Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Композиция художественного произведения. Рамочные компоненты текста




В течение трех лет вы знакомились с понятием «композиция». И, признайтесь, случалось спрашивать и себя, и учителя о том, зачем нужны все эти тонкости, зачем составлять план произведения, выделять элементы композиции, выполнять многие операции по членению текста произведения. Кому-то из вас подобные задания кажутся нудными, формальными, неинтересными. А если мы посмотрим на композицию несколько под другим углом? Может быть, тогда ваша позиция изменится?

Вот с позиции мы и начнем наш разговор, только это будет позиция автора. Автор, как мы уже говорили, создавая произведение, выстраивает его не беспричинно, а исходя из смысла, точнее, из того, как этот смысл лучше всего донести до читателя. Автор ищет способы влияния на читательское сознание, потому что, выпустив произведение в мир, он не сможет объяснить каждому воплощенную в тексте идею. Композиция произведения – это важнейший способ управления читательской мыслью, влияния на читательские эмоции и воображение. Поэтому и говорят, что композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и цельность.

«Как же автор может воздействовать на сознание неизвестных ему читателей?» – спросите вы. Давайте разберемся в этом вопросе.

Литературное произведение состоит из образов предметного мира и компонентов текста, образами не являющимися, но придающими литературному произведению цельность и завершенность. К таким компонентам текста относят, во-первых, рамочные компоненты.

Рама есть не только у картин и зеркал, в рамку вставляют не только фотографии. Рама – это контур, обрамляющий что-либо. В литературную раму вставлено любое литературное произведени е. Литературную раму, или рамку, создают имя автора, название, посвящение и эпиграф, а также авторское обозначение жанра, т.е. жанровый подзаголовок. Их называют рамочными компонентами текста, или рамкой.

Имя автора многое может открыть вам: известное имя вызывает определенные ожидания: они связаны как с тематикой произведения, так и с индивидуальным стилем автора. Если, напротив, имя автора неизвестно, то читателю необходимо самостоятельно сделать выбор – познакомиться или нет с новым для него автором. Принять решение ему может помочь следующий рамочный компонент – название.

Название произведения, или заглавие. История литературы знает названия развернутые, своеобразные рекомендации и аннотации. Вспомните полное название романа Д.Дефо о Робинзоне – «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим».

Такие развернутые названия сменились более лаконичными. Среди них встречаются названия двойные: «Чёрная курица, или Подземные жители», «Майская ночь, или Утопленница», «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Союз «или» – граница между частями названия. Но на самом деле перед нами пояснительная конструкция, и «или» означает «то есть», подчеркивая тождественность каждого из названий. Таким образом читателю намекают, что у предлагаемой его вниманию истории будет две стороны, как у медали.

Вы читали много произведений, названных по имени главного героя или героев. Например, «Тарас Бульба», «Дубровский», «Ромео и Джульетта», «Маттео Фальконе», «Гриша». Иногда вместо имени автор называет какую-либо социальную функцию героя – его профессию, должность, чин, родственные связи: «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Капитанская дочка». Для автора это способ самому указать читателю, кто же будет главным героем его произведения, а значит, побудить читателя к размышлениям над тем, как к главному герою относится и сам автор. Так, назвав повесть «Тарас Бульба», Н.В.Гоголь утверждает, что не Андрий и даже не Остап в центре его писательского внимания, а их отец. Название «Капитанская дочка», хотя и не называет имени, но все равно носит персонажный характер. Такое название сразу же настраивает читателя на частную, личную историю, в центре которой окажется дочь капитана. Читатель же, сознавая, что Маша вовсе не главный герой повести, встает перед загадкой названия. Стремление разгадать ее побуждает к чтению, вниманию к деталям, поиску авторской идеи произведения.

Нередки в литературе и сюжетные названия, например, «Метель», «Выстрел». Они обозначают кульминацию произведения, будят воображение читателя и подсказывают, что вынесенные в заглавие предметы или явления играют главную роль в произведении, являются его центром.

Конечно, смысл названия можно окончательно понять, лишь дочитав произведения до конца, поразмышляв над ним и над его идеей.

Посвящение раньше выполняло чисто рациональную функцию – обеспечивало автору покровительство влиятельных лиц – им и посвящали свои творения. Сегодня посвящение – знак признательности не покровителям, а тем, кто дорог автору. Не так часто можно встретить развернутые посвящения, в которых автор характеризует свое произведение, как, например, это сделал А.С.Пушкин, посвящая роман «Евгений Онегин» своему приятелю А.П.Плетневу.

Эпиграф является одним из важнейших компонентов рЕго содержание намекает читателю и на тему произведения, и на его проблематику, вызывает ряд ассоциаций. Эпиграф всегда отсылает читателя к конкретному словесному произведению и эпизоду – контексту, в котором звучат эти слова. Эпиграф, как правило, а акцентирует авторский замысел, подсказывает смысл произведения.

Так, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина открывается эпиграфом «Береги честь смолоду». Это фрагмент русской пословицы «Береги честь смолоду, а платье снову». Каждая глава повести тоже начинается эпиграфом либо из фольклорных произведений – народных песен и пословиц, либо из литературных произведений Я.Б.Княжнина[3], М.М.Хераскова[4] и А.П.Сумаровкова[5] – писателей XVIII века, современников пугачёвского восстания. Чередование фольклорных и литературных эпитетов вовсе не случайно.

Задания

1. * Установите, как эпиграфы в «Капитанской дочке» связаны с содержанием глав. Как вы объясните выбор писателем то фольклорного, то литературного эпиграфа?

2. Есть ли рамочные компоненты в фольклорных произведениях? Обоснуйте свое мнение.

3. * Почему пословицы и поговорки часто используются как эпиграфы? Приведите примеры произведений с эпиграфами из фольклора. Раскройте связь эпиграфа с произведением.

О компонентах текста мы поговорим в следующей статье.

Ф.М.Достоевский. «Униженные и оскорбленные»

Рис. 10. Перов. Портрет Достоевского

Жизнь Федора Михайловича Достоевского (1821 – 1881) разделили на две неравные части каторга и ссылка. В декабре 1849 года молодой и уже известный писатель Федор Достоевский был арестован за участие в политическом кружке Петрашевского и вместе с его участниками приговорен к смертной казни. В последний момент казнь была заменена по милости Николая I каторгой, службой в армии рядовым и ссылкой.

Рис. 11. Неизвестный художник. Казнь петрашевцев

Только через 10 лет, в 1860 году, Достоевский смог вернуться в Петербург. Первым его романом, написанным после долгого перерыва, стал роман «Униженные и оскорбленные» (1861). В нем Достоевский вновь возвращается к теме маленького человека – к теме, с которой он начал свой литературный путь, написав в 1844 году повесть «Бедные люди». Это после прочтения «Бедных людей» В.Г.Белинский воскликнул: «Новый Гоголь явился!»

Тема любви всегда привлекала Достоевского. В каждом его романе мы встретим историю любви. Никогда эта любовь не будет ровной и светлой. Напротив, она будет мучительной, разрывающей души героев, и всегда страсти будет противопоставлена любовь-самопожертвование, абсолютная, такая, какой учил Христос. Только в такой любви увидел писатель, проведший четыре страшных года на каторге, названной им «мертвым домом», надежду и смысл жизни. Но до такой любви нужно дорасти человеку. Что же мешает ему любить? Размышления писателя о любви и эгоизме воплотились в романе «Униженные и оскорбленные».

Ф.М.Достоевский – трудный писатель. Но, может быть, пройдя с героями Достоевского через боль, унижения, душевные страдания, вы откроете для себя, как нужна миру ваша любовь.

Роман «Униженные оскорбленные» рассказывает истории нескольких семей, которые сплелись в один клубок – неразрешимый конфликт. Повествование в романе ведется от лица одного из участников событий – молодого писателя Ивана Петровича. Все, что происходит в романе, читатель видит его глазами.

Задание перед чтением

1. Вспомните, кого в литературном произведении называют повествователем, кого – рассказчиком, и чем они отличаются друг от друга. Определите, кто ведет повествование в романе Ф.М.Достоевского – рассказчик или повествователь?

2. Читая роман, подумайте, из-за чего страдают его герои, кто виноват в их бедах, есть ли в романе счастливые персонажи.

Вопросы и задания после чтения

1. Что вы узнали о рассказчике Иване Петровиче? Как он связан с другими персонажами романа? * С какой целью Достоевский делает рассказчиком именно этого героя?

2.  Проанализируйте отношения в семье Ихменевых. Что стало причиной конфликта между отцом и дочерью? Почему этот конфликт так долго не удавалось разрешить? Какое чувство движет поступками Николая Сергеевича?

3. Может ли такая любовь, как любовь Наташи, дать человеку счастье? Почему?

4. Что такое эгоизм страдания?

5. Почему Наташа смогла полюбить Алёшу и почему, видя все его недостатки, не винит его и Иван Петрович? Чем «наивный эгоизм» Алеши отличается от «эгоизма страдания»?

6. * Есть ли ещё в романе наивные эгоисты? Объясните свое решение.

7. Какую роль играет в романе история отца и дочери Смитов? Как писатель композиционно располагает эту историю в романе? О каких литературных произведениях напоминает история старика Смита и его дочери? * Для чего Достоевскому нужны эти реминисценции? Можно ли оправдать поступок Смита? А понять?

8. Проанализируйте отношения между отцом и сыном в семье Валковских. Для чего писатель строит роман так, что сначала мы только слышим о князе, а как действующее лицо он появляется на страницах произведения гораздо позже? *Как в романе создается психологический портрет Валковского? *Какие качества Ивана Петровича проявляются в том, как он рассказывает о Валковском до своего знакомства с ним?

9. Сравните представления о счастье Ихменева и Валковского. Какие выводы вы сделаете? В чем особенность «хищнического эгоизма» князя?

10.  *Можно ли назвать эгоистом Ивана Петровича? Обоснуйте свою позицию.

11.  *Что символизирует в романе образ князя Валковского, что – образ Ивана Петровича? Аргументируйте свою позицию.

12. Какой вы представляете Нелли? *Письменно проанализируйте образ девочки (план анализа образа персонажа см. в тетради по литературе на печатной основе). Почему Нели спасает семью Ихменевых от катастрофы? Кто виноват в ее смерти? Что символизирует в романе этот образ?

13.  Каким предстал Петербург в романе? Какое отношение он у вас вывал? Перечитайте городские пейзажи и описания квартир. Какие детали помогают писателю создать атмосферу действия? Охарактеризуйте эту атмосферу. Сделайте или опишите серию иллюстраций «Петербург в романе Ф.М.До­сто­­­ев­ского «Униженные и оскорбленные».

14.  * Какой грех, по мнению Достоевского, самый страшный?

15.  Отец и дочь в романе помирились. Изменилось ли их представление о счастье? Докажите свое мнение примерами из романа.

16.  *Могут ли «униженные о оскорбленные», по мысли автора, быть счастливыми в этом мире? Есть ли средство одолеть зло? Как в композиции романа, его эпилоге, в судьбах героев и в названии проявляется авторская позиция?

Вопросы для сопоставление произведений

1. *Сравните конфликт между Дубровским-старшим и Троекуровым в романе А.С.Пушкина «Дубровский» с конфликтом между Ихменевым и Валковским. В чем вы увидели сходство конфликтов, в чем – различия между ними?

2. *Сравните конфликт между Ихменевым и его дочерью Наташей с конфликтом между Самсоном Выриным и его дочерью Дуней. В чем вы увидели сходство этих конфликтов, в чем – различия между ними?

3. *Сравните отношение к чести Н.С.Ихменева и А.П.Гринёва.

4. *Какую роль, на ваш взгляд, играют в романе Ф.М.Достоевского реминисценции с произведениями А.С.Пушкина?

5. *Сравните образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Шинель» и в романе Ф.М.Достоевского. Одинакова ли роль образа города в произведениях? Обоснуйте свою позицию.

6. Что рассказал вам о любви А.С.Пушкин, что – Ф.М.Достоевский? Запишите свои размышления в тетради для сочинений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2370 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2200 - | 2141 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.