Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Душа песоченской интеллигенции




(Кировский народный театр)

В 2016 г. Кировский народный драматический театр должен был отметить свое 95-летие с момента своего основания, а отметил в итоге 120-летие. Раньше считалось, что годом основания драмтеатра является 1921 г. Однако заведующий Кировским историко-краеведческим музеем Андрей Бауэр обнаружил новые данные в архивных документах, и возраст драматического театра заметно увеличился. Вот что пишет А.А. Бауэр: «Любительский драматический коллектив в селе Песоченский Завод (ныне – г.Киров Калужской области) был учрежден группой местной интеллигенции – учителями, инженерами, просто образованными людьми - в 1896 г. под названием - «Песоченский драматический кружок». 5 июля 1896 г. министром внутренних дел России был утвержден устав Песоченского драматического кружка. Типографским способом Устав был напечатан в 1897 г. в Москве (к сожалению, в связи с переездом Калужского областного архива в новое здание, документы с фамилиями учредителей кружка оказались недоступны).

Организатором кружка и его душой в первое время был Николай Михайлович Дынин, песоченский социал-демократ, сплотивший вокруг себя местную интеллигенцию. Драматический коллектив начал сфранцузскихводевилей, а потом стал ставить пьесы русских авторов и особенно часто А.Н. Островского.

Труппа «Песочного драматического кружка» 1910 год

Молодой театральный коллектив для своих постановок арендовал помещение в волостном правлении (ныне – здание детской школы искусств №1). После создания в селе Песочня летом 1917 года Народного дома (размещался в одном из зданий, примыкающих к старому зданию заводоуправления ЧЛЗ) свои спектакли песоченские артисты стали играть там.

В связи с революционными событиями в России и Гражданской войной, драматический коллектив в Песочне прекратил свою деятельность.Возрождение егосвязано с именем самодеятельной актрисы Александры Васильевны Переборщиковой. В мае 1921 года онапоставила на сцене Народного дома комедию Островского «Бедность не порок» и начался новый этап становления любительского театра в Песочне. Наиболее активными членами театральной труппы в те годы были муж А.В. Переборщиковой - В.М. Дынин и сестра Н.В. Переборщикова.

К сожалению, история Песоченского театра в 20-е годыXX века полна неясностей по причине отсутствия источников – фотографий, афиш, программок, воспоминаний. Известно лишь, что вторым после А. В. Переборщиковой руководителем кружка и режиссером спектаклей был А. Н. Нильский, поставивший «Дикарку» Островского.

С 1928 по 1931 год театральный коллектив в Песочне возглавлял Ф. Ф. Свешников. Как он писал в своих воспоминаниях: «Мы работали в здании бывшей церкви, ставили М.Горького, А.Н. Островского, А.С. Грибоедова. Спектакли имели большой успех, народу был всегда полный зал. Играли спектакли не только в местном клубе, но и в близлежащих селах, где жили рабочие завода». В кружке начали свой творческий путь Н. В. Сосновская, А. М. Блохина, М. В. Семенова и другие артисты Песочни.

После отъезда Ф. Ф. Свешникова драматический кружок возглавлял Новодержин, оставшийся в памяти кировчан скорее, как хороший фотограф, нежели театральный режиссер.

В 1933 г. в Песочню приехал на гастроли из Ленинграда «Передвижной театр Западной области» (существовали такие профессиональные творческие коллективы в нашей стране в годы первых пятилеток), поставивший несколько спектаклей на сценах заводских клубов. В числе пятнадцати артистов был и выпускник Киевского театрального училища Л.С. Леонидов. Влюбившись в местную девушку, он остался здесь навсегда. С именем Леонида Самуиловича связана целая эпоха в истории местного любительского театра. За двадцать лет работыим было поставлено несколько десятков спектаклей. Через театр прошло, по меньшей мере, два поколения кировчан, а некоторые из них связали свою жизнь с любительским театром на многие десятилетия.

В послевоенные годы Л. С. Леонидов сделал ряд удачных постановок на сцене заводского клуба, среди которых особенно значительно прозвучали «Без вины виноватые» А.Н. Островского, «Платон Кречет» и «Калиновая роща» А. Корнейчука. Однако позже, в связи с загруженностью на основной работе (Леонид Самуилович одновременно работал директором районного ДК, директором заводского клуба, заведующим районным отделом кинофикации) новые спектакли он ставит все реже и реже, что не способствовало сплочению и развитию драматического коллектива.

Новое дыхание Кировскому самодеятельному театру придал Юрий Иванович Титов.В 1953 году Юрий Иванович возглавил коллектив и был его бессменным режиссером более четверти века. В своем творчестве Юрий Иванович развивал лучшие театральные традиции – приверженность классике, любовь к воплощению ярких сценических характеров, решение на драматургическом материале острых социальных конфликтов. Особое место он стал уделять советской драматургии – пьесам А.Софронова, А.Корнейчука, молодых авторов. К значительным историческим датам – годовщинам революции, съездам партии – коллектив всегда приходил с новыми творческими работами: спектаклями по пьесам Ю. Чепурина «Мое сердце с тобой» (февраль-март 1971 г.), М. Карима «В ночь лунного затмения» (декабрь 1972 г.), М. Зарудного «Пора желтых листьев» (февраль 1976 г.).

Репетиция 1959 год

Еще в1969 г. при театральном коллективе была создана детская студия, которой также руководил Ю. И. Титов. Первым спектаклем юных артистов была пьеса С. Маршака «Двенадцать месяцев». С тех пор театральной студией подготовлены и показаны зрителям более десятка пьес для детей, среди которых «Золушка», «Московские каникулы», «Гуманоид из 6 «б», «Царевна-лягушка» и многие другие.

Спектакль кировчан «Мое сердце с тобой» (пьеса Ю. Чепурина), поставленный в марте 1971 г., занял первое место на областном смотре-конкурсе самодеятельных театров, а коллектив был награжден дипломом I степени. За эту работу театр получил звание «Народный», которое с тех пор постоянно подтверждается высоким уровнем режиссерского и актерского мастерства. Ряд артистов театра – М. В. Семенова, Н. Д. Пронькина, П. И. Нестеров, Ю. А. Ларин, А. А. Казанская, П. С. Шокол, М. Н. Кривопушкин, И. П. Соловьев были удостоены звания лауреатов конкурса и награждены дипломами и грамотами Областного совета профсоюзов.

Достойным преемником Ю. И. Титова на посту руководителя театра стал в 1979 г. Николай Васильевич Якушев, который был помощником режиссера и участником многих спектаклейеще с начала 70-х годов. Николай Васильевич возглавил театр в трудное время. В силу разных причин (возраст, болезни, смена места жительства) коллектив лишился почти двух третей своего основного состава, из ветеранов сцены остались лишь А. И. Мошенина и А. Ф. Саловская. В коллектив пришло новое театральное поколение, воспитанное детской студией, и пополнило основной состав труппы.

В театре интенсивно шел поиск репертуара, который отвечал бы на возросшие духовные запросы участников коллектива и вообще зрителей. Вначале Н.В. Якушев ставил произведения советской драматургии, представлявшие действительность в привычном лакировочно-искаженном свете («Миллион за улыбку» А. Софронова, «Одна береза знает» А. Ларченкова,

                                                               После спектакля «Человек в отставке»

«Старый дом» А. Казанцева). Переломными стали спектакли «А зори здесь тихие» по Б. Васильеву и «За все хорошее – смерть» по М. Ибрагимбекову, в которых военные и послевоенные события были показаны честно и правдиво. Такой драматургический материал помог театру и его режиссеру острее почувствовать ответственность художника за поставленный спектакль и созданный на сцене образ.

Во второй половине 80-х годов появились остросоциальные пьесы молодых драматургов Алексея Дударева и Николая Коляды, построенные на взрывных конфликтных ситуациях, поднимающие актуальные проблемы повседневной жизни людей. Кировский театр одним из первых в области поставил спектакли по пьесамН.Коляды - «Барак» и А.Дударева -«Порог» и «Свалка». Зрители и рецензенты дружно отмечали творческие находки молодых актеров Н. Амелькиной, Л. Лалик, М. Нестерова, И. Минаевой, В. Киреева и других. Сам режиссер - Н.В. Якушев, как правило, играл эпизодические, острохарактерные роли пожилых людей (впрочем, созданные им образы Буслая в «Пороге» и Пифагора в «Свалке» были одними из главных).

Вот в таком состоянии расцвета и радужных перспектив наш театр встретил эпоху реформ 90-х годов».

Материал А. Бауэра дополняет информация из доклада о Кировском народном драматическом театре учащегося Больше-Желтоуховской школы Николая Кравченко: «Наступили тяжёлые 90-е годы, что не могло не сказаться на работе театра, но Николай Васильевич Якушев сумел сохранить коллектив и его высокое почётное звание «Народный театр».

В 1994 г. Н.В. Якушев уходит из жизни, и несколько лет Кировский народный драматический театр остается без руководителя.

В 1998 году в театр приходит режиссер Галина Мазурок. Она начала свою работу со спектакля Б. Рацера, В. Константинова «Гусар из КГБ». Галина Мазурок активно разворачивает деятельность и быстро возвращает коллективу былую славу. Кировчане и гости города смогли увидеть такие спектакли, как: «Остров нашей любви и надежды» (по пьесе Г.Соловского), «Пятница 13-е» (пьесу написал актёр театра А.Матюшко), «Кома» (по пьесе М.Варфоломеева), «Любовь и голуби» (по пьесе В.Гуркина), «Мышеловка» (по пьесе Агаты Кристи), «По соседству мы живем» (по пьесе С. Лобозерова), «Памятник» (по пьесе В.Жеребцова), «Он, она, окно и покойник» (по пьесе Рея Куни). Ведущими актёрами театра являются Алексей Матюшко, Владимир Матюшин, Сергей Прокаев, Татьяна Щербакова, Александр Магомедов, Татьяна Макарова, Ольга Обухова. Актеры Кировского народного драматического театра активно участвуют в мероприятиях, проходящих в городе. Популярность театра растет. Приходят новые актеры, которые мечтают о новых спектаклях и ролях

Народный драматический театр становится лауреатом и победителем многочисленных областных и районных конкурсов. В последние годы он участвует в фестивале конкурсных программ «Поет село родное»,в районном конкурсе «Победы Славный юбилей», в районном фестивале «Во славу города родного», посвященного 65-летию освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. В 2014 году спектакль «Он, она, окно и покойник» Рея Кунипризнан лучшим на Межрегиональном ежегодном фестивале самодеятельных театров в Брянской области. Кировчане тогда получили сразу три награды:«За лучшую роль первого плана» получил Алексей Матюшко,«За лучшую роль второго плана» – Александр Магомедов, а также главный приз фестиваля - «Большая хрустальная маска».

В последнее время Кировский Народный театр возглавила Татьяна Макарова. Уже первая ее постановка - 15 минутная сценка для гала-концерта произвела очень хорошее впечатление на зрителей. В игре актеров появилась свежесть, задор, динамика. Театр сделал заявку на продолжение своего развития.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 522 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2741 - | 2304 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.