Первоначально Совет Безопасности резолюцией от 14 июля 1960 года санкционировал вмешательство ООН и призвал к выводу из Конго бельгийских войск. Резолюция также разрешала Генеральному секретарю использовать необходимую военную и техническую помощь центральному правительству страны для восстановления и поддержания законности и порядка. В дальнейшем ООН достигла соглашения с центральным правительством Конго о свободе передвижения миротворческих сил по всей территории страны. Однако решительный отказ Чомбэ допустить миротворцев в суверенное, по его мнению, государство Катанга и его открытое высказывание в пользу вооруженного сопротивления “интервенции” ООН, вынудили Хаммаршельда пересмотреть позицию относительно мандата и полномочий “голубых касок” в этой стране. Первоначальная резолюция не разрешала миротворцам применять вооруженную силу, но после выступлений Чомбэ стало ясно, что они будут вынуждены применить ее в провинции Катанга. 9 августа Совет Безопасности в своей резолюции осудил провокационные воинственные заявления Чомбэ в отношении миротворческих сил и еще раз подтвердил полномочия Генерального секретаря по разрешению конголезского кризиса. Члены Совета Безопасности расширили мандатные полномочия, призвав к немедленному выводу бельгийских войск из страны и санкционировав ввод миротворцев в Катангу в целях претворения в жизнь резолюции от 14 июля. Чтобы развеять страх Чомбэ, опасавшегося силового подавления суверенитета провинции, в резолюции подчеркивалось, что силы ООН не будут вмешиваться в разрешение внутренних проблем страны.
Хотя эта резолюция не разрешила силам ООН применять вооруженную силу, она предупредила Чомбэ и позволила миротворцам войти в мятежную провинцию. Однако она не смогла облегчить положение военнослужащих контингента, которые пытались восстановить порядок во все более погружавшейся в хаос стране.
К февралю 1961 года центральное правительство страны допустило ряд серьезных просчетов и не могло больше эффективно функционировать. Силы ООН могли действовать только в рамках ограниченного мандата. Однако, хотя на части территории страны была достигнута определенная стабилизация, проблема сепаратизма Катанги оставалась по-прежнему очень острой. Чомбэ удалось организовать эффективную, хорошо вооруженную армию, которую возглавляли бельгийские офицеры, лично преданные ему и его правительству, и добровольцы, служившие исключительно ради денег. Убийство Лумумбы в Катанге вызвало резкую реакцию Советского Союза, который потребовал немедленного ареста Чомбэ и прекращения гражданской войны в стране. Тем временем усиливаются столкновения между армией Чомбэ и подразделениями национальной армии Конго. Племена Балуба на севере Катанги выступили против Чомбэ и начали вооруженную борьбу с его сторонниками. Силы ООН оказались между двух огней. Поскольку они не могли первыми применять силу, им не удалось остановить эти кровопролитные конфликты.
Совет Безопасности отреагировал на изменение обстановки в Конго 21 февраля 1961 принятием резолюции S4741, которая санкционировала использование миротворцами любых средств, включая применение силы, для предотвращения эскалации гражданской войны в стране. Резолюция также призвала немедленно вывести все бельгийские войска и военнослужащих других стран, не подчиненных командованию ООН [20]. Эти меры могли существенно ослабить военную мощь мятежной провинции. Кроме того, данная резолюция разрешила полевым командирам миротворцев применение силы, но только в двух случаях: для предотвращения гражданской войны и для решения проблемы Катанги. Резолюция, однако, в любом случае, не разрешала миротворцам проводить наступательные операции.
После прихода к власти в августе 1961 года правительства Адулы, ситуация вокруг мятежной провинции стабилизировалась. Однако в самой Катанге напряжененность возрастала. Силы ООН и армия Чомбэ внимательно и настороженно наблюдали за маневрами друг друга, в то время как ООН и центральное правительство пытались договориться с Чомбэ и разрешить конфликт. Постепенно становилось очевидным, что центральное правительство не имеет достаточно финансовых и военных ресурсов для эффективной борьбы с сепаратизмом Катанги. В таких условиях возникла патовая ситуация, которая могла продлиться очень долго.
В сентябре силы ООН столкнулись с новой проблемой в мятежной провинции. В частности, в начале сентября миротворцы вступили в кровопролитное столкновение с армией Чомбэ недалеко от Елизаветвилля, причем инициатива исходила в данном случае от них. Сразу же миротворческие силы и Организация Объединенных Наций в целом подверглись жесткой критике со стороны мировой прессы и некоторых западных стран, особенно Англии и Франции.
До этого инцидента ООН вежливо, но решительно отказывалась поддерживать какую-либо сторону в конфликте вокруг Катанги. Впоследствии, однако, Совет Безопасности решением от 24 ноября 1961 занял четкую позицию по поддержке центрального правительства. В данной резолюции было высказано сожаление по поводу сентябрьского конфликта и в тоже время отвергнута провозглашенная Чомбэ независимость Катанги. Резолюция потребовала немедленно прекратить любую сепаратистскую деятельность на всей территории Конго и ясно провозгласила, что центральное правительство страны пользуется всемерной поддержкой ООН. Более важным является то обстоятельство, что данная резолюция санкционировала решительные действия миротворцев, включая применение вооруженной силы для задержания, разоружения и депортации из страны всех иностранных военнослужащих, не подчиненных ООН [21].
Резолюция от 24 ноября означала, что в Совете Безопасности вновь достигнут определенный компромисс. Она предоставила военному командованию ООН возможность решить проблему Катанги вооруженным путем. Хотя после принятия данной резолюции силы ООН никогда не выступали инициаторами наступательных действий для выдворения из Конго иностранных наемников, сам факт предоставления им такой возможности оказал значительное влияние на отношение Чомбэ к миротворческим силам. Принятие этой резолюции означало, что Организация Объединенных Наций решила покончить с сепаратизмом мятежной провинции, даже если для этого понадобится принять активное участие в вооруженных действиях на стороне центрального правительства.