сообщения хотя и не нужен для них, потому что они могут читать мысли один другого, но они иногда делают это для нашего назидания.8 Если это низшие духи, не освободившиеся ещё от земных страстей и идей телесных, то может случиться, что они заспорят между собой и наговорят один другому резких слов, будут упрекать друг друга в проступках и даже бросать один в другого карандаши, корзинки, дощечки и прочее.
Дух, вызываемый в одно и то же время в нескольких местах, может ли отвечать одновременно на предлагаемые вопросы?
- "Да, если это Высший Дух."
- В этом случае дух разделяется ли или имеет дар вездесущности?
- "Солнце одно, а между тем оно светит во всей окрестности, распространяя далеко свои лучи, нисколько не разделяясь через это. Точно так же и духи. Мысль духа подобна искре, которая далеко бросает свет и может быть видима со всех точек горизонта. Чем возвышеннее дух, тем более сияет мысль его и распространяется, как свет. Низшие духи слишком матерьяльны для этого. Они могут отвечать в одно и то же время только одной особе и не могут явиться, если уже призваны в другое место.
Высший Дух, призванный в одно и то же время в два различных места, будет отвечать обоим вызывателям, если они оба равно серьёзны и ревностны. В противном случае он отдаёт преимущество более серьёзному."
Примечание. Точно так же человек, не сходя с места, может передавать свою мысль знаками, видимыми с разных сторон.
На одном из сеансов Парижского Общества спиритических исследований, где рассуждали о вопросе относительно вездесущности, один дух продиктовал самопроизвольно следующее сообщение:
"Сегодня вечером вы спрашивали, какая нужна степень возвышения духа для вездесущности. Сравните нас с воздушным шаром, который мало-помалу подымается вверх. Когда он ещё около земли, то круг, с которого его можно видеть, весьма невелик. По мере же того как он возвышается, круг этот делается обширнее, и когда шар достигает известной высоты, он видим для бесчисленного множества людей.
Точно так и мы. Злой дух, привязанный ещё к земле, остаётся в тесном кругу, среди особ, которые его видят. Но по мере того, как он возвышается, совершенствуется, он может беседовать с несколькими лицами. Когда он делается Высшим Духом, он может светить подобно солнцу, явиться многим особам и в разных местах в одно и то же время.
Ченнинг"
Можно ли вызывать чистых духов, которые прошли всю череду своих воплощений?
- "Да, но очень редко. Они сообщаются только с сердцами чистыми и искренними, а не с горделивыми и эгоистичными. Поэтому не должно доверяться низшим духам, которые принимают на себя их имена, дабы придать себе более важности в ваших глазах."
Каким образом дух самых знаменитых людей может явиться так легко и свободно на зов людей самых простых?
- "Люди судят о духах по себе, а это заблуждение. После смерти тела земные отличия не существуют более. Между ними нет другого отличия, кроме доброты, и те, которые добры, являются везде, где только можно сделать добро."
Через сколько времени после смерти можно вызывать духа?
- "Можно вызывать его в минуту самой смерти. Но так как в эту минуту дух находится ещё в смятении, то он отвечает неудовлетворительно."
Примечание. Так как время смятения не определено, то нельзя назначить, через сколько времени после смерти можно вызвать духа. Редко однако случается, чтобы по прошествии восьми дней дух не оправился после смятения и не мог бы отвечать. Иногда он может отвечать через два или три дня. Во всяком случае, можно пробовать с осторожностью.
Вызывание в минуту смерти тягостнее ли для духа, чем после?
- "Иногда с ним бывает почти то же, что с нами, когда вас отвлекают от сна, прежде чем вы совсем проснётесь. Других это, впрочем, вовсе не затрудняет и даже помогает выйти из состояния смятения."
Каким образом дух ребёнка, умершего в самом раннем возрасте, может отвечать со знанием, тогда как во время жизни своей он не осознавал даже и самого себя?
- "Душа ребёнка есть дух, обёрнутый ещё в пелены материи; но освобождённый от материи, он снова пользуется своими способностями духа, потому что духи не имеют возраста. Это доказывает, что дух ребёнка уже жил. Между тем, пока ещё он совершенно не освободился от влияния материи, он может сохранить в своём языке некоторые черты характера детства."
Примечание. Телесное влияние, которое может обнаруживаться в продолжение большего или меньшего времени в духе ребёнка, замечается также иногда и в духе тех, которые умерли в сумасшествии. Дух сам по себе не сумасшедший. Но мы знаем, что некоторые духи в продолжение известного времени считают себя принадлежащими ещё к физическому миру. Поэтому неудивительно, что дух сумасшедшего чувствует препятствие, которое во время его жизни мешало его свободному проявлению до тех пор, пока он совершенно не освободился от влияния материи. Это явление изменяется, смотря по причине помешательства, потому что есть сумасшедшие, которые получают ясность идей тотчас после смерти.9
§283. Вызов животных.
36. Можно ли вызывать дух животного?
- "После смерти животного разумное начало, бывшее в нём, находится в состоянии бездейственном. Оно тотчас же употребляется некоторыми духами, на которых возложена эта обязанность, для одушевления новых существ, в которых оно и продолжает развиваться. Таким образом, в мире духов нет блуждающих духов животных, но только духи человеческие. Это отвечает на ваш вопрос."
- Каким же образом случалось, что некоторые вызывали духов животных и получали ответы?
- "Вызовите скалу - и она ответит вам. Всегда есть множество духов, готовых отвечать на всё."
-
Примечание. По этой же самой причине, если вызвать мифическое или аллегорическое лицо, то оно будет отвечать, т.е. будет отвечать за него дух, который примет его характер.
Некто вздумал однажды вызвать Тартюфа, и Тартюф тотчас явился. Этого мало, он говорил об Оргоне, Эльмире, Дамисе и Валере, о которых сообщил различные сведения. Что же касается до него самого, то он подражал лицемеру с таким искусством, как будто Тартюф был действительно личность. После он сказал, что он был дух актёра, игравшего эту роль. Лёгкие духи пользуются всегда неопытностью вызывателей, но они остерегаются обращаться к тем, которых считают достаточно опытными, чтобы открыть их обман, и которые не поверят их сказкам.
У одного господина в саду было гнездо щеглов, которыми он очень интересовался. Однажды гнездо это исчезло. Уверившись, что никто из его домашних не был способен на такое преступление, он, будучи сам медиумом, вздумал вызвать мать этих птенцов; она явилась и сказала ему на прекрасном французском языке: "Не обвиняй никого и успокойся насчёт участи моих малюток. Это кошка, прыгнув, опрокинула гнездо: ты найдёшь его на траве, вместе с птенцами, которые не были съедены."
Проверив это, он нашёл всё, как было сказано. Нужно ли заключить из этого, что отвечала птица? Нет, очевидно. То просто был дух, который знал всё происшествие. Это доказывает, как нужно быть осторожным в сообщениях и как справедлив вышеприведённый ответ: вызовите скалу, и она ответит вам. (См. выше гл. о медиумизме животных, §234).
§284. Вызывание живых особ.
Воплощение духа может ли служить решительным препятствием к его вызыванию?
- "Нет, но нужно, чтобы состояние тела дозволяло духу освободиться в данную минуту. Воплощённый дух является тем свободнее, чем выше мир, в котором он находится, потому что тела там менее матерьяльны."
Можно ли вызывать дух живой особы?
- "Да, потому что можно вызывать воплощённый дух. Дух живого человека может также в минуту своего освобождения явиться без вызова. Это зависит от его симпатий к лицам, с которыми он сообщается." (См. §116, История человека с табакеркой).
В каком состоянии находится тело особы, дух которой вызван?
- "Оно спит или дремлет, когда дух бывает свободен." - Может ли тело проснуться во время отсутствия духа?
- "Нет! Дух принуждён бывает возвратиться в него. Если он в эту минуту беседует с вами, то он вас оставляет и часто говорит вам причину."
Каким образом дух, оставивший тело, узнаёт о необходимости своего возвращения?
- "Дух, связанный с живым телом, никогда не отделяется от него совершенно. На какое бы расстояние он ни переносился, он всегда остаётся соединённым с телом посредством нити тока, служащей для того, чтобы призвать его в случае надобности. Эта связь разрывается только при смерти."
Примечание. Связь, эта нить, много раз была замечаема видящими медиумами. Это нечто вроде фосфорической черты, теряющейся в пространстве по направлению к телу. Некоторые духи говорят, что по этому они узнают тех, которые принадлежат ещё к телесному миру.
Что было бы, если б во время сна и отсутствия духа тело было убито?
- "Дух был бы предуведомлён и возвратился бы прежде, чем тело умерло."
- Следовательно, не может случиться, чтобы тело умерло во время отсутствия духа и он, возвратясь, не мог бы войти в него?
- "Нет. Это было бы противно закону, который управляет соединением души с телом."
- Но если б удар был нанесён внезапно, неожиданно?
- "Дух был бы предупреждён прежде, чем нанесён смертельный удар."
Примечание. Дух живого человека на вопрос об этом предмете отвечал: "Если б тело могло умереть во время отсутствия духа, то это было бы весьма лёгкое средство совершить лицемерное самоубийство."
Дух особы, вызванный во время сна, так же ли свободно может сообщаться, как дух умершей особы?
- "Нет. Материя всегда имеет более или менее влияние на него."
Примечание. Особа, находившаяся в этом состоянии, к которой обратились с этим вопросом, ответила: "Я всегда прикован к ядру, которое таскаю за собой."
- В этом состоянии может ли дух встретить препятствие явиться на зов, потому что он находится в другом месте?
- "Да, может случиться, что дух находится в таком месте, где он желает быть, и тогда он не явится на вызов, особенно когда его вызывает лицо, которым он не интересуется."
Совершенно ли невозможно вызвать дух бодрствующей особы?
- "Хотя это и трудно, но не совершенно невозможно, потому что если вызов достигает, то это может случиться. Но дух живой особы может сообщиться как дух не иначе как в то время, когда присутствие его не нужно для разумной деятельности тела."
Примечание. Наблюдения доказывают, что вызов, сделанный во время бодрственного состояния, может возбудить сон или по крайней мере забытьё, близкое ко сну, но это действие может быть произведено не иначе как очень сильной волей и если между обоими существует симпатическая связь. Иначе вызов не "достигает". В том случае даже, когда вызов мог бы возбудить сон, если минута несвоевременна и особа, не желая заснуть, воспротивится, то хотя и заснёт потом, но дух её будет смущён и с трудом будет отвечать на вопросы. Из этого следует, что самая удобная минута для вызывания духа живой особы есть время её натурального сна, потому что дух её, будучи свободен, может явиться к тому, кто его призывает, точно так же, как и в другое место.
Когда вызов делается с согласия особы и если особа эта будет стараться заснуть с этой целью, то может случиться, что самое старание её замедлит сон и смутит духа. Вот почему непринуждённый сон гораздо лучше.10
Вызываемая особа по пробуждении своём имеет ли сознание об этом?
- "Нет, вы сами были вызываемы чаще, чем вы думаете. Дух её один только знает это и может иногда оставить ей смутное впечатление как бы некоторого сновидения."
- Кто может вызывать нас, если мы люди неизвестные?
- "В прежних существованиях вы могли быть людьми известными в этом мире или в другом. И потом, ваши родные и друзья в этом мире или в других. Предположим, что твой дух одушевлял только отца другой особы, следовательно, если эта особа будет вызывать дух своего отца, то вызываем будет твой дух, который и будет отвечать."
Вызванный дух живой особы отвечает ли как дух или согласно идеям своего воплощения?
- "Это зависит от степени его совершенства. Но он судит правильнее и имеет меньше предрассудков, точно так же как сомнамбула. Эти два состояния сходны между собой."
Если дух сомнамбулы будет вызван во время магнетического сна, будет ли он видеть яснее, чем дух какой-нибудь другой особы?
- "Он, разумеется, будет отвечать свободнее, потому что более освобождён от материй. Всё ведь определяется степенью зависимости духа от тела."
- Дух сомнамбулы может ли отвечать особе, вызвавшей его в ином месте, в то время, когда он словесно отвечает другой особе?
- "Способность сообщаться одновременно в двух различных местах принадлежит только духам, совершенно освобождённым от материи."
Можно ли изменить образ мыслей бодрствующей особы, действуя на её дух во время сна?
- "Да, иногда. Дух тогда не связан такими крепкими узами с телом, и потому он более чувствителен к нравственным впечатлениям, которые могут иметь влияние на его взгляды в обыкновенном его состоянии. К несчастью, часто случается, что по пробуждении телесная натура берёт верх и заставляет забыть хорошие намерения, которые он мог возыметь."
Дух живой особы может ли по своей воле отвечать или не отвечать на предложенные вопросы?
- "Он пользуется своими способностями духа и, следовательно, обладает свободой воли, и так как он более предусмотрителен, то бывает осторожнее, чем в бодрственном своём состоянии."
Можно ли заставить вызванную особу сказать то, о чём она желала бы молчать?
- "Я сказал, что дух пользуется свободою воли. Но может случиться, что, как дух, особа эта считает некоторые вещи менее важными, чем в бодрственном состоянии. Её совесть может говорить свободнее. Впрочем, если она не желает говорить, то всегда может избегнуть этого, удалившись, потому что нельзя удержать её дух, как вы могли бы удержать её тело."