Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Судьба национальных  художественных промыслов




И ремесел России

Одним из важнейших компонентов духовности любого общества является проявление творческой активности широких масс людей. Народная культура — это неотъемлемая часть социокультурного творчества. Наша отечественная культура не может существовать вне национальной формы самовыражения, олицетворяя дух на­ции и ее творческий потенциал. В понятие народная культура вхо­дит устное народное творчество, фольклор, декоративно-приклад­ное искусство, реализуемое в изделиях ремесленников. Имея глу­бокие исторические корни, многие художественные промыслы и ремесла России в XX веке утратили былое влияние на бытовую культуру страны. Сегодня многое меняется. Наблюдается устойчи­вая тенденция повсеместного возрождения ремесел, активное их включение в современную социокультурную жизнь России.

Географически практически все регионы России владеют какими-либо ремеслами. Однако наибольшим разнообразием и из­вестностью отличались те очаги народного творчества, которые возникали на древних торговых путях, по которым шли потоки то­варов. Один из таких путей вел из Москвы в Архангельск — к един­ственному в XVI—XVII веках русскому морскому порту. Города, которые расположены на этой дороге — Сергиев Посад, Ростов Ве­ликий, Ярославль, Кострома, Великий Устюг, село Холмогоры — связали свою судьбу с различными художественными промысла ми по обработке дерева, металла, кости. Процессы возрождения ремесел и их влияние на сегодняшнее состояние бытовой культу­ры региона весьма ощутимо.

Дадим краткую характеристику тем ремеслам и промыслам, которые расположены в перечисленных выше городах и селах и пе­реживающих сегодня непростые процессы возрождения.

Сергиев Посад известен с XVII века как центр создания рус­ской деревянной игрушки. В конце XIX века именно мастера Сергиева Посада налаживают массовое изготовление деревянной то­ченой матрешки. К началу XX века создается и промысел с ориги­нальным выжиганием по дереву. Стаканы, коробки, солонки, ковши, яркие по цвету, украшались выжиганием на сюжеты старого рус­ского быта и древнерусской архитектуры. Революционные собы­тия 1917 года изменили как тематику изделий, так и сократили ко­личество выпускаемой продукции. Сегодня ситуация меняется. Возвращаются традиционные изделия с традиционными сюжета­ми, а продукция посадских мастеров успешно завоевывает не толь­ко внутренний рынок, но и внешний.

В Ростове Великом в XVII в. сложился промысел живопис­ной финифти, хотя художественное эмалирование металла изве­стно на Руси с древних времен. Искусство живописной финифти вначале развивалось в рамках религиозной тематики. Со второй половины XIX века мастерами выполняются портретные миниа­тюры, копии с цветных литографий, всевозможные шкатулки и ко­робочки, ювелирные изделия. В 1960 году артель ростовских мастеров преобразовывается в фабрику «Ростовская финифть». Глав­ное место в ассортименте теперь занимают украшения — серьги, броши, браслеты. В последние годы ростовские мастера тесно со­трудничают и Угличским часовым заводом, выпуская оригиналь­ные часы-браслеты с росписью, пользующиеся большим спросом и в России и за рубежом.

Великий Устюг — известен в России не только как город — памятник древнерусской архитектуры, но и как место рождения старейшего отечественного промысла — искусства черни по сере­бру. В начале 30-х годов нашего века немногочисленные артели бы­ли преобразованы в фабрику «Северная чернь». Изделия мастеров «Северной черни» отличаются мягкими линиями рисунков, сдер­жанной, истинно русской красотой. Безупречная форма, строгость и изящество черневого рисунка в сочетании с матовым золотом де­лают великоустюжские изделия популярными не только в преде­лах нашей страны, но и за границей.

С XVIII века вблизи Великого Устюга, в деревнях, располо­женных по берегам реки Шемогды широкое распространение полу­чило изготовление изделий из бересты. Причем первый слой пред­ставлял собой ажурный, прорезной орнамент. Береста, вероятно, была самым древним и самым распространенным сырьем, которое использовали мастера для изготовления игрушки, посуды, утвари. И художественный прием прорезной бересты, как и тиснение по ней, существовал в глубокой древности. Однако на своеобразный всплеск искусства шемогодской резьбы по бересте оказал особое влияние расцвет косторезного промысла в Холмогорах. Сегодня жи­тели северных регионов широко используют берестяные изделия в своем быту. Хочется надеяться, что экологически чистая, не облада­ющая запахом, относительно дешевая домашняя утварь и посуда из бересты найдет своих сторонников и в других регионах России.

Холмогорские косторезы продолжают развивать богатей­шие традиции прошлого, создавая произведения, отвечающие сти­листической направленности декоративного искусства наших дней. Фабрика художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова в Хол­могорах известна всему миру своими уникальными мастерами. Да­же небольшой анализ состояния некоторых промыслов и ремесел страны позволяет говорить о том, что народная культура также об­ладает глубокой преемственностью.

ЛИТЕРАТУРА_____________________________________

Акинылин Л. Н. Храмы Воронежа. — Воронеж, 1994.

Белов Ю.М. Лад: Очерки о народной эстетике. — М., 1989.

Лотман ТО. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства

(XVIII — начало XIX века). — С.-Пб., 1994.

Монастыри России // Памятники Отечества. — М., 1993. № 26.

Русская усадьба // Памятники Отечества. — М., 1992. № 25,

Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов. —

М., 1992.

Заключение

Подведем итог всему вышеизложенному и отметим специфические черты русской культуры от древнейших времен до XX века.

1.Русская культура — понятие историческое и многогранное. Она
включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длитель­ном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в истори­ческом времени. У замечательного представителя европейского Возрождения Максима Грека, переехавшего в нашу страну на рубеже XVI века, есть пора­зительный по глубине и верности образ России. Он пишет о ней, как о женщи­не в черном платье, задумчиво сидящей «при дороге». Русская культура тоже «при дороге», она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история.

2.Большая часть территории России заселена позднее, чем те регионы
мира; в которых сложились основные центры мировой культуры. В этом смысле
русская культура — явление относительно молодое. Мало того, Русь не знала
периода рабовладения: восточные славяне перешли непосредственно к феода­лизму от общинно-патриархальных отношений. В силу своей исторической мо­лодости русская культура оказалась перед необходимостью интенсивного исто­рического развития. Конечно, русская культура развивалась под влиянием раз­личных культур стран Запада и Востока, исторически опередивших Россию. Но воспринимая и усваивая культурное наследие других народов, русские писате­ли и художники, скульпторы и архитекторы, ученые и философы решали свои задачи, формировали и развивали отечественные традиции, никогда не ограни­чиваясь копированием чужих образцов.

3.Длительный период развития русской культуры определялся христианско-православной религией. На многие века ведущими культурными жан­рами стали храмостроительство, иконопись, церковная литература. Значи­тельный вклад в мировую художественную сокровищницу Россия, вплоть до XVIII века, вносила духовной деятельностью, связанной с христианством.

Вместе с тем, влияние христианства на русскую культуру — процесс далеко не однозначный. По справедливому замечанию видного славянофила А. С. Хомякова, Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианской религии. Русская культура вышла из-под влияния религиозных догматов и переросла границы православия.

4.    Специфические черты русской культуры определяются в значитель­ной степени тем, что исследователи назвали «характером русского народа». Об этом писали все исследователи «русской идеи». Главной чертой этого характера называли веру. Альтернатива «вера-знание», «вера-разум» решалась в России в конкретные исторические периоды по-разному, но чаще всего в пользу веры. Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и рус­ского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Ф. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить».

Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поко­лений — сохранить и приумножить их.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 190 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2239 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.