(Сухиничский народный театр)
Народный театр в Сухиничах – театр поистине народный - реалистический. Главное в нем – отношение к театральному делу как выражению жизни и способу влияния на окружающую действительность. В Сухиничах любят театр. Не будет преувеличением сказать, что театр воспитал несколько поколений зрителей. Он стал основой культурной жизни города и района.
А началось все в 1899 году, когда при Вольном пожарном обществе в Сухиничах образовался театральный кружок, который просуществовал вплоть до революции 1917 года. Местная интеллигенция, хоть и немногочисленная, в те годы не мыслила себе жизни без театральных впечатлений. Уже тогда театр стал заметным явлением жизни города, обогатившем его культурную жизнь.
Потом был долгий перерыв в деятельности театра, вызванный трудными годами становления нового государства, лишениями Великой Отечественной войны. И лишь в 1947 году в голодном, еще не восстановленном после войны городе, организовался драматический кружок под руководством Надежды ФранцевныЧекмаревой. Это было знаком возвращения к мирной жизни, к обычным человеческим радостям.
Но по-настоящему расцвет самодеятельного театра в Сухиничах произошел, когда театр возглавила Эра Сергеевна Милицкая - учительница русского языка местной школы. Она запомнилась зрителям и как постановщик спектаклей, и как создатель ярких характеров в более чем тридцати постановках по произведениям русской классики, первыми из которых были «Медведь» и «Предложение» по А.П. Чехову, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Женитьба Бальзаминова» А.Н.Островского.
спектакль «Женитьба» Н. Гоголь 1949.
Год от года коллектив укреплял свои позиции, завоевывал все больший авторитет у зрителей. Жители Сухиничей уже не могли себе представить райцентр без своего маленького любительского театра и его спектаклей. А они ставились по пьесам большой общественной проблематики: «Меч и звезды» Ю.Чепурнина, «Домик на окраине» и «Таня» А.Арбузова, «День отдыха» В.Катаева, другие. Нести радость людям – в этом главная причина увлечения искусством у всех артистов любительского театра.
Коллектив всегда жил единой дружной семьей. А по-другому самодеятельный театр и невозможен, ведь актеры не только играют на сцене, они создают спектакль своими руками. Они и костюмеры, и гримеры, и декораторы, и разнорабочие. Конечно, нелегко участникам коллектива совмещать свою основную работу и личное подсобное хозяйство с деятельностью в театре, но зато их жизнь наполняется яркими событиями, премьерами, поездками, впечатлениями, дружеским общением. В своем гимне они поют: «В трудном деле мы находим счастье…»
В 1967 году коллективу было присвоено звание «Народный». К тому моменту в коллективе было 35 участников, причем, что интересно, преимущественно мужчины. А ведь, как известно, мужчин в самодеятельных коллективах всегда нехватка. За вклад в развитие театрального самодеятельного искусства Эре Милицкой в 1981 году было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», а в 1999 году «Почетный гражданин муниципального образования «Сухиничский район».
«Трибунал» А. Макаенок 1972/1973
Менялись политические ветры, менялся репертуар, но коллектив Сухиничского народного театра всегда оставался «театром людей». В 1988 году театр возглавил Виктор Антонович Бутнев. Уже первая его постановка произвела фурор. Это был спектакль «Не может быть» по произведениям М.М. Зощенко. Острие сатирического спектакля было направлено против невежества, мещанского самолюбия, жестокости и вообще человеческих пороков. Неповторимый колорит зощенковских диалогов лег на музыкальную канву спектакля. Вокальные и музыкальные номера органично вписались в повествование. Виктор Антонович привлек к постановке работников городской администрации, учителей местной школы, врачей, железнодорожников, предпринимателей, библиотекарей и даже пенсионеров. Спектакль стал настоящим культурным событием города.
Не было в Сухиничах никого, кто не знал бы о существовании Народного театра и не побывал на его спектаклях. Горожане помогают коллективу кто при сооружении декораций, кто материальными вложениями, и все – аплодисментами во время спектаклей. Каждую премьеру посещает глава администрации района Анатолий Дмитриевич Ковалев и всегда поддерживает самодеятельных артистов.
«Правдахорошо, асчастьелучше» А. Островский 1992/1993.
Однажды на спектакле из-за аварии на электростанции неожиданно погас свет, и ни один из зрителей не покинул зал, терпеливо дожидаясь продолжения.
Любители из Сухиничей не боятся тягаться даже со всенародно популярными кинофильмами. Так, однажды на областной фестиваль театральных коллективов «Приокские сюжеты» они представили спектакль «Стряпуха». Казалось бы, как можно «переиграть» Светлану Светличную и Владимира Высоцкого? Однако заслуженный работник культуры России Виктор Бутнев сделал ставку на сложность сюжета. «Фильм оставил нам пространство для более основательной разработки характеров. И в первую очередь – хлеборобов, людей, занятых нелегким, но таким нужным для общества трудом», - отмечал Виктор Антонович. Ирина Горлова объясняла добросовестное отношение актеров-любителей так: «Нам нельзя играть спустя рукава. Сухиничи - городок небольшой, все друг друга знают. Не хочется огорчать земляков». В Соболевке, Брыни, Шлиппове и других селах района тоже аплодировали актерам из Сухиничей. Александр Типаков, тогдашний министр культуры области, отметил, что «театр не подчиняется прямолинейным «законам конструирования» театральной драматургии, он всегда нов и непредсказуем. Театр в Сухиничах отличает чуткость интонации, восприимчивость к живым человеческим эмоциям».
К сожалению, люди не вечны, и театральные режиссеры тоже. В 2014 году ушел из жизни Виктор Антонович Бутнев, память о котором жива в городе до сих пор. После смерти Бутневав театр был приглашен Константин Солдатов – актер и режиссер Калужского областного драматического театра, и он с удовольствием взялся за постановку спектакля «Добрые соседи» по мотивам пьесы Н.Эрдмана «Самоубийца». Спектакль принял участие в областном фестивале-конкурсе любительских театров «Приокские сюжеты-2015» и стал лауреатом.
В 2016 году на должность руководителя Народного театра был приглашен Сергей Анатольевич Нилов. Выпускник Ярославского театрального училища, он сыграл более шестидесяти ролей в театре, в кино и на телевидении, поставил в самодеятельных коллективах не один десяток спектаклей. В Сухиничах его первой постановкой стала «Дуэнья» Ричарда Шеридана. Это произведение многие помнят по одноименному фильму режиссера Михаила Григорьева, в котором играли великолепные актрисы Татьяна Васильева и Ирина Муравьева. Но у сухиничан «Дуэнья» получилась иной - по-настоящему театральной: замечательные костюмы, прически, пластика, обаяние и непосредственная игра самодеятельных исполнителей - Светланы Бутневой, Алексея Быкова, Надежды Володько, Александра Гурина, Ирины Лабус, Александра Рекунова, Алексея Конкина, Ольги Полковниковой, Елены Соминой и других.
Одна из последних постановок коллектива стал «Женский монастырь» по пьесе Владимира Дыховичного и Марка Слободского. Сергей Анатольевич Нилов сделал сценическую редакцию известной пьесы и поставил ее под названием «Женский заговор». Жанр определил как «комедию в стиле ретро». Действие происходит в городе Достиженске – типичном городе – стройке, которых так было много в те памятные советские годы. А конфликт извечен - взаимоотношения между мужчинами и женщинами: кто кого больше любит, кто важнее в семье, кто больше работает, кто лучше приспособлен к жизни. И в конечном итоге оказывается, что «мы не можем друг без друга».
Зал в день премьеры был полон. Зрители отзывались смехом на каждую шутку и забавную ситуацию, в которой оказывались герои спектакля. Часто звучали аплодисменты, и по всему было видно, что народный театр в Сухиничах пользуется особой любовью. В этот день на сцену вышли самодеятельные актеры Л.Иванова, А.Аноприков, И.Полковников, А. Быков, А.Пеняева, А. Конкин, Н.Гурина, А. Рекунов, И. Лабуз, О. Шаркова и другие. Они играли с полной самоотдачей и ответственностью перед сидящими в зале родными и близкими, папами и мамами, коллегами по работе и друзьями. В спектакле принял участие также танцевальный ансамбль «Экстрим», который своими номерами создавал атмосферу спектакля – атмосферу «оттепели»: радости, легкости, солнечного света, ярких красок и сияющей молодости.
По окончанию спектакля зрители, буквально, задарили артистов букетами цветов. Городские власти от души поблагодарили народный театр и режиссера за доставленную радость, вручили благодарственные грамоты. Высказывались пожелания, чтобы спектакль был показан в Домах культуры Сухиничского района и в областном центре.
Народный театр в Сухиничах на протяжении всей своей истории существует в традициях провинциального русского любительского театра – такого, который становился плодом совместной творческой деятельности, досуга и свободного размышления образованнейших, интеллигентных людей, любивших собираться вместе и организовывать театральные представления.
«Не можем жить без сцены…»
(Обнинский народный театр)
Вряд ли найдется на российской самодеятельной сцене «коллектив» с такой яркой биографией. Судьба театра, созданного и выпестованного талантливым режиссером, мудрым педагогом и редкой душевной красоты человеком Верой Петровной Бесковой, уникальна! Не зря Веру Петровну называют живой легендой первого Российского наукограда.
Вера Петровна со всеми ее званиями и государственными знаками отличия для своих воспитанников – прежде всего учитель и друг. «Она наш мозговой центр, сердце и кровеносные сосуды» - так много лет назад образно сформулировал ее значение для коллектива ветеран обнинской сцены Владлен Андреевич Акинин.
Более четырехсот человек прошло через творческую лабораторию Обнинского народного театра. Наш зритель, умный и придирчивый, избалованный возможностью посещать столичные театры, быстро перестал делать скидки на самодеятельный статус театра. От премьеры к премьере театр показывал такой высокий класс, что для многих горожан стало не обязательным ехать в Москву «за культурой».
Символично, что первая АЭС и народный театр начали отсчет своего времени в одном году. Осенью 1954 года в новеньком зале Дома культуры ФЭИ состоялась премьера драматического коллектива по пьесе Шкваркина «Чужой ребенок». Успех спектакля предугадал будущее: театральное искусство уже затягивало молодых исполнителей в свои сети.
Яркие страницы народного театра начинаются с судьбоносного 1959 года, когда в Обнинск из Полярного приехала выпускница Горьковского
1993 Вечер смеха
театрального училища – актриса и режиссер Вера Бескова. Юному городу, где кипели молодые страсти, искали себя лирики, шутили физики, под сводами Дома культуры ФЭИ пробовали силы заядлые театралы, ее появление оказалось, как нельзя кстати.
Но быстро сказка сказывается, а дело настоящее непросто делается. Действительно, ведь более ста спектаклей в багаже, не счесть аншлагов. А репертуар?! У кого еще такая драматургическая палитра? Е.Шварц и А.Шток, А.Арбузов и Максим Горький, ЦаоЮй и Б. Брехт, Б.Горбатов и В.Розов, Ф.Абрамов и Б.Васильев, В.Шукшин и С.Маршак, А.Галин и Г.Горин – разве всех перечислишь!
Рождение каждого спектакля долгое и сложное действо. Зритель видит уже результат, а что было до премьеры – не представляет. Как ломает голову и душу режиссер, выбирая пьесу. Этот момент – ненавязчивая, мудрая политика, побуждающая к действию. Пьесу вместе долго обсуждают, примеряют ко времени, возможностям: бьются, мучаются, сглаживают, склеивают… Наконец, позади читка ролей, отработаны мизансцены, но что-то
2005 г.Н. Гуркин «Саня, Ваня с ними Римас»
еще не удается, и опять поиски, муки творчества. Нетрудно догадаться, что каждый участник спектакля на период работы в нем полностью выключен из нормальной жизни.
— Это правда, - подтверждает Алла Васильевна Упорова – супруга ветерана сцены Виктора Ивановича Упорова. – Он ведь толком не спит, не ест, пока в образ входит. В такие дни его лучше не трогать. Да и не надо, в свои годы он молод душой. И я с удовольствием всегда хожу на спектакли.
Виктор Иванович, вкусивший «приворотное зелье» театра, пошел дальше – уже много лет ведет театральный коллектив в Обнинской гимназии, весь в это дело ушел, стал Учителем и Другом юному поколению.
События собственной жизни всегда у них рядом с театральными. Кто-то защищал диплом или диссертацию, когда «Голого короля» ставили. У кого-то свадьба накануне премьеры, «мамашу Кураж» сдавали, главная героиня после операции…
Постановка спектакля «Мамаша Кураж и ее дети» по пьесе Б.Брехта стала вехой,
2013 В. Коровкин «Палата бизнес класса»
подняла театр на завидную творческую высоту. А ведь как отговаривали Бескову от рискованного шага – Брехт?! На самодеятельной сцене? Да за него не каждый столичный театр берется. Близость Москвы иного могла остановить, но только не Веру Петровну. Конечно, рисковала, ставя такую высокую планку. Но это надо прежде всего самим актерам – учиться на сложном материал. Брехт заставляет думать, его мысли, идеи очень ко времени. Работали, как одержимые. Конечно, был аншлаг. А на зональном смотре театров эта работа Обнинского театра признана лучшей.
Кто-то вспомнит спектакли патриотического плана – современных авторов. Вот «А зори здесь тихие», «В списках не значился» Бориса Васильева. Не сразу прониклись последней работой. После прочтения как-то вяло согласились: «Ладно, попробуем, если надо…» Веру Петровну такой настрой не устраивал, поразмыслив, решила организовать экскурсию в Брестскую крепость. Вернулись оттуда другими людьми – и глаза и души распахнуты. На премьеру пригласили ветеранов войны, защитников Брестской крепости. Эта встреча на всю оставшуюся жизнь врезалась. «Ради одного такого вечера стоило жить и работать», - признавалась тогда Вера Петровна.
Совсем другой характер у спектакля «Голый король» Евгения Шварца. Злая сатира на правопорядок, насаждающий отвратительную форму угодничества, верноподданичества. На сцене ветераны – Владлен Акинин, Евгения Лосева и только узнаваемые имена – Г. Столярова, М. Жаркова, Т.Красильникова, В. Ломазов, Н. Вьюнникова, В. Журавлева… Спектакль запомнился высоким качеством оформления, постановочной
2010 – А. Дударев, «Рядовые»
культурой. Особый колорит придала ему музыка – оркестр под управлением Г.Суханова. Вообще всегда рядом с артистами работали музыканты, в популярности театра большая заслуга А. Пожарского, Е. Потемкина, А. Арзамасцева.
В начале 80-х горожане увидели спектакль по пьесе Шатрова «Синие кони на красной траве». Отзыв в городской газете: «… Как всегда, режиссера привлекла драматургия большого нравственного содержания, именно на ней должны воспитываться актеры – профессионально и человечески…»
«Актеру всегда нужны образованность и культура» - кредо Бесковой. Выбор репертуара – это мудрая, ненавязчивая политика режиссера-педагога, побуждающая к действию.
Феномен Бесковой еще и ее интуиция. Один из примеров – работа популярной актрисы, любимицы публики Аллы Коссинской в «Пигмалионе». Уж как она отпиралась от этой роли, внешне фактурно вроде бы с ней несовместимой, а Вера Петровна «увидела» в героине именно ее и все-таки убедила взяться. Получилось, считали после премьеры обе и, главное – спектакль абсолютно принял зритель. А сама Алла Борисовна с нетерпением стала ждать и второго, и третьего выхода с этой ролью на сцену, еще многое шлифовала в образе и долго не могла, по ее выражению, «насытиться». Как тут не вспомнить ставший классикой постулат режиссера Бесковой: «Премьера – это конец, премьера – это начало…»
Немало поставлено спектаклей, адресованных молодежи. «Валентин и Валентина» М. Рощина, «Любовь, джаз и черт» Ю. Грушаса, «Пелагея и Алька» Ф.Абрамова, «Вагончик» Н. Павловой.
Конечно, театр не забывает и маленьких зрителей. Все новые и новые поколения малышей с удовольствием смотрят сказки «Белоснежка и семь гномов», «Аленький цветочек», «Снежная королева».
Долгий и сложный путь пройден коллективом. Чего только не было! И черные дни, когда для них самих стоял тот самый гамлетовский вопрос – «быть или не быть». Настоящие бойцовские качества проявила Бескова в сложнейший период, отстаивая право театра на существование.
Годы идут, многое меняется в нашей жизни, но по-прежнему на спектаклях Обнинского народного театра полные залы. Старожилы в разные годы определяли своих кумиров. Искали на афишах любимых актеров. Владлен Акинин, Герман Сунцов, Люсьена Дольская, Игорь Терешин, ГеоргийГрамолин, Валентин Дворцов, Зоя Новикова, Владимир Клинов, Евгений Дешин, Лев Леонов, Алла Коссинская, Владимир и Людмила Жарские, Зоя Новикова, Евгения Терещенко, да разве всех перечислишь! В истории театра ярко отражены поступи времени, неразрывная связь эпох и поколений.
А сам обнинский зритель – главная неотъемлемая часть театра. Вместе они прошли весь тернистый путь. «Мы всегда были рядом, даже когда стояли над пропастью. А сегодня театр в хорошей форме» - утверждает Вера Петровна.
Особые слова благодарности коллектив говорит директору городского Дворца культуры Виталию Сергеевичу Пикалову – прекрасному руководителю, душевному, чуткому человеку. Он умеет так организовать творческий процесс всех народных коллективов в нашем большом доме, что мы друг другу, как родные… Сегодня театр окружен по-настоящему отеческой заботой, мы имеем все возможности для работы. Большую помощь театру оказывают Ольга Васильевна Пащенко и Татьяна Васильевна Сенькина – заместители Пикалова. Именно под таким руководством городской Дворец стал настоящим очагом культуры. Правильнее бы называть его не Дворец, а Творец культуры, это истинная правда…»
2016 г. А. Дударев «Порог»
Сам, Виталий Сергеевич, объясняет:«Театр – большая составная моей жизни», я по образованию театральный режиссер, несколько лет работал с народным коллективом, ставил спектакли, знаю, что это за труд. И вот, через много лет, судьба подарила мне встречу с Обнинским театром. Как руководитель Дворца культуры и директор театра, я делаю все возможное для его творческого развития. Вера Павловна права: театр — это не только актеры. На сцене может быть три – четыре исполнителя, а их обслуживает целая группа – десять, пятнадцать человек. Чтобы спектакль вышел к зрителю, надо его «одеть – обуть», украсить, если требуется, музыкой, танцами. У нас работают очень творческие люди. Взять, к примеру, семью Колесниковых. Александр – художник - сценограф, Ольга – художник по костюмам, их дочь Полина связана с музыкой. У Веры Петровны вообще есть завидное качество притягивать к театру творчески одаренных людей. Яркий тому пример - многолетняя связь с Юрием Долмановым – Заслуженным художником России, который очень охотно нам помогает. Одна из его последних работ – эскизы декораций к спектаклю «Женитьба». А костюмы! Далеко не каждый театр может позволить себе изготовить такие, что шьем мы сами,в чем заслуга мастера-костюмера Татьяны Тимониной. И вообще реквизиту уделяем самое серьезное внимание. Мы вкладываем в театр значительные деньги – в бюджете Дворца это одна из главных затратных. Я удовлетворен, что у театра есть все условия для работы и что спектакли театра приносят доход. Это позволяет развиваться дальше. Теперь у нас есть свой бутафор, художник постановочной части, художник по свету, звукорежиссер, инженер по эксплуатации подъемников, все службы обеспечены современными средствами эксплуатации, у нас появилась технически образованная молодежь. Сейчас сцена напичкана новшествами, надо идти в ногу с требованиями. Мы стараемся. Работаем по новому световому оформлению, ищем новые выразительные средства. Жизнь театра продолжается…»