Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Житие св. равноап. Бориса, царя Болгарского




(1-я пол. IX в. - 907, 2/15 мая).

Борис I (в крещении Михаил) (1-я пол. IX в. — 2 мая 907) - хан Болгарии с 852 по 889 год, после крещения в 864 году официальный титул - князь. Сын хана Пресиана. Равноапостольный подвиг его был предсказан ему дядей, святым Бояном Болгарским.

В 854 году св. равноап. Ростислав, князь Великоморавский, убедил Бориса помочь ему против Восточнофранкского королевства. В это время хорваты начинают войну против Болгарии. Оба народа до этого сосуществовали мирно, на основании этого предполагается, что хорватам заплатил Людовик, чтобы они напали на Болгарию и отвлекли внимание Бориса от его союза с Великой Моравией. В результате хан Борис был вынужден уступить. В результате военных действий в 855 году мир между болгарами и восточными франками был восстановлен, и Ростислав был вынужден бороться против Людовика в одиночку.

Неудача постигла его и в борьбе с Византией в 855-856 годах. Болгария потеряла области Загора и Филиппополь. Не помог в борьбе с Византией и союз с Людовиком Немецким, снова последовало поражение. Во второй раз Византия потребовала в обмен на мир не земли, а крещение хана.

После смерти правителя Рашки Властимира в 860 году, государство была разделено между его сыновьями. Борис, желая воспользоваться смутой, вторгся в Рашку, но был побежден еще раз. Сербы захватили его сына Владимира Расате и двенадцать бояр, в итоге Борис был вынужден подписать мир.

В военном деле у князя Бориса дела стояли не лучшим образом, болгарские войска терпели поражения, а в стране случился голод. Болгарская царевна попала в плен в Византии, а наследник престола Владимир Расате попал в плен в Сербии.

Во время одной из войн болгар с греками взят в плен именитый придворный Феодор Куфара, ранее принявший иноческий постриг. Он был первым человеком, посеявшим семена Евангельские в душе болгарского царя. В одном из походов греками была взята в плен малолетняя сестра царя Бориса и воспитана при дворе византийского императора в Православной вере. Когда скончался император Феофил, царь Борис решил воспользоваться благоприятным случаем, чтобы отомстить грекам за предыдущие поражения. Однако вдова императора, Феодора, проявила мужество и послала вестника к болгарскому царю с предупреждением, что она сама готова защищать империю и посрамит противника. Царь Борис предпочел мирный союз, и в знак примирения состоялся обмен пленных Феодора Куфары и царевны болгарской, которая еще более расположила брата к христианской вере.

Плененный, ученый греческий монах по имени Феодор Куфара стал советником царя.

Во время правления императрицы Византии блаженной Феодоры, царь Борис решил разорвать мир и объявил царице, что двинется войной на Византию. На это послание блаженная Феодора ответила ему мужественно, знаменитыми словами: «Если ты восторжествуешь над женщиной, слава твоя не будет стоить ничего; но если тебя разобьет женщина, ты станешь посмешищем целого мира». После такого ответа хан Борис решил сохранить мир, а тем временем Феодора написала ему, что хочет за любой выкуп вернуть Феодора Куфара. Борис согласился на это взамен на возврат его сестры. Его сестра была воспитана во дворе византийского императора, крещена и оказалась глубоко верующим человеком. Она стала продолжать дело Феодора Куфары.

Согласно византийской хронике Продолжателя Феофана, решающее значение для Б. в выборе религии сыграло изображение Страшного Суда, написанное во дворце визант. монахом Мефодием, познакомившим Б. с основами христианства. Не позднее XI в. появилось предание о том, что Б. принял Крещение от св. равноап. Мефодия. Оно нашло отражение в пространном Житии св. Климента Охридского, написанном архиеп. Охридским Феофилактом. Ок. 865 г. Б. вместе с семейством и представителями болг. знати тайно крестился ночью во дворце, приняв христ. имя своего крестного отца визант. имп. Михаила III.

Массовое крещение болгар произошло, вероятно, в начале осени 865 г. КП свт. Фотий обратился к новокрещенному Борису с пространным посланием, позднее переведенным на слав. язык, в котором наставляет его, как управлять страной, как относиться к приближенным и подданным, предписывает правила дворцового этикета, затрагивает вопросы об идейных корнях и философской сути христианства, сущности Святой Троицы, богословских спорах.

После принятия Крещения Борис выступил решительным защитником христианства и в марте 866 г. подавил вспыхнувшее в защиту языческой религии восстание бояр, недовольных «недобрым законом» князя, казнив представителей 52 тюркских боярских родов.

Стремился также к строгому соблюдению христианских норм, обычаев и обрядов. В лат. переводе сохранилось 106 ответов папы Римского Николая I на переданные понтифику родственником князя Петром и болярами Иоанном и Мартином вопросы Бориса Эти ответы, составленные Анастасием Библиотекарем, являются важнейшим источником по истории Болгарии в период принятия христианства.

Возвращаясь из Рима, участники болгарского посольства (кон. 867), призванного убедить папу Адриана II назначить примасом Болгарии главу папской миссии в стране еп. Портуанского Формоза, написали на листах древнего Евангелия помянник на латинском языке, который содержит сведения о семье и родственниках Б.: «Князь Михаил, и его брат Докс, и другой его брат Гавриил, и супруга его Мария, и сын его Расате, и другой Гавриил, и третий сын Симеон, и четвертый сын Иаков, и дочь его монахиня Пракси, и другая дочь его Анна...»

После Крещения страны Борис поставил своей целью создание автокефальной Церкви Болгарии, предполагая со временем сделать ее главой своего младшего сына Симеона, получившего образование в К-поле. В 60-х гг., пытаясь осуществить задуманное, Борис колебался в выборе церковной юрисдикции между К-полем и Римом. Решение в пользу Византии он принял на Соборе в столице империи в 869-870 гг. Помимо предпочтения Борисом византийской модели взаимоотношения светской и духовной властей важную роль в его решении сыграло и то, что папы Николай I и Адриан II отказывались утвердить на пост главы Болгарской Церкви кандидатов Б., сначала еп. Формоза, затем диак. Марина.

Выбор Б. славянской литургии объясняется стремлением упрочить позиции национальной Церкви и добиться консолидации болгарского общества, большинство которого составляли славяне.

В Болгарии, вероятно, уже во 2-й пол. 60-х гг. IX в. имели представление о слав. литургии, т. к. 2-е посольство в Рим совпало по времени с пребыванием там слав. апостолов, освящением по указанию папы Адриана II слав. книг и богослужением на слав. языке, проходившем в главных храмах города. Б. высоко оценил возможности, открывавшиеся перед болгарами с введением слав. языка в богослужение. Этим объясняется теплый прием, оказанный им ученикам свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия после их изгнания из Великой Моравии в 885 г. Переход Болгарской Церкви на славянский язык в качестве богослужебного произошел еще при жизни Бориса.

С именем Бориса связано активное строительство и восстановление храмов и мон-рей по всей Болгарии. В Житии св. Наума Охридского говорится, что князь построил соборный храм в мон-ре арх. Михаила «с богатъством и повелением... Михаила Бориша и сына его Симеона».

Созданная в Македонии в XI в. «Болгарская апокрифическая летопись» («Сказание Исаии пророка, како вьзнесен бысть ангелом до 7-го небеси») сообщает, что Борис «сьзда церкви по земли бльгарстеи, и на реце Брегалници, и ту прием царство, на Овчи поли созда бели церкви». По свидетельству архиеп. Охридского Феофилакта, в новую церковь на Брегалнице перенесли мощи мучеников из македон. Тивериополя, разоренного во время болгаро-визант. войн в нач. IX в., им была установлена память 29 авг., к-рая содержится уже в месяцеслове глаголического Ассеманиева Евангелия XI в.

В 889 г. Б. отрекся от престола в пользу старшего сына Владимира, принял монашество и удалился в мон-рь в окрестностях Плиски (предположительно отождествляемый с мон-рем при Большой базилике). Однако в 893 г., когда его преемник, опираясь на представителей тюрк. знати, предпринял попытку реставрировать в стране язычество, Борис вернулся из мон-ря, низложил Владимира и при поддержке Церкви и высшего слоя болг. общества возвел на престол Симеона. Затем вернулся в мон-рь, в к-ром провел еще почти полтора десятилетия, занимаясь, вероятно, книжными трудами. Место погребения Бориса неизвестно.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 395 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2242 - | 2188 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.