Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Этапы большого пути: от Сумарокова до Веселовой




(Тарусский народный театр)

       Тарусская земля богата своими театральными традициями. Здесь в 60-70-е годы 18 столетия жил «отец русского театра» А. П. Сумароков. Его перу принадлежат 9 трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто. Сумароков был первым директором первого русского театра. Он выполнял функции и художественного руководителя, и режиссера, и сценографа,и воспитателя труппы, не прекращая при этом писать пьесы. В тарусском имении Сивцеве им созданы комедии «Рогоносец по воображению» и «Вздорщица», прообразами героев которых послужили тарусские дворяне.

Весной 1889 года в наших местах впервые появился художник В. Д. Поленов, облюбовавший Тарусу для жизни и творчества. В 1915 году в Тарусе в старинном здании соляного амбара был открыт Народный дом, на которой Поленов и ученый-кристаллограф Георгий Викторович Вульфпожертвовали несколько тысяч рублей для его обустройства. Здесь устраивались концерты и спектакли, была поставлена опера В.Д. Поленова «Призраки Эллады». После Октябрьской революции, живя в усадьбе Борок, Поленов продолжал руководить развитием самодеятельности. Он писал своим сотрудникам по народному театру: «Наша деятельность в настоящее время более нужна, чем, когда –либо. Всякое просветительское дело  есть теперь самое важное и нужное. А театр есть одна из самых широких просветительских школ для народа». В Тарусе и ее окрестностях под руководством Поленова широко развернулась театральная самодеятельность. В работе образовавшегося после Октябрьской революции кружка самодеятельности принимали участие дочери Поленова – Екатерина, Ольга и Наталья. Уездная партийная организация и комиссар по народному просвещению Федор Михайлович Мелихов понимали необходимость открытия в Тарусе клуба. Вначале он находился в здании соляного амбара (теперь помещение электростанции). Затем его перенесли в центр города в здание на углу улиц Октябрьской и Ленина, там оборудовализрительный зал и сцену. Основной работой считали постановку спектаклей. С обязанностями режиссеров хорошо справлялись Н. Н. Виноградова, В. М. Тарасов, К. Гамулецкий, дочери Поленова. На сцене клуба, который стал носить имя Володарского, были поставлены пьесы: А. Н. Островского «Гроза», «Лес», «Василиса Мелентьева»; А. П. Чехова «Вишневый сад», «Чайка»; М.Горького «На дне», В.Шекспира «Отелло», «Король лир» и ряд других пьес.

Успех «Короля Лира» превзошел все предыдущие. Зал не вмещал напора публики. Стояли на улице и долго, почти до драки требовали мест. На репетициях этого спектакля бывал сам Поленов. Он интересовался костюмами, хвалил игру Сахарова: «Отлично, благородная игра»! Костюмы сестры Поленовы шили целую неделю, работали до глубокой ночи при керосиновых коптилках. Король Лир был в золотистом костюме и черном плаще. Королевы: огненная с золотом, с черными косами Регана, бирюзовая с серебром – Гонерилья, Корделия –Наташа- белая. В постановке спектаклей участвовали: М. Н. Гумилевская, Н. К. Виноградова, М. В. Ганьшина, Н. А. Сахаров, А. С. Богоявленская, сестры Розановы, В. М. Тарассов, Ф. М. Мелихов, И. Доронин, Л. М. Волкова, И. Макаренко, Н. Крылова, К. Гамулецкий, Красноармеец Кондратьев, Боголюбов и др. В клубе ставились также отрывки из опер и балетные сцены под руководством М. И. Рыбакова

Были поставлены сцены из опер «Демон», «Фауст», «Вера Щелога». Пение сопровождалось игрой на рояле пианистки В.В. Вульф. Исполнителями ролей в оперных сценах были М. И. Рыбаков, ветврач Преображенский, обладавший сильным басом, Н. К. Виноградова, Топильская, А. Розанова, А. Михайлова, Е. Полунин. Дочери художника Поленова ставили также в клубе и детские спектакли с детьми сел Бехово и Страхово.

За свою историю тарусский народный театр пережил разные времена: расцвета и упадка, взлета и падения. Так в 1947-1948 годах директор Дома культуры Гуженкова никакой работы не вела, самодеятельности не было, только танцы. Позднее, когда директором стал О. И. Афанасьев, руководители кружков А. Г. Шеин, Л. Янович, Б. П. Аксенов превратились в штатных актеров. Афанасьев хорошо пел, но не мог заменить собой целый коллектив. В 1949 году директором клуба стал С. С. Калекин. В июне после одноактных пьес зритель увидел, наконец, большой и хороший спектакль. Состоялась премьера комедии А. Н. Островского «Поздняя любовь». Успех спектакля был несомненной заслугой руководителя драматического коллектива Б. П. Аксенова. Оформлял спектакль художник Н. Родин. Яркий образ главного персонажа пьесы адвоката Николая Шабловасоздал С. С. Калекин. Обаятельную Людмилу сыграла А. Венкова. Роль Дормедонта исполнил В. Никитин. Хорошо выглядела в своей роли О. П. Аксенова, игравшая Шаблову. Типичного купца нарисовал М. Г. Утенков, удачно сыграла Лебедкину А. Кларк. В июле с одноактными пьесами коллектив выступил перед колхозниками на уборке урожая. В театр пришли новые актеры - и в декабре состоялась премьера комедии Шкваркина «Чужой ребенок».

23 января 1951 года состоялась премьера спектакля по пьесе А. Корнейчука «Калиновая роща», а 12 апреля зрители увидели спектакль «Платон Кречет» по пьесе того же драматурга. Роли в последнем спектакле исполняли: Бочкарева – Т. М. Губина, Терентий Осипович Бублик- Н.И. Валов, Платон Кречет – С.С. Калекин, Лида Коваль -  Н. И. Филиппова, Аркадий Павлович – А. Г. Соломатин (рабочий карьера), Майка – Нелли Кузьмина. В спектакле также были заняты О. П. Аксенова, А. Г. Венкова, Б. П. Аксенов, С. Н. Охочинский, В. И. Шкарбанов.

В 1952 году Борис Прохорович показывает сразу три новые работы: в марте пьесу А. Сурова «Обида», 26 июля водевиль А. Симукова «Солнечный дом», в декабре пьесу А. Михайлова и Л. Славина «Тайная война».

26 апреля 1953 года показана пьеса Н. Дьякова «Свадьба с приданым», в которой участвовали: Е. Орехов, В Скибина, Н. Филиппова, А. Соломатин, Б. Аксенов, С. Калекин, Н. Суслина, В. Охочинский, А. Яковлева, Н. Кучина, В. Губин. Кроме того, на сценах сельских клубов коллектив показывает комедию Арбузова «Встреча с юностью». Театральная группа в составе Н. Кучиной, Т. Губиной, А. Янович, Б. Аксенова, С. Калекина оказывала помощь сельским клубам в подготовке к смотру художественной самодеятельности района.

23 февраля 1954 года состоялась премьера спектакля по пьесе А. Школьника «На переднем крае», главные роли в которой исполняли: Б. П. Аксенов, С. С. Калекин. 11 апреля была показана комедия С. Михалкова «Раки».

15 апреля 1956 года Борис Прохорович ставитпьесу А. М. Горького «Мещане», а в ноябре – «Воздушный замок» Рудого.

17 марта 1957 года зрители увидели лирическую комедию «Та, которую искали». Девушку, которую так упорно и настойчиво искали, превосходно сыграла Нина Кучина, а ее партнера – Евгений Орехов.

Борис Прохорович Аксенов был увлеченным человеком. Он обладал большим трудолюбием и талантом. Даже уйдя на пенсию в 1958 году, он оказывал повседневную помощь драматическому коллективу. Были поставлены пьесы В. Гусева «Слава», В. Катаева «День отдыха», комедия В. Киршона «Чудесный сплав», Пьеса Э. Ремарк «Последняя остановка». В 1960 году Борис Прохорович очень удачно осуществил постановку пьесы А. Софронова «Стряпуха». Самодеятельные артисты поднялись на новую творческую ступень. Роли в спектакле исполняли: Павлина- А. Венкова, Казанец – О. Афанасьев, Чайка – Л. Янович, Галина – Р. Пыльченко, Андрей Пчелка- В. Родюшкин, Таисия – Н. Разина, Наталья – А. Антонова, мать Гали Дарья Архиповна – Е. С. Юркова, Тимофей Слива – В. Стригунов, Тимофей Григорьевич Соломка – С. Калекин.

В 1960 году к 20-летию Эстонской ССР драматический коллектив Дома культуры под руководством опытного режиссера Андрея Александровича Ларина поставил пьесу эстонского драматурга ЭгонаРаннета «Блудный сын». В спектакле были заняты: Е. С. Юрнова, Р. С. Пылиенко, А. Г. Шеин, О. И. Афанасьев и др. Декорации подготовил художник В. И. Стригунов.

В семидесятые годы режиссером театрабыл Владимир Литвяков. 21 ноября 1978 года театр открыл новый сезон премьерой спектакля по пьесе Евгения Шабана «Шрамы». В спектакле участвовали молодые актеры – В. Белов, В. Котов, В. Тихонов, Л. Сычева. Из ветеранов С. Г. Шепелева. Спектакль утверждал в человеке человеческое, призывал к ответу нарушителей норм морали.

В восьмидесятые годы режиссером театра стал Георгий Шеин. Заведующей постановочной частью была его жена Мария Григорьевна. Шеин был талантливым человеком, замечательно играл на трубе, возглавлял духовой оркестр Дома культуры. В молодости он работал в Большом театре в Москве, разбирался в технических вопросах освещенности сцены и т. п. Георгий Александрович начал с инсценировок Чеховских рассказов «Гайка», «Унтер Пришибеев» и др. Он подготовил спектакль «Русские люди», в котором участвовали ветераны Великой Отечественной войны Василий Григорьевич Курятников, Василий Давыдович Ушаков, Фатющенков. В роли Вали дебютировала библиограф районной библиотеки Бакланова Татьяна Алексеевна. С прежним актерским составом Шеин продолжил выступать с пьесой «Женитьба Бальзаминова». Главную роль в ней сыграл учитель музыкальной школы Владимир Гавриков. Затем недолгое время режиссерами народного театра были Надежда Загайнова и Надежда Серегина. 

В девяностые годы театр возглавила директорДома культуры Надежда Никифоровна Горбачева. Вместе с заведующей постановочной частью Надеждой Васильевной Жучковой она поставила спектакли: «Урок дочкам» (по пьесе Крылова), «Про Федота Стрельца» (по произведению Л. Филатова), сказку «Приключения Макея в царстве Кощея», «Барышня-крестьянка» (по произведению А. С. Пушкина). В них играли Т. Зорина, В. Герасимчук, С. Шумаев, Р. Габайдулин, Л. Стародубцева, С. Горшкова, Н. Жучкова, С. Кузнецова, Н. Шулаева, Н. Горбачева, К. Степанян, Н. Крестова и др. Театр получил звание народного. Затем со спектаклем «Не все коту масленица» по пьесе Островского дебютировал в роли режиссера Владимир Герасимчук. Спектакль участвовал в областном смотре в Калуге. Герасимчук также осуществил постановку Чеховского «Медведя». В труппу народного театра тогда входили актеры: Н. Рыженкова, К.Степанян, супруги Расторгуевы, М. Жидова, Г.Таджиматова, О. Герасимчук, С. Кузнецова, Н. Жучкова, Н.Шулаева, Т. Зорина и др.

В 2002-2003 годах режиссером народного театра стала Татьяна Зорина. Вместе с ней в театр пришла молодежь. Со студентами Лицея-34 и старшеклассниками школ города она подготовила спектакль по пьесе Н. Островского «Снегурочка». В нем играли: Вадим Петраков, Владимир Михайлов, Людмила Смирнова, Александр Дворниченко, Филипп Сахаров, Максим Плетнев, Ксения Зотова, Полина Зорина, Денис Золотов, МихаилМузживлев, Диана

Спектакль по пьесе А.Макаенка «Трибунал».

Ткаченко, Анастасия Капитонова, Татьяна Соловьева, Виктор Соловьев, АнжеллаМиненковаи др. Спектакль был показан в Доме культуры, в воинской части, в Доме-интернате для инвалидов и престарелых. Желающих участвовать в спектакле было так много, что пришлось играть его в два состава, как в настоящих театрах. Дело в том, что Т. А. Зорина вела одновременно театральный кружок в Доме творчества юных, где ею были поставлены спектакли «Обыкновенное чудо» попьесе Е. Шварца, «Шакунтала» и «Ромаяна» (индийский эпос). Одна из исполнительниц роли Снегурочки, Виолетта Сотникова, позднее закончила театральный вуз и стала профессиональной актрисой.

14 января 2007 года со спектаклем Н. Птушкиной «Рождественские грезы» в качестве режиссера дебютировал Олег Исупов.

В исполнении актеров Е. Исуповой (Софья Ивановна), Ю. Смольяниновой (ее дочь Татьяна), В. Арзуманова (Игорь), А. Куьминой (Диана, дочь Татьяны и Игоря), М. Арзумановой (правнучка) зрители увидели добрую историю о любви. Второй раз спектакль был показан 19 января 2008 года. Собранные средства были перечислены на счет Тарусской районной больницы. Второй работой Олега Исупова как режиссера стал спектакль по пьесе В. Шукшина «Энергичные люди». В День рождения города в 2008 году состоялась премьера поэтического спектакля «Ода к радости». В течение полутора

«Беседы при ясной луне» Василий Шукшин

часов в зале звучали поэзия и музыка Ахматовой и Цветаевой, Есенина и Блока, Мандельштама и Гумилева, Бунина и Пастернака, Дворжака и Шопена, Капуа и Бетховена, Рахманинова и Пьяццоллы, Вертинского и Высоцкого. Зрители благодарили несмолкающими овациями и режиссера спектакля Владимира Иванова, и всех участников спектакля: Елену и Олега Исуповых, Вячеслава Арзуманова, Юлию Смольянинову, Татьяну Зорину, Анасатасию Постникову, Светлану и Юрия Молчановых, Олега Обвинцева, Вячеслава Плетнева, Марину Хвощеву, Полину Зорину. Указом Президента РФ 2010 год был объявлен годом празднования 150-летия со дня рождения А. П. Чехова. И Тарусский народный театр вновь показал зрителям пьесы «Юбилей», «Предложение», «Медведь». Это было в феврале, а в апреле зрители увидели новую постановку народного театра по пьесе сербского

спектакль «Медведь» А.П.Чехов

драматурга Бронислава Нушича «ОБЭЖ» (Общество Белградских Эмансипированных Женщин). Это была третья творческая работа Олега Исупова в качестве режиссера. В комедии было занято достаточно много актеров: Накия Шеметова, Татьяна и Полина Зорины, Елена Исупова, Галина Тоньшева, Марина Обвинцева, Нина Устинова, Мария и Вячеслав Арзумановы, Сергей Колмаков, Анастасия Постникова, Светлана Молчанова, Юлия Смольянинова, Ольга Савельева, Людмила Высоцкая, Илья Алексеенко, Денис Хвощев, Зинаида Цеханская-Савельева. Пьеса о женщинах, о том, как интриги, сплетни, прочая чепуха вытесняют основное – заботу о семье, доме, детях.

В 2012 году к 120-летию со дня рождения К. Г. Паустовского режиссер В. В. Иванов осуществил постановку спектакля «Беглые встречи» по новеллам писателя. Спектакль был построен на диалогах и повествовании. Перед зрителем разворачивалась цепь эпизодов, которые открывали важные черты человеческого характера: любовь к своему делу, любознательность, отзывчивость, талантливость. Зрители встретились с самим Паустовским (С. Колмаков) и мудрым аптекарем (Ю. Молчанов), «рецепт» которого прост- писатель должен пропитаться жизнью, знать столько, что страшно даже подумать, работать как вол и не гнаться за славой. За этим эпизодом последовала встреча с фантазером Аланом (А. Ананьев), затем со стариком Лялиным из деревни Полково (В. Плетнев), с летчиком, матросами, жителями затихшего города (С. Молчанова, Л. Высоцкая, Н. Шеметова, А. Постникова, Е Исупова, Т. Зорина), актрисой Солнцевой (Г. Тоньшева), композитором из Москвы (О. Исупов). Пронзительное чувство доброты передалось залу. Актеры сыграли профессионально.

В ноябре 2012 года состоялась премьера спектакля по пьесе А. П. Сумарокова «Приданое обманом». Режиссер Татьяна Зорина. Главные роли в ней сыграли Сергей Колмаков и Александр Ананьев. В спектакле участвовали и другие актеры народного театра: Ольга Савельева, Владимир Иванов, Лариса Сидорова, а также юные актеры «Алого паруса» при библиотеке.

В январе 2013 года зрители увидели новогоднюю сказку по пьесе Коломийцевой «Хэви металл!». В ней участвовала вся труппа народного театра и молодежь из театральной студии при районной библиотеке «Алый парус». Режиссером-постановщиком, костюмером, художником-декоратором спектакля была Татьяна Зорина. Главную роль Снегурочки сыграла ученица 11-го класса Тарусской школы №2 Сидорова Лариса. Зал был полон. Спектакль повторяли два раза.

 «Прикосновение» такое название получила новая работа труппы Тарусского народного театра во главе с режиссером В. В. Ивановым в 2013 году. Спектакль, посвященный 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого, был задуман в виде драматическо-философского эссе и воплощен на крохотной тарусской сцене с поистине фантастическим размахом. Над сценарием режиссер работал долго. От воссоздания на сцене образа поэта он сразу же отказался. Актерам народного театра удалось своей игрой, поэтическими строками, песнями передать крик души поэта, его яростный темперамент. На областном фестивале «Приокскиесюжеты» этот спектакль был награжден дипломом лауреата и дипломом «За лучшее сценическое решение».

В 2014-2016 годах театральная студия при библиотеке под руководством режиссера Татьяны Зориной показала зрителям спектакли: «Обыкновенное чудо» (по пьесе Е. Шварца), «Маленький принц» (по сказке Антуана де СентЭкзюлери), сказку «Приключения Макея в царстве Кощея». В них играли: Гукасян Карлен, Ленишмидт Алексей, Холиков Мансур, Цуркан Александра, Тагаев Вениамин, Прохоров Роман, Архипов Никита, Мельников Александр, Куриленко Дарья, Кирюхина Юлия, Куриленко Виктория, Антипов Игорь, Сиднева Диана. Аничкина Анастасия и др. В 2015 году студия «Алый парус» выезжала отдыхать в лагерь «Зорька» под Туапсе, где выступала со своими спектаклями.

В июне 2017 года пост режиссера Тарусского Народного театра заняла Лина Николаевна Веселова. Первая премьера Тарусского Народного театра под руководством Веселовойсостоялась 12 августа 2017 года. Это был спектакль «Телеграмма», поставленный по мотивам рассказа К. Г. Паустовского. В нем участвовали новые актеры: Нелли Скачкова, Евгений Балакин, Арина Щетинина. Спектакль с успехом прошел на сцене Центра культурного развития. 8 октября на этой же сцене была показана вторая работа- музыкально-драматический медиа-спектакль «Я – есмь, и буду Я…», созданный по мотивам воспоминаний Марины Цветаевой и ее близких. В исполнении О. Воробей, Л. Иванютиной, М. Слепцовой, Е Филипповой  

        Спектакль «Карусель»

прозвучали песни и романсы на стихи Цветаевой. В спектакле были заняты актеры: О. Исупов, Е. Исупова, В. Мальцев, Т. Зорина, В. Машкова, О. Зуева, В. Ильина и др. Спектакль удачно вписался в Цветаевский фестиваль. 14 октября в киноконцертном зале «Мир» состоялось торжественное открытие театрального сезона, на котором присутствовали гости из Москвы, Калуги, представители районной администрации во главе с Е. Мальцевым. Вниманию зрителей был представлен спектакль «Карусель». Он состоял из пяти миниатюр, поставленных по мотивам произведений Н. Тэффи и Н. Аверченко: «Экзамен» (в ролях: В. Машкова, А. Щетинина, В. Ильина, О. Зуева, А.Пашаева), «Сердце молодой девушки» (в ролях: О Исупов, Е. Исупова, Д.Пейсах), «Демоническая женщина» (в ролях: В. Мальцев, Е.Теммер, Т.Бирюкова, Л.Колокольчикова, О.Швечкова), «Роковая гребенка» (в ролях: В. Мальцев, Н. Анейчик), «Долг и честь» (в ролях: Т. Зорина, О. Воробей). В спектакле также участвовали Л.Веселова и столичный режиссер, и актер А. Калашников.

21 октября актеры выехали с этим спектаклем на гастроли в село Волковское. С восторгом встретили «Карусель» и зрители села Вознесенье.

К Новому году Народный театр совместно с детским танцевальным коллективом «Радуга» подготовил спектакль «Приключения Ведьмочки на Новогоднем балу» который был неоднократно показан в Тарусе и в селах района.

В феврале 2018 года Тарусский Народный театр на Всероссийском фестивале-практикуме «Пока горит свеча» в Коломне Московской области стал Лауреатом второй степени (спектакль «Телеграмма»). Исполнительница главной роли Т. Зорина получила Специальный приз жюри «За сценическое обаяние и творческое долголетие». На Международном конкурсе «Звездный час», проходившем в рамках фестиваля, артистки театра В.Машкова, А. Щетинина и В.Ильина получили звание Лауреатов и Дипломантов в номинации «Художественное слово».

За театральный сезон 2017- 2018 года Тарусский Народный театр подготовил 4 спектакля, с которыми выступил в Калуге, Коломне, Тарусе и селах района 19 раз!

 

«Верить в то, что делаешь, в то, что есть, в то, что будет…»

(Хвастовичский народный театр)

45-летие народного театра из глубинки - редкий феномен. Но мы не удивляемся: Хвастовичский народный театр стоит на любви.

Театральный коллектив был образован в Хвастовичах еще в 70-х годах прошлого века работником культуры Зоей Куприяновой. В то время односельчане смотрели на эту затею со скепсисом, а актеров иногда приходилось «направлять» в самодеятельный театр решением партийных органов. В 1972 году театру на областном смотре непрофессиональных коллективов присвоили звание«Народный» за постановку по пьесе Бориса Лавренева «Шторм». С годами авторитет театра рос, уменьшились трудности с подбором актеров.

В 1980 году главным режиссером театра стал выпускник Калужского культпросветучилища Валерий Василевский. Уже 35 лет он возглавляет отдел культуры Хвастовичского района.

Народный театр стал ярким центром притяжения для жителей. При коллективе более пяти лет работает детская театральная студия «Лукоморье», которая со своими постановками неоднократно принимала участие в областном фестивале детских театральных коллективов «Муравейник». Театральная гостиная собирает любителей культуры на встречи с интересными людьми, здесь празднуются и юбилеи поистине «народных» артистов.

Сегодня в театре занято более 80 человек - актеры, помощники режиссера, декораторы, музыканты, осветители... Коллектив с успехом выступал в Думиничах, Сухиничах, Жиздре, Людинове, Бетлице, Ульянове, Козельске, Кирове, Обнинске, Сосенском, селе Хотынец Орловской области и городе Дятьково Брянской области.

В 1995 году театр представил спектакль «Рядовые» на сцене Калужской драмы, в 2001-м - показал свою трактовку «Дракона» в Народном доме. На фестивале «Хрустальная маска» в Дятькове хвастовичские артисты получили дипломы за лучшие женские (Нина Федотова, Валентина Андросова) и мужские (Михаил Ковтун, Николай Кулабухов) роли. С 1989 года театр

После премьеры спектакля «Бабий бунт»

дружит с Калужским ТЮЗом, неоднократно показывал на его сцене свои постановки.

Недавно, в свой юбилейный год, народный театр с успехом представил на сцене ТЮЗа музыкальную комедию Евгения Птичкина «Бабий бунт».

Директор Калужского «театра для всех» Валерия Визгова отметила, что «лицо коллектива определяется глубоким, истинным реализмом. Зрители так любят «своих», что встречают гастроли любых гостей с ревнивым чувством».

Как удалось самодеятельному коллективу завоевать зрителя в эпоху интернета и цифрового телевидения? Об этом рассказывает в своем интервью заслуженный работник культуры России Валерий Василевский:

«- Еще школьником я участвовал в постановках театра, поэтому связь с ним - кровная, душевная. В детстве играл и пионеров, и зверей, и даже Деда Мороза... Любовь к театру привела во ВГИК. Экзамены на заочное отделение этого прославленного вуза в Калужском культпросветучилище принимал Дмитрий Поличинецкий, он и посоветовал мне поступать к нему на курс.

- С кем из режиссеров за всю историю театра вы хотели бы поговорить, посоветоваться?

- С Товстоноговым. Главное слово этого режиссера: «Верить!». Верить в то, что делаешь, в то, что есть, в то, что будет. Не играться!

- Жизнь — это не игра?

- Да, только театр - игра.

- Но огромные массы населения убеждены сегодня в обратном.

- Люди только сами могут понять, что мы зависим друг от друга. Искусство предназначено, чтобы учить этому. А доказать никому ничего нельзя, молодые сами все поймут, когда набьют шишки.

- В контрасте с этим воспринимаются шолоховские герои вашего спектакля «Бабий бунт».

Они - самостоятельные, стойкие люди, все умеют, выживают в тяжелом омуте жизни...

- А сейчас мы живем очень легко - все можно купить.

- Все ли? Кто играет в вашем театре?

- Люди. Самая старшая актриса театра, Нина Трахачева, отметила свое 70-летие, а самый молодой - мой восьмилетний внук Ярослав и его одноклассники.

- Как вы добились любви зрителей?

- Своей любовью к искусству, своим примером. Четыреста мест в зале всегда заняты. Все друг друга знают, зрители — это родственники, друзья, коллеги артистов. Семейные люди после работы находят время, чтобы репетировать по два-три раза в неделю по два часа. Иногда это становится судьбой. Актер нашего театра Артем Бычков закончил в Москве театральное училище, работает по профессии!

- Все читатели нашей газеты - еще и зрители. К чему вы, режиссер, хотели бы их призвать?

- Чтобы любили друг друга! Тогда жить будет легче. Нужно верить в себя и в то, что жизнь прекрасна.»

За время Валерием Федоровичем поставлено более 50 спектаклей на разных сценах Калужской и соседней Орловской областей. В основу театрального репертуара ложатся жизненные темы, наиболее близкие сельским зрителям: быт, повседневность, проблемы современного общества. Они воплощаются в лирических или сюжетных комедиях: «Милый развратник» В. Тарасова, «Не жизнь, а малина» К. Абрамцева, «Бальзаминов и другие...» А. Островского, «Очень простая история» по пьесе М. Ладо, трагикомедия Г. Горина «Забыть Герострата».

Театр активно гастролирует по области, участвует во всех региональных театральных фестивалях, является дипломантом большинства из них. Игра артистов Хвастовичского народного театра получила высокую оценку на федеральном уровне: коллектив занесен в федеральный реестр «Всероссийская книга почета».

Из истории создания…

(Ульяновский народный театр)

 

1931 год. Идёт перестройка крестьянской жизнина новый социалистический путь, путь коллективизации. К тому времени вПлохинском районе было коллективизировано более 50% крестьянских хозяйств. Одновременно проводится работа по ликвидации безграмотности и развитию культуры на селе. Огромная роль приосуществлении этих задачпринадлежит комсомольцам и молодёжи.

По инициативе ипри активном содействии учительницы – ГалиныПавловны Лебедевойпри районном клубе был создан драматический кружок. В нём было не более десяти человек и репертуар его состоял из коротких чеховских произведений. Спектакли ставились при свете

 

1931 г.- 1-й драматический кружок (верхнийряд справаГ.П.Лебедева)

керосиновых ламп, но имели большой успех у зрителей.

К 1935 годудрамкружок насчитывает уже более 40 любителей драматургии. Под руководством режиссёра Г.П. Лебедевой были поставлены такие спектакли, как «Бедность не порок», «Без вины виноватые», «Гроза», «Бесприданница» А. Островского, «Ревизор»

 Н. Гоголя, А.Чеховаи многие другие. Большой успех у зрителей завоевали самодеятельные артисты В.И.Прошин, В.Д.Комендантова, А.Д.Бушуева, Л.П.Гомолицкая, П.В.Романов,В.М.Курилкина, И.Е.Курский, С.М.Акимкинидр. Драматический коллектив часто выезжал со спектаклями по району. В начале ВОВ многие участники кружка ушли на фронт. На этом закончился довоенный периодразвития драматического коллектива. 

Второй периодработы кружка начинается с 1945 года и продолжается до 1968 года, когда за постановку спектакля «Судьба-индейка» А.Сафронова, за долголетнюю творческую работу по обслуживанию сельского населения решением Министерства РСФСР Ульяновскому драматическому коллективу при районном Доме культуры присвоено высокое звание – «Народный самодеятельный театр».

До присвоения звания «Народный» коллективом поставленосвыше 40 многоактных пьес. Режиссёром театра по-прежнему остаётся Г.П. Лебедева, которой в 1953 году в кремле вручен Орден Ленина.

Десятки тысяч зрителей посмотрели спектакли коллектива, который пользовался большой популярностью и авторитетом не только зрителей района и всей области. В составе труппы были заслуженные и 

1953 год Москва Георгиевский зал Кремля

Орден Ленина Г.П.Лебедевой вручает К.Е.Ворошилов

уважаемые люди в районе: И.П.Кузовков, С.М. Линчицкий, А.И.Шитова, Т.В.Прошина, Т.Д.Халина, Б.А.Тимашов, М.С. Агеев, Н.П.Гарусин, И.С.Пронькин, М.В.Яшкин,В.Д.Звягин, Д.С.Гончаров, Г.Н.Родионова,Т.И.Зотова, Н.И.Полтарацкая,Т.Д.Халина,А. Лемзиков, В.Илюхина и другие. В 70-80 годы театр возглавляли режиссёры Т.В. Прошина, Д.Гончаров, В.Лифанова.

В репертуаре театра были такие спектакли, как: «Юбилей», «Медведь» А.П.Чехова, «Трибунал» А.Макаенка, «Солдатская вдова» Н.Анкилова, «Разлетаются жёлтые листья» М.Зарудного, «Восемнадцатый верблюд»

С. Алёшина и другие.

 

Т.Глебова«Сёстры Нечаевы» А.П.Чехов « Медведь»                              

 

В.Лаврентьев«Чтиотца своего»        Дыховичный-Слободский «Сады цветут»

 

    И. Эвальд«Отважное сердце» А.Макаёнок «Трибунал»

 

90-е годы,в связи сзатянувшимся строительством нового РДК, стали для коллектива трудными, так небыло базыдля репетиций,да и последствия на Чернобыльской АЭС сделали своё дело- многие из актёров ушли из жизни, другие уехали из района. Но тем не менее театрпродолжал гастролировать насценах сельскихДомов культуры со спектаклями разных лет, новыми постановками- «Подругажизни» Л.Корсунского, «Идеальный возраст» В.Бурыличева, «Печка на колесе» Н.Семёновой и другие.

 

 

С.Алёшин«Восемнадцатый верблюд»

Л.Корсунский«Подругажизни»

Ульяновский народный театр продолжаеттрадиции старшего поколения самодеятельных артистов иставит самые разножанровые спектакли. В коллективе театра - более 20 человек, различных профессий: Людмила Саложёнкина- корреспондент районной газеты, Галина Афонина, Тамара Майорова, Татьяна Полякова, Татьяна Арбузова- работники детского сада, Светлана Понкратова- работник больницы, Людмила Мурашова, Виталий Ткачук- преподаватели средней школы, Ирина Повернова, Надежда Бычина, Андрей Шевяков, Владимир Юдаков, Надежда Хотенко, Валентина Лифанова идругие.Причём наряду состаршим поколением, начинают играть июные актёры. Конечно, наверное,общая проблема всех народных театров- дефицит мужчин. Возглавляет театр –режиссёр Владимир Хрусталёв, который сам с удовольствием исполняет любые роли. Сыграв в первом спектакле М.Талвеса«Встреча» главную роль -военного Алёшу, он навсегда полюбил театр и теперь служит ему.

Сегодня в репертуаре театраследующие спектакли:

Михаил Талвес«Встреча», Михаил Задорнов «Хочу вашего мужа», Нина Семёнова«Семь ложек, семь мисок», Татьяна Москвина «Зачем..или исповедь одиноких» (по мотивам пьес Т.Москвиной), Надежда Птушкина

«Плачу вперёд!», Ирина Мальханова«Начинается новая жизнь» и другие. 

В 2008 году Ульяновский народный театр подтвердил в очередной раз своё звание-«Народный» спектаклем по пьесе Надежды Птушкиной «Плачу вперёд!» Спектакль до сих пор в памяти зрителей района. В последние годы коллектив театра стал заниматься также постановкой новогодних театрализованных представлений, масленичных гуляний и других праздников.

 М. Талвес«Встреча»                                М. Задорнов «Хочу вашего мужа »                

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 665 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2300 - | 2022 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.