Продолжим наши наблюдения над композицией литературного произведения и ее возможностями воздействовать на читательское сознание.
К важнейшим компонентам композиции относят начало и финал произведения. От того, произведет ли начало на читателя сильное впечатление, зависит успешность предлагаемого читателю диалога с автором. Закроет он книгу после двух–трех страниц – и диалог не состоится. Увлечется – возможно, преодолеет и возникающие трудности, даже непонимание. «Прошлого года, двадцать второго марта, вечером со мной случилось престранное происшествие» – так открывает роман Ф.М.Достоевский. Конечно, становится любопытно узнать, о каком странном происшествии пойдет речь.
Начало «Капитанской дочки», напротив, настраивает на неспешное повествование о частной жизни провинциального дворянина: «Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17… году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина. Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве». И каково будет удивление читателя, когда Петра Алексеевича Гринёва и Машу Миронову подхватит буря, имя которой пугачёвщина.
Финал, как и начало, должен запечатлеться в памяти читателя. Литературоведы сравнивают финал с вершиной, к которой читатель совершает восхождение. Чаще всего именно в финале открыто звучит голос автора, подводящего черту под событиями и предлагающего читателю вновь, теперь уже с вершины финала посмотреть на все произведение. С финалом связаны и название произведения, и эпиграфы: здесь раскрывается их потаенный смысл. Это не означает, что финалы всегда однозначны, напротив, читатели с разным жизненным опытом могут по-своему понимать финал.
Финал может быть закрытым, когда все точки в судьбах героев расставлены, конфликт разрешен окончательно и течение жизни или вернулось в привычное русло, или потекло по новому, но в любом случае оно успокоилось. О закрытом финале можно говорить и тогда, когда читатель узнает о кончине главного героя. Финал может быть и открытым, оставлять у читателя тревогу за дальнейшие судьбы героев, рождать желание заглянуть в их будущее, потому что конфликт при кажущейся его завершённости привел к каким-то новым проблемам. Так, финалы «Выстрела», «Капитанской дочки» А.С.Пушкина, «Тараса Бульбы» Н.В.Гоголя закрытые.
Членение текста. Текст между началом и финалом тоже выстраивается автором в определенной логической последовательности. Писатель членит текст на части, а иногда и тома, книги, главы. Самым мелким композиционным элементом текста оказывается эпизод, имеющий логическое начало и конец, т.е. обладающий свойством завершенности. В какой последовательности эпизоды представляются читателю, определяется автором, а значит, членение текста и последовательность эпизодов напрямую связаны с авторскими намерениями, его желанием воздействовать на мысли и чувства читателей.
В повести А.С.Пушкина «Выстрел» две части. В первой мы узнаем историю первой дуэли Сильвио и графа, во второй – историю второй дуэли. Разделив повесть на две части, Пушкин заставил читателя сопоставлять и рассказчиков, и их поведение, и их отношение к миру. В «Капитанской дочке» Пушкина 14 глав, в которых последовательно излагаются события, произошедшие с Петром Гринёвым. Но каждая глава обладает целостностью и посвящена одному событию, которое подается крупным планом.
В романе Ф.М.Достоевского четыре части и эпилог. Каждая часть разделена на главы. Рассмотрим композицию первой части. С первой по четвертую главу первой части происходит представление героев: сначала странный старик, потом и сам повествователь, следом Николай Сергеевич Ихменев со своей семьей, князь Валковский и его сын Алеша – постепенно перед нами раскрывается история конфликта между князем и стариком Ихменевым. К пятой главе Ихменевы и повествователь оказываются в Петербурге, Иван Петрович открывает, как он стал писателем. Темп повествования в 6 главе замедляется, все описывается подробнее, словно планы укрупнились. А потом вдруг сжимается и выстреливает словами «через год». И в седьмой главе мы подходим к завязке конфликта, к событию, перевернувшему и разрушившему жизнь Ихменевых и Ивана Петровича. Но к этому времени, благодаря подробностям, мы уже успели проникнуться симпатией к семейству Ихменевых: автор настроил нас на сочувствие этим людям.
Первая часть романа посвящена любви Ивана Петровича к Наташе и любви Наташи и Алёши, конфликту, разделившему отца и дочь, и попыткам хоть как-то эту трещину «замазать». Но в этой же части завязывается еще один сюжетный узел – история старика Смита и появление в жизни повествователя Нелли – внучки старика. Все здесь пронизано острыми контрастными чувствами и красками: любовью и гордыней, оскорбленным достоинством и готовностью к самопожертвованию, светом и тенью… Финал первой части полон надежды на возможность счастья.
Задание. Обратитесь вновь к роману Ф.М.Достоевского «Униженные и оскорбленные» и установите, как связаны между собой части романа, по какому принципу они выделены писателем. Предложите названия для каждой части. Выберите одну из частей подберите название к каждой главе. Какую закономерность вы обнаружили в сцеплении глав? Как вы думаете, почему Достоевский не стал давать частям и главам названия? Открытый или закрытый финал в романе?