(1739-1813, 11/24 марта).
Будущий святитель Софроний Врачанский (Владиславов) родился в городе Котел, в Центральной Болгарии в 1739 году в семье продавца скота. В своём родном городе он посещал школу при монастыре, изучал греческие и славянские книги. Затем он стал работать ткачом, но сохранял интерес к религии и в 1762 году Софроний выбран был в священники чорбаджиями города Котла (Казан).
Работал учителем и писателем. Между 1770 и 1775 годами Владиславов посетил Святую гору Афон, где встретился с прп. Паисием Хилендарским. Тот показал ему свою «Историю славяно-болгарскую», с которой Владиславов сделал список.
Возвратившись в родное село, несмотря на турецкое владычество, он 20 лет ревностно исполнял свой пастырский долг, совершая богослужения и требы, проповедуя и руководя Котельским Духовным училищем.
Следуя примеру прп. Паисия, Софроний проповедовал с амвона на ясном для людей, живом болгарском языке, писал поучения к церковным праздникам, развил активную переводческую деятельность, предохранял своих соотечественников от вероотступничества, к которому османская власть вынуждала всеми средствами, подчас очень жестокими. Сохранились многие книги, которые он переписывал и переплетал. Святой Софроний много сделал для возрождения национального самосознания в Болгарии.
В 1792 году он покинул Котел, затем служил в Карнобате, посетил Арбанаси.
Так несколько лет святой вынужден был скитаться по болгарским селам из-за постоянных преследований турок. Овдовев, святой принял монашество с именем Софроний, а 17 сентября 1794 г. был хиротонисан во епископа Врачанского.
В это время глава известного восстания кирджалиев, Пасван-Оглу, утвердился независимым пашой в Виддине, и Софроний очутился между двух огней; в крае хозяйничали и кирджалии, и турецкие войска; епископу приходилось спасаться от тех и других.
Кирджалии (турецкое kircali, буквально - житель полей, от kir — поле, равнина) были участниками вооружённых отрядов, самовольно формировавшихся в ряде районов Балканского полуострова после окончания русско-турецкой войны 1787-1791 гг. главным образом из обезземеленных крестьян, деклассированных элементов. Кирджалии подвергали местное, особенно болгарское, население грабежам и насилиям; использовались турецкими феодалами-сепаратистами в борьбе против центральных властей.
В начале XIX в. Кирджалии были разбиты регулярной турецкой армией. Их остатки перешли в качестве наёмников на службу к турецким пашам (например, Осману Пазвандоглу).
Три года свт. Софроний провел пленником в Виддине, и только в 1803 г. получил возможность бежать в Бухарест, где и провел последние годы своей жизни, всецело посвятив себя книжной деятельности.
Здесь он активно участвовал в общественной жизни, инициировал, по сообщению некоторых источников, отправку делегации от Врацы в Москву. Софроний имел тесные связи с фанариотами.
В 1797 году он оставил кафедру из-за давления османов. 3 года он провёл в Видине, где сформулировал свои писательские цели. В 1803 году он переехал в Бухарест.
Св. Софроний был убежденным поборником славянского единства и считал, что только с помощью России Болгария добьется освобождения от османского ига. В период русско-турецкой войны 1806-1812 годов свт. Софроний призывал болгар содействовать русским.
Свт. Софроний умер в 1813 году, но точная дата его смерти неизвестна, но последний документ о нём датируется 2 августа.
Особенно много и успешно Софроний писал в Бухаресте. Он стал автором первой печатной книги в новоболгарской литературе - «Кириакодромион, сиречь Неделник» (1806), сборник правил и наставлений для всех церковных праздников. Один из пионеров издательского дела в Болгарии и создатель современного болгарского литературного языка. Также он написал свою художественное автобиографическое произведение «Житие и страдания грешного Софрония», но опубликовано оно было лишь в 1861 году. «Житие» свт. Софрония — живой, взволнованный рассказ не столько о деятеле церкви, сколько о личности болгарина, лишенной элементарных человеческих прав в условиях османского ига, междоусобиц и кирджалийских набегов. Автор воспроизводит подлинную картину тирании, произвола турецких властей, картину нищеты и бесправия болгарского населения — от крестьян и ремесленников до учителя и священника.
31 декабря 1964 года Болгарская ПЦ канонизировала Софрония.
Тропарь Софронию, еп. Врачанскому (Болг.):
Щитом веры вооружився, / мечем словесе безбожныя агаряны посекая, / стадо твое упасл еси на земли. / В Небесней же обители вселився, / Христа моли даровати народу нашему / мир и велию милость.